Решение №ЖC-34/2018 РЕШЕНИЕ по делу № ЖC-34/2018 от 7 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЖC-34/2018

 

03.05.2018 г. Благовещенск

(в полном объеме изготовлено 07.05.2018)

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок,

в присутствии представителей: от государственного заказчика – <…>, <…>;

от аукционной комиссии заказчика – <…>, <…>, <…>, действующих на основании приказа государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области «Дом ребенка специализированный» от 23.01.2018 № 34-о.д. «О создании единой комиссии по осуществлению закупок»,

от заявителя – <…>, действующего на основании прав по должности;

(лицам, присутствующим на заседании разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),

рассмотрела поступившую 24 апреля 2018 года в Амурское УФАС России от ООО «Русь» жалобу на действия государственного заказчика – государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области «Дом ребенка специализированный» (далее – ГБУЗ АО «Дом ребенка специализированный») и аукционной комиссии заказчика при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по дератизации здания, объявленной извещением № 0123200000318000674 от 04.04.2018 на электронной площадке ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru, нарушающие, по мнению заявителя, требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Федеральный закон № 44-ФЗ).

Представитель заявителя на заседании Комиссии Амурского УФАС России заявил ходатайство о приобщении к материалам дела следующих документов:

- ответ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.04.2018 № 27-3/1311;

- ответ территориального органа Росздравнадзора по Амурской области от 23.04.2018 № 515-05;

- ответ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 16.03.2018 № 76/1-592-2017;

- решение Алтайского республиканского УФАС России от 01.03.2018 по делу № 26-К/18;

- коллективное обращение в адрес президента Российской Федерации.

Ходатайство удовлетворено, указанные документы приобщены к материалам дела.

Из жалобы следует, что ООО «Русь» считает неправомерным решение аукционной комиссии государственного заказчика о признании заявки общества не соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией, в связи с тем, что необходимость получения лицензии для осуществления услуг, являющихся предметом закупки, отсутствует. Кроме того, общество полагает, что согласно российскому законодательству, отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности по адресу заказчика равнозначно отсутствию лицензии как таковой. В связи с тем, что представить лицензию на осуществление медицинской деятельности по адресу заказчика не мог ни один участник, аукционная комиссия заказчика незаконно признала заявки с порядковыми номерами 2 и 4 соответствующими установленным аукционной документацией требованиям.

На заседании Комиссии Амурского УФАС России представитель общества поддержал доводы, изложенные в жалобе. Просит признать аукционную комиссию государственного заказчика нарушившей законодательство Российской Федерации о контрактной системе и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Представитель государственного заказчика поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях и приобщенных к материалам дела. Просит признать жалобу необоснованной.

Представители аукционной комиссии ГБУЗ АО «Дом ребенка специализированный» поддержали позицию заказчика, в своих действиях не усматривают нарушений Федерального закона № 44-ФЗ.

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, установила следующее.

04.04.2018 уполномоченным органом – управлением государственного заказа Амурской области извещением № 0123200000318000674 на электронной площадке ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru объявлено о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по дератизации здания.

Заказчиком является ГБУЗ АО «Дом ребенка специализированный».

Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 12 737,28 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок – 12.04.2018 в 09:00, дата проведения аукциона в электронной форме – 16.04.2018.

13.04.2018 составлен протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0123200000318000674-1, в соответствии с которым на момент окончания срока подачи заявок было подано пять заявок, все участники допущены к участию в данном аукционе и признаны участниками закупки.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 16.04.2018 №0123200000318000674-2 ценовые предложения поступили от участников с порядковыми номерами заявок 1, 2, 3 и 4.

17.04.2018 составлен протокол подведения итогов электронного аукциона № 0123200000318000674-3, согласно которому заявки участников с порядковыми номерами 3 (заявитель – ООО «Русь») и 1 (ООО «Санита-Сервис») признаны не соответствующими требованиям, установленным аукционной документацией, на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе – «непредставление документов и информации, предусмотренной частью 5 статьи 66 настоящего Федерального закона (участником не предоставлена копия лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии)».

Заявки с порядковыми номерами 2 и 4 признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.

Победителем электронного аукциона признан участник с порядковым номером заявки 2 – ООО «СОПД».

 

  1. Довод жалобы о незаконности признания аукционной комиссией заказчика заявки ООО «Русь» не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, является необоснованным ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (часть 2 статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ).

Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе определено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу части 7 статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.

В части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Извещением № 0123200000318000674 и пунктом 13 информационной карты аукционной документации установлены требования к участникам в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе о соответствии участников закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки – наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.

Согласно материалам дела, в составе второй части заявки ООО «Русь» отсутствовала лицензия на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.

Учитывая изложенное, комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о правомерности действий аукционной комиссии по признанию заявки ООО «Русь» не соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией.

 

  1. Довод жалобы о необоснованном признании аукционной комиссией заказчика заявок с порядковыми номерами 2 и 4 соответствующими требованиям документации об аукционе является несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, Закон № 99-ФЗ), в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются, в том числе, сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности. При этом, место осуществления лицензируемого вида деятельности - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата (пункт 8 статьи 3 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности).

Из приведенного определения следует, что в лицензии указываются все соответствующие лицензионным требованиям принадлежащие лицензиату и имеющие почтовый адрес объекты, на территории которых лицензиат фактически ведет деятельность, организовывает рабочие места и т.д. (например, обособленные подразделения).

В силу части 1 статьи 18 Закона № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения:

- адресов мест осуществления лицензиатом лицензируемого вида деятельности;

- перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

До переоформления лицензии лицензируемый вид деятельности не может осуществляться по адресу, не указанному в лицензии (часть 2 статьи 18 Закона № 99-ФЗ).

По смыслу приведенных норм Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, если рабочие места для сотрудников лицензиата по месту оказания услуг для ведения деятельности не образуются и работники не находятся в данных местах постоянно, а кратковременно выезжают для эпизодического оказания услуг, то и новых мест осуществления лицензируемого вида деятельности не возникает.

Частью 2 статьи 9 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 9 Закона № 99-ФЗ).

На основании вышеизложенного, учитывая эпизодичность оказания услуг, являющихся предметом закупки, Комиссия Амурского УФАС России не находит правовых оснований для признания заявок с порядковыми номерами 2 и 4 не соответствующими требованиям, установленным аукционной документацией, и для установления в действиях Единой (аукционной) комиссии заказчика нарушения положений Закона о контрактной системе.

 

  1. В части довода жалобы о незаконности установления требования о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии и предоставлении ее копии в составе второй части заявки, необходимо отметить следующее.

На основании части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок (часть 3 статьи 105 Закона о контрактной системе).

Дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе на оказание услуг по дератизации здания, объявленной извещением № 0123200000318000674 от 04.04.2018 на электронной площадке ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru, установлена 12.04.2018 в 09:00. Жалоба ООО «Русь» поступила в антимонопольный орган 24.04.2018, следовательно, срок на обжалование со стороны общества положений аукционной документации истек.

Кроме того, подавая заявку на участие в аукционе, ООО «Русь» выразило согласие оказать услуги по предмету закупки на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме.

Таким образом, права и законные интересы общества в рамках данной закупки и рассматриваемого дела не нарушены.

 

В ходе проведения внеплановой проверки закупки с номером извещения 0123200000318000674, Комиссия Амурского УФАС России установила следующее.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, предусмотрено что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан, Закон № 323-ФЗ), гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи.

В соответствии со статьей 2 Закона об основах охраны здоровья граждан под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Закон № 52-ФЗ).

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ).

Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.

Согласно пункту 46 статьи 12 Закона № 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности) медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.

Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 № 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 «Дезинфектология».

Таким образом, работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию не только в случае их организации и выполнения при оказании медицинской помощи.

Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.

Дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие «медицинская деятельность».

Учитывая изложенное, деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе № 52-ФЗ, и в соответствии с Законом № 99-ФЗ.

Кроме того, приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н установлены требования к квалификации «Инструкторов дезинфекторов» и «Медицинских дезинфекторов».

В соответствии с требованиями названного приказа данные работники осуществляют свою деятельность под руководством врача-дезинфектолога. При этом, на должность «Инструктора дезинфектора» назначается работник, имеющий среднее профессиональное (медицинское) образование по специальности «Медико-профилактическое дело» и сертификат специалиста «Дезинфекционное дело» без предъявления требований к стажу работы; на должность «Медицинский дезинфектор» назначается работник, имеющий среднее профессиональное образование по профилю выполняемой работы без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности не менее 3 месяцев без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством для осуществления дезинфекционной деятельности юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по «дезинфектологии» и иметь в своем штате специалистов с необходимым медицинским образованием.

Соответствующая позиция отражена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2018 № 310-КГ17-14344 по делу № А23-840/2016, от 15.01.2018 № 309-КГ17-12073 по делу № А60-27966/2016.

Учитывая изложенное, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о правомерном установлении государственным заказчиком в аукционной документации требования к участникам о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.

Рассмотрев жалобу ООО «Русь», руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Амурского УФАС России приняла

 

Р Е Ш Е Н И Е:

 

Признать жалобу ООО «Русь» необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии: <…>

 

 

Члены Комиссии: <…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны