Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРОДЛЕНИИ И ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № Р-5/... от 2 июня 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ПРОДЛЕНИИ И ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ
ДЕЛА № Р-5/12 2017 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
15 мая 2017 г. г. Благовещенск
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <…>,
члены Комиссии: <…>,
рассмотрев материалы дела № Р-5/12 2017 о нарушении пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),
в отсутствии:
представителя заявителя (уведомлен надлежащим образом);
в присутствии:
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
Кредитный потребительский кооператив <…> (далее КПК <…>) в лице председателя правления Н., имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица на основании Устава,
УСТАНОВИЛА:
В Амурское УФАС России 15.02.2017 (вх. № <…>) поступило заявление Отделения по Амурской области Дальневосточного главного управления Банка России на нарушение КПК <…> части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
В ходе рассмотрения заявления установлено, что в 2017 году, в том числе 17.02.2017 в г. Благовещенске на ограждении, расположенном по четной стороне улицы Чайковского на пересечении с улицей Высокая в г. Благовещенске (ул. Чайковского, 126) размещен баннер с текстом следующего содержания:
ЗАЙМЫ 5% АВТОЛОМБАРД ул. Горького, 118 77-87-97
КПК <…> действует в соответствии с положениями Федерального закона «О кредитной кооперации» № 190-ФЗ от 18 июля 2009 г. и является некоммерческой организацией. КПК <…> является членом Некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз кредитных кооперативов «Опора кооперации». Протокол Совета Некоммерческого партнерства № 159 от 29 августа 2013 г. Займы предоставляются членам КПК <…> под 60 процентов годовых на сроки от 30 до 1095 дней. Займы предоставляются физическим и юридическим лицам на цели, связанные с предпринимательской деятельностью на различных условиях. Перечень документов для предоставления займа: Паспорт РФ и второй документ: военный билет, СНИЛС, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение для ФЛ, ИНН, свидетельство ОГРНИП для ИП, учредительные документы для ЮЛ.
КПК <…>.
На баннере изображены:
- три легковых автомобиля;
- обозначение, схожее на государственный знак качества СССР (обозначение, использовавшееся для маркировки товаров народного потребления и производственно-технического назначения высокого качества, выпускавшейся предприятиями СССР).
Рассматриваемая информация, согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О рекламе», подпадает под понятие «реклама», поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (займы, предоставляемые КПК <…>), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Реклама на баннере указывает на предоставление КПК <…> займов физическим и юридическим лицам, в том числе под залог автомобилей c хранением (ломбард).
Согласно общедоступной информации, размещенной на официальном сайте ФНС России (https://www.nalog.ru) КПК <…> - сокращенное наименование КРЕДИТНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА <…> (ОГРН <…> ИНН/КПП <…>). Основным видом деятельности КПК <…> является деятельность по предоставлению потребительского кредита (код 64.92.1 согласно ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2)
Согласно общедоступной информации, размещенной на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации (https://www.cbr.ru) КПК <…> состоит в Государственном реестре кредитных потребительских кооперативов.
Деятельность кредитных кооперативов регулируется Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - ФЗ "О кредитной кооперации").
Заявитель письменно (вх. № <…> от 15.02.2017) указал на нарушение КПК <…> части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», так как размещенная информация искажает смысл предоставляемых КПК <…> услуг и вводит в заблуждение потребителей рекламы. Заявитель указал, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – ФЗ «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей, при этом фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно - правовую форму.
10.03.2017 КПК <…>письменно (вх. № <…>) представил информацию о том, что рекламная конструкция, размещенная по четной стороне улицы Чайковского на пересечении с улицей Высокая в г. Благовещенске, кооперативом не изготавливалась и не размещалась. Указанная рекламная конструкция установлена конкурирующими структурами с целью дискредитации перед контролирующими органами.
30.03.2017 Амурским УФАС России проведен осмотр интернет-сайта КПК <…>, по результатам которого установлено, что на сайте КПК <…> размещена информация, не противоречащая информации, размещенной по четной стороне улицы Чайковского на пересечении с улицей Высокая в г. Благовещенске. Таким образом, информация об услугах автоломбарда, размещенная на сайте КПК <…>, соответствует информации на рекламном баннере, расположенном четной стороне улицы Чайковского на пересечении с улицей Высокая в г. Благовещенске.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.
При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.
Реклама, расположенная по четной стороне улицы Чайковского, на пересечении с улицей Высокая в г. Благовещенске (ул. Чайковского, 126) размещена в коммерческих интересах КПК <…>, а именно, рекламирует деятельность КПК <…> по предоставлению займов физическим и юридическим лицам, в том числе под залог автомобилей c хранением (автоломбард).
В рекламе КПК <…> используется слово «автоломбард», которое привлекает внимание потребителей к деятельности КПК <…> как к ломбарду, т.е. как к специализированной коммерческой организации, основным видом деятельности которой является предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение автомобилей.
Таким образом, рекламодателем, определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы, является КПК <…> (ОГРН <…>, ИНН/КПП <…>).
В соответствии с Уставом, утвержденным Решением Общего собрания членов кооператива № 1/2016 от 30.06.2016 деятельность КПК <…> регулируется ФЗ «О кредитной кооперации». Следовательно, КПК <…> не является ломбардом и не имеет правовых оснований оказывать услуги ломбарда, которые регулируются Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах».
Таким образом, реклама деятельности КПК <…> как ломбарда является недостоверной, нарушающей пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В пункте 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» сказано, что реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, признается недостоверной.
КПК <…> письменно (вх. № <…> от 10.03.2017) указал, что не заключил ни одного договора займа под залог автомобиля с условием хранения у залогодержателя. Все договоры займов, заключенные между членами КПК <…> и КПК <…> были заключены на условиях хранения залогового имущества у залогодателя.
В указанной рекламе КПК <…> отсутствует информация о возможности получении займа под залог автомобиля, без условия нахождения его на хранении у заимодавца, что искажает смысл информации, вводит в заблуждение потребителей рекламы, нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, не допускается.
Исходя из изложенного, в действиях КПК <…> усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", так как информация является недостоверной, искажает смысл и вводит в заблуждение, поскольку формирует у потребителей мнение о том, что КПК <…> оказывает услуги ломбарда и, соответственно, соблюдает все требования, предъявляемые к ломбардам, в соответствии с Законом “О ломбардах».
Определением № 03-1497 от 13.04.2017 было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении КПК <…>, назначенное к рассмотрению на 11.05.2017.
На заседании комиссии представитель КПК <…> указал, что КПК <…> не изготавливалась и не размещалась реклама на ограждении, расположенном по четной стороне улицы Чайковского на пересечении с улицей Высокая в г. Благовещенске. КПК <…> не осуществляет ломбардную деятельность. В отношении информации, размещенной на сайте, пояснил, что слово «автоломбард» используется в значении займа под залог авто, данная информация не обращена к потребителям в широком смысле, так как займы выдаются только на предпринимательские нужды.
Представитель заявителя на заседание комиссии не явился. Отделение по Амурской области Дальневосточного главного управления Банка России письменно (вх. № <…> от 05.05.2017) указало, что рекламная информация об осуществлении деятельности КПК <…> была обнаружена 25.01.2017, период её размещения не известен, дополнительной информацией, имеющей отношение к делу № Р-5/12 2017, не располагает.
Комиссия, выслушав позицию ответчика, ознакомившись с представленными документами, определила рассмотрение дела № Р-5/12 2017 отложить в связи с необходимостью получения Амурским УФАС России дополнительных доказательств.
В соответствии с пунктом 27, 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», Комиссия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
- Продлить срок рассмотрения настоящего дела до 13 июля 2017 года.
- Отложить рассмотрение дела № Р-5/12 2017.
- Назначить дело № Р-5/12 2017 к рассмотрению на 09 июня 2017 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Благовещенск, ул. Амурская, 150, этаж 4, каб. 403.
- КПК <…> представить в Амурское УФАС России в срок до «06» июня 2017 года по вышеуказанному адресу следующие документы и сведения:
- адреса распространения рекламы КПК <…> с мая 2016 года по май 2017 года на территории Амурской области;
- указать периоды времени, в течении которых распространяется (распространялась) реклама (отдельно по каждому из объектов);
- копии документов на производство и распространение рекламы, в том числе копии: заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, накладных, актов приёмки выполненных работ, платёжных и иных документов;
- копии согласованных с рекламораспространителями/рекламоизготовителями текстов и изображений рекламы;
- копии документов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, на которых размещена наружная реклама, в том числе копии:
- разрешений на установку рекламных конструкций, выданных органами местного самоуправления, с указанием сроков, на которые выданы разрешения;
- договоров с собственниками земельных участков, зданий или иных объектов недвижимого имущества, к которым присоединены рекламные конструкции;
- иные документы, имеющие отношение к данному делу.
Обращаем Ваше внимание, что информация должна быть исчерпывающей, содержать ответы на каждый поставленный вопрос. В случае отсутствия какой-либо запрашиваемой информации, необходимо подробно указать причину.
Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Лицам, участвующим в деле, или их представителям при себе следует иметь документ, подтверждающий полномочия лица, а также документ, удостоверяющий личность.