Решение №Р-5/95 2018 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № Р-5/95 2018 от 12 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № Р-5/95 2018

  1. июня 2018 г. г. Благовещенск
  • принятия решения) (место рассмотрения)

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <…> заместитель руководителя управления-начальник отдела,

члены Комиссии: <…>, специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы, <…>, главный специалист-эксперт указанного отдела, <…>, ведущий специалист-эксперт указанного отдела,

рассмотрев дело № Р-5/95 2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Закон «О рекламе»), возбужденное по фактам распространения 16.01.2018 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на общедоступном сайте электронного периодического издания «Дальневосточное информационное агентство «Порт Амур» (<…>,<…>) в разделе «Новости» и в открытой официальной группе «ИА «Порт Амур» (электронного периодического издания «Дальневосточное информационное агентство «Порт Амур») в социальной сети «ВКонтакте» (<…>), информации рекламного характера, содержащей непристойные и оскорбительные образы (в виде статьи под заголовком «Леденцы в форме <…> продают в Благовещенске Стоимость «пикантной» сладости начинается от <…> рублей» и ссылки на данную статью),

в присутствии представителей:

заявителя---;

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Муниципального учреждения «Информационное агентство «Город» (МУ «ИА «Город»), далее также – Учреждение, (ОГРН 1022800530433, ИНН/КПП 2801038401/280101001, дата регистрации до 01.07.2002 – 26.07.1996, дата присвоения ОГРН – 31.12.2002, адрес (место нахождения): 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Пионерская, 31), в лице юрисконсульта Учреждения <…> (доверенность от <…>, паспорт);

заинтересованного лица – ---; эксперта – ---; переводчика – ---,

УСТАНОВИЛА:

В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» была распространена следующая информация:

16.01.2018 (в 15:39 час.) на общедоступном сайте электронного периодического издания «Дальневосточное информационное агентство «Порт Амур» (<…>,<…>) в разделе «Новости» статья под заголовком «Леденцы в форме <…> продают в Благовещенске Стоимость «пикантной» сладости начинается от <…> рублей»;

16.01.2018 (в 15:51 час.) ссылка на вышеназванную статью размещена в открытой официальной группе «ИА «Порт Амур» (электронного периодического издания «Дальневосточное информационное агентство «Порт Амур») в социальной сети «ВКонтакте» (<…>), а именно под заголовком: «Леденцы в форме <…> продают в Благовещенске. Стоимость «пикантной» сладости начинается от <…> рублей. Подробности здесь <…>».

В Управление федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России, Управление) из Управления Роскомнадзора по Амурской области по подведомственности поступили обращения <…> (вх. № <…>) и <…> (вх. № <…>), далее – Заявители, для рассмотрения поставленных в обращениях вопросов в пределах компетенции Амурского УФАС России, а именно, на предмет соответствия требованиям Закона «О рекламе».

Заявители указали, что:

16.01.2018 информационным агентством «Порт Амур» и в социальной сети «ВКонтакте», в открытой группе «Порт Амур» была размещена статья оскорбительного содержания. Название статьи: «Леденцы в форме <…> продают в Благовещенске». Содержание статьи: в статье описываются характеристики данной продукции, размер, вкусовые добавки и стоимость. Также в статье размещены фотографии данной продукции. Не смотря на то, что фотография местами размыта, силуэт просматривается достаточно легко;

нарушены морально-этические нормы при размещении материалов для взрослых в общем доступе (<…>).

Данные сведения послужили Амурскому УФАС России поводом для самостоятельного установления признаков нарушения законодательства о рекламе, определения достаточности доказательств для возбуждения дела и непосредственного возбуждения дела в отношении Муниципального учреждения «Информационное агентство «Город» по фактам распространения вышепоименованной рекламной информации.

Определением от 01.06.2018 возбуждено дело № Р-5/95 2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 6 статьи 5 Закона «О рекламе»), назначено к рассмотрению на 22.06.2018 на 10:00 час.

Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, заслушав представителя участвующего в деле лица, установила следующие обстоятельства.

В соответствии со статьей 1 Закона «О рекламе» целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В силу пунктов 1-5 и 8 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

ненадлежащей рекламой - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Вышепоименованная информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (статья под заголовком «Леденцы в форме <…> продают в Благовещенске Стоимость «пикантной» сладости начинается от <…> рублей» и ссылка на вышеназванную статью), отвечает законодательному определению «реклама», приведенному в статье 3 Закона «О рекламе», поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, способствуя его продвижению на рынке, а именно:

  1. из текстового и визуального содержания вышеперечисленной информации прослеживается указание на конкретный объект рекламирования - товар, средства индивидуализации товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама, причем вся необходимая информация сообщена уже в заголовке: «Леденцы в форме <…> продают в Благовещенске. Стоимость «пикантной» сладости начинается от <…> рублей»;
  2. далее (в статье на общедоступном сайте электронного периодического издания «Дальневосточное информационное агентство «Порт Амур» (<…>,<…>) подробно описывается непосредственно «товар» текстом следующего содержания: «В Благовещенске на популярном сайте объявлений продают леденцы в форме <…>. Размер и вкус, по словам продавца, покупатели могут выбрать сами. Среди вариантов добавок есть «<…>», «<…>», «<…>», и многие другие. Стоимость товара «с изюминкой» начинается от <…> рублей за <…> конфету. За сахарное «достоинство» в <…> сантиметров придется выложить <…> рублей, а за <…>-сантиметровое – <…>. При этом производители уверяют, что их сласти могут стать отличным подарком к <…>, <…> или <…>. К тому же, по заверению продавца, «пикантные» леденцы соответствуют ГОСТУ и имеют сертификат соответствия качеству»;
  3. текстовое описание «товара» усиливается визуально-натуралистическим демонстративным рядом в виде 3-х фото (на общедоступном сайте электронного периодического издания «Дальневосточное информационное агентство «Порт Амур» (<…>,<…>) и 1-го фото (в открытой официальной группе «ИА «Порт Амур» (электронного периодического издания «Дальневосточное информационное агентство «Порт Амур») в социальной сети «ВКонтакте» (<…>) с «размытыми», но легко поддающимися просмотру/идентификации изображениями описанных в тексте «леденцов в форме <…>» (леденцов в форме мужских половых органов) разных размеров (на одном из фото рядом с «леденцом в форме <…>» расположена сантиметровая линейка), разных цветов и даже в праздничной упаковке;
  4. в конце статьи написано: «фото: <…>», что можно расценивать как прямое указание на то, где следует искать другие, не указанные в тексте статьи сведения, в том числе о продавце товара.

Факты распространения вышеназванной рекламы (статьи и ссылки на статью) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 16.01.2018 подтверждаются составленным Управлением протоколом осмотра Интернет-сайтов (<…>,<…>) от 24.01.2018.

Идентичность фотографий, размещенных в названных статье и ссылке на статью c фотографиями, размещенными на Интернет-сайте <…>, подтверждается составленным Управлением протоколом осмотра Интернет-сайта (<…>) от 24.01.2018.

В силу части 6 статьи 5 Закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

По смыслу законодателя к непристойным образам могут быть отнесены изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. Данная позиция изложена в Письме ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе"».

Поскольку на общедоступном сайте электронного периодического издания «Дальневосточное информационное агентство «Порт Амур» (<…>,<…>) и в открытой официальной группе «ИА «Порт Амур» (электронного периодического издания «Дальневосточное информационное агентство «Порт Амур») в социальной сети «ВКонтакте» (<…>) размещена текстовая информация с визуально-натуралистическим демонстративным рядом из фото леденцов «в форме <…>» (леденцов в форме мужских половых органов), в ней использованы непристойные и оскорбительные образы.

Вопрос наличия (отсутствия) непристойных и оскорбительных образов в данной статье был вынесен на обсуждение Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Амурском УФАС России, которое состоялось 03.04.2018. Решением большинства Членов Экспертного совета указанная информация о продаже леденцов, размещенная на сайте информационного агентства «Порт Амур», содержит непристойные и оскорбительные образы.

Следовательно, данная реклама не соответствует требованиям, установленным частью 6 статьи 5 Закона «О рекламе» и, в силу пункта 4 статьи 3 названного Закона, является ненадлежащей рекламой.

В силу части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 данного Закона несет рекламодатель.

Рекламодателем данной рекламы, в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», то есть лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, является юридическое лицо Муниципальное учреждение «Информационное агентство «Город» (МУ «ИА «Город»), по нижеследующим основаниям.

Из ответа Управления Роскомнадзора по Амурской области (вх. № <…> от <…>) следует, что доменный адрес <…> принадлежит зарегистрированному средству массовой информации электронному периодическому изданию «Дальневосточное информационное агентство «Порт Амур» (свидетельство о регистрации СМИ от 29.09.2009 ЭЛ № 37677). Учредитель СМИ – Общество с ограниченной ответственностью «Региональное рекламно-информационное агентство» (далее также – ООО «РИА», Агентство), ИНН 2801138685. На основании статьи 22 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» договором от 01.05.2017 № 07/17 ООО «РИА» передало Муниципальному учреждению «Информационное агентство «Город» права по осуществлению функций Редакции электронного периодического издания «Дальневосточное информационное агентство «Порт Амур». Адрес редакции СМИ: 675000, г. Благовещенск, ул. Пионерская, дом 31.

Представители МУ «ИА «Город» письменно (вх. №№ <…> от <…>, <…> от <…>) сообщили, что новостная заметка, размещенная единожды на сайте «Дальневосточного информационного агентства «Порт Амур» в разделе «Новости» 16.01.2018 (время 15:39 час.) и размещенная в официальной группе «Дальневосточного информационного агентства «Порт Амур» в социальной сети «ВКонтакте» 16.01.2018 (время 15:51 час.), под заголовком «Леденцы в форме <…>» продают в Благовещенске» не является рекламным материалом, она носит сугубо информационно-развлекательный характер. Данные снимки, взятые с Интернет-ресурса <…> и использованные в качестве иллюстрации к информационно-развлекательной заметке на сайте <…>, были обработаны в графическом редакторе для устранения возможности идентификации изображения описанных в тексте леденцов. В выпускных данных под указанной заметкой отсутствует соответствующее указание «На правах рекламы». В тексте не упоминается о том, на каком конкретно ресурсе размещено объявление о продаже кондитерских изделий, о которых идет речь в тексте. Также нет конкретной ссылки на источник, где размещено объявление. Кроме того, в тексте отсутствует информация о том, как можно связаться с продавцом данных товаров. Выпускающим редактором, согласно Закона РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон ««Об авторском праве и смежных правах») в данных новостных заметках поставлена ссылка на источник, откуда было взято фото. В связи с этим, под текстом, размещенным на сайте <…>, имеется подпись «Фото: <…>». За размещением данной новостной заметки в Учреждение никто не обращался.

Представитель Учреждения, в ходе рассмотрения настоящего дела, поддержал вышеназванную позицию МУ «ИА «Город», отвечая на вопрос членов Комиссии Амурского УФАС России, затруднился пояснить, какой именно из признаков понятия «рекламы», перечисленных в статьи 3 Закона «О рекламе», отсутствует в вышепоименованных статье и ссылке на статью.

Вместе с тем, ссылка на Закон «Об авторском праве и смежных правах» не может быть принята во внимание, поскольку данный Закон утратил силу с 01.01.2008 в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ, которым с этого же срока введена в действие часть четвертая Гражданского Кодекса Российской Федерации. Другие пояснения Учреждения о том, что статья и ссылка на статью являются сугубо новостными, а не рекламными, отклоняются Амурским УФАС России по вышеперечисленным основаниям.

Таким образом, по совокупности документов установлено, что именно по вине юридического лица МУ «ИА «Город» произошло распространение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» вышеназванной ненадлежащей рекламы, не соответствующей требованиям части 6 статьи 5 Закона «О рекламе».

Комиссией Амурского УФАС России установлено, что юридическое лицо МУ «ИА «Город», являясь рекламодателем вышеуказанной рекламы, имело возможность разместить вышепоименованные статью и ссылку на нее без использования непристойных и оскорбительных образов, что исключило бы нарушение требований части 6 статьи 5 Закона «О рекламе», однако не предприняло для этого необходимых мер.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Правила), Комиссия Амурского УФАС России считает необходимым выдать юридическому лицу МУ «ИА «Город» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 6 статьи 5 Закона «О рекламе»).

Согласно частям 4 и 6 статьи 38 Закона «О рекламе» к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе (юридическому лицу МУ «ИА «Город»), необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (требований части 6 статьи 5 Закона «О рекламе») предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В силу пункта 43 Правил, резолютивная часть решения, Комиссией Амурского УФАС России по результатам рассмотрения дела, оглашена немедленно по окончании рассмотрения настоящего дела. Решение в полном объеме изготовлено в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня оглашения резолютивной части. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а именно:

16.01.2018 (в 15:39 час.) на общедоступном сайте электронного периодического издания «Дальневосточное информационное агентство «Порт Амур» (<…>,<…>) в разделе «Новости» в виде статьи под заголовком «Леденцы в форме <…> продают в Благовещенске Стоимость «пикантной» сладости начинается от <…> рублей»;

16.01.2018 (в 15:51 час.) в открытой официальной группе «ИА «Порт Амур» (электронного периодического издания «Дальневосточное информационное агентство «Порт Амур») в социальной сети «ВКонтакте» (<…>), путем размещения ссылки на вышеназванную статью под заголовком: «Леденцы в форме <…> продают в Благовещенске. Стоимость «пикантной» сладости начинается от <…> рублей. Подробности здесь <…>»,

поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Закона «О рекламе».

  1. Выдать Муниципальному учреждению «Информационное агентство «Город» (МУ «ИА «Город») предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  2. Передать материалы дела № Р-5/95 2018 уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «6» июля 2018 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента вынесения Решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны