Решение №Т-06/2018 РЕШЕНИЕ по делу № Т-06/2018 от 1 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № Т-06/2018

 

26.02.2018 г. Благовещенск

(решение в полном объеме изготовлено 28.02.2018)

 

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей: от заказчика - <…>; <…>; <…>, от заявителя жалобы - <…> (представителям сторон по делу разъяснены права, порядок рассмотрения жалобы, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии);

рассмотрев поступившую в Амурское УФАС России 13.02.2018 по электронной почте и 14.02.2018 нарочно от ООО «ОФИС МАРКЕТ» жалобу на действия закупочной комиссии 1-го уровня акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (далее – АО «ДРСК») при осуществлении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку «Расходные материалы и запасные части для копировальной и оргтехники» (закупка 326), объявленного извещением № 31705937692 от 25.12.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и электронной площадке – АО «ЕЭТП» www.roseltorg.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «ДРСК», в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Амурское УФАС России поступила жалоба ООО «ОФИС МАРКЕТ» (вх. №№ 420-э от 13.02.2018 и 479 от 14.02.2018) на действия закупочной комиссии 1-го уровня АО «ДРСК» при осуществлении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку «Расходные материалы и запасные части для копировальной и оргтехники» (закупка 326), объявленного извещением № 31705937692 от 25.12.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и электронной площадке – АО «ЕЭТП» www.roseltorg.ru.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «ДРСК», утвержденным советом директоров АО «ДРСК» (протокол от 29.12.2016 № 18) (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

25.12.2017 заказчиком - АО «ДРСК» на электронной площадке АО «ЕЭТП» www.roseltorg.ru и в ЕИС опубликовано извещение № 31705937692 и документация о размещении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку «Расходные материалы и запасные части для копировальной и оргтехники» (закупка 326).

Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 4 372 881,36 рублей.

Дата окончания подачи заявок установлена 16.01.2018 в 17:00, дата рассмотрения заявок – 14.02.2018 в 11:00, дата подведения итогов – 15.03.2018 в 11:00.

Из жалобы следует, что комиссия заказчика неправомерно отклонила заявку ООО «ОФИС МАРКЕТ» от дальнейшего рассмотрения, тем самым нарушив положения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. На заседании комиссии представитель общества поддержал доводы, изложенные в жалобе. Просит отменить результаты закупки.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения. На заседании комиссии Амурского УФАС России представители АО «ДРСК» поддержали доводы, изложенные в возражениях, в полном объеме. Указали, что при проведении закупки комиссия заказчика действовала в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупках, документацией.

Рассмотрев жалобу, устные и письменные пояснения сторон, изучив материалы дела, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Амурского УФАС России установила следующее.

Согласно протоколу № 257/МИТПр-В заседания закупочной комиссии по вскрытию конвертов от 16.01.2018 на участие в закупке подано 4 заявки.

Из протокола № 257/МТпиР-Р заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок по открытому запросу предложений на право заключения договора на поставку «Расходные материалы и запасные части для копировальной и оргтехники» (закупка 326) следует, что заявки ООО «Компания Полиграффъ», ООО «Битроникс» и ООО «Технотрейд» признаны соответствующими условиям документации о закупке и приняты к дальнейшему рассмотрению.

Заявка ООО «ОФИС МАРКЕТ» отклонена от дальнейшего рассмотрения как несоответствующая требованиям подпункта «а» пункта 2.8.2.5 документации о закупке по основанию: «Участник имеет кризисное финансовое состояние (итоговая оценка 0,3675 балла), что не соответствует требованиям пункта 2.5.1.1 «б» документации о закупке.

Пункт 6.3 Положения о закупках содержит требования к участникам закупок. На основании пункта 6.3.5 Положения о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Особенности процедур запроса предложений определены в пункте 7.7 обозначенного Положения.

В соответствии с пунктом 7.7.9.1 Положения о закупках, рассмотрение заявок на участие в запросе предложений осуществляется в порядке, аналогичном порядку, указанному в пункте 7.2.9 настоящего Положения.

В пункте 7.2.9 Положения о закупках детально описан порядок рассмотрения заявок.

Пунктом 2.4.1 документации о закупке установлены общие требования к заявке.

В соответствии с общими требованиями к участникам закупки, установленными пунктом 2.5.1.1 документации о закупке, чтобы претендовать на победу в указанной закупке и получить право заключить договор, участник закупки должен отвечать установленным требованиям, в частности, должен обладать необходимыми для исполнения договора финансовыми возможностями (отсутствие кризисного финансового состояния) (данный показатель оценивается в соответствии с Методикой проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых АО «ДРСК» (далее – Методика проверки ДРиФС) (Приложение № 5).

Пунктом 2.8.2 документации о закупке установлено, что в рамках отборочной стадии закупочная комиссия проверяет заявки по критериям, указанным в разделе 8 документации о закупке (Приложение № 3 – Отборочные критерии оценки заявок участников запроса предложений).

Требования к документам, подтверждающим соответствие участника закупки установленным требованиям, содержатся в пункте 2.5.4 документации о закупке, в состав заявки включаются документы согласно данного перечня, в том числе копия обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный финансовый год – копию бухгалтерского баланса с отметкой налогового органа о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме. Бухгалтерский баланс должен содержать следующие показатели: долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства, валюта баланса, капитал и резервы, долгосрочные заемные средства, краткосрочные заемные средства, денежные средства и денежные эквиваленты, кредиторская задолженность, дебиторская задолженность, внеоборотные активы, оборотные активы, капитал и резервы, основные средства, выручка, прибыль (убыток) до налогообложения, проценты к уплате, чистая прибыль (убыток). Для вновь зарегистрированных участников, не предоставлявших на момент подачи заявки в налоговые органы бухгалтерскую (финансовую) отчетность за завершенный финансовый год - копию промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за завершенный квартал, заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера, или данные по установленной в Документации о закупке форме — Данные бухгалтерской (финансовой) отчетности (форма 8) (пункт 5.8 настоящей Документации о закупке).

В соответствии с пунктом 2.2.1 Методики проверки ДРиФС проверка проводится в следующем порядке: проверка участника на соответствие критериям отбора, установленным в документации о закупке, в соответствии с пунктом 2.4 настоящей методики; проверка участника на наличие ограничивающих факторов, установленных в документации о закупке, в соответствии с пунктом 2.5 настоящей методики; проверка финансового состояния (устойчивости) участника, в соответствии с пунктом 2.6 настоящей методики.

Согласно представленной в составе заявки выписке из ЕГРЮЛ, ООО «ОФИС МАРКЕТ» создано 21.04.2017, в связи с чем в состав заявки приложена промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность за период с 17.04.2017 по 30.09.2017. На основании подпункта «в» пункта 2.6.2 Методики проверки ДРиФС обществу присвоен 3 тип участника, проверка финансового состояния (устойчивости) для которых осуществляется по предоставленной участниками в заявке бухгалтерской (финансовой) отчетности или по данным, которые предоставлены вместо бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При этом, проверка финансового состояния (устойчивости) осуществляется по данным на дату окончания квартала, предшествующего кварталу, в котором установлен день окончания подачи заявок.

На основании пункта 2.6.6 Методики проверки ДРиФС сумма всех оценок усредненных (средневзвешенных) рассчитанных показателей (пункт 2.6.4 настоящей методики) в баллах делится на общее количество показателей (среднее арифметическое). Полученная таким образом итоговая оценка сопоставляется с итоговым результатом проверки финансовой устойчивости участника в соответствии с Таблицей 3, согласно которой по шкале баллов от 0 до 1 участнику присваивается:

- менее 0,45 баллов – «кризисное финансовое состояние»;

- от 0,45 включительно до 0,90 баллов включительно – «неустойчивое финансовое состояние»;

- более 0,90 баллов – «удовлетворительное финансовое состояние».

При этом, ввиду отсутствия возможности оценить изменение финансового состояния участника в динамике двух отчетных периодов для типов участников 2 и 3 (пункт 2.6.2 настоящей методики) итоговая оценка в баллах дополнительно уменьшается (в целях учета рисков ненадлежащего исполнения такими типами участников договора) на 25%.

Согласно материалам дела, при определении финансового состояния итоговая оценка ООО «ОФИС МАРКЕТ» составила 0,3675 балла, в связи с чем, финансовое состояние общества на основании Методики проверки ДРиФС признано кризисным и не соответствующим требованиям документации о закупке.

Таким образом, действия закупочной комиссии 1-го уровня АО «ДРСК» по отклонению заявки ООО «ОФИС МАРКЕТ» от дальнейшего рассмотрения являются обоснованными, соответствующими Положению о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «ДРСК» и закупочной документации.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 6.3.7 Положения о закупках определено, что требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишних (необоснованных) ограничений, в том числе ограничений допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Фактически, из Методики проверки ДРиФС следует, что заказчик предоставляет существенные преимущества участия в закупке только хозяйствующим субъектам, находящимся на рынке длительный промежуток времени, а лица, вновь созданные, не допускаются к участию лишь на том основании, что срок их деятельности небольшой.

Так, итоговая оценка финансового состояния ООО «ОФИС МАРКЕТ» до снижения на 25% составляла 0,49 балла. Указанный показатель согласно Методике проверки ДРиФС позволяет присвоить участнику «неустойчивое финансовое состояние» и принять дальнейшее участие в закупке.

Применение обозначенного критерия никак не подтверждает/не может подтвердить факт того, что у лица отсутствуют финансовые ресурсы для исполнения договора, заключенного по результатам закупки.

На основании изложенного, комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о том, что установление в Методике проверки ДРиФС положения о снижении итоговой оценки участников типов 2 и 3 на 25% ограничивает/может ограничивать возможность участия в закупках вновь созданных организаций.

Учитывая, что в соответствии с проектом договора поставки, оплата товара производится в течение 30 календарных дней с даты подписания товарной накладной ТОРГ-12 покупателем, т.е. после фактической поставки товара, а также предусмотрена ответственность поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, довод заказчика о том, что применение уменьшения итоговой оценки для типов участников 2 и 3 осуществляется в целях исключения рисков АО «ДРСК», связанных с ненадлежащим исполнением либо неисполнением контрагентом договорных обязательств, является необоснованным. Отсутствие возможности оценки изменения финансового состояния участника в динамике двух отчетных периодов не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением ненадлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Кроме того, Методика проверки ДРиФС не содержит обоснования причин снижения итоговой оценки непосредственно на 25%.

Таким образом, комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика, выразившиеся в установлении в пункте 2.6.6 Методики проверки ДРиФС, являющейся приложением № 5 к документации о закупке в форме открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку «Расходные материалы и запасные части для копировальной и оргтехники», положения о снижении итоговой оценки участников типов 2 и 3 на 25%, что фактически влечет за собой отклонение заявки участника закупки от дальнейшего рассмотрения без каких-либо объективных доказательств того, что лицо не сможет надлежащим образом выполнить условия договора, необоснованно сокращает возможность для участия вновь созданных юридических лиц в закупке товаров, стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, нарушают часть 1 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия Амурского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ОФИС МАРКЕТ» (ИНН: 2801230151, ОГРН: 1172801004166) необоснованной;

2. Признать заказчика - акционерное общество «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (ИНН: 2801108200, ОГРН: 1052800111308) нарушившим часть 1 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленного нарушения.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

Члены Комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны