Решение №Р-5/68 2018 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № Р-5/68 2018 от 3 мая 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № Р-5/68 2018
«3» мая 2018 г. г. Благовещенск
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <…>, заместитель руководителя управления,
члены Комиссии: <…>, главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы, <…>, ведущий специалист-эксперт указанного отдела, <…>, специалист-эксперт указанного отдела,
рассмотрев дело № Р-5/68 2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Закон «О рекламе») по факту распространения ООО «ЭТАЖИ 28» рекламы финансовых услуг (ипотеки), без указания наименования лица, оказывающего финансовые услуги, которая вводит в заблуждение потребителей рекламы,
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ООО «ЭТАЖИ 28», далее также - Общество (ИНН/КПП 2801234484/280101001, ОГРН 1172801009908, дата регистрации 28.08.2017, адрес места нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Калинина, 52, этаж 2) в лице генерального директора <…> (выписка из ЕГРЮЛ),
в отсутствие представителей:
заявителя – физического лица, уведомленного надлежащим образом;
заинтересованных лиц:
– Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска (675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Богдана Хмельницкого, 8/2) (уведомлен надлежащим образом);
- ИП <…>, информация об уведомлении лица в Амурском УФАС России отсутствует.
эксперта – ---, переводчика – ---,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России, Управление) 22.02.2018 поступило заявление физического лица (вх. № 567-э) о признаках нарушения Закона «О рекламе», выразившегося в распространении ООО «ЭТАЖИ 28» рекламы финансовых услуг (ипотеки), искажающей смысл информации и вводящей в заблуждение потребителей рекламы.
К заявлению приложены изображения рекламы, размещенной на билборде, расположенном в г. Благовещенске в районе пересечения ул. Пионерская – ул. Кольцевая 57. На фотографиях просматривается текст следующего содержания: «ЭТАЖИ ИПОТЕКА* ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ В БАНКЕ! 8(4162) 46-75-75». На фотографии в левом нижнем углу имеется мелкий, нечитаемый текст.
02.03.2018 Амурским УФАС России установлено, что в г. Благовещенске, в районе пересечения ул. Пионерская – ул. Кольцевая 57 установлен билборд, на котором размещена информация следующего содержания:
- крупным шрифтом: «ЭТАЖИ ИПОТЕКА* ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ В БАНКЕ!
8(4162) 46-75-75»
- в левом нижнем углу мелким шрифтом: «*Помощь в оформлении ПАО «ВТБ 24» Реклама: ООО «Этажи 28» (ИНН 2801234484)»
В адрес ООО «Этажи 28» направлен запрос (исх. № 03-726 от 07.03.2018) о предоставлении, в том числе, исчерпывающего перечня мест распространения данной рекламы, с приложением изображений рекламы.
ООО «Этажи 28» представило в Управление (вх. № 842 от 16.03.2017) информацию о пяти местах распространения вышеназванной рекламной информации: 1) ул. Игнатьевское шоссе, 14/ул. Студенческая (АМГУ); 2) ул. Институтская, 14/ул. Кантемирова; 3) ул. Кольцевая, 57/ул. Пионерская; 4) Новотроицкое шоссе №4(3км) «Красная звезда»; 5) Федеральная трасса № 10 (выезд) 7,3 км.
Амурским УФАС России установлено, что по всем вышеуказанным адресам находятся билборды, на которых размещена информация, аналогичная размещенной в г. Благовещенске в районе пересечения ул. Пионерская – ул. Кольцевая 57.
Управлением, в целях установления соответствия данной рекламной информации требованиям законодательства Российской Федерации, принято решение о проведении заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Амурском УФАС России (утвержден приказом Управления от 24.12.2007 № 296, далее – Экспертный совет). Экспертный совет является консультативно-совещательным органом при Амурском УФАС России, решения которого носят рекомендательный характер.
03.04.2018 в Амурском УФАС России состоялось заседание Экспертного совета, на повестку которого вынесен вопрос восприятия потребителями вышеуказанной наружной рекламы OOO «Этажи 28». Рассмотрев вышеназванную информацию, члены Экспертного совета решили, что текст, размещенный в нижней её части, не обеспечивает должное восприятие всего содержания рекламной надписи, тем самым вводит в заблуждение потребителей рекламы.
С учетом мнения членов Экспертного совета, 17.04.2018 Амурским УФАС России возбуждено дело Р-5/68 2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в указанной рекламной информации усматриваются признаки нарушения требований части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе». К участию в деле привлечены: ООО «ЭТАЖИ 28» - в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска и ИП <…> – в качестве заинтересованных лиц.
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и заинтересованных лиц, заслушав участвующих в деле лиц, установила следующие обстоятельства.
В 2018 году, в том числе 21.02.2018, 02.03.2018, 22.03.2018, 29.03.2018 на территории Амурской области, в том числе г. Благовещенска по адресам: 1) ул. Игнатьевское шоссе, 14/ул. Студенческая (АМГУ); 2) ул. Институтская, 14/ул. Кантемирова; 3) ул. Кольцевая, 57/ ул. Пионерская; 4) Новотроицкое шоссе №4(3км) «Красная звезда»; 5) Федеральная трасса № 10 (выезд) 7,3 км. с использованием средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), распространена информация следующего содержания:
- крупным шрифтом: «ЭТАЖИ ИПОТЕКА* ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ В БАНКЕ! 8(4162) 46-75-75»
- в левом нижнем углу мелким шрифтом: «*Помощь в оформлении ПАО «ВТБ 24» Реклама: ООО «Этажи 28» (ИНН 2801234484)».
Данная информация, в соответствии с пунктами 1-3 статьи 3 Закона «О рекламе», является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность.
Требования части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» корреспондируют с нормой части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», в соответствии с которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Указание соответствующего наименования организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Билборды с указанной рекламой размещены вдоль проезжей части улиц и трасс и рассчитаны, в основном, на автоводителей и их пассажиров в качестве целевой аудитории. Совокупность таких особенностей рекламы, как ограниченное время считывания информации и особенности подачи информации лишает возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только текст, напечатанный крупным шрифтом: «ЭТАЖИ ИПОТЕКА* ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ В БАНКЕ! 8(4162) 46-75-75». Таким образом, информация о лице, оказывающем финансовую услугу или осуществляющем данную деятельность, не доведена до потребителей надлежащим образом.
Содержание указанной рекламы направлено на привлечение внимания потенциальных заемщиков к получению ипотечного кредита, однако способ описания лица, оказывающего финансовую услугу или осуществляющего финансовую деятельность в сочетании с характером и особенностями размещения рекламы, а именно: мелкий и убористый шрифт и светлый (серый) цвет текста, не позволяют потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность изложенных в рекламе сведений. В связи с этим, информация о лице, оказывающем финансовую услугу или осуществляющем финансовую деятельность, не может считаться присутствующей в рекламе.
То обстоятельство, что нормами Закона «О рекламе» размер шрифта не установлен, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку форма предоставления этих сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий, а также исключена возможность максимального приближения к рекламе потребителя. Это способствует формированию у потребителя неверных представлений о лице, оказывающем финансовую услугу или осуществляющем финансовую деятельность.
Как указано в пункте 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению её смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона «О рекламе»). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений о лице, оказывающем финансовую услугу или осуществляющем данную деятельность, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
Отсутствие в рекламе части существенной информации, в том числе о лице, предоставляющем финансовую услугу, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым ипотечным кредитом, относительно кредитных отношений и лиц, представляющих услуги в области ипотечного кредитования, что нарушает требования части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона «О рекламе», установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно информации, представленной Комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска вх. № 1245 от 23.04.2018) рекламные конструкции по адресам: ул. Игнатьевское шоссе, 14/ул. Студенческая (АМГУ); ул. Институтская, 14/ ул. Кантемирова закреплены на праве оперативного управления за муниципальным учреждением «Информационное агентство «Город» распоряжением Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска от 07.06.2016 № 206.
В отношении рекламной конструкции, установленной по ул. Кольцевой 57/ул. Пионерская, действующего разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не имеется. Рекламные конструкции по адресам Новотроицкое шоссе №4(3км) «Красная звезда» и Федеральная трасса № 10 (выезд) 7,3 км. установлены вне территории города Благовещенска, в связи с чем, информацией о владельцах указанных рекламных конструкций, а также документами на их установку и эксплуатацию Комитет не располагает.
ООО «Этажи 28» представило информацию (вх. № 1306 от 26.04.2018), согласно которой между ИП <…> (арендодатель) и ООО «Этажи 28» (арендатор) 11.01.2018 заключен договор аренды рекламоносителя. Предметом договора является предоставление ИП <…> во временное пользование ООО «Этажи 28» рекламоносителей, расположенных по адресам: 1) ул. Игнатьевское шоссе, 14/ул. Студенческая (АМГУ); 2) ул. Институтская, 14/ул. Кантемирова; 3) ул. Кольцевая, 57/ул. Пионерская; 4) Новотроицкое шоссе №4(3км) «Красная звезда»; 5) Федеральная трасса № 10 (выезд) 7,3 км.
ИП <…> информацию, указанную в определении о возбуждении дела № Р-5/68 2018 не представил, на заседание комиссии не явился, информация о его извещении в Амурском УФАС России отсутствует.
Представители ООО «ЭТАЖИ 28» письменно (вх. № 1306 от 26.04.2018) и устно в ходе рассмотрения настоящего дела пояснили, что Общество не отрицает факт нарушения рекламного законодательства.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о наличии в рекламе ипотеки, размещенных на территории Амурской области, в том числе г. Благовещенске на билбордах по адресам: 1) ул. Игнатьевское шоссе, 14/ул. Студенческая (АМГУ); 2) ул. Институтская, 14/ул. Кантемирова; 3) ул. Кольцевая, 57/ул. Пионерская; 4) Новотроицкое шоссе №4(3км) «Красная звезда»; 5) Федеральная трасса № 10 (выезд) 7,3 км. нарушения требований части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», поскольку несмотря на формальное наличие в рекламе сведений о лице, оказывающем финансовую услугу или осуществляющем данную деятельность, информация изображена таким образом, что она не воспринимается и приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что реклама ипотеки, размещенная на билборде по адресу: г. Благовещенск, ул. Кольцевая, 57/ ул. Пионерская распространена с нарушением требований части 9 статьи 19 Закона «О рекламе», поскольку размещена без разрешения органа местного самоуправления на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований установленных частью 1 статьи 28 и частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
В силу части 7 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 9 статьи 19 и частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе».
Согласно пункту 5 и 7 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламодателем и рекламораспространителем, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, является:
ООО «ЭТАЖИ 28» (ИНН/КПП 2801234484/280101001, ОГРН 1172801009908, дата регистрации 28.08.2017, адрес места нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Калинина, 52, этаж 2).
Таким образом, по совокупности документов установлено, что по вине ООО «ЭТАЖИ 28» произошло распространение на территории Амурской области, в том числе г. Благовещенска вышеназванной ненадлежащей рекламы, не соответствующей требованиям части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», размещенной с нарушением части 9 статьи 19 Закона «О рекламе» (г. Благовещенск, ул. Кольцевая, 57/ул. Пионерская).
Комиссией Амурского УФАС России установлено, что ООО «ЭТАЖИ 28», являясь рекламодателем и рекламораспространителем вышеназванной рекламы, имело возможность увеличения шрифта в тексте со сведениями о лице, оказывающем финансовую услугу или осуществляющем данную деятельность до размера, воспринимаемого потребителями; проверить наличие у владельца рекламной конструкции разрешения органа местного самоуправления на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, что исключило бы нарушение требований части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 и части 9 статьи 19 Закона «О рекламе», однако не предприняло для этого необходимых мер.
В связи с тем, что документов, подтверждающих факт прекращения размещения вышеназванной рекламы ООО «ЭТАЖИ 28» в материалы дела не представлено, необходимо в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, далее – Правила) выдать ООО «ЭТАЖИ 28» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона «О рекламе»).
Согласно частям 4, 6 и 7 статьи 38 Закона «О рекламе» к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 статьи 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ), должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию (ст. 14.37 КоАП РФ), являются должностные лица органов внутренних дел (полиции). Следовательно, необходимо передать копии материалов дела № Р-5/68 2018 в Управление МВД России по Амурской области по факту распространения данной рекламы без предусмотренного законодательством разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (г. Благовещенск, ул. Кольцевая, 57/ул. Пионерская).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную в 2018 году, в том числе 21.02.2018, 02.03.2018, 22.03.2018, 29.03.2018 на территории Амурской области, в том числе г. Благовещенска с использованием средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), по адресам:
- ул. Игнатьевское шоссе, 14/ул. Студенческая (АМГУ);
- ул. Институтская, 14/ул. Кантемирова;
- ул. Кольцевая, 57/ул. Пионерская;
- Новотроицкое шоссе №4(3км) «Красная звезда»;
- Федеральная трасса № 10 (выезд) 7,3 км.
с текстом следующего содержания:
«ЭТАЖИ ИПОТЕКА* ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ В БАНКЕ! 8(4162) 46-75-75 *Помощь в оформлении ПАО «ВТБ 24» Реклама: ООО «Этажи 28» (ИНН 2801234484)»,
поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
- Выдать ООО «ЭТАЖИ 28» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Передать копии материалов дела № Р-5/68 2018 в Управление МВД России по Амурской области по факту распространения рекламы, указанной в пункте 1 резолютивной части настоящего Решения, без предусмотренного законодательством разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (г. Благовещенск, ул. Кольцевая, 57/ул. Пионерская).
Решение изготовлено в полном объеме 14.05.2018.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента вынесения Решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ______________ <…>
Члены Комиссии: ____________________ _<…>