Решение б/н Решение по жалобе № ЖФ-92/2016 и внеплановой проверки от 2 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № ЖФ-92/2016 и внеплановой проверки

27.05.2016                                                                                                  г. Благовещенск

(в полном объеме изготовлено 31.05.2016)

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: <…>,

в присутствии представителя от государственного заказчика: <…>, действующей на основании доверенности от 23.05.2016 № 5 (стороне по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),

 от заявителя жалобы представитель не явился, лицо о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом,

рассмотрела поступившую 20 мая 2016 года в Амурское УФАС России от ООО "Дальневосточного центра промышленной автоматизации" жалобу на положения аукционной документации при осуществлении государственным заказчиком - ФГКУ комбинат "Таежный" Росрезерва закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту пожарного водопровода, объявленной извещением № 0323100002616000065 от 27.04.2016 на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), а именно: неправомерном установлении дополнительных требований к участникам закупки.

Из жалобы заявителя следует, что заказчик неправомерно установил дополнительные требования к участникам закупки, а именно о необходимости наличия лицензии МЧС на осуществление  деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и свидетельства о регистрации электролаборатории.

Считает, что свидетельство о регистрации электролаборатории подтверждает соответствие установленным законом требованиям не самого участника закупки, а требования к наличию у него производственных мощностей для выполнения работ по предмету контракта.

Услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией.

Установление в документации требования о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе копии лицензии МЧС РФ в случае наличия допуска к работам по генподряду с возможностью привлечения субподрядчика с указанной лицензией, неправомерно.

Просит признать в действиях заказчика наличие нарушений требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе и выдать предписание об их устранении.

Представитель государственного заказчика с доводами заявителя жалобы не согласился. Представил письменные возражения. Указанные возражения приобщены к материалам дела. Просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы стороны, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, установила следующее.

27.04.2016 государственным заказчиком – ФГКУ комбинат "Таежный" Росрезерва на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru опубликовано извещение № 0323100002616000065 и аукционная документация о проведении электронного аукциона на выполнение капитального ремонта пожарного водопровода.

Соответствующая информация также размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 7 622 357 рублей. Дата и время окончания подачи заявок 23.05.2016 в 23:59. Дата и время проведения аукциона в электронной форме 27.05.2016 в 09:00.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.05.2016 на участие в торгах подано 2 (две) заявки.

По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия заказчика приняла решение о соответствии первых частей заявок участников закупки требованиям аукционной документации, о допуске участников закупки к участию в аукционе и признании их участниками аукциона.

На основании уведомления Амурского УФАС России торги, в части заключения контракта приостановлены.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик должен установить единые требования к участникам закупки, в том числе о необходимости соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 1.6.2 Информационной карты аукционной документации установлены требования к участникам закупки, в которые включены условия о:

- наличии у исполнителя работ свидетельства СРО;

- наличии у исполнителя работ лицензии ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

- наличии лицензии МЧС  на осуществление  деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту  средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

- свидетельства о регистрации электролаборатории.

Документы, подтверждающие соответствие участников указанным требованиям должны быть предоставлены в составе подаваемой на участие в торгах заявке (п.п. «d» п. 2 приложения 1 к контракту).

Согласно аукционной документации предметом закупки является  капитальный ремонт пожарного водопровода.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).

Перечнем к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, отнесены следующие работы, в частности: защитное покрытие лакокрасочными материалами (пункт 12.3), работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования (пункт 12.12), пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении (пункт 24.7), пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств (пункт 24.10), пусконаладочные работы автономной наладки систем (пункт 24.11), пусконаладочные работы комплексной наладки систем (пункт 24.12) и так далее.

Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (приложение к Положению о лицензировании), утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". При этом лицензирование деятельности, а также надзор и контроль в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии со статьей 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация построенного, реконструированного, введенного в эксплуатацию здания, сооружения должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов; в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Таким образом, деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежащая лицензированию, осуществляется на стадии эксплуатации уже построенных, введенных в эксплуатацию зданий и сооружений (части 5, 6, 7 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Соответствующая позиция отражена в решении Верховного Суда РФ от 09.04.2013 N ГКПИ13-7.

Пунктом 3.3.3 проекта контракта предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков.

Учитывая, что предметом торгов является капитальный ремонт, а не эксплуатация уже построенных, введенных в эксплуатацию зданий и сооружений, контрактом предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков, установление в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии и предоставлении в составе заявки копии лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, полученной в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", не соответствует требованиям Федерального законодательства и нарушает пункт 1 части 1 и части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, влечет/может повлечь за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Из положений аукционной документации следует, что результат работ должен проверяться исполнителем с использованием электролаборатории на которую должно быть свидетельство о её регистрации.

Таким образом, требование к участникам закупки о наличии у него (исполнителя работ)  свидетельства о регистрации электролаборатории относится к порядку выполнения работ, в связи с чем, не может предъявляться как требование к участникам закупки и является нарушением пункта 1 части 1 и части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, влечет/может повлечь за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Пунктом 1.6.2 Информационной карты аукционной документации установлено, что участник закупки должен иметь действующее свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, содержащего состав деятельности, предусматривающий выполнение видов работ, в соответствии с  Градостроительным кодексом Российской Федерации и Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).

Раздел III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденого Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 содержит виды работ, по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности: п. 11. Монтаж деревянных конструкций; п. 12.8. Антисептирование деревянных конструкций; п. 12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования; п. 13. Устройство кровель; и так далее.

Согласно части 6 статьи 55.8 ГрК РФ свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, если такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам.

В соответствии с частью 8 статьи 55.8 ГрК РФ допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Предметом закупки является капитальный ремонт.

При этом в соответствии с условиями проекта контракта работы могут выполняться подрядчиком как лично, так и с привлечением субподрядных организаций.

Таким образом, помимо указания в аукционной документации на наличие и необходимость предоставления в составе заявки свидетельства СРО (как такового) заказчиком должно быть указано на определенный вид или виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и на которые требуется заказчиком свидетельство СРО, в том числе по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта (в случае если заказчик предусматривает, что участник закупки может выступать в качестве генерального подрядчика).

В нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе аукционная документация не содержит требования к участникам закупки о необходимости наличия и предоставления в составе подаваемой на участие в торгах заявки свидетельства о допуске к определенному (конкретному) виду или видам работ, являющихся предметом закупки, в том числе по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

ИЛИ

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Информацию, каким именно пунктом («а» или «б») должен руководствоваться участник закупки, подавая заявку на участие в торгах аукционная документация и инструкция по заполнению заявок не содержат.

При этом аукционная документация также не содержит указания на товар (и его характеристики) используемый при выполнении работ, в отношении которого участники закупки должны указывать конкретные характеристики, значения показателей, позволяющих определить соответствие товара используемого при выполнении работ потребностям заказчика (согласно требованиям части 2 статьи 33, пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе).

Вышеуказанное указывает на ненадлежащее исполнение государственным заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе по описанию инструкции по заполнению заявок, установлению требований к содержанию, составу заявки подаваемой участниками закупки на участие в аукционе и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки должны указываться функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Аукционная документация содержит указания на товары (товарные знаки) используемые при выполнении работ, в частности:

- "Герда". Кабель контрольный Квнг 1х2х0,75, м.;

- Материал теплоизоляционный "ТеплоКнауфДача"  (1,22*7,38) 2шт. в компл., шт.;

- и так далее.

При этом в нарушение требований частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе ссылок "или эквивалент", а также максимальных и (или) минимальных значений показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (параметров эквивалентности) документация об аукционе не содержит.

Подпунктом «d» пункта 2 приложения 1 к контракту установлено требование к подрядчику (субподрядчику) о том, что работы необходимо выполнять согласно разработанному Подрядчиком и одобренному Заказчиком рабочим графиком производства работ, соблюдая технологическую последовательность в соответствии с Проектной документацией 1-07/11-001-ЭО, разработанной ООО «ДВЦПА», а также о наличии разрешительной документации на проведение всего комплекса работ предусмотренного Проектной документацией 1-07/11-001-ЭО в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, на выполнение работ являющихся предметом закупки имеется разработанная и утвержденная в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектная документация 1-07/11-001-ЭО.

Однако в составе аукционной документации заказчиком размещена только локальная смета № 3.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям в связи с чем, подлежит размещению в составе аукционной документации при осуществлении закупки.

Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит/может привести к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

Действия государственного заказчика по неразмещению на электронной площадке и официальном сайте ЕИС проектной документации в составе документации об аукционе указывает на неразмещение заказчиком проектно-сметной документации по закупке в полном объеме, что не соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

За утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа.

Рассмотрев жалобу, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь п. 1 ч. 3, ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла

Р Е Ш Е Н И Е:

1. Признать жалобу ООО "Дальневосточный центр промышленной автоматизации" обоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика - ФГКУ комбинат "Таежный" Росрезерва нарушение:

пункта 1 части 1 и части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления дополнительных требований  к участникам закупки о наличии лицензии МЧС и свидетельства по регистрации электроустановок;  не установления в аукционной документации требований к участникам закупки о необходимости наличия и предоставления в составе подаваемой на участие в торгах заявки свидетельства о допуске к определенному (конкретному) виду или видам работ, являющихся предметом закупки;

частей 1, 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего описания инструкции по заполнению заявок, не установлению требований к содержанию, составу заявки подаваемой участниками закупки на участие в аукционе, не указании ссылки "или эквивалент" и не отражения в аукционной документации информации о товаре (и его характеристиках) используемом при выполнении работ, в отношении которого участники закупки должны указывать конкретные характеристики, значения показателей, позволяющих определить соответствие товара используемого при выполнении работ потребностям заказчика;

пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части не размещения в составе аукционной документации в полном объеме проектной документации на капитальный ремонт объекта, являющегося предметом закупки.

3. Выдать государственному заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:                                                                             <…>

Члены Комиссии:                                                                                       <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны