Решение № № Т-03/2018 РЕШЕНИЕ по делу № Т-03/2018 от 7 февраля 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № Т-03/2018

 

02.02.2018 г. Благовещенск

(решение в полном объеме изготовлено 07.02.2018)

 

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", в составе: <…>,

в отсутствие представителей сторон по делу (лица о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом),

рассмотрев поступившую 24 января 2018 года в Амурское УФАС России по подведомственности от ФАС России жалобу ООО "Строительно-монтажное управление "ИнвестЖилСтрой" на действия заказчика - ФГУП "Главное военно-строительное управление по специальным объектам" при осуществлении закупки в форме запроса предложений делать оферты на выполнение строительно-монтажных работ по устройству электромонтажных работ на объекте «Техническое перевооружение производства ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина» ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» г. Москва. «Реконструкция Гальванического корпуса и участка анодирования. Цех 112», ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина», расположенном по адресу: Приморский край, г. Арсеньев, пл. Ленина, 5, объявленной извещением № 31705914794 от 20.12.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.12.2017 заказчиком - ФГУП "Главное военно-строительное управление по специальным объектам" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) опубликовано извещение № 31705914794 о размещении закупки в форме запроса предложений делать оферты на выполнение строительно-монтажных работ по устройству электромонтажных работ на объекте «Техническое перевооружение производства ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина» ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» г. Москва. «Реконструкция Гальванического корпуса и участка анодирования. Цех 112», ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина», расположенном по адресу: Приморский край, г. Арсеньев, пл. Ленина, 5.

Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 66386011,76 рублей.

Закупка осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положением о закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых ФГУП "Главное военно-строительное управление по специальным объектам", утвержденным приказом № 217 от 19.06.2017 (далее - Положение о закупках).

Дата и время окончания подачи заявок установлены 29.12.2017 в 12:00 (по Московскому времени), рассмотрения заявок - 11.01.2018 в 12:00 по адресу: г. Москва, ул. Летниковская, д. 10, стр. 4. Дата и время подведения итогов - 11.01.2018 в 12:00.

До окончания установленного для подачи заявок срока на участие в Запросе предложений подано пять заявок.

12.01.2018 заказчик, руководствуясь подпунктом 5 пункта 6.1 и пунктом 15.12 Положения о закупках, принял решение о завершении запроса предложений делать оферты без определения победителя.

Из жалобы заявителя следует, что общество подало заявку на участие в закупке в форме запроса предложений делать оферты. Однако, после установленной даты подведения итогов закупки Заказчик без какого-либо основания принял решение о завершении процедуры закупки без определения победителя.

Считает, что, совершая данные действия Заказчик злоупотребляет правом отмены (завершения) запроса предложений делать оферты без определения победителя.

Такие действия Заказчиком совершаются по причине установления данной возможности в Положении о закупках.

Право заказчиков самостоятельно определять порядок и механизмы проведения закупочных процедур не освобождают их от необходимости соблюдения требований действующего законодательства и прав участников закупочных процедур. В системе действующего правового регулирования при проведении отбора контрагента является недопустимым наличие у одного субъекта исключительно прав, у другого — исключительно обязанностей.

Указывает, что предусмотренные в Положении о закупках нормы, позволяющие заказчику на любом этапе отказаться от проведения запроса предложений и завершить процедуру закупки без определения победителя, а также действия Заказчика по завершению Запроса предложений делать оферты, в которых лицо приняло участия без какого-либо основания нарушают принципы и цели законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц направленные на целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, стимулировании участия в закупках, развитии добросовестной конкуренции, отсутствии дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции, а также влекут за собой нарушение требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Данные неправомерные действия Заказчиком неоднократно совершались и в рамках проведения других закупок.

Просит признать в действиях заказчика нарушение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

ФГУП "Главное военно-строительное управление по специальным объектам" с доводами жалобы не согласно. Представило в материалы дела запрашиваемые документы и сведения, письменные возражения на жалобу, из которых следует, что наличие нарушений требований законодательства Российской Федерации в своих действиях по завершению процедуры закупки без определения победителя Заказчик не признает, поскольку данные действия совершены в полном соответствии с установленным порядком осуществления закупки в форме запроса предложений делать оферты предусмотренном Положением о закупках, а именно подпунктом 5 пункта 6.1 и пунктом 15.12 Положения о закупках, которыми установлено право заказчика на возможность на любом этапе отказаться от проведения запроса предложений и завершении процедуры закупки без определения победителя после наступления времени и даты окончания подачи заявок.

Указывает, что причиной завершения процедуры явилась необходимость внесения изменений в Техническое задание.

Просит признать жалобу необоснованной.

Рассмотрев жалобу, письменные возражения заказчика, представленные в материалы дела документы и сведения, изучив материалы дела, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы по следующим основаниям.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках предусмотрено, что целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться следующими принципами:

1) информационной открытостью закупки;

2) равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевого и экономически эффективного расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствием ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Из части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) следует, что содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Частью 4 статьи 447 ГК РФ установлено, что торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с частью 4 статьи 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что в Положении о закупке заказчиком могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Пунктом 6.1 Положения о закупках установлено, что Заказчик осуществляет следующие полномочия в рамках закупочной деятельности:

1) планирование закупок, в том числе выбор процедуры (способа) закупки;

2) утверждение извещения о закупке (приглашения на участие) и закупочной документации;

3) проведение процедуры закупки;

4) отмену процедуры закупки;

5) принятие решения о завершении процедуры закупки без определения победителя;

6) и т.д.

Пунктом 7.1 Положения о закупках определено, что выбор поставщика продукции осуществляется заказчиком с помощью следующих процедур закупок: 1) конкурс; 2) аукцион; 3) запрос котировок цен; 4) запрос предложений делать оферты; 5) закупка малой стоимости; 6) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Определенный настоящим пунктом перечень процедур закупок является исчерпывающим.

Положений о том, какие именно формы закупок относятся к торгам или не относятся к таковым Положение о закупках, являющееся документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, не содержит.

Согласно пункту 8.1 Положения о закупках под Конкурсом понимается – способ выбора поставщика, который осуществляется, если предметом закупки является технически сложная продукция, и несколько критериев имеют существенное значение для принятия решения в выборе победителя, а начальная (максимальная) цена договора превышает 10 000 000 000 (Десять миллиардов) рублей, с учетом НДС.

В соответствии с пунктом 12.1 Положения о закупках Конкурс является способом закупки, при котором заказчик на основании критериев и порядка оценки, установленных в закупочной документации, определяет победителем поставщика, предложившего лучшие условия исполнения договора на закупку продукции.

В соответствии с пунктом 12.4 Положения о закупках для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, заказчик оценивает и сопоставляет такие заявки по критериям, указанным в конкурсной документации, при этом критериями оценки заявок могут быть:

1) цена договора, цена единицы продукции;

2) срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

3) условия оплаты товара, работ, услуг;

4)функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

5) качество технического предложения участника процедуры закупки;

6) квалификация участника процедуры закупки:

7) обеспеченность материально-техническими ресурсами;

8) обеспеченность кадровыми ресурсами;

9) опыт и репутация участника процедуры закупки;

10) срок представляемых гарантий качества товара, работ, услуг.

11) расходы на эксплуатацию товара;

12) расходы на техническое обслуживание товара;

13) дополнительные критерии, установленные конкурсной документацией.

Согласно пункту 12.10 Положения о закупках Конкурсная документация должна содержать не менее 2 (Двух) критериев оценки и сопоставления конкурсной заявки. Обязательными критериями оценки являются:

1) цена договора, цена единицы продукции;

2) квалификация участника процедуры закупки.

В конкурсной документации должен быть установлен порядок оценки по каждому из критериев оценки с указанием показателей и шкалы возможных значений оценки или порядка ее определения (п. 12.11 Положения о закупках).

Пунктом 12.12 Положения о закупках предусмотрено, что значимость критерия оценки заявок «цена договора, цена единицы продукции» не может составлять менее 35 (тридцати пяти) процентов.

Пунктом 12.29 Положения о закупках установлено, что для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, ЦКК должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 12.30 Положения о закупках на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, каждой заявке на участие в конкурсе относительно других, по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, присваивается порядковый номер <...> Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора, и заявке на участие в конкурсе, которого присвоен первый номер (п. 12.31 Положения о закупках).

В соответствии с пунктом 8.4 Положения о закупках под Запросом предложений делать оферты (запрос предложений) понимается – способ выбора поставщика, который осуществляется, если предполагается заключение договора на закупку технически сложной продукции, когда отсутствует возможность определения подробных спецификаций продукции или определения их технических характеристик, или существуют различные методы и решения, удовлетворяющие потребностям Заказчика, или если в силу технических особенностей продукции необходимо провести переговоры с поставщиками, или когда несколько критериев имеют существенное значение для принятия решения в выборе поставщика, или если предметом закупки является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, для которых есть функционирующий рынок, а начальная (максимальная) цена договора не превышает 10 000 000 000,00 (Десять миллиардов) рублей, с учетом НДС.

Согласно пункту 15.2 Положения о закупках Запрос предложений является способом закупки, при которой ЦКК по результатам рассмотрения предложений поставщиков на основании критериев и порядка оценки, установленных в закупочной документации, определяет победителем поставщика, предложившего лучшие условия исполнения договора на закупку продукции.

Пунктом 15.6 Положения о закупках предусмотрено, что документация о запросе предложений должна содержать не менее 2 (Двух) критериев оценки и сопоставления заявок. При этом критерий «цена договора, цена единицы продукции» является обязательным критерием, а его значимость не может составлять менее 35 (тридцати пяти) процентов.

Пунктом 15.7 Положения о закупках установлено, что для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в запросе предложений, заказчик оценивает и сопоставляет такие заявки по критериям, указанным в закупочной документации, при этом критериями оценки заявок могут быть:

1) цена договора, цена единицы продукции, сумма единичных расценок товаров, работ и услуг;

2) срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

3) условия оплаты товара, работ, услуг;

4)функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

5) качество технического предложения участника;

6) квалификация участника процедуры закупки, в том числе:

 обеспеченность материально-техническими ресурсами;

 обеспеченность кадровыми ресурсами;

 опыт участника;

 дополнительные подкритерии, установленные документацией о запросе предложений;

7) срок представляемых гарантий качества товара, работ, услуг.

8) расходы на эксплуатацию товара;

9) расходы на техническое обслуживание товара;

10) дополнительные критерии, установленные документацией о запросе предложений.

Согласно пункту 15.17 Положения о закупках, стадия оценки и сопоставления заявок: в рамках оценки и сопоставления заявок ЦКК оценивает и сопоставляет заявки и проводит их ранжирование по степени предпочтительности в соответствии с критериями и порядком оценки, установленными в закупочной документации.

В соответствии с пунктом 15.18 Положения о закупках на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе ЦКК присваивает каждой заявке на участие в запросе предложений порядковый номер по мере уменьшения степени предпочтительности содержащихся в ней условий исполнения договора. Заявке на участие в запросе предложений, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках на участие в запросе предложений содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в запросе предложений, которая поступила ранее других заявок на участие в запросе предложений, содержащих такие же условия.

  • результатам оценки и сопоставления заявок участников ЦКК принимает решение о выборе победителя (п. 15.19 Положения о закупках) .

На основании вышеуказанного, Комиссия Амурского УФАС России, изучив положения, регламентирующие осуществление Заказчиком закупки в форме Конкурса (часть 12 Положения о закупках) и в форме Запроса предложений делать оферты (часть 15 Положения о закупках), а также осуществив их анализ, исходя из положений статей 437, 447, 449 ГК РФ, содержания извещений, документаций, самих процедур осуществления закупок указанными способами приходит к выводу, что процедура осуществления закупки в форме Запроса предложений делать оферты, порядок ее проведения, базируется, в частности, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, части 12 Положения о закупках, регламентирующих процедуру осуществления Конкурса и по своему порядку её осуществления является разновидностью торгов, проводимых в форме Конкурса.

В связи с изложенным, закупка в виде Запроса предложений делать оферты подпадает под форму Торгов, установленных частью 4 статьи 447 ГК РФ и должна накладывать на Заказчика не только права, но и соответствующий объем гражданско-правовых обязательств, а предоставленные заказчику Законом о закупках права должны реализоваться им не произвольно, по своему усмотрению, а с учетом установленных законодательством Российской Федерацией принципов закупочной деятельности и при соблюдении запретов и ограничений, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Пунктом 12.5 Положения о закупках предусмотрено, что Заказчик вправе отказаться от проведения конкурса не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Указанное положение способствует принятию Заказчиком решения об отмене торгов по объективным причинам, так как такое решение принимается до того, как он станет владеть информацией, содержащейся в подаваемых на участие в Конкурсе заявок, не знает об их содержимом и предложений участников, что не может повлечь за собой необоснованной дискриминации потенциальных участников закупки.

Однако, пунктами 15.1, 15.12 Положения о закупках установлено, что Заказчик вправе на любом этапе отказаться от проведения запроса предложений, а после наступления времени и даты окончания подачи заявок заказчик вправе завершить процедуру закупки без определения победителя.

При этом, ни правовых обоснований для принятия такого решения, ни оснований исчерпывающего перечня случаев, которые могут являться причиной, при которых заказчик вправе отменить, отказаться от проведения запроса предложений и/или завершить процедуру закупки без определения победителя, сроков их принятия, Положением о закупке не предусмотрено, что в результате влечет за собой/может повлечь злоупотребление со стороны заказчика на совершение действий по отказу от проведения закупки (завершению закупки), поскольку такой отказ (завершение) при отсутствии установленных Положением о закупках оснований может носить субъективный, дискриминационный характер, так как может быть основан на необъективном усмотрении заказчика и не отвечает принципам прозрачности и гласности проводимых закупок, развития добросовестной конкуренции, создает возможность для коррупционных проявлений и приводит (может приводить) к тому, что закупка может размещаться неоднократно, до тех пор, пока лучшие условия не предложит именно то лицо, с кем Заказчик желал бы заключить соответствующий договор.

Поскольку закупка в виде Запроса предложений делать оферты подпадает под Торги, установленные частью 4 статьи 447 ГК РФ и должна накладывать на Заказчика не только права, но и соответствующий объем гражданско-правовых обязательств, условия, установленные пунктами 15.1, 15.12 Положений о закупках влекут за собой/способствует совершению со стороны Заказчика действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, выражающихся в возможности отмены (завершении) закупки без какого-либо надлежащего обоснования при поступлении на участие в закупке заявок от хозяйствующих субъектов с которыми заказчик не заинтересован в заключении договора, указанные в пунктах 15.1, 15.12 Положения о закупках условия нарушают требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Заказчик, принимая решения об отказе от проведения закупки и/или о завершении процедуру закупки без определения победителя должен регламентировать основания такого отказа, а также сроки и порядок его реализации с учетом прав участников закупки, что предусмотренными в Положении о закупках нормами не предусмотрено.

Принятое Заказчиком решение о завершении процедуры закупки без определения победителя после наступления времени и даты окончания подачи заявок заказчик причин и оснований, явившихся необходимостью завершить данную процедуру не содержат.

На факт того, что указанные в пунктах 15.1, 15.12 Положения о закупках условия о возможности Заказчика на любом этапе отказаться от проведения запроса предложений, а после наступления времени и даты окончания подачи заявок завершить процедуру закупки без определения победителя, влекут или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, указывает также следующее обстоятельство.

Пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушающие порядок определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках закреплено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе:

порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке (п. 8);

место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки (п. 11).

В соответствии с пунктом 15.14 Положения о закупках рассмотрение и оценка поступивших заявок участников проводится в день, указанный в извещении о проведении запроса предложений, и проходит в две стадии: стадию рассмотрения заявок, стадию оценки и сопоставления заявок и принятия решения о выборе победителя процедуры закупки.

Согласно пункту 15.19 Положения о закупках по результатам оценки и сопоставления заявок участников ЦКК принимает решение о выборе победителя.

Решение ЦКК о результатах рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников оформляется протоколом подведения итогов, который размещается в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания протокола (п. 15.20 Положения о закупках).

Согласно извещению № 31705914794 о Запросе предложений делать оферты и закупочной документации (п. 38 раздела 1.5 Информационной карты) Заказчиком установлены дата и время окончания подачи заявок на участие в закупке 29.12.2017 в 12:00.

Как следует из имеющихся в материалах дела документов и сведений, до окончания установленного срока подачи заявок на участие в Запросе предложений делать оферты, подано пять заявок (в том числе от заявителя жалобы).

Дата и время рассмотрения заявок и подведения итогов извещением и документацией (пункт 39,40 раздела 1.5 Информационной карты) установлены 11.01.2018 в 12:00.

Таким образом, как следует из пункта 15.14 Положения о закупках Заказчиком 11.01.2018 должны быть фактически осуществлены рассмотрение и оценка поступивших заявок участников, в две стадии: 1) стадия рассмотрения заявок, 2) стадия оценки и сопоставления заявок и принятия решения о выборе победителя процедуры закупки.

11.01.2018 Заказчик уже должен осуществить порядок определения победителя запроса предложений, так как к данному времени он вскрывает все поданные на участие в закупке заявки участников и на окончание рабочего дня, он (его должностные лица, члены комиссии) знает все предложения участников закупки, подавших заявки, что позволяет провести их ранжирование по степени предпочтительности, то есть установить кто является победителем закупки с лучшим предложением и условиями исполнения договора.

Однако, 12.01.2018 Заказчик, руководствуясь подпунктом 5 пункта 6.1 и пунктом 15.12 Положения о закупках, зная о том, кто должен стать победителем закупки, принял решение о завершении запроса предложений делать оферты без определения победителя и без какого-либо правового обоснования принятого решения по истечении установленного для подведения итогов закупки срока.

Поскольку Заказчик не осуществил в установленные сроки рассмотрение и оценку поступивших на участие в закупке заявок участников, не принял решение о выборе победителя и не оформил данное решение соответствующим протоколом подведения итогов, Заказчиком при осуществлении закупки не соблюдены требования пункта 40 раздела 1.5 Информационной карты Закупочной документации, пункта 15.14, 15.19, 15.20 Положения о закупках, чем нарушен порядок определения победителя запроса предложений, установленный Положением о закупках и закупочной документацией и положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Так как Заказчик знает/может узнать о фактическом содержании всех поступивших на участие в закупке заявок участников, имеет возможность руководствоваться исключительно своими личными, субъективными предпочтениями, не учитывая фактические условия, содержащиеся в предложениях участников и не размещая сведения о лице, которое сделало лучшее предложение условий договора как о победителе закупки в открытых источниках (на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок), действия Заказчика по принятию решения о завершении запроса предложений делать оферты без определения победителя по истечении установленного для принятия решения об определении победителя закупки срока, влекут/могут повлечь за собой необоснованное ограничение конкуренции по отношению к отдельным участникам закупки, противоречат основным принципам законодательства Российской Федерации о закупках и целям осуществления закупок, а именно целевому и экономически эффективному расходованию денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, реализации мер, направленных на расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг, стимулировании такого участия, сокращении издержек заказчика, не отвечает принципам прозрачности и гласности проводимых закупок, развития добросовестной конкуренции.

Соответственно, установленное в пункте 15.1 Положения о закупках условие о праве Заказчика на любом этапе отказаться от проведения запроса предложений при отсутствии в Положении о закупках обоснований для принятия такого решения, исчерпывающего перечня случаев, которые могут являться причиной при которых заказчик вправе отменить, отказаться от проведения запроса предложений, сроков их принятия, учитывая, что данный вид закупки относиться к Торгам и предусмотренная в пункте 15.12 Положения о закупках возможность завершить процедуру закупки без определения победителя после наступления времени и даты окончания подачи заявок, при фактическом получении от участников закупки заявок, возможности их изучения на предмет того каким из участника закупки предложены лучшие условия исполнения договора, создают предпосылки для коррупционных проявлений, приводят (могут приводить) к тому, что Заказчиком будут (имеет возможность) умышленно совершаться действия, направленные на незаключение по результатам закупки соответствующего договора с лицом, которое Заказчик не желал бы видеть в качестве победителя закупки и исполнителя по договору, но которое, в силу предложения лучших условий исполнения договора, должно было стать победителем Запроса предложений делать оферты и имело право на заключение с ним соответствующего договора, влекут/могут повлечь за собой недопущение, ограничение или устранение конкуренции, нарушают порядок определения победителя запроса предложений, права и законные интересы участника закупки, что является несоблюдением требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Довод Заказчика о том, что причиной завершения процедуры явилась необходимость внесения изменений в Техническое задание Комиссией Амурского УФАС России признается несостоятельным в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих его обоснованность.

На основании изложенного, рассмотрев жалобу ООО "Строительно-монтажное управление ИнвестЖилСтрой" на действия заказчика - ФГУП "Главное военно-строительное управление по специальным объектам" при осуществлении заказчиком закупки в форме запроса предложений делать оферты, объявленной извещением № 31705914794 от 20.12.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Амурского УФАС России приняла

 

 

РЕШЕНИЕ:

 

1. Признать жалобу ООО "Строительно-монтажное управление "ИнвестЖилСтрой" обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика - ФГУП "Главное военно-строительное управление по специальным объектам" нарушение:

пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункта 15.14, 15.19, 15.20 Положения о закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых ФГУП "Главное военно-строительное управление по специальным объектам", пункта 40 раздела 1.5 Информационной карты Документации о запросе предложений делать оферты, в части несоблюдения порядка определения победителя запроса предложений, выразившегося в нерассмотрении и неосуществлении оценки поступивших на участие в закупке заявок участников, непринятии решения о выборе победителя и неоформлении данного решения соответствующим протоколом подведения итогов.

части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции":

- в части установления в пункте 15.1 Положения о закупках условия о праве Заказчика на любом этапе отказаться от проведения запроса предложений при отсутствии в Положении о закупках обоснований для принятия такого решения, исчерпывающего перечня случаев, которые могут являться причиной при которых заказчик вправе отменить, отказаться от проведения запроса предложений;

- в части установления в пункте 15.12 Положения о закупках возможности завершить Заказчиком процедуры закупки без определения победителя после наступления времени и даты окончания подачи заявок, при фактическом получении от участников закупки заявок, возможности их изучения на предмет того, каким из участника закупки предложены лучшие условия исполнения договора.

3. Выдать ФГУП "Главное военно-строительное управление по специальным объектам" предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации;

4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

5. Передать материалы дела в правоохранительные органы на наличие в действиях ФГУП "Главное военно-строительное управление по специальным объектам" признаков коррупции, связанных с принятием Заказчиком неоднократного решения о завершении процедур закупок, указанных в жалобе заявителя без определения победителя после наступления времени и даты окончания подачи заявок на участие в закупках.

 

Решение и/или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Председатель Комиссии: <…>

 

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны