Решение б/н Решение по делам №№ ЖФ-21/2017, ЖФ-22/2017, ЖФ-23/2017, ЖФ-2... от 16 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делам №№ ЖФ-21/2017, ЖФ-22/2017, ЖФ-23/2017, ЖФ-24/2017

 

09.03.2017                                                                                                  г. Благовещенск

(в полном объеме изготовлено  14.03.2017)

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: – врио руководителя управления, председателя Комиссии; . – начальника отдела контроля закупок;  – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителей  заказчика: ., действующей на основании приказа  № 56-К от 30.12.2016 и доверенности № Д-28915/17/4-АГ от 09.03.2017,  действующего по доверенности № Д-28915/17/5-АГ от 09.03.2017, действующей по доверенности № Д-28915/17/3-АГ от 09.03.2017, без участия заявителей жалоб, уведомлены надлежащим образом, ходатайств не заявляли,

(лицам, присутствующим на заседании разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио - и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),

рассмотрела жалобы, поступившие в Амурское УФАС России 01 марта 2017 года от ООО "Стройиндустрия", ООО "САР-Холдинг" и ООО "Стройинвест", а также 02.03.2017 переданную от ФАС России по подведомственности жалобу ООО "ПАРУ ГРУП", на положения документации утвержденной государственным заказчиком – Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области (далее – УФССП России по Амурской области) при размещении закупки путем проведения аукциона в электронной форме  на выполнение работ по строительству административного здания УФССП по Амурской области, город Благовещенск, объявленной извещением № 0123100006817000001 от 14.02.2017 на электронной площадке ООО "РТС-Тендер" www.rts-tender.ru, с нарушением положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а именно:

- отсутствии в извещении о проведении закупки сведений о порядке предоставления обеспечения заявки;

- отсутствии в проекте контракта срока приемки заказчиком выполненных работ;

- необоснованном установлении требования к частникам закупки о наличии свидетельств СРО о допуске к конкретным видам работ, а также лицензии ФСБ России, дающей право на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

- отсутствии в документации об аукционе и извещении требований к участникам закупки, предусмотренных пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также установлении требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 без учета внесенных 25.11.2016 г. изменений;

- установлении даты окончания срока предоставления разъяснений аукционной документации по поступившим запросам – 28.02.2017, с нарушением требований статьи 65 Закона о контрактной системе;

- установлении в п. 23 информационной карты и п. 3 проекта контракта срока предоставления обеспечения исполнения контракта в "банковских" днях;

- установлении в описании объекта закупки требования к конкретному товарному знаку без указания на возможность поставки эквивалента (позиции 11,12,16,20,21 "Дополнительных требований к материалам" первой части заявки.

Заявители жалоб просят приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Из поступившего  03.03.2017 в Амурское УФАС России от государственного заказчика - УФССП России по Амурской области возражения на жалобы, следует, что требования заявителей указные в жалобах  - необоснованные, документация о проведении электронного аукциона составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и потребностью заказчика.

Комиссия Амурского УФАС России, заслушав доводы государственного заказчика, рассмотрев жалобы, исследовав материалы дела, установила следующее:

14.02.2017 государственным заказчиком – УФССП России по Амурской области на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение № 0123100006817000001 и документация о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству административного здания УФССП по Амурской области, город Благовещенск.

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме - 117 173 680,00 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок - 02.03.2017 в 10:00.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников -02.03.2017.

Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 06.03.2017 в 10:25.

Согласно протоколу от 06.03.2017 на участие в указанном аукционе не подано ни одной заявки и в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.

Довод заявителя о нарушении государственным заказчиком Закона о контрактной системе, в части отсутствия в извещении о проведении аукциона в электронном виде сведений о порядке предоставления обеспечения заявки, является необоснованным по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).

Согласно части 1 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 указанного Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

Отсутствие в извещении о проведении электронного аукциона полного описания порядка внесения денежных средств, в качестве обеспечения заявок не является нарушением ввиду следующего.

В разделе 21 документации об электронном аукционе имеется ссылка на положение пунктов 37, 38 раздела 2 информационной карты, в которой установлен размер и порядок внесения обеспечения заявки.

Так, в соответствии с указанными пунктами документации об аукционе обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может предоставляться участниками закупки только путем внесения денежных средств, а именно: обеспечение заявки на участие в электронном аукционе взимается в размере 5 % от начальной (максимальной) цены контракта – 5 858 684,00 рублей.

Из анализа вышеназванных норм закона, а также учитывая, что документация об аукционе и извещение размещаются на официальном сайте одновременно, порядок внесения денежных средств участниками закупки в качестве обеспечения заявок является доступным и понятным всем потенциальным участникам открытого аукциона в электронной форме.

Довод заявителя об отсутствии в проекте контракта срока приемки заказчиком выполненных работ является несостоятельным, так как в пункте 5.1 проекта контракта прописан срок выполнения работ: «с момента заключения контракта по 31 октября 2018 года, согласно графику производства работ».

Доводы заявителей о необоснованном установлении требований к участникам закупки о наличии собственного действующего свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, в порядке установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в приложении к свидетельству должны быть указаны виды работ, являющиеся предметом контракта в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2009 №624) на следующие виды работ;

            -  «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)» (33);

            - «Жилищно-гражданское строительство» (33.3.), на основании статьи 52 Градостроительного Кодекса, на основании Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству,    реконструкции,    капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009             № 624, дающего право участнику выполнять работы по организации строительства по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства стоимостью не ниже цены контракта, установленной документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также лицензии ФСБ России, дающей право на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну - обоснованы и нашли свое подтверждение в виду следующего.

 В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

В соответствии с частью 1.1. статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.

Согласно части 7 статьи 68 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".

Условием допуска к участию в закупке на выполнение работ по строительству, объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации об аукционе в электронном виде в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства, со стоимостью работ по одному договору, которая должна быть не ниже предложения о цене контракта участника закупки. Требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия государственного заказчика, установившего в документации об аукционе неправомерное требование к частникам закупки о наличии свидетельств СРО о допуске к конкретным видам работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На заседании Комиссии Амурского УФАС России представители государственного заказчика не предоставили доказательств обоснование  установленного в аукционной документации требования к участникам аукциона, о наличии у организации, осуществляющей строительные работы лицензии ФСБ России, дающей право на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с Приказом Президента Российской Федерации № 61 от 24.01.1998 года «О перечне сведений отнесенных к государственной тайне», в Перечень сведений отнесенных к государственной тайне включены режимные объекты – военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которого установлены дополнительные меры безопасности.

Согласно проектно-сметной документации, представленной на заседание Комиссии Амурского УФАС России, объект капитального строительства, являющийся предметом закупки, не относится к специальным объектам, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности. Наличие отдельных помещений, предназначенных для работы, хранения, выдачи носителей сведений, составляющих государственную тайну, не приравнивает всё здание к специальному объекту.

Кроме того, документация об электронном аукционе, техническое задание, проектно-сметная документация, требования к материалам, используемым при строительстве административного здания УФССП по Амурской области размещено в открытом доступе в сети Интернет и не является секретным.

Доводы заявителей об отсутствии в документации об аукционе и извещении требований к участникам закупки, предусмотренных пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также установлении требований предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 без учета внесенных 25.11.2016  являются обоснованными.

В пункте 24 и 33 информационной карты государственным заказчиком установлены требования к участникам аукциона, в том числе «отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки – юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Указанное требование, государственный заказчик установил в документации об электронном аукционе без учета внесенных в Закон о контрактной системе изменений.

28 декабря 2016 года Федеральным законом № 489-ФЗ «О внесении в статью 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», данная норма была дополнена таким требованием как, «отсутствие судимости за преступления, предусмотренные статьями 289290291291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». Также,  Федеральным законом № 489-ФЗ, статья 31 Закона о контрактной системе дополнена пунктом 7.1 участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Государственным заказчиком в пункте 33 информационной карты «требования к содержанию и составу заявки» а также в пункте 24 информационной карты «единые требования к участникам электронного аукциона» установлены противоречивые требования, а именно: в  пункте 24 содержится требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение  соответствующих <*> работ монолитного строительства зданий за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. Указанное требование, в отличии от аналогичного, отраженного в пункте 33 информационной карты установлено заказчиком без учета изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 14.11.2016 N 1185 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99", а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение  соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе.

Таким образом, установив требования к участникам аукциона, несоответствующих изменившемуся законодательству о контрактной системе и Постановлению Правительства № 99 государственным заказчиком нарушены пункт 1 части 1, пункт 7 и 7.1 части 1, часть 2, часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя, о том, что заказчиком в нарушение  требований статьи 65 Закона о контрактной системе установлена неверная дата окончания срока предоставления разъяснений аукционной документации по поступившим запросам  (28.02.2017) является необоснованным в виду следующего.

 Согласно п.4 ст.65 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса.

Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Дата окончания срока подачи заявок – 02.03.2017. Дата окончания срока подачи запросов о предоставлении разъяснений – 26.02.2017 (за три дня до 02.03.2017). Заказчик должен в соответствии с указанной статьей Закона о контрактной системе  разъяснить положения документации в течении двух дней с даты поступления запроса, следовательно окончательной датой предоставления разъяснений является – 28.02.2017.

Довод заявителя об установлении в пункте 23 информационной карты и пункте 3.11 проекта контракта срока предоставления обеспечения исполнения контракта в «банковских днях», а именно: платежи за выполненные Работы  будут производиться за полностью завершенные виды проектных работ (разделы проектной документации) в соответствии со Сметой, в течение 10-ти банковских дней со дня предоставления Заказчику акта сдачи-приемки выполненных проектных работ (проектной и рабочей документации); накладной; счета и счета-фактуры и подрядчик обязуется в течении 10 (десяти) банковских дней представить заказчику иное надлежащее обеспечение контракта на тех же условиях и в том же размере, Комиссия Амурского УФАС России считает обоснованным.

В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Понятие «банковский день» в законодательстве не установлено. А в кредитной сфере используется понятие операционного дня, продолжительности которого кредитная организация определяет самостоятельно (п. 1.3 «положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 16.07.2012 № 385-П)).

В судебной практике разъяснено, что если стороны различно толкуют понятие «банковский день» (календарный день, рабочий день) и не согласовали понятие банковского дня в договоре, следует руководствоваться положениями главы 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и исчислять срок календарными днями.

Таким образом, государственный заказчик установивший срок предоставления обеспечения исполнения контракта в «банковских» днях нарушил часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя об  установлении в описании объекта закупки требований к конкретному товарному знаку без указания на возможность поставки эквивалента (позиции 11,12,16,20,21 "Дополнительных требований к материалам" первой части заявки признан Комиссией Амурского УФАС России обоснованным.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Государственным заказчиком в нарушение части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлены дополнительные требования к материалам, без возможности поставки эквивалента, а именно:

- в позиции 11 «покрытие напольное ламинированное марки «Premium», 33 класс износостойкости, толщина 8 мм»;

- в позиции 12 «линолеум коммерческий гомогенный «TARKETT HORIZON» толщиной 5 мм, класс 33»;

- в позиции 16 «покрытие антисептическое, декоративно-текстурное, атмосфероустойчивое «БИОКС Универсал»;

- в позиции 20 «видеодомофон «GRD system Sting-2»;

- в позиции 21 «цветная видеокамера наружная HiWatch DS-T200».

В случае, если проектно-сметная документация содержит указание на товарный знак, документация о закупе  должна содержать условие о возможности использования эквивалента.

В ходе рассмотрения жалоб, Комиссией Амурского УФАС России проведена внеплановая проверка документации об электронном аукционе, объявленной извещением № 0123100006817000001 от 14.02.2017 в полном объеме, помимо доводов, указанных в жалобах заявителей установлено, что в пункте 10 информационной кары  указано о привлечении специализированной организации для проведения данной закупки. Согласно извещению, размещенному в Единой информационной системе в сфере закупок, заказчик самостоятельно, без помощи специализированной организации разрабатывал документацию об электронном аукционе, размещал сведения в информационной системе и проводил процедуру закупки..

На основании изложенного, а также учитывая, что указанная закупка признана несостоявшейся, Комиссия Амурского УФАС России приняла решение предписание не выдавать.

Рассмотрев жалобы ООО "Стройиндустрия", ООО "САР-Холдинг", ООО "Стройинвест" и ООО "ПАРУ ГРУП" на положения документации, утвержденной государственным заказчиком – Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области при размещении закупки путем проведения аукциона в электронной форме  на выполнение работ по строительству административного здания УФССП по Амурской области, город Благовещенск, объявленной извещением № 0123100006817000001 от 14.02.2017 на электронной площадке ООО "РТС-Тендер" www.rts-tender.ru, руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Амурского УФАС России приняла

Р Е Ш Е Н И Е:

  1. Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" обоснованной;
  2. Признать жалобу ООО "САР-Холдинг" обоснованной;
  3. Признать жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной;
  4. Признать жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" обоснованной;
  5. Признать в действиях государственного заказчика – Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области нарушения положений пункта 1 части 1части 1 статьи 31,  пункта 7 и 7.1 части 1статьи 31, части 2 статьи 31, части 6 статьи 31, части 1 статьи 33,  части 13 статьи 34 и пункта части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в части утверждения документации об электронном аукционе с нарушением требований законодательства о контрактной системе;
  6. Предписание не выдавать;
  7. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для принятия решения о возбуждения административного производства. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:                                                                                 

Члены Комиссии                                                                                        

                                                                

                                                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны