Решение б/н Решение по делу № Т-14/2016 от 22 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № Т-14/2016

18.04.2016                                                                                                  г. Благовещенск

(решение в полном объеме изготовлено 21.04.2016)

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" в составе: <…>,

рассмотрев поступившую 07 апреля 2016 в Амурское УФАС России от ООО "Простые решения" жалобу на действия Единой (аукционной) комиссии заказчика - ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" при осуществлении закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме на приобретение компьютерной и оргтехники, объявленной извещением от 23.03.2016 № № 2943766 на электронной площадке АО "OTC-tender" tender.otc.ru и № 31603453726 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, выразившиеся, по мнению заявителя в нарушении требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положения о закупках товаров, работ, услуг ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования", а именно: в неправомерном принятии решения об отказе участнику закупки в допуске к участию аукционе,

в присутствии представителей:

от заказчика – <…>, действующего на основании доверенности б/н от 13.04.2016; <…>, действующей на основании доверенности б/н от 13.04.2016;

от заявителя жалобы – <…>, действующего на основании доверенности б/н от 18.03.2016;

от участника закупки – ООО "Дальневосточный центр инновационного образования" - <…>, действующего на основании доверенности № 34 от 14.04.2016;

(Сторонам по делу разъяснены права, порядок рассмотрения жалобы, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии),

УСТАНОВИЛА

23.03.2016 заказчиком - ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" на электронной площадке АО "OTC-tender" http://tender.otc.ru опубликовано извещение № 2943766 о размещении закупки в форме открытого аукциона в электронной форме на приобретение компьютерной и оргтехники.

Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) за № закупки 31603453726.

Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 1 106 000 рублей.

Закупка осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) и Положением о закупках товаров, работ, услуг ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования", утвержденным Наблюдательным Советом от 13.02.2012 (далее - Положение о закупках).

Дата и время окончания подачи заявок установлены 02.04.2016 в 03:00. Дата окончания срока рассмотрения заявок 03.04.2016. Дата и время проведения аукциона 03.04.2016 в 05:00 (время Московское).

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 03.04.2016 и протокола о результатах закупки от 03.04.2016 на участие в закупке подано 2 (две) заявки за № 180388 (ООО "Дальневосточный центр инновационного развития") и № 180492 (ООО "Простые решения").

По результатам рассмотрения заявок Единой (аукционной) комиссией заказчика принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе участнику закупки за № 180492 (ООО "Простые решения") с указанием в качестве основания: непредставление предусмотренных сведений, п. 2.2.1 раздела 1 «Общие положения» документации об аукционе. В предложении участника не предоставлена информация о месте происхождения или наименовании производителя предлагаемого для поставки товара.

Заявка № 180388 (ООО "Дальневосточный центр инновационного образования") признана соответствующей требованиям документации.

В связи с тем, что по результатам рассмотрения первых частей заявок только одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме допущена к дальнейшему участию в аукционе, аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.

07 апреля 2016 в Амурское УФАС России от ООО "Простые решения" поступила жалоба.

Уведомлением Амурского УФАС России от 11.04.2016 (получено заказчиком 11.04.2016) ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" предписано торги, объявленные извещением за № 31603453726 на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru, приостановить в части заключения договора, до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) Единой (аукционной) комиссии заказчика по существу.

Однако уже 07.04.2016 между заказчиком и ООО "Дальневосточный центр инновационного образования" заключен договор на приобретение компьютерной и оргтехники на сумму 1 106 000 рублей.

Представитель заявителя жалобы на заседании Комиссии Амурского УФАС России поддержал доводы, изложенные в жалобе в полном объеме. Дополнительно пояснил, что обществом предложен к поставке следующий товар: принтер лазерный для черно-белой печати Brother HL-L2340DWR и сканер высокоскоростной HP ScanJet Pro 2500 f1.

Из наименования предлагаемого к поставке товара следует, что производителем принтера является фирма Brother, а из сканера высокоскоростного Hewlett-Packard (сокращенное название HP).

В связи с чем, отказ в допуске к участию аукционе по основанию, что обществом в поданной на участие в закупке заявке отсутствует указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара, считает неправомерным.

Просит признать в действиях Единой (аукционной) комиссии заказчика нарушение требований законодательства Российской Федерации о закупках и Положения о закупках и выдать предписание об их устранении.

Представители заказчика с доводами заявителя не согласились в полном объеме. Считают действия комиссии правомерными, поскольку подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 аукционной документации установлено, что первая часть заявки должна содержать, в том числе, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара. Заявка общества данной информации не содержит.

Просят признать жалобу необоснованной.

Представитель участника закупки позицию, изложенную представителями заказчика, поддержал в полном объеме, считает отказ заявителю жалобы в допуске к участию в аукционе правомерным.

Комиссия Амурского УФАС России рассмотрев жалобу, заслушав доводы представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела документы и сведения, установила следующее.

Согласно аукционной документации предметом закупки является: принтер лазерный для черно-белой печати в количестве 46 шт. и сканер высокоскоростной в количестве 9 шт.

Описание объекта закупки, характеристики требуемого к поставке товара установлены в разделе V документации. В документации указание на товарные знаки не содержится.

В соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении договора на поставку товара должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.

В соответствии с пунктом 3 документации комиссия проверяет первые части заявок на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае:

1) не предоставления информации, предусмотренной аукционной документацией, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной аукционной документацией, требованиям документации о таком аукционе.

Разделом III документации предусмотрена примерная форма заявки на участие в аукционе с указанием в качестве примечания, что форма первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме заполняется участником в соответствии с требованиями раздела 2 «Подготовка заявки на участие в аукционе, инструкция по заполнению» настоящей документации об электронном аукционе.

Из поданной на участие в закупке первой части заявки ООО "Простые решения" следует, что участник дал согласие на поставку товара на условиях документации и предложил к поставке следующий товар:

- принтер лазерный для черно-белой печати Brother HL-L2340DWR, в количестве 46 шт. (с указанием конкретных характеристик).

- сканер высокоскоростной HP ScanJet Pro 2500 f1, в количестве 9 шт. (с указанием конкретных характеристик).

Из представленных в материалы дела документов и сведений следует, что наименование Brother и HP в наименованиях товара предлагаемого к поставке относится к торговым маркам.

Указания на наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара  (Hewlett-Packard company, Brother Industries Limited и т.д.) в соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 аукционной документации заявка ООО "Простые решения" не содержит, в связи с чем, принятие решения об отказе участнику закупки в допуске к участию аукционе является обоснованным.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).

В нарушение требований части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупках товаров, работ, услуг ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" не содержит процедуры и порядка заключения и исполнения договоров заключаемых по результатам проводимых учреждением закупок.

При этом пунктом 7.2.20 Положения о закупках установлено, что в случае если ни один из участников аукциона не сделал ценовых предложений, аукцион признается несостоявшимся. В случае признания аукциона несостоявшимся Комиссия по закупкам может принять решение о проведении повторного аукциона или закупке у единственного поставщика.

Согласно пункта 7.2.21 Положения о закупках заказчик направляет победителю аукциона для заключения договор на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, аукционной документации, в заявке участника аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона, и направляет победителю аукциона проект договора.

Разделом 4 аукционной документации установлено, что участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену договора и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

Согласно пункта 5.1 раздела 5 аукционной документации по результатам электронного аукциона договор заключается с победителем такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии с настоящим Положением признана соответствующей требованиям, установленным документации электронного аукциона. В течение пяти дней с даты размещения в на официальном сайте протокола Заказчик размещает на электронной площадке без своей подписи проект договора, который составляется путем включения цены договора, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается договор, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект договора, прилагаемый к документации о таком аукционе.

Положением о закупках и документацией об аукционе не предусмотрено право заказчика на заключение договора в случае признания торгов несостоявшимися и при признании только одной заявки участника закупки соответствующей требованиям аукционной документации.

В связи с чем, заключение между ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" и единственным участником, заявка которого признана соответствующей требованиям документации - ООО "Дальневосточный центр инновационного образования" 07.04.2016 договора на приобретение компьютерной и оргтехники на сумму 1 106 000 рублей является неправомерным и несоответствующим Положению о закупках и документации об аукционе.

Протоколы рассмотрения первых частей заявок и о результатах закупки составлены 03.04.2016, размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 07.04.2016.

07 апреля 2016 в Амурское УФАС России от ООО "Простые решения" поступила жалоба.

Однако уже 07.04.2016 между заказчиком и ООО "Дальневосточный центр инновационного образования" заключен договор на приобретение компьютерной и оргтехники на сумму 1 106 000 рублей. То есть в день публикации вышеуказанных протоколов подведения итогов.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

При этом частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления антимонопольного органа, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому направлено уведомление антимонопольного органа, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Исходя из содержания частей 1, 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке должно соответствовать положениям не только Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" но и положениям Закона о защите конкуренции, и должно содержать требования к закупке, в том числе, порядок заключения договоров, который должен обеспечивать участникам закупки возможность реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции", частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Следовательно, не установление в Положении о закупках, а также в документации об аукционе предельного срока для заключения договора по результатам закупки (не ранее десяти дней), не учитывающего закрепленной в Законе о закупках и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Сокращение либо исключение вышеуказанного десятидневного срока для возможности обжалования действий (бездействия) организатора торгов, заказчика или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным законодательством направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав, является несоблюдением требований части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и указывает на наличие в действиях ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что по результатам закупки, до выдачи заказчику уведомления о приостановке торгов до рассмотрения жалобы по существу, между заказчиком и ООО "Дальневосточный центр инновационного образования" заключен договор, Комиссия Амурского УФАС России приняла решение предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не выдавать.

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО "Простые решения" на действия Единой (аукционной) комиссии заказчика - ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" при осуществлении закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме на приобретение компьютерной и оргтехники, объявленной извещением № 31603453726 от 23.03.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",  приняла

РЕШЕНИЕ:

1. Признать жалобу ООО "Простые решения" на действия Единой (аукционной) комиссии заказчика - ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" не обоснованной;

2. Признать в действиях заказчика - ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" нарушение требований части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также наличие в действиях ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" признаков нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

3. Признать Положение о закупках товаров, работ, услуг ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования", утвержденное Наблюдательным Советом от 13.02.2012, несоответствующим требованиям части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Решение и/или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Председатель Комиссии:                                                                             <…>

Члены Комиссии:                                                                                       <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны