Решение №Т-46/2016 РЕШЕНИЕ по делу № Т-46/2016 от 2 сентября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № Т-46/2016
29.08.2016 г. Благовещенск
(решение в полном объеме изготовлено 01.09.2016)
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" в составе: <…>,
в присутствии представителя от заказчика – <…>, действующего на основании доверенности № 67/1 от 15.03.2016 (представителю стороны по делу разъяснены права, порядок рассмотрения жалобы, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии),
от заявителя жалобы представитель не явился, лицо о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев поступившую в Амурское УФАС России от ООО "Берг" жалобу на действия заказчика – ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" и Центральной конкурсной комиссии при осуществлении закупки в форме запроса котировок цен на поставку сэндвич панелей, объявленной извещением № 31603905722 от 20.07.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положения о закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России", а именно, неправомерном принятии решения о несоответствии заявки общества (рег. № 8) требованиям документации о запросе котировок цен, установлении необъективных требований к поставляемому товару влекущих/способных повлечь за собой необоснованное ограничение количества участников закупки
УСТАНОВИЛА
20.07.2016 заказчиком - ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) опубликовано извещение № 31603905722 о размещении закупки в форме запроса котировок цен на поставку сэндвич панелей.
Начальная (максимальная) цена договора установлена в сумме 18 190 134 рублей 12 копеек.
Закупка осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и Положением о закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России", утвержденным приказом от 13.07.2016 № 217 (далее - Положение о закупках).
22.07.2016 в извещение и закупочную документацию заказчиком внесены изменения.
Дата и время окончания подачи заявок (с учетом внесенных изменений) установлена 02.08.2016 в 16:00. Дата и время рассмотрения заявок и подведения итогов 09.08.2016 в 14:00 (время Московское).
Согласно протокола рассмотрения котировочных заявок от 09.08.2016 до окончания срока подачи заявок поступило 10 (десять) заявок на участие в запросе котировок.
По результатам рассмотрения заявок участников закупки Центральной конкурсной комиссией заказчика принято решение о несоответствии заявки участника под № 8 (ООО "Берг") требованиям документации с указанием в качестве причины, что заявка:
- не соответствует требованию пункта 5.2 Документации о проведении запроса котировок цен, а именно, предлагаемый товар не соответствует требованиям, установленным в приложениях № 3, № 4 к документации;
- не соответствует требованию подпункта «е» пункта 18 Извещения о проведении запроса котировок цен приложения № 1 к котировочной документации, а именно, отсутствует отметка налогового органа о приеме или квитанция о приеме бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках (отчета о финансовых результатах) за 2014 год.
По основанию «не соответствует требованию пункта 5.2 Документации о проведении запроса котировок цен, а именно, предлагаемый товар не соответствует требованиям, установленным в приложениях № 3, № 4 к документации» признаны несоответствующими требованиям документации также заявки участников с №№ 2, 4, 7, 8, 9, 10.
Заявка участника закупки № 1 комиссией заказчика признана соответствующей требованиям документации.
В соответствии с пунктом 13.25 Положения о закупках и пунктом 7.9 котировочной документации запрос котировок цен признан несостоявшимся.
Центральной конкурсной комиссией рекомендовано заказчику заключить договор с ООО "ТД "НЗСП" (заявка № 1) на предложенных участником закупки условиях.
На основании уведомления Амурского УФАС России заключение договора по закупке приостановлено.
Из жалобы заявителя следует, что общество подало заявку на участие в запросе котировок цен, которой присвоен порядковый номер <...> .
Центральной конкурсной комиссией заказчика по результатам рассмотрения заявок принято решение о несоответствии заявки ООО "Берг" требованиям извещения и закупочной документации в связи с чем, участник закупки отклонён от участия в запросе котировок.
Заявитель считает признание его заявки несоответствующей требованиям извещения и документации неправомерным, поскольку предлагаемый к поставке товар соответствовал требованиям заказчика, установленным в котировочной документации. По позиции 130 приложения № 3 к документации из положений извещения и документации не следует, что заказчику необходимо к поставке 9980 шт. болтов и 9980 шт. заглушек по отдельности, не соединенных между собой. Инструкция по заполнению заявок также этого не раскрывает.
Полагает, что заказчиком преднамеренно в единую позицию включены требования к товару, не позволяющие определиться потенциальным участникам закупки с потребностью заказчика, что повлекло за собой необоснованное ограничение количества участников закупки в виде признания заявок участников несоответствующими требованиям закупочной документации.
Просит признать в действиях заказчика и комиссии нарушение требований законодательства Российской Федерации о закупках и Положения о закупках для нужд заказчика и выдать предписание об их устранении.
Представитель заказчика с доводами заявителя жалобы не согласился. Заказчиком представлены письменные возражения. Указанные возражения приобщены к материалам дела. Дополнительно пояснил следующее.
Заказчику необходимо закупить 9980 шт. болтов и 9980 шт. заглушек.
ООО "Берг" предложило для закупки «саморезы (болт с шестигранной головкой, с заглушкой белого цвета для крепления оцинкованный) ф 6.3/5.5*150 Болт/Заглушка (болт вместе с заглушкой) 9980 шт.». То есть для закупки предложены болты, соединенные с заглушками. Однако, заказчику необходимы болты и заглушки по отдельности, не соединенные между собой. Данное требование обусловлено проектной документацией, на основании которой подготавливалась документация о проведении запроса котировок цен и более удобным дальнейшим использованием закупаемого товара.
Проектная документация в составе закупочной не размещена.
Помимо этого, для дальнейшего учета товара при его получении, хранении, эксплуатации необходимо отдельное указание цены на болт, отдельное указание на цену заглушки. В процессе приема, хранения, монтаже возможны факты недостачи, утраты, повреждения болтов, либо заглушек. Без указания цен отдельно на заглушку, отдельно на болт определить сумму убытков, причиненных данными фактами невозможно.
Согласно абзацу 2 пункта 216 Приказа Минфина России от 02.07.2012 N 99н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» налоговая декларация (расчет) в электронной форме по ТКС считается принятой инспекцией ФНС России, если заявителю поступила квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью.
В качестве документа подтверждающего прием налоговым органом бухгалтерского баланса за 2014 год обществом представлено извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), а не квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью.
В связи с чем, заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, устные и письменные пояснения сторон, изучив материалы дела, Комиссия Амурского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
Статьей 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчик также обязан руководствоваться следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Процедура осуществления закупки в форме запроса котировок цен установлена пунктом 13 Положения о закупках.
Общая информация о содержании извещения и закупочной документации отражена в пункте 5 Положения о закупках.
Пунктом 5.2 Положения о закупках установлено, что в закупочной документации указываются сведения, определенные в настоящем Положении, в том числе:
1) требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работ и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Согласно извещения и документации предметом закупки является поставка сэндвич панелей. Характеристики требуемого к поставке товара отражены заказчиком в приложениях № 3, 4 к документации о запросе котировок цен, из которых следует, что заказчику требуются стеновые сэндвич-панели по 123 позициям, а также: нащельники, угол наружный, парапетные листы и так далее. Указанные товары отражены заказчиком в самостоятельных строках, которым присвоены соответствующие номера по позициям.
При этом по позиции 130 (в приложении № 3, 4) заказчиком прописано:
№ п/п |
Наименование |
Длина, мм |
кол-во |
||
м2 |
RAL |
||||
130 |
Саморезы (болт с шестигранной головкой, с заглушкой белого цвета для крепления оцинкованный) ф 6.3/5.5*150 Болт/Заглушка |
Шт. |
9980/9980 |
130 |
|
Из письменных и устных пояснений представителя заказчика следует, что ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" необходимо к поставке 9980 шт. болтов и 9980 шт. заглушек по отдельности, не соединенных между собой.
Пунктом 13.13 Положения о закупках установлено, что для участия в запросе котировок цен участник закупки подает заявку на участие в срок и по форме, которые установлены извещением о проведении запроса котировок цен.
Приложение № 2 к документации о запросе котировок цен содержит форму котировочной заявки, из которой следует, что участники закупки должны указывать предлагаемый к поставке товар в соответствии с позициями, отраженными заказчиком в приложении № 3. При этом требуемые заказчиком болты и заглушки объединены в одну позицию и отражены в единой строке.
Установленные заказчиком в извещении и документации требования к оформлению и составу заявки на участие в закупке не отражают каким образом потенциальным участникам необходимо заполнять пункт 130 приложения № 3, а также, что заказчик подразумевает под символом «/». Пояснения о том, что заказчику необходимо к поставке 9980 шт. болтов и 9980 шт. заглушек по отдельности, не соединенных между собой положения документации (отражающие требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, к описанию участниками закупки поставляемого товара) не содержат, что указывает на необъективное описание заказчиком объекта закупки (товара требуемого к поставке), не позволяющее однозначно определиться участнику закупки с потребностью заказчика, влекущее/способное повлечь за собой необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки, что является нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Из заявки ООО "Берг" (№ 8) следует, что участник предложил к поставке по позиции № 130 товар:
№ п/п |
Наименование |
Количество |
Ед. изме-рения |
Стоимость, рубль |
|
с НДС |
без НДС |
||||
130 |
Саморезы (болт с шестигранной головкой, с заглушкой белого цвета для крепления оцинкованный) ф 6.3/5.5*150 болт/заглушка (болт вместе с заглушкой) |
9980 |
Шт. |
317 962,80 |
269 460 |
При этом пунктом 13.15 Положения о закупках предусмотрено, что заявка, помимо документов и сведений, установленных извещением о проведении запроса котировок цен и котировочной документацией, может содержать на усмотрение участника закупки дополнительную информацию.
Таким образом, поданная обществом заявка (по позиции 130 приложения № 3) соответствует характеристикам товара, установленным заказчиком в закупочной документации.
Пунктом 13.19 Положения о закупках предусмотрено, что Центральная конкурсная комиссия заказчика рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок цен и котировочной документацией, и производит оценку заявок.
В соответствии с подпунктом 5 пунктом 13.20 Положения о закупках по результатам проведения рассмотрения предложений Центральная конкурсная комиссия имеет право отклонить предложения в случае несоответствия предложения участника закупки техническим и договорным требованиям документации.
Учитывая, что документация не содержит требования к оформлению и составу заявки на участие в закупке о том, каким образом необходимо заполнять пункт 130 приложения № 3, а также, что именно заказчик подразумевает под символом «/», в том числе пояснения о том, что заказчику необходимо к поставке 9980 шт. болтов и 9980 шт. заглушек по отдельности, не соединенных между собой, у Центральной конкурсной комиссии заказчика правовых оснований на признание заявки ООО "Берг" (№ 8) (в том числе заявок участников с №№ 2, 4, 7, 8, 9, 10) по основанию «не соответствует требованию пункта 5.2 Документации о проведении запроса котировок цен, а именно, предлагаемый товар не соответствует требованиям, установленным в приложениях № 3, № 4 к документации» не имелось.
При этом пункта 5.2 Документация о проведении запроса котировок цен не содержит.
В связи с чем, в нарушение требований части 2 статьи 2 Закона о закупках, подпункта 5 пункта 13.20 Положения о закупках Центральная конкурсная комиссия заказчика неправомерно приняла решение о несоответствии заявки ООО "Берг" (№8) (в том числе заявок участников с №№ 2, 4, 7, 8, 9, 10) требованиям документации о запросе котировок цен по основанию «не соответствует требованию пункта 5.2 Документации о проведении запроса котировок цен, а именно, предлагаемый товар не соответствует требованиям, установленным в приложениях № 3, № 4 к документации».
Подпунктом «е» пункта 18 Извещения о проведении запроса котировок цен установлено содержание документов и сведений, предоставляемых в составе котировочной заявки, подаваемой участниками закупки. Заявка должна содержать следующие документы: копию бухгалтерского баланса, отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах) и отчет об изменениях капитала за два последних завершенных финансовых года с отметкой (квитанцией) налогового органа о приеме, или копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения с отметкой (квитанцией) налогового органа о приеме за аналогичный период, в случае, если участник процедуры закупки применяет упрощенную систему налогообложения.
Из поданной ООО "Берг" заявки следует, что лицо представило копию бухгалтерского баланса за 2014, 2015 года.
При этом в качестве документа подтверждающего о приеме налоговым органом бухгалтерского баланса за 2015 год обществом представлена квитанция о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, а за 2014 год извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Согласно приказу ФНС от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» (далее по тексту - «приказ № ММВ-7- 6/398@») документом, подтверждающим факт приема представленной налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета), является квитанция о приеме. Форма квитанции о приеме утверждена Приказом ФНС России от 28.02.2009 № ММ-7-6/85.
В соответствии с приказом № ММВ-7-6/398@ извещение о вводе является электронным документом, подтверждающим факт переноса данных представленной налоговой декларации (расчета) в информационные ресурсы налогового органа.
Согласно абзацу 2 пункта 216 Приказа Минфина России от 02.07.2012 № 99н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» (далее по тексу - «административный регламент») налоговая декларация (расчет) в электронной форме по ТКС считается принятой инспекцией ФНС России, если заявителю поступила квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).
Таким образом, представленные в составе заявки извещения о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), а так же в бухгалтерском балансе за 2014 год, не могут расцениваться как отметка (квитанция) о приеме налоговым органом соответствующего документа.
В связи с чем, признание заявки ООО "Берг" несоответствующей требованию подпункта «е» пункта 18 Извещения о проведении запроса котировок цен приложения № 1 к документации, в связи с отсутствием отметки налогового органа о приеме или квитанции о приеме бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках (отчета о финансовых результатах) за 2014 год является обоснованным.
Пунктом 13.23 Положения о закупках установлено, что результаты рассмотрения и оценки заявок оформляются протоколом рассмотрения заявок на участие в запросе котировок цен, и размещается в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания протокола.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами информационной открытости.
В протоколе рассмотрения котировочных заявок от 09.08.2016 имеются ссылки на общие пункты документации и Положения о закупках в соответствии с которыми заявки участников признаются несоответствующими требования закупочной документации. Указания на конкретные пункты положений документации о запросе котировок цен, которым не соответствуют заявки на участие в закупке, положения заявок, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией указанный протокол не содержит, не раскрывает в чем именно предлагаемый к поставке товар не соответствует требованиям заказчика, что не позволяет участникам закупки определить обоснованность, законность и правомерность принимаемого комиссией заказчика решения в отношении каждого из участников запроса котировок цен, то есть отсутствует информационная открытость принимаемого комиссией заказчика решения.
Таким образом, Комиссия Амурского УФАС России усматривает в действиях Центральной конкурсной комиссии заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, в части необеспечения информационной открытости закупки при принятии комиссией решения о несоответствии заявок участников запроса котировок цен требованиям закупочной документации.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО "Берг" на действия заказчика – ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" и Центральной конкурсной комиссии при осуществлении закупки в форме запроса котировок цен на поставку сэндвич панелей, объявленной извещением № 31603905722 от 20.07.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", приняла
РЕШЕНИЕ:
1. Признать жалобу ООО "Берг" на действия заказчика – ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" и Центральной конкурсной комиссии обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика – ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части необъективного описания объекта закупки (товара требуемого к поставке), не позволяющего однозначно определиться участникам закупки с потребностью заказчика, влекущее/способное повлечь за собой необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки.
3. Признать в действиях Центральной конкурсной комиссии заказчика нарушение:
части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", подпункта 5 пункта 13.20 Положения о закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России", в части неправомерного принятия решения о несоответствии заявки ООО "Берг" (№ 8), в том числе заявок участников с №№ 2, 4, 7, 8, 9, 10, требованиям документации о запросе котировок цен по основанию «не соответствует требованию пункта 5.2 Документации о проведении запроса котировок цен, а именно, предлагаемый товар не соответствует требованиям, установленным в приложениях № 3, № 4 к документации».
пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части необеспечения информационной открытости закупки при принятии комиссией заказчика решения о несоответствии заявок участников запроса котировок цен требованиям закупочной документации.
4. Выдать заказчику и Центральной конкурсной комиссии предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и Положения о закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России".
5. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение и/или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Председатель Комиссии: <…>
Члены Комиссии: <…>