Решение б/н Решение по делу № Р-28/17 2016 от 18 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № Р-28/17 2016

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 июля 2016 г.                г. Благовещенск

В полном объеме решение изготовлено 11 июля 2016 г.                                                                                                         

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…>,

рассмотрев дело № Р-28/17 2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований установленных частью 7 статьи 5, частью 1 и частью 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Закон «О рекламе»)

в присутствии:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

Общества с ограниченной ответственностью микрофинансовая организация «Живые деньги 28», далее – ООО МФО «Живые деньги 28», Общество (ИНН 2801194376, ОГРН 1142801002651, дата регистрации – 26.03.2014, адрес места нахождения: 675000, Амурская область, г.Благовещенск, ул. Кузнечная, 1) - <…>, действующего на основании Приказа от 05.04.2016 №1-к «О вступлении в должность» (далее – Представитель, <…>),

заинтересованного лица – ---,  эксперта – ---, переводчика – ---.

УСТАНОВИЛА:

При осуществлении государственного надзора за соблюдением  законодательства Российской Федерации о рекламе 23.05.2016 Амурским УФАС России зафиксирован факт распространения информации, размещенной:

1) с использованием технического средства стабильного территориального размещения в виде щитовой рекламной конструкции на 2 этаже в  здании Центрального Универмага, расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. 50 лет октября, 20, с текстом сведущего содержания: «БЫСТРЫЕ ЗАЙМЫ ЖИВЫЕ ДЕНЬГИ  ОТ 1000 рублей и более  ЦУМ, 2  этаж»;

2) в виде выносного штендера, находящегося на улице возле Центрального Универмага со следующим текстом: «БЫСТРЫЕ ЗАЙМЫ ЖИВЫЕ ДЕНЬГИ 28 НУЖНЫ ДЕНЬГИ? ЗАХОДИ! www.zhiviedengi.ru 50-18-18 УНИВЕРМАГ 2 этаж».

Установлено, что данная информация, согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О рекламе», является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (займы, предоставляемые ООО МФО «Живые деньги 28»), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе № 03-2379 от 22.06.2016, в отношении ООО МФО «Живые деньги 28» возбуждено дело № Р-28/17 2016, согласно которому дело назначено к рассмотрению на 07.07.2016 в 10:00 часов.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО МФО «Живые деньги 28» зарегистрировано в качестве юридического лица 26.03.2014 за основным регистрационным номером 1142801002651.

Основным видом экономической деятельности МФО «Живые деньги 28» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является предоставление кредита.

Амурским УФАС России 23.05.2016 на основании приказа от 23.05.2016 «О проведении наружной рекламы»  № 88 был зафиксирован факт распространения вышеуказанных реклам.

Амурским УФАС России в связи с необходимостью установления рекламораспространителя был сделан запрос информации в Производственный кооператив «Центральный Универсальный магазин» (далее – ПК «ЦУМ»)  (исх. № 03-2022/904-э от 30.05.2016). Из ответа ПК «ЦУМ» (вх. № 2566 от 03.06.2016) следует, что владельцем щитовой рекламной конструкции, размещенной в Центральном Универмаге, является ООО «Живые деньги 28».

<…> - поддержал позицию изложенную письменно, указала, что обязанности по маркетингу и контролю за рекламой Общества были возложены на генерального директора, который не обладает полным объемом знаний для осуществления таких обязанностей. таким образом у генерального директора отсутствовал умысел на совершение такого нарушения.

<…> пояснил, что ООО МФО «Живые деньги 28» признает нарушение рекламного законодательства. Узнав о совершении нарушения генеральным директором Общества предприняты меры по добровольному устранению нарушений. Размещенная Обществом ненадлежащая реклама снята с щитовой рекламной конструкции и выносного штендера.

Комиссия Амурского УФАС России, исследовав имеющиеся материалы дела, пояснения представителя ООО МФО «Живые деньги 28», пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе», реклама  банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В обоих случаях размещения рассматриваемой рекламы отсутствует наименование лица предоставляющего финансовую услугу – ООО МФО «Живые деньги 28» (ИНН 2801194376, ОГРН 1142801002651, дата регистрации – 26.03.2014, адрес места нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Кузнечная, 1).

Следовательно, реклама ООО МФО «Живые деньги 28» не соответствует части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

В соответствии  с частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», к условиям, определяющим полную стоимость кредита,  отнесены:

- сумма потребительского кредита (займа);

- срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа);

- проценты по договору потребительского кредита (займа);

- платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей;

- плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа);

- платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом.

- сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником;

- сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей.

В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – Пленум ВАС РФ) «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» от 08.10.2012 № 58, к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о  дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог и др.).

Пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 года № 58, установлено, что  за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, судам надлежит учитывать следующее.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Как установлено Комиссией Амурского УФАС России, в рассматриваемой рекламе, размещенной в Центральном универмаге, указано одно из вышеперечисленных условий – это займы от 1000 рублей и более. Остальные условия кредитования отсутствуют.

То есть, рассматриваемая реклама не содержит все условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), следовательно, не соответствует требованиям  части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

Таким образом, в нарушение требований приведенных выше норм закона указанные условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, в рекламе не указаны.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Комиссия Амурского УФАС России пришла к выводу о том, что рассматриваемая реклама ООО МФО «Живые деньги 28» не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, при этом искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребители рекламы, тем самым нарушая часть 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Реклама  финансовых услуг, с учетом значения для потребителя, обязывает рекламодателя и рекламораспространителя соблюдать установленные требования к рекламе таких услуг.

Факт распространения ненадлежащей рекламы закрепленной в виде щитовой рекламной конструкции на 2 этаже в  здании Центрального Универмага, расположенном по адресу: г.Благовещенск, ул. 50 лет октября, 20, с текстом сведущего содержания: «БЫСТРЫЕ ЗАЙМЫ ЖИВЫЕ ДЕНЬГИ  ОТ 1000 рублей и более  ЦУМ, 2  этаж», а так же в виде выносного штендера, находящегося на улице возле Центрального Универмага со следующим текстом: «БЫСТРЫЕ ЗАЙМЫ ЖИВЫЕ ДЕНЬГИ 28 НУЖНЫ ДЕНЬГИ? ЗАХОДИ! www.zhiviedengi.ru 50-18-18 УНИВЕРМАГ 2 этаж» не отрицался представителем ООО МФО «Живые деньги 28» в ходе рассмотрения дела Р-28/17 2016.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламодателем, изготовителем или продавцом товара, фактически определившим объект рекламирования и содержание рекламы, является ООО МФО «Живые деньги 28» (ИНН 2801194376, ОГРН 1142801002651, дата регистрации – 26.03.2014, адрес места нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Кузнечная, 1).

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламораспространителем, лицом, осуществившим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является ООО МФО «Живые деньги 28» (ИНН 2801194376, ОГРН 1142801002651, дата регистрации – 26.03.2014, адрес места нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Кузнечная, 1).

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьей 28 поименованного Закона – несет рекламодатель.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований установленных частями 1, 4, 7, 8, 11 и 13 статьи 28 поименованного Закона – несет рекламораспространитель.

Учитывая, что  согласно частей 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», в данном случае ООО МФО «Живые деньги 28», является как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, то оно несёт ответственность за нарушение требований установленных частями 2 - 8 статьи 5, частями 1 и 3 статьей 28 Закона «О рекламе».

Комиссией Амурского УФАС России, по совокупности документов установлено, что по вине рекламодателя (рекламораспространителя) ООО МФО «Живые деньги 28» произошло распространение на территории Амурской области вышеназванной рекламы, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, части 1, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

Комиссия Амурского УФАС России считает, что ООО МФО «Живые деньги 28», являясь рекламодателем вышеназванной рекламы,

имело возможность не распространять рекламу финансовых услуг без указания наименования юридического лица, что исключило бы нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе,

имело возможность не распространять рекламу финансовых услуг без указания информации определяющий полную стоимость кредита, что исключило бы нарушение части 3 статьи 28 Закона «О рекламе», что исключило бы введение потребителей рекламы в заблуждение и, следовательно исключило бы нарушение части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», однако не предприняло для этого соответствующих мер.

Согласно частей 4 и 6 статьи 38 Закона «О рекламе» к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью Микрофинансовой организации «Живые деньги 28» (ИНН 2801194376, ОГРН 1142801002651, дата регистрации – 26.03.2014, адрес места нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Кузнечная, 1), распространенную посредством:

- стабильного территориального размещения в виде щитовой рекламной конструкции на 2 этаже в  здании Центрального Универмага, расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. 50 лет октября, 20, с текстом сведущего содержания: «БЫСТРЫЕ ЗАЙМЫ ЖИВЫЕ ДЕНЬГИ  ОТ 1000 рублей и более  ЦУМ, 2  этаж»;

- выносного штендера, находящегося на улице возле Центрального Универмага со следующим текстом: «БЫСТРЫЕ ЗАЙМЫ ЖИВЫЕ ДЕНЬГИ 28, НУЖНЫ ДЕНЬГИ? ЗАХОДИ! www.zhiviedengi.ru 50-18-18 УНИВЕРМАГ 2 этаж»,

поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи  5, части 1 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО МФО «Живые деньги 28» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны