Решение №Р-28/08 2016 РЕШЕНИЕ от 5 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

 

14 апреля 2016 г.                                                                         г. Благовещенск

                                                                                                                

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <...>,

члены Комиссии: <...>,

рассмотрев дело № Р-28/08 2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований установленных частью 7 статьи 5, частью 1, пунктом 2 части 2, частью 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Закон «О рекламе»)

в присутствии:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

общества с ограниченной ответственностью Микрокредитной компании «Дом денег», далее – ООО МКК «Дом денег» (ОГРН 1122801001366, дата регистрации 08.02.2012, ИНН 2801169316, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Амурская, 127),

заинтересованного лица – ---,  эксперта – ---, переводчика – ---.

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением  законодательства Российской Федерации о рекламе 20.03.2016 Амурским УФАС России зафиксирован факт распространения информации с текстом следующего содержания:

«ДОМ ДЕНЕГ. займы. от 1000 до 40000 всего за 10 МИНУТ. от 1 до 30 дней СТАВКА от 0,9% без залогов и поручителей необходим только паспорт <...> предоставляем кредитные истории 57-8888»,

в нижней части баннера очень мелким шрифтом: «328,5 % в год. займы «До зарплаты», ставка от 0,9% до 2% в день. Займы предоставляет ООО «Дом Денег», ОГРН 1122801001366 свидетельство МФО № 0001916 от 15 мая 2012 г. Гражданам РФ достигшим возраста 21 года».

Установлено, что данная информация, согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О рекламе», является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (займы, предоставляемые ООО МКК «Дом денег»), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе № 03-1043 от 24.03.2016, в отношении ООО МКК «Дом денег»  возбуждено дело            № Р-28/08 2016, согласно которому дело назначено к рассмотрению на 12.04.2016 в 10:00 часов.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО МФО «Дом денег» зарегистрировано в качестве юридического лица 08.02.2012 за основным регистрационным номером 1122801001366.

Согласно изменениям, внесенным в ЕГРЮЛ 21.03.2016 Общество переименовано в общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Дом денег».

Основным видом экономической деятельности ООО МКК «Дом денег» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является предоставление кредита.

Амурским УФАС России 20.03.2016 на основании приказа от 16.03.2016 «О проведении наружной рекламы»  № 40 был зафиксирован факт распространения вышеназванной рекламы, закрепленной в виде баннера на здании и на входе в ООО МКК «Дом денег» по адресу:                   г. Благовещенск, ул. Амурская, 127.

17.03.2016 в комитет по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска был направлен запрос (<...>) о наличии разрешения у ООО МКК «Дом денег» на размещение рассматриваемой рекламной конструкции.

Из информации представленной комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска (<...>) следует, что разрешение на установку и эксплуатацию данной рекламной конструкции у ООО МКК «Дом денег» отсутствует.

Согласно части 9 статьи 19 Закона «О рекламе», установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рассматриваемой рекламной конструкции у ООО МКК «Дом денег», нарушает часть 9 статьи 19 Закона «О рекламе».

Представитель ООО МКК «Дом денег» - <...>. в ходе рассмотрения дела поддержала позицию изложенную письменно  (<...>) указала, что  реклама была размещена заместителем генерального директора ООО МКК «Дом денег» <...>по собственной инициативе без договора на оказание услуг, по договоренности, в связи с чем, рекламные материалы и документы, на основании которых была изготовлена реклама, представить невозможно. Также указала, что <...>. посчитал, что разместил информационный стенд для привлечения граждан, а не рекламу. О том, что необходимо указывать информацию о полной стоимости кредита не знал, размещая рекламу, не думал, что нарушает рекламное законодательство.

Представитель ООО МКК «Дом денег» также пояснила, что ООО МКК «Дом денег» признает нарушение рекламного законодательства, что суть нарушения Обществу понятна.

Комиссия Амурского УФАС России исследовав имеющиеся материалы дела, пояснения представителя ООО МКК «Дом денег» пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 2  части  2   статьи 28 Закона «О рекламе»,  реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Учитывая, что основным видом экономической деятельности ООО МКК «Дом денег» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является предоставление кредита, и привлечение денежных средств во вклад Общество не осуществляет, то рассматриваемая реклама не противоречит пункту 2  части  2   статьи 28 Закона «О рекламе».

В соответствии  с частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Как установлено Комиссией Амурского УФАС России, в рассматриваемой рекламе доступным для чтения шрифтом указаны лишь: минимальная и максимальная суммы займа, срок кредитования от 1 до 30 дней, ставка от 0,9% (не указано в день или в месяц), мелким, не доступным для чтения шрифтом в нижней части баннера указано:  «328,5 % в год. займы «До зарплаты», ставка от 0,9% до 2% в день. Займы предоставляет ООО «Дом Денег», ОГРН 1122801001366, свидетельство МФО № 0001916 от 15 мая 2012 г. Гражданам РФ достигшим возраста 21 года.».

В соответствии с частью 1  статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица наименование, для индивидуального предпринимателя  - фамилию, имя, отчество).

В рекламе присутствует наименование лица, предоставляющего финансовую услугу, но оно выполнено мелким шрифтом, в связи с чем, является недоступным для восприятия.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.2013 «О потребительском кредите (займе)» № 353-ФЗ (далее – Закон «О потребительском кредите (займе)»), к условиям, определяющим полную стоимость кредита,  отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); проценты по договору потребительского кредита (займа); платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей; плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа); платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом; сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником;  сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей.

В  соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – Пленум ВАС РФ)              № 58 от 08.10.2012 года  к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о  дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 года                № 58, установлено, что  за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, судам надлежит учитывать следующее.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Комиссией Амурского УФАС России установлено, что применённый в рекламном тексте шрифт (в нижней части баннера) не обеспечивает должного восприятия потребителями всего содержания рекламной надписи и воспринимается белыми полосами, что приводит к потере читаемости существенных условий.

Таким образом, в нарушение требований приведенных выше норм закона указанные условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, в рекламе не указаны.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Совокупность таких особенностей, как объем информации на рекламном баннере, мелкий шрифт белого цвета в самой нижней части рекламного баннера,  лишают возможности потребителя  получить полный объем информации о предоставляемых кредитах (займах).

Применяемый в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечивать восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части, однако Общество разместило рекламу таким образом, что несоразмерность шрифта привела к потере читаемости существенных условий, что вводит потребителей рекламы в заблуждение.

Комиссия Амурского УФАС России учитывая особенности размещения спорной рекламы, использование разного размера шрифта при изложении информации, пришла к выводу о том, что потребители рекламы не имеют возможности в полной мере ознакомиться с указанными в рекламе мелким шрифтом сведениями обычным способом без усилий по разглядыванию нижней части рекламы изображенной мелким шрифтом.

Реклама  финансовых услуг, с учетом значения для потребителя, обязывает рекламодателя и рекламораспространителя соблюдать установленные требования к рекламе таких услуг, которая не предполагает импульсивного восприятия, а требует от потребителя необходимого количества времени,  сосредоточенного внимания.

В данном случае спорная реклама является наружной, направлена на импульсивное восприятие информации потребителями, размещена с помощью средств стабильного территориального размещения, следовательно, основными потребителями вышеназванной рекламы необходимо рассматривать водителей и пассажиров транспортных средств, движущихся по проезжей части.

Таким образом, учитывая месторасположение рекламы,  ограниченное время считывания информации для основной аудитории потребителей, мелкий размер шрифта, которым написаны существенные условия по сравнению со шрифтом основной, привлекательной информации об услуге, потребители рекламы с учетом объема содержащейся в рекламе информации не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным образом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации, и у потребителей отсутствует возможность для целостного восприятия всей информации в отношении предоставляемой финансовой услуги. Следовательно, часть условий  изображены таким способом, что данная информация оказывается неприемлемой для чтения, что свидетельствует об умалчивании информации, недоведении до потребителя в воспринимаемой форме информации, наличие которой необходимо в рекламе.

Наружная реклама займов ООО МКК «Дом денег» не соответствует  части 7 статьи  5, чести 1, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

Отсутствие рекламных материалов, которые должны храниться в ООО МКК «Дом денег» в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, нарушает статью 12 Закона «О рекламе».

Факт распространения ненадлежащей рекламы закрепленной в виде баннера на здании и на входе в ООО МКК «Дом денег» по адресу:                   г. Благовещенск, ул. Амурская, 127, с текстом:

«ДОМ ДЕНЕГ. займы. от 1000 до 40000 всего за 10 МИНУТ. от 1 до 30 дней СТАВКА от 0,9% без залогов и поручителей необходим только паспорт <...> предоставляем кредитные истории 57-8888»,

в нижней части баннера очень мелким шрифтом: «328,5 % в год. займы «До зарплаты», ставка от 0,9% до 2% в день. Займы предоставляет ООО «Дом Денег», ОГРН 1122801001366 свидетельство МФО № 0001916 от 15 мая 2012 г. Гражданам РФ достигшим возраста 21 года»,  подтверждается информацией от комитета по управлению имуществом муниципального образования  г. Благовещенска (<...>), информацией представленной  ООО МКК «Дом денег» (<...>) и иными материалами дела № Р-28/08 2016, а также не отрицался представителем ООО МКК «Дом денег» в ходе рассмотрения дела Р-28/08 2016.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламодателем, изготовителем или продавцом товара, фактически определившим объект рекламирования и содержание рекламы, является ООО МКК «Дом денег» (ОГРН 1122801001366, дата регистрации 08.02.2012, ИНН 2801169316, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Амурская, 127).

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламораспространителем, лицом, осуществившим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является ООО МКК «Дом денег» (ОГРН 1122801001366, дата регистрации 08.02.2012, ИНН 2801169316, расположенного по адресу:                г. Благовещенск, ул. Амурская, 127).

Частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьей 12, статьей 28 указанного Закона, возложена на рекламодателя.

Частью 7 статьи 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 9 статьи 19 указанного Закона, возложена на рекламодателя.

Учитывая, что ООО МКК «Дом денег», в данном случае, является как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, то оно несёт ответственность за нарушение требований установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьей 12, частью 9 статьи 19, статьей 28 Закона «О рекламе».

Комиссией Амурского УФАС России, по совокупности документов установлено, что по вине рекламодателя (рекламораспространителя) ООО МКК «Дом денег» произошло распространение на территории Амурской области вышеназванной рекламы, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, части 9 статьи 19, части 1, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

Комиссия Амурского УФАС России считает, что ООО МКК «Дом денег», являясь рекламодателем вышеназванной рекламы,

имело возможность сохранить рекламные материалы, что исключило бы нарушение статьи 12 Закона «О рекламе»,

имело возможность получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в органах местного самоуправления, что исключило бы нарушение части 9 статьи 19 Закона «О рекламе»;

имело возможность не распространять рекламу финансовых услуг без указания наименования юридического лица, что исключило бы нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе,

имело возможность не распространять рекламу финансовых услуг без указания информации определяющий полную стоимость кредита, что исключило бы нарушение части 3 статьи 28 Закона «О рекламе» или указать эту информацию крупным хорошо воспринимаемым для прочтения шрифтом, что исключило бы введение потребителей рекламы в заблуждение и, следовательно исключило бы нарушение части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», однако не предприняло для этого соответствующих мер.

Согласно частей 4 и 6 статьи 38 Закона «О рекламе» к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную, в том числе, 20.03.2016 обществом с ограниченной ответственностью  Микрокредитной компанией «Дом Денег» (ОГРН 1122801001366, дата регистрации 08.02.2012, ИНН 2801169316, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Амурская, 127), размещенную на здании и на входе в ООО МКК «Дом денег» по адресу: г. Благовещенск, ул. Амурская, 127 в виде баннера с текстом следующего содержания:

«ДОМ ДЕНЕГ. займы. от 1000 до 40000 всего за 10 МИНУТ. от 1 до 30 дней СТАВКА от 0,9% без залогов и поручителей необходим только паспорт <...> предоставляем кредитные истории 57-8888»,

в нижней части баннера очень мелким шрифтом: «328,5 % в год. займы «До зарплаты», ставка от 0,9% до 2% в день. Займы предоставляет ООО «Дом Денег», ОГРН 1122801001366, свидетельство МФО № 0001916 от 15 мая 2012 г. Гражданам РФ достигшим возраста 21 года.», поскольку в ней нарушены требования, установленные частью 7 статьи 5, частью 1, частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

2. Признать ООО МКК «Дом денег» нарушившим статью 12, часть 9 статьи 19 Закона «О рекламе».

3. Выдать ООО МКК «Дом денег» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ.

 

Решение изготовлено в полном объеме 14 апреля 2016 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны