Решение №Р-28/27 2018 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № Р-28/27 2018 от 7 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № Р-28/27  2018

 

«24» января 2019 г.                                                                                                   г. Благовещенск

                                                                                                                                                                                                                

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <…>, заместитель руководителя управления – начальник отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России,

члены Комиссии: <…>, ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы, <…>, главный специалист-эксперт указанного отдела, <…>, специалист-эксперт указанного отдела,

рассмотрев дело № Р-28/27  2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 7 статьи 7, частей 1, 13 и 14 статьи 28, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», (далее – Закон «О рекламе») по факту распространения ненадлежащей рекламы обществом с ограниченной ответственностью  «Ломбард Рост Плюс» (далее - ООО «Ломбард Рост Плюс», Общество) по ул. Пионерская, 64 в г. Благовещенске Амурской области,

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе: генерального директора ООО «Ломбард Рост Плюс» (ОГРН: 1182801001020, дата присвоения ОГРН: 06.02.2018, ИНН: 2801238584, КПП: 280101001, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск,  ул. Пионерская, 64, офис 1) <…>,

 в отсутствие представителей:

заявителя – Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации, место нахождения: 690990, г. Владивосток, ул. Светланская, 71, представители не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

заинтересованного лица – ---; эксперта – ---; переводчика – ---,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Амурское УФАС России 27.11.2018 поступило обращение Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее также  Дальневосточное ГУ Банка России, Заявитель, вх. № 3998 от 27.11.2018), о признаках нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), выраженного в распространении ненадлежащей рекламы ООО «Ломбард Рост Плюс» по ул. Пионерская, 64 в г. Благовещенске Амурской области. 

25.12.2018 по данному факту Амурским УФАС России  возбуждено дело                      № Р-28/27  2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 7 статьи 7, частей 1, 13 и 14 статьи 28, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе») в отношении  ООО «Ломбард Рост Плюс».

 В ходе рассмотрения данного дела, исследовав его материалы, заслушав участвующих в деле лиц, установлены следующие обстоятельства. 

В 2018 году на прилегающей территории к зданию, расположенному по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Пионерская, 64 с помощью рекламной конструкции в виде переносного металлического баннера распространена информация с текстом следующего содержания:

«РОСТ-ПЛЮС+

ЛОМБАРД

у нас лучше всех

ДЕНЬГИ

ПОД ЗАЛОГ

СКУПКА:

  • автомобили
  • телефоны
  • быт.техника
  • эл.инструменты

и прочее

89<…>

LOMBARD.ROSTPIUS   ПИОНЕРСКАЯ, 64».

На здании, расположенном по ул. Пионерская, д.64 г. Благовещенска Амурской области с помощью  рекламной конструкции в виде металлического каркаса с баннером распространена информация с текстом следующего содержания:

«ЛОМБАРД РОСТ ПЛЮС

ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА – НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ – БЫСТРЫЙ ЗАЙМ

ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ:

ТЕЛЕФОН БЫТ.ТЕХНИКА

ЗОЛОТО ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТЫ

АВТОМОБИЛЬ И ПРОЧЕЕ

8-9<…>

УЛ. ПИОНЕРСКАЯ, 64     LOMBARD.ROSTPIUS».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из пункта 2 статьи 3 Закона «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая информация, согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О рекламе», отвечает законодательному понятию «реклама», поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (услугам по предоставлению займов и скупке вещей, оказываемых ломбардом «Рост Плюс»), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Требования статьи 28 Закона «О рекламе» распространяются на рекламу финансовых услуг и финансовой деятельности. Соответственно, для квалификации нарушения по указанной статье Федерального закона необходимо установить, что объектом рекламирования являются услуги либо деятельность, относящаяся к финансовым.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Пунктом 5 части 1 статьи 3  Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Закон «О потребительском кредите (займе)») установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В статье 4 указанного Федерального закона указано, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Порядок деятельности финансовых организаций установлен Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах», Федеральным законом от 18.07.2009   N 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007                         N 196-ФЗ «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

В силу части 14 статьи 28 Закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Согласно пункту 7 статьи 7 Закона «О рекламе» не допускается реклама товаров на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе»).

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, размещенным на официальном сайте ФНС России по адресу https://egrul.nalog.ru/ основным видом деятельности ООО «Ломбард Рост Плюс» является «Предоставление займов и прочих видов кредита» (ОКВЭД 64.92).  

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации https://www.cbr.ru/ ООО «Ломбард Рост Плюс» ни в одном государственном реестре, формируемых Банком России, не состоит.

В вышепоименованной рекламной информации объектом рекламирования является услуга – выдача займов ломбардом. Таким образом, исходя из вышеуказанных нормативно определенных понятий, указанные в рекламе услуги (займы) связаны с привлечением денежных средств физических лиц, что позволяет идентифицировать их в качестве финансовых, на рекламу которых распространяются требования статьи 28 Закона «О рекламе».  

В нарушение части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» в вышепоименованной рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающего финансовые услуги или осуществляющего финансовую деятельность.

В нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» употребление в указанной рекламе утверждения: «У НАС ЛУЧШЕ ВСЕХ», не содержит конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В нарушение пункта 7 статьи 7 Закона «О рекламе» допущена реклама товаров на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений.

 В нарушение части 14 статьи 28 Закона «О рекламе» допущена реклама финансовой деятельности (ломбарда) лицом, не включенным в Государственный реестр ломбардов. 

 При этом Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемой рекламе признаков нарушения части 13 статьи 28 Закона «О рекламе».

Таким образом, вышеуказанная рекламная информация не соответствует требованиям пункта 7 статьи 7, частей 1 и 14 статьи 28, пункта 1 части 3 статьи 5  Закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение пункта 7 статьи 7, частей 1 и 14 статьи 28, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе»  Закона «О рекламе» в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Ответственность за нарушение пункта 7 статьи 7 Закона «О рекламе» в соответствии с частью 7 статьи 38 Закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Согласно письму Дальневосточного ГУ Банка России (вх. № 4356 от 21.12.2018) Банк России в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 2.3 Федерального закона № 196-ФЗ ведет государственный реестр ломбардов на основе сведений, полученных от ФНС России – уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Выгрузка сведений из единого государственного реестра юридических лиц в государственный реестр ломбардов осуществляется с использованием совокупности критериев – наличие в наименовании юридического лица слова «ломбард» и соответствующего кода по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 64.92.6). В связи с отсутствием совокупности двух вышеперечисленных критериев, по состоянию на 30.11.2018   ООО «Ломбард Рост Плюс» (ИНН 2801238584) не включен в государственный реестр ломбардов, а, следовательно, не имеет права на осуществление деятельности ломбарда.   

ООО «Ломбард Рост Плюс» письменно (вх. № 140 от 21.01.2019) сообщило, что Общество согласно с нарушениями законодательства Российской Федерации о рекламе, установленными Амурским УФАС России, Общество самостоятельно изготовило и разместило вышепоименованную рекламу в июне 2018 года по ул. Пионерская, 64 в              г. Благовещенске Амурской области. ООО «Ломбард Рост Плюс» указало, что по другим адресам, подобная реклама Обществом не размещалась. 

Согласно пунктов 5 и 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодателем и рекламорасппространителем данной рекламы является ООО «Ломбард Рост Плюс», лицо определившее объект рекламирования и содержание рекламы, а также распространившее рекламу на территории г. Благовещенска Амурской области в 2018 году. 

Комиссией Амурского УФАС России установлено, что ООО «Ломбард Рост Плюс», являясь рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы, имело возможность указать полное наименование юридического лица, оказывающего финансовые  услуги или осуществляющего финансовую деятельность, не размещать информацию о  деятельности, на осуществление которой требуется получение лицензии или иных специальных разрешений при их отсутствии, не вводить в заблуждение потребителей рекламы, что исключило бы нарушение требований пункта 7 статьи 7, частей 1 и 14 статьи 28 Закона «О рекламе», однако не предприняло для этого необходимых мер.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Правила), Комиссия Амурского УФАС России считает необходимым выдать юридическому лицу ООО «Ломбард Рост Плюс» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 7 статьи 7, частей 1 и 14 статьи 28, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе»).

Согласно частям 4, 6 и 7 статьи 38 Закона «О рекламе» к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе (юридическому лицу ООО «Ломбард Рост Плюс»), необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (требований пункта 7 статьи 7, частей 1 и 14 статьи 28, пункта 1 части 3 статьи 5  Закона «О рекламе») предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Резолютивная часть решения, принятого Комиссией Амурского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии <…> немедленно по окончании рассмотрения дела – 24.01.2019.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «Ломбард Рост Плюс» в 2018 году, в том числе 24.08.2018, по ул. Пионерская, 64 в г. Благовещенске Амурской области:

1) на рекламной конструкции в виде двустороннего переносного металлического баннера, с текстом следующего содержания:

«РОСТ-ПЛЮС+

ЛОМБАРД

у нас лучше всех

ДЕНЬГИ

ПОД ЗАЛОГ

СКУПКА:

  • автомобили
  • телефоны
  • быт.техника
  • эл.инструменты

и прочее

89<…>

LOMBARD.ROSTPIUS

ПИОНЕРСКАЯ, 64».

2) на рекламной конструкции в виде металлического каркаса с баннером с текстом следующего содержания:

«ЛОМБАРД РОСТ ПЛЮС

ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА – НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ – БЫСТРЫЙ ЗАЙМ

ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ:

ТЕЛЕФОН БЫТ.ТЕХНИКА

ЗОЛОТО ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТЫ

АВТОМОБИЛЬ И ПРОЧЕЕ

8-9<…>

УЛ. ПИОНЕРСКАЯ, 64     LOMBARD.ROSTPIUS».

поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7, частей 1 и 14 статьи 28, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

  1. Выдать ООО «Ломбард Рост Плюс» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  2. Передать материалы дела № Р-28/27 2018 уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента вынесения Решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме «7» февраля 2019 г.

 

 

Председатель Комиссии                       ______________________                 <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                                  <…>

                                                                                                                                <…>

                                                                                                                                <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны