Решение б/н Решение по делу № Т-56/2016 от 5 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № Т-56/2016

29.09.2016                                                                                                  г. Благовещенск

(в полном объеме изготовлено 04.10.2016)

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" в составе: <…>, с участием специалиста-эксперта инспекции архитектурно-строительного надзора администрации Амурской области <…> (без права совещательного голоса),

в присутствии представителя от заказчика – <…>, действующего на основании доверенности № 67/1 от 15.03.2016 (представителю стороны по делу разъяснены права, порядок рассмотрения жалобы, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии),

от заявителя жалобы представитель не явился, лицо о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом,

рассмотрев поступившую в Амурское УФАС России от ФГУП "РЕЗЕРВСТРОЙ" РОСРЕЗЕРВА жалобу на действия заказчика – ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" при осуществлении закупки в форме запроса предложений делать оферты на выполнение работ по строительству 125-кв. четырехподъездного углового жилого дома переменной этажности (6-9-6-6) по ГП № 27 на объекте: «Строительство жилищного фонда Российской Федерации с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального и культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории», по адресу: Амурская обл., Свободненский район, ЗАТО Углегорск, объявленной извещением № 31604073470 от 07.09.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положения о закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России", а именно, установлении необъективных, коротких сроков выполнения работ, влекущих/способных повлечь за собой необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки

УСТАНОВИЛА:

07.09.2016 заказчиком - ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) опубликовано извещение № 31604073470 о размещении закупки в форме запроса предложений делать оферты на выполнение работ по строительству 125-кв. четырехподъездного углового жилого дома переменной этажности (6-9-6-6) по ГП № 27 на объекте: «Строительство жилищного фонда Российской Федерации с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального и культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории», по адресу: Амурская обл., Свободненский район, ЗАТО Углегорск.

Начальная (максимальная) цена договора установлена в сумме 306 010 940 рублей.

Закупка осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и Положением о закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России", утвержденным приказом от 13.07.2016 №  217 (далее - Положение о закупках).

15.09.2016 в извещение и закупочную документацию заказчиком внесены изменения.

Дата и время окончания подачи заявок (с учетом внесенных изменений) установлена 20.09.2016 в 16:00. Дата и время рассмотрения заявок и подведения итогов 27.09.2016 в 14:00  (время Московское).

Согласно протоколу № 31604073470 подведения итогов от 27.09.2016 до окончания срока подачи заявок на участие в закупке поступила одна заявка от ООО "ЦентрСтрой".

По результатам рассмотрения единственной заявки Центральной конкурсной комиссией заказчика принято решение о несоответствии заявки данного участника требованиям документации. Запрос предложений признан несостоявшимся.

Из жалобы заявителя следует, что срок выполнения работ, установленный в документации запроса предложений делать оферты на право заключения договора на выполнение работ по строительству 125-кв. четырехподъездного углового жилого дома, является нереальным для выполнения всего объема работ предусмотренного документацией.

Кроме того, указанный срок не соответствует технологии производства работ, указанных в Техническом задании тома 2 «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ» документации, являющимся приложением к договору. Ряд работ, указанных в техническом задании, предполагает технологические сроки в несколько раз больше, чем установлены документацией.

Заказчик установил неразумный (нереально короткий) срок исполнения договора, поскольку при указанных обстоятельствах согласиться на его исполнение может только участник запроса предложений, приступивший к исполнению договора в более ранние сроки.

Просит признать в действиях заказчика нарушение требований законодательства Российской Федерации о закупках и антимонопольного законодательства, а также выдать предписание об их устранении.

Представитель заказчика с доводами заявителя жалобы не согласился. Заказчиком представлены письменные возражения. Указанные возражения приобщены к материалам дела. Дополнительно пояснил следующее.

В настоящее время выполнены работы подготовительного периода, а именно: планировка территории; подведение временных сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения; строительство временных зданий и сооружений выполнены, а так же выполнены работы по установке башенного крана; устройству монолитных железобетонных фундаментов, стен и перекрытия технического подполья в объеме 1 532 м3 монолитных железобетонных конструкций.

При организации монолитных работ в две смены с заливкой бетона в 4 «захватки» (1 секция (захватка) - вязка арматуры, установка опалубки; 2 секция (захватка) - укладка бетона; 3 секция (захватка) - набор прочности уложенного бетона; 4 секция (захватка) - демонтаж опалубки) и наличии рабочего персонала в количестве 3-х укомплектованных бригад по 30 человек, завершение монолитных работ возможно в течении 2 - 2,5 месяца с даты начала производства работ.

При наличии у потенциального исполнителя работ людских и материальных ресурсов в необходимом количестве выполнения объемов строительно-монтажных работ срок выполнения работ, установленный в документации запроса предложений делать оферты, является возможным.

Просит признать жалобу необоснованной.

Рассмотрев жалобу, устные пояснения стороны по делу, письменные пояснения, изучив материалы дела, Комиссия Амурского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещается создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, в том числе запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.2 Положения о закупках настоящее Положение регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок продукции для нужд заказчика, в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации. по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 9 ст. 52 ГрК РФ).

Согласно пункта 5.2 проекта договора дата начала работ установлена – с даты заключения договора, дата окончания работ – 31 декабря 2016 года.

Окончание Работ по договору оформляется подписанием акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14).

В соответствии с графиком выполнения работ исполнитель работ – субподрядчик обязан:

1. С даты заключения договора по 30.11.2016 в полном объеме выполнить строительно-монтажные и пусконаладочные работы;

2. ЗОС с 01.12.2016 по 15.12.2016;

3. Осуществить получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с 16.12.2016 по 31.12.2016.

То есть непосредственно на производство строительно-монтажных работ отведен срок менее 2-х месяцев.

Строительство жилого дома предусмотрено в монолитном исполнении.

Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений установлены, в частности "СНиП 1.04.03-85* Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений. Часть II" (утв. Постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 17.04.1985 N 51/90).

Согласно нормативных документов СП 70.13330.2012 "СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции" работы следует выполнять в соответствии с проектом производства работ (ППР), в котором наряду с общими требованиями должны быть предусмотрены: последовательность установки конструкций; мероприятия, обеспечивающие требуемую точность установки; пространственную неизменяемость конструкций в процессе их укрупнительной сборки и установки в проектное положение; устойчивость конструкций и частей здания (сооружения) в процессе возведения; степень укрупнения конструкций и безопасные условия труда.

В необходимых случаях в составе ППР должны быть разработаны дополнительные технические требования, направленные на повышение строительной технологичности возводимых конструкций, которые должны быть в установленном порядке согласованы с организацией - разработчиком проекта и внесены в исполнительные рабочие чертежи.

СНиП 1.04.03-85* Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений. Часть II" предусмотрено, что общая норма продолжительности строительства девятиэтажного здания монолитного исполнения составляет 9,5 месяцев.

В составе закупочной документации присутствует проектная документация на строительство объектов жилищного фонда. Раздел 6 «Проект организации строительства» документации содержит расчет продолжительности строительства, в соответствии с которым продолжительность строительства 125кв. 4-х подъездного жилого дома составляет 10 месяцев, продолжительность с учетом вахты 7 месяцев, в том числе, подготовительный период 1 месяц.

Кроме того, документацией предусмотрено, что объем только бетонных работ необходимо выполнить за 5 (пять) месяцев года.

Строительных решений и технологий процесса строительства, а также необходимых  мероприятий, сокращающих данные сроки строительства (в два раза и более), проектная документации на вышеуказанный объект строительства не предусматривает и не содержит.

Заявленные документацией условия исполнения договора и установленные сроки не направлены в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 2.2 Положения о закупках на достижение целей с надлежащими показателями  качества и надежности.

Раздел 16 проекта договора предусматривает ответственность исполнителя за ненадлежащее выполнение работ и нарушение сроков их выполнения в виде неустоек (штрафов, пеней).

При этом в соответствии с пунктом 18.9 проекта договора нарушение субподрядчиком сроков исполнения обязательств признается существенным нарушений условий договора и влечет за собой односторонний отказ заказчика от его исполнения.

Часть выполняемых работ на объекте являются сезонными, то есть переносится на весенне-летний период.

Работы по поставке (установке) лифтового и иного оборудования (согласно пояснений представителя заказчика), должны будут выполняться сторонними организациями, не осуществляющими строительство 125-кв. четырехподъездного углового жилого дома, и не входят в предмет договора.

Однако, именно на исполнителя работ по указанной закупке возложены обязанности по получению заключения о соответствии строительного объекта и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в срок до 31.12.2016, что ставит исполнителя в зависимость от не зависящих от него факторов.

Документацией установлен срок на выполнение этих обязательств один месяц (с 01 по 31 декабря 2016 года).

Частью 2 статьи 55 ГрК РФ установлено, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с частью 3.1 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим определенный пакет документов, который должен содержать документы, заключения и информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Сбор и представление указанных сведений за застройщика, как и само получение разрешения требует затрат времени несоответствующего сроку, возлагаемому заказчиком на исполнителя работ (субподрядчика).

Исполнитель работ по договору не является застройщиком объекта, в связи с чем, ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" неправомерно в нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации возложило обязанность застройщика по получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на исполнителя работ.

Вышеизложенное указывает на совершение заказчиком действий по установлению в закупочной документации сроков выполнения работ противоречащих срокам, установленным в проектной документации, нормативных документах, необоснованно заниженных и влекущих/способных повлечь за собой необоснованное ограничение конкуренции, ограничение доступа к участию в закупке, включая заявителя жалобы, а также, неправомерное возложение на исполнителя обязанностей, не предусмотренных градостроительным законодательством Российской Федерации, что является нарушением требований части 1 стати 3 Закона о закупках и указывает на наличие признаков нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Учитывая, что закупка признана несостоявшейся, победитель по результатам запроса предложений не определен, Комиссия Амурского УФАС России приняла решение предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации не выдавать.

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу ФГУП "РЕЗЕРВСТРОЙ" РОСРЕЗЕРВА на действия заказчика – ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" при осуществлении закупки в форме запроса предложений делать оферты на выполнение работ по строительству 125-кв. четырехподъездного углового жилого дома переменной этажности, объявленной извещением № 31604073470 от 07.09.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru,  руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",  приняла

РЕШЕНИЕ:

1. Признать жалобу ФГУП "РЕЗЕРВСТРОЙ" РОСРЕЗЕРВА на действия заказчика – ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России"  обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части установления в закупочной документации сроков выполнения работ противоречащих срокам, установленным в проектной документации, нормативных документах, необоснованно заниженных и влекущих/способных повлечь за собой необоснованное ограничение конкуренции, включая заявителя жалобы, а также, неправомерное возложение на исполнителя обязанностей, не предусмотренных градостроительным законодательством Российской Федерации.

Решение и/или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Председатель Комиссии:                                                                             <…>

Члены Комиссии:                                                                                       <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны