Решение №Р-28/212 2018 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № Р-28/212 2018 от 17 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № Р-28/212  2018

 

«17» января 2019 г.                                                                                  г. Благовещенск

                                                                                                                                                                                                  

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <…>, заместитель руководителя управления – начальник отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России,

члены Комиссии: <…>, ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы, <…>, специалист-эксперт указанного отдела,

рассмотрев дело № Р-28/212  2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 1 статьи 28,  части 7 статьи 5 и части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», (далее – Закон «О рекламе») по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «Первый городской ломбард» (далее также ООО «Первый городской ломбард», Общество)  на территории г. Благовещенска Амурской области рекламы, в которой отсутствует полное наименование лица, оказывающего финансовые услуги или осуществляющего финансовую деятельность, отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, которая содержит информацию о деятельности, запрещенной  Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах»,

в отсутствие представителей:

лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО «Первый городской ломбард» (ОГРН 1132801010088, ИНН/КПП 2801190558/280101001, адрес (место нахождения): 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Лазо, 57)

 представители не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

заявителя – Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации, место нахождения: 690990, г. Владивосток, ул. Светланская, 71, представители не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

заинтересованного лица – ---; эксперта – ---; переводчика – ---,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Амурское УФАС России поступило обращение Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее также - Дальневосточное ГУ Банка России, Заявитель, исх. № Т7-44-44-16/33851 от 25.10.2018, вх. № 3659 от 06.11.2018) на предмет установления признаков нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») в рекламе услуг ООО «Первый городской ломбард».

 Заявитель указал, что в результате контрольно-надзорных мероприятий, проведенных 19.09.2018 Дальневосточным ГУ Банка России, установлено, что по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Игнатьевское шоссе, д.11, размещена информация ООО «Первый городской ломбард» (ИНН 2801190558, ОГРН 1132801010088) об осуществлении скупки золота и продаже ювелирных изделий.

Дальневосточное ГУ Банка России указало, что согласно части 4 статьи 2 Федерального закона № 196-ФЗ ломбарду запрещается заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. 

Заявителем представлено фото баннера, на котором имеется следующий текст:

«НИЗКАЯ % ставка

ПОКУПАЕМ ЗОЛОТО ДОРОГО

ПРОДАЖА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

ПЕРВЫЙ ГОРОДСКОЙ ЛОМБАРД

Наши филиалы:

Шевченко 10

Лазо 57

Чайковского 61

Ленина 60

Режим работы

С 900 до 2000

без перерывов, без выходных».

Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, установила следующие обстоятельства.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из пункта 2 статьи 3 Закона «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая информация, согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О рекламе», отвечает законодательному понятию «реклама», поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (услугам, оказываемым ломбардом), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

В силу статьи 54 «Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994             № 51-ФЗ (далее - ГК РФ), наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.      

Статьей 1473 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.  Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В нарушение части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» в вышепоименованной рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающего финансовые  услуги или осуществляющего финансовую деятельность.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Согласно части 11 статьи 5 Закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Наличие в вышеназванной рекламе ломбарда информации о деятельности, запрещенной Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах» свидетельствует о признаках нарушения требований части 11 статьи 5 Закона «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В связи с тем, что в рассматриваемой рекламе отсутствует информация о лице, фактически оказывающем услуги по скупке и продаже ювелирных изделий, данный факт свидетельствует о признаках нарушения требований части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Следовательно, данная реклама не соответствует требованиям, установленным частью 1 статьи 28, частью 7 статьи 5 и частью 11 статьи 5 Закона «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо – пункт 5 статьи 3 Закона «О рекламе») несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств -  пункт 7 статьи 3 Закона «О рекламе») несет ответственность за нарушение требований части  1 статьи 28 Закона «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Рекламодателем и рекламораспространителем, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе признано ООО «Первый городской ломбард» (ОГРН 1132801010088, ИНН/КПП 2801190558/280101001, адрес (место нахождения): 675000, Амурская область,                        г. Благовещенск, ул. Лазо, 57), по нижеследующим основаниям.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, размещенным на официальном сайте ФНС России по адресу https://egrul.nalog.ru/ под наименованием «Первый городской ломбард» зарегистрировано одно юридическое лицо – ООО «Первый городской ломбард» (ОГРН 1132801010088, ИНН/КПП 2801190558/280101001, адрес (место нахождения): 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Лазо, 57). Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «Первый городской ломбард» является деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества.     

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации https://www.cbr.ru/ ООО «Первый городской ломбард» состоит в Государственном реестре ломбардов.

Определением от 14.11.2018 возбуждено дело № Р-28/212  2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 1 статьи 28,  части 7 статьи 5 и части 11 статьи 5  Закона «О рекламе»), назначено к рассмотрению  на 14.12.2018 на 10:00 часов.

В соответствии с определением о возбуждении дела № Р-28/212  2018, лицу, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «Первый городской ломбард», необходимо было представить в Амурское УФАС России документы (сведения). Представители ООО «Первый городской ломбард» на рассмотрение дела не явились. Общество письменно (вх. № 3942-э от 13.12.2018) ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя  ООО «Первый городской ломбард», а также сообщило, что между Обществом и ООО МУП «ГСТК» заключен договор аренды торговой точки, расположенной в торговом центре в                         г. Благовещенске по ул. Игнатьевское шоссе, 11. В целях осуществления предпринимательской деятельности, идентификации предприятия необходима была вывеска. МУП «ГСТК», как арендодателем, было предложено размещение вывески на заборе возле торгового центра (единственное предложенное место).  ООО «Первый городской ломбард» полагает, что данная вывеска не является рекламной конструкцией, и, соответственно, Общество не нарушало законодательство о рекламе.   Первый городской ломбард является брендом, который объединяет различные виды деятельности. В месте деятельности Первого городского ломбарда оказываются услуги как непосредственно самого ломбарда, осуществляемого ООО «Первый городской ломбард», так и услуги по купле – продаже золота, ювелирных изделий, осуществляемых ООО «Эней Нео». ООО «Эней Нео» является субарендатором части торговой точки, расположенной в торговом центре в г. Благовещенске по                              ул. Игнатьевское шоссе, д. 11.  ООО «Первый городской ломбард» указал, что поскольку данная конструкция является вывеской и к ней не применяется закон «О рекламе», то требуемые в определении от 14.11.2018 сведения, касаемые рекламной информации, не имеют правового значения и не предоставляются.       

Комитет по управлению имуществом муниципального образования                               г. Благовещенска письменно сообщил (вх. № 3947 от 23.11.2018), что владельцы рекламной конструкции не обращались в комитет с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.    

В целях всестороннего и объективного рассмотрения дела, Комиссия Амурского УФАС России отметила необходимость отложения дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств (документов и сведений), в том числе о соблюдении в рекламе требований части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 и части 11 статьи 5  Закона «О рекламе» и привлечения в качестве лица, располагающего сведениями муниципальное казенное предприятие «Городской сервисно-торговый комплекс» (далее - МКП «ГСТК»). Определением об отложении и продлении срока рассмотрения дела № Р-28/212  2018 от 17.12.2018 назначено к рассмотрению  на 17.01.2019 на 10:00 часов. В соответствии с указанным определением лицу, располагающему сведениями - ООО МКП «ГСТК», необходимо было представить в Амурское УФАС России документы (сведения).

МКП «ГСТК» письменно (вх. № 4375 от 24.12.2018) сообщило, ООО «Первый городской ломбард» о заключении договора субаренды с ООО «Эней Нео» не уведомляло МКП «ГСТК», более того, в силу пункта 1.3 договора на оказание услуг             № А-133, передача торгового места третьим лицам запрещена. Информация на заборе возле торгового центра по адресу: Игнатьевское шоссе, 11, размещалась непосредственно ООО «Первый городской ломбард». По договору аренды рекламного места 10/146 от 25.09.2017, МКП «ГСТК» предоставляет только рекламное место площадью 18 кв.м.  МКП «ГСТК» представил копии: договора оказания услуг по предоставлению торгового места (площади) № А-133 от 10.12.2017 и договора аренды рекламного места № 10/146 от 25.09.2017.   

Комиссия Амурского УФАС России установила следующее. 

Предметом договора оказания услуг по предоставлению торгового места (площади) № А-133 от 10.12.2017, заключенного между МКП «ГСТК» (Исполнитель) и ООО «Первый городской ломбард» (Заказчик) является предоставление Исполнителем торгового места площадью 19,5 кв.м., расположенного по адресу: Игнатьевское шоссе, 11, 01.01.2018 по 31.12.2018. Согласно пункту 2.1.3 указанного договора Заказчик не имеет права предавать торговое место третьим лицам.     

Предметом договора аренды рекламного места № 10/146 от 25.09.2017, заключенного между МКП «ГСТК» (Арендодатель) и ООО «Первый городской ломбард» (Арендатор) является предоставление Арендодателем во временное пользование Арендатору места для размещения рекламы, площадью 18 кв. м. на штампнастиле, расположенного на прилегающей территории торгового центра № 1 вдоль Игнатьевского шоссе (г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе 11) с 25.09.2017 по 31.12.2018. Согласно пункту 2.3.2 указанного договора Арендатор обязан использовать арендуемое рекламное место исключительно по прямому назначению для распространения средств наружной рекламы.   Из пункта 2.5 указанного договора следует, что Арендодатель не несет ответственность за соответствие рекламных материалов требованиям действующего законодательства, а также за сохранность рекламного материала.      

В соответствии с определением об отложении и продлении срока рассмотрения дела № Р-28/212  2018 от 17.12.2018 ООО «Первый городской ломбард» необходимо было в срок до 12.01.2019 представить в Амурское УФАС России договор субаренды помещения по ул. Игнатьевское шоссе, 11, в г. Благовещенске Амурской области, заключенный между ООО «Первый городской ломбард» и ООО «Эней Нео».  В установленный в определении срок (12.01.2019), а также на дату рассмотрения дела             № Р-28/212  2018  (17.01.2019) ООО «Первый городской ломбард» договор субаренды помещения по ул. Игнатьевское шоссе, 11, в г. Благовещенске Амурской области, заключенный между ООО «Первый городской ломбард» и ООО «Эней Нео» не представил.   

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, размещенным на официальном сайте ФНС России по адресу  https://egrul.nalog.ru/ под наименованием ООО «Эней Нео» зарегистрировано одно юридическое лицо  ОГРН: 1072801012118, дата присвоения ОГРН: 05.12.2007, ИНН: 2801126930, КПП: 280101001, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Красноармейская, 124, офис 300, которое прекратило свою деятельность 22.01.2016.

Таким образом, по совокупности документов установлено, что по вине юридического лица ООО «Первый городской ломбард» произошло распространение на территории г. Благовещенска Амурской области, по ул. Игнатьевское шоссе, д.11,  вышеназванной ненадлежащей рекламы, не соответствующей требованиям части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 и части 11 статьи 5  Закона «О рекламе».

Комиссией Амурского УФАС России установлено, что ООО «Первый городской ломбард», являясь рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы, имело возможность указать полное наименование юридического лица, оказывающего финансовые  услуги или осуществляющего финансовую деятельность, не размещать информацию о  деятельности, запрещенной  Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах», не вводить в заблуждение потребителей рекламы, что исключило бы нарушение требований части 1 статьи 28, части 11 статьи 5, части 7 статьи 5  Закона «О рекламе», однако не предприняло для этого необходимых мер.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Правила), Комиссия Амурского УФАС России считает необходимым выдать юридическому лицу ООО «Первый городской ломбард»  предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 1 статьи 28, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5  Закона «О рекламе»).

Согласно частям 4, 6 и 7 статьи 38 Закона «О рекламе» к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе (юридическому лицу ООО «Первый городской ломбард»), необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (требований части 1 статьи 28, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 Закона «О рекламе») предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Резолютивная часть решения, принятого Комиссией Амурского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии                                                                                                                <…> немедленно по окончании рассмотрения дела – 17.01.2019.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «Первый городской ломбард» (ОГРН 1132801010088, ИНН/КПП 2801190558/280101001, адрес (место нахождения): 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Лазо, 57) в 2018 году, в том числе 19.09.2018 на территории г. Благовещенска Амурской области по адресу:               ул. Игнатьевское шоссе, 11, с текстом следующего содержания:

 «НИЗКАЯ % ставка

ПОКУПАЕМ ЗОЛОТО ДОРОГО

ПРОДАЖА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

ПЕРВЫЙ ГОРОДСКОЙ ЛОМБАРД

Наши филиалы:

Шевченко 10

Лазо 57

Чайковского 61

Ленина 60

Режим работы

С 900 до 2000

без перерывов, без выходных»,

поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 и части 11 статьи 5 Закона «О рекламе».

  1. Выдать ООО «Первый городской ломбард» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента вынесения Решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме «29» января 2019 г.

 

 

 

Председатель Комиссии                       _________________________     <…>

Члены Комиссии:                                _______________________          <…>

                                                                                                              <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны