Решение №ЖМ-01/2017 РЕШЕНИЕ по делу № ЖМ-01/2017 от 24 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЖМ-01/2017

 

20.01.2017                                                                                                  г. Благовещенск

(в полном объеме изготовлено   23.01.2017)

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии; Пранищевой М.М. – начальника отдела контроля закупок; Митрофановой Я.С. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителя уполномоченного органа и муниципального заказчика – Крупко В.В., действующего по доверенности № 191 от 19.01.2017,

от заявителя жалобы на заседание комиссии представитель не явился, ходатайства о рассмотрении без его участия не представил, 

 (стороне по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания),

рассмотрела жалобу, поступившую  в Амурское УФАС России от ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на положения документации о закупке № 0123300016716000115 на выполнение работ по строительству многоквартирного дома (на условиях «под ключ») в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 – 2017 годах», выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а именно: в установлении неправомерных требований к участникам закупки, влекущих/способных повлечь за собой необоснованное ограничение количества участников.

Из жалобы заявителя также следует, что пунктом 11.3 проекта контракта неправомерно установлена возможность изменения существенных условий, срока выполнения обязательств по контракту в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, что нарушает положение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, так как данная часть статьи содержит исчерпывающий перечень обстоятельств являющихся основанием для изменения существенных условий контракта.

Корме того, заявитель полагает, что заказчик в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе (пункт 13 информационной карты) неправомерно установил требование к участникам закупки об обязательном наличии копии свидетельства саморегулируемой организации  (далее - СРО) о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также стоимость работ по одному договору в рамках СРО не должна быть менее начальной (максимальной) цены контракта.

Просит признать нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе,  приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта, выдать предписание об устранении нарушений.

19.01.2017 в Амурское УФАС России от уполномоченного органа поступило возражение на жалобу, согласно которому Администрация города Шимановска, просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы уполномоченного органа, исследовав материалы дела, установила следующее:

Уполномоченным органом – Администрацией города Шимановска Амурской области и муниципальным заказчиком - Комитетом жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и градостроительства администрации города Шимановска извещением № 01233000167160001150 от 30.12.2016 объявлено о проведении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по строительству многоквартирного дома (на условиях «под ключ») в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 – 2017 годах».  Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 91 386 724,00 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок 16.01.2017 в 17:24. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 19.01.2017. Дата и время проведения аукциона в электронной форме 23.01.2017 в 09:55.

На дату окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки.

Протоколом № 0123300016716000115-1 от 16.01.2017 аукцион в электронной форме  в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе признан несостоявшимся.

   

Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, установлено, что к  документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.

В силу части 3 статьи 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Частью 9 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), утвержденным постановлением Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 23.12.2015       № 173-14, обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор) являются чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).

В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства

Таким образом, пункт 11.3 проекта контракта, которым предусмотрено изменение существенных условий, возможность изменения срока выполнения обязательств по контракту в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, не может являться нарушением законодательства о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Заказчиком в пункте 13 информационной карты установлено требование к участникам закупки об обязательном наличии копии свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В свидетельстве должны быть указаны виды работ, необходимые для выполнения работ для строительства многоквартирного дома (на условиях «под ключ»). Для каких именно работ должно быть выдано свидетельство СРО, документацией об аукционе не закреплено. Также в документации установлено, что стоимость работ по одному договору в рамках СРО не должна быть менее начальной (максимальной) цены контракта.

Подпунктом 5.1.1. пункта 5.1 проекта контракта предусмотрено право подрядчика привлечь к выполнению работ по контракту других лиц (субподрядчиков), обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Для выполнения работ по строительству необходимо обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства, требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1.1. статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.

Приказом Ростехнадзора от 13.11.2010 № 1042, установлена единая форма свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с перечнем видов работ, согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации то 30.12.2009 № 624, в приложении которой отражается предельная стоимость соответствующих работ, размер которых не может быть превышен в рамках заключения членам одной саморегулируемой организации одного договора.

Согласно части 7 статьи 68 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".

Следовательно, условием допуска к участию в аукционе на выполнение работ по строительству, устанавливаемым в документации об электронном аукционе в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, является обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства со стоимостью работ по одному договору, которая должна быть не ниже предложения о цене контракта участника аукциона.

Таким образом, действия заказчика, установившего в аукционной документации неправомерное требование к участникам аукциона, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации.

Рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ», руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Амурского УФАС России приняла

 

Р Е Ш Е Н И Е:

 

  1. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» обоснованной;
  2. Признать муниципального заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
  3. Выдать муниципальному заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе;

4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                 Н.В. Горячева

 

Члены Комиссии:                                                                                        М.М. Парнищева

                                                                

                                                                                                         Я.С. Митрофанова

Связанные организации

Связанные организации не указаны