Решение №Р-5/85 2018 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № Р-5/85 2018 от 13 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № Р-5/85 2018

  1. июня 2018 г.                                                                                                                                            г. Благовещенск(принятия решения)                                                                                                                                                                                              (место рассмотрения)

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <…>, руководитель управления,

члены Комиссии: <…>, главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы, <…>, ведущий специалист-эксперт указанного отдела, <…>, специалист-эксперт указанного отдела,

рассмотрев дело № Р-5/85 2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 1 части 2, пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Закон «О рекламе») по факту распространения в апреле 2018 года на территории Амурской области рекламы с текстом: «РИТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР <…> САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ <…>», содержащей некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами других изготовителей или продавцов, а также не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами в части цены товара («САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ …»),

в присутствии представителей:

заявителяМуниципального казенного предприятия города Благовещенска <…>, МКП <…>, Предприятие, Заявитель (<…>), в лице <…>, заместителя директора подразделения <…> Предприятия (доверенность от <…> № <…>, паспорт),

лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе

Общества с ограниченной ответственностью <…>, далее – ООО <…>, Общество (<…>), в лице генерального директора Общества <…> (выписка из ЕГРЮЛ, паспорт),

Индивидуального предпринимателя <…>, далее – Индивидуальный предприниматель (<…>), в лице <…> (доверенность от <…>, паспорт <...>

Физического лица <…> (ИНН <…>), паспорт;

заинтересованного лица – ---; эксперта – ---; переводчика – ---,

УСТАНОВИЛА:

17.04.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России, Управление) поступило заявление МКП <…> (вх. № <…>) о признаках нарушения Закона «О рекламе» при распространении в апреле 2018 года на территории кладбища (17 км Новотроицкого шоссе) и на подъездной дороге к кладбищу (8 км Новотроицкого шоссе) на автомобилях рекламной информации с надписью «РИТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР <…>… САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ…», содержащей не соответствующие действительности сведения, некорректные сравнения с продукцией других производителей. По мнению Предприятия, данное нарушение допущено ООО <…>. К заявлению приложен акт от 07.04.2018 о нарушении порядка проведения работ на кладбище (17 км Новотроицкого шоссе), фотографии с вышеуказанной рекламной информацией в кузовах грузовых автомобилей.

15.05.2018 Амурским УФАС России, по результатам рассмотрения заявления МКП <…> принято решение о возбуждении дела № Р-5/85 2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 1 части 2, пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе») в отношении: ООО <…>, Индивидуального предпринимателя <…> и Физического лица <…> по следующим основаниям.

Вышепоименованная информация («РИТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР <…>… САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ…») отвечает законодательному определению рекламы, указанному в пунктах 1-3 статьи 3 Закона «О рекламе» и в ней усматриваются признаки нарушения требований пункта 1 части 2, пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5 названного Закона, поскольку, в ходе рассмотрения обращения Предприятия, в Управление не представлены документальные и иные доказательства корректности сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами других изготовителей или продавцов, а также соответствия действительности сведений о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами в части цены товара («САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ …»).

За нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктами 1 и 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», несет ответственность рекламодатель.

Амурское УФАС России, по итогам рассмотрения заявления Предприятия, в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», посчитало необходимым признать рекламодателями данной рекламы: Общество, Индивидуального предпринимателя и Физическое лицо.

Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, заслушав участвующих в деле лиц, установила следующие обстоятельства.

В апреле 2018 года (в том числе в период с 07.04.2018 по 17.04.2018) на территории Амурской области, в частности, на территории кладбища (17 км Новотроицкого шоссе) и на подъездной дороге к кладбищу (8 км Новотроицкого шоссе), в кузовах грузовых автомобилей (<…> государственный регистрационный знак <…>, <…> государственный регистрационный знак <…>, <…> государственный регистрационный знак <…>), распространялась информация с текстом:

«РИТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР <…> САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ <…>».

В соответствии со статьей 1 Закона «О рекламе» целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В силу пунктов 1-5 и 8 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

ненадлежащей рекламой - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Данная информация («РИТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР <…>… САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ …»), является рекламой в силу пунктов 1-3 статьи 3 Закона «О рекламе», поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование и поддержание интереса к ним, способствуя их продвижению на рынке.

Объектами рекламирования в данном случае являются как «РИТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР <…>», так и предназначенные для продажи Ритуальным центром товары (оказываемые работы, услуги).

Факты распространения вышеназванной рекламы на территории Амурской области в указанные временные промежутки подтверждаются:

  • заявлением МКП <…> (исх. № <…> от <…>, вх. № <…> от <…>) с приложением акта от 07.04.2018 о нарушении порядка проведения работ на кладбище (17 км Новотроицкого шоссе), далее – Акт, фотографий,
  • письмом Предприятия (исх. № <…> от <…>, вх. № <…> от <…>) с приложением Актов от 17.04.2018 (8 км и 17 км Новотроицкого шоссе), фотографий,
  • пояснениями представителя Заявителя в ходе рассмотрения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 1 части 2 статьи 5 Закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Пунктами 1 и 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» предусмотрено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Вместе с тем, в вышеназванной рекламе указан текст: «…САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ…», который нарушает требования пункта 1 части 2, пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», поскольку в рекламе содержатся некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами других изготовителей или продавцов, а также не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами в части цены товара («САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ …»).

В Амурское УФАС России, как в ходе рассмотрения обращения МКП <…>, так и рассмотрения настоящего дела, не представлены документальные и иные доказательства корректности сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами других изготовителей или продавцов, а также соответствия действительности данных сведений о ценах, а именно, что они «САМЫЕ НИЗКИЕ».

Следовательно, данная реклама не соответствует требованиям, установленным пунктом 1 части 2, пунктами 1 и 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» и, в силу пункта 4 статьи 3 названного Закона, является ненадлежащей рекламой.

Согласно части 6 статьи 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктами 1 и 4 части 3 статьи 5 данного Закона несет рекламодатель.

Рекламодателем данной рекламы, в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», то есть лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, является Физическое лицо <…> по нижеследующим основаниям.

Согласно пояснений Физического лица <…>, письменным (вх. №№ <…> от <…>, <…> от <…>) и устным в ходе рассмотрения дела, от представителя ООО <…> ему стало известно о проводимой Управлением проверке по факту размещения рекламы на территории кладбищ 8 и 17 км Новотроицкое шоссе в апреле 2018 года. Фактически по адресу: г. Благовещенск, <…> под коммерческим обозначением «Ритуальный Центр <…>» осуществляет деятельность Индивидуальный предприниматель <…>. При этом он, желая способствовать развитию деятельности Индивидуального предпринимателя, самостоятельно, не информируя её, изготовил и разместил на принадлежащих ему транспортных средствах с государственными регистрационными знаками <…>, <…> и <…> рекламу с указанием «Ритуального Центра <…>». Фактически он, Физическое лицо, является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем данной рекламы с текстом: «РИТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР <…> САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ…». Не обладая достаточными знаниями в части законодательства о рекламе, возможно, он допустил печать на баннерах некорректных формулировок. Указанные баннеры размещались на кладбищах короткий промежуток времени в апреле 2018 года. К пояснению приложены копии трех свидетельств о регистрации ТС, подтверждающих, что он является собственником (владельцем) транспортных средств с вышеназванными государственными регистрационными знаками.

Представители ООО <…> письменно (вх. №№ <…> от <…>, <…> от <…>) и устно в ходе рассмотрения дела, пояснили, что Общество зарегистрировано в качестве юридического лица <…>, но с момента регистрации и до настоящего времени какую-либо хозяйственную (предпринимательскую) деятельность (в том числе по организации похорон и предоставление связанных с ними услуг) не осуществляет, работников, основных средств и иных материальных активов, а также расчетного счета не имеет (приложена отчетность). Несмотря на указание в информации рекламного характера текста «ритуальный центр <…>, ООО <…> не выступал в качестве рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя. Просили прекратить дело в отношении Общества в виду отсутствия надлежащих доказательств его вины.

Согласно пояснений Индивидуального предпринимателя <…> и ее представителя, письменным (вх. № <…> от <…>) и устным в ходе рассмотрения дела, Индивидуальный предприниматель не является рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем вышеназванной рекламы. Реклама была размещена по инициативе <…>, который при этом выступал в качестве Физического лица. Никаких поручений на размещение рекламы от Индивидуального предпринимателя Физическое лицо не получало, текст не согласовывался. Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по адресу: г. Благовещенск, <…> на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением от <…> № <…>, свидетельства о регистрации в качестве Индивидуального предпринимателя. Коммерческое обозначение «Ритуальный центр <…>» используется Индивидуальным предпринимателем с начала осуществления деятельности, с кем-либо не согласовывалось. Просили прекратить дело в отношении Индивидуального предпринимателя в виду отсутствия надлежащих доказательств ее вины.

Таким образом, по совокупности документов установлено, что именно по вине Физического лица <…> произошло распространение на территории Амурской области вышеназванной ненадлежащей рекламы, не соответствующей требованиям пункта 1 части 2, пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

Комиссией Амурского УФАС России установлено, что Физическое лицо <…>, являясь рекламодателем вышеуказанной рекламы, имело возможность не включать в текст вышепоименованной рекламы некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами других изготовителей или продавцов, а также не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами в части цены товара («САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ …»), что исключило бы нарушение требований пункта 1 части 2, пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», однако не предприняло для этого необходимых мер.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Амурского УФАС России считает необходимым выдать Физическому лицу <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 1 части 2, пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе»).

Согласно частям 4 и 6 статьи 38 Закона «О рекламе» к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе (Физическому лицу <…>), необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения настоящего дела не нашли своего документального подтверждения факты того, что ООО <…> и Индивидуальный предприниматель <…> являлись рекламодателями вышепоименованной ненадлежащей рекламы. Только подтверждено, что единственным учредителем и генеральным директором Общества является <…> (выписка из ЕГРЮЛ, копия приказа Общества № <…> от <…> «О назначении на должность»), а Индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность по адресу: г. Благовещенск, <…>, в том числе по организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг (выписка из ЕГРИП, копия договора безвозмездного пользования нежилым помещением от <…> № <…>). Следовательно, производство по делу в отношении Общества и Индивидуального предпринимателя необходимо прекратить в соответствии с подпунктом «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе).

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную в апреле 2018 года (в том числе в период с 07.04.2018 по 17.04.2018) на территории Амурской области, в частности, на территории кладбища (17 км Новотроицкого шоссе) и на подъездной дороге к кладбищу (8 км Новотроицкого шоссе), в кузовах грузовых автомобилей (<…> государственный регистрационный знак <…>, <…> государственный регистрационный знак <…>, <…> государственный регистрационный знак <…>), а именно рекламу с текстом:

«РИТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР <…> САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ <…>»,

поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2, пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

  1. Выдать Физическому лицу <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  2. Передать материалы дела № Р-5/85 2018 уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «9» июня 2018 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента вынесения Решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны