Решение б/н Решение по жалобе № ЖМ-139/2014 от 9 ноября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

05.09.2014                                                                                                    г. Благовещенск

(в полном объеме изготовлено 10.09.2014)

 

Комиссия Амурского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: <….> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии; <…>. – начальника отдела контроля закупок; <…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

рассмотрела поступившую 01 сентября 2014 года в Амурское УФАС России от ООО «Люкс» жалобу на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок  на поставку продуктов питания объявленного извещением № 0123300003114000057 от 20.08.2014 на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а именно: в неправомерном отклонении заявок, в связи с несоответствием заявок требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.

На заседании комиссии присутствовали: представители заявителя – <…>., действующий на основании доверенности от 05.09.2014 № 300, <…>., действующий на основании доверенности от 05.09.2014 № 301;

представители заказчика – директор МБОУ СОШ № 7 ЗАТО Углегорск <…>, действующая на основании распоряжения от 15.10.2013 № 39 л/с., главный бухгалтер - <…>., действующая на основании доверенности от 05.09.2014;

представители уполномоченного органа -  заместитель главы, начальник отдела закупок администрации ЗАТО Углегорск <…>, действующая на основании доверенности от 01.09.2014 № 38-юк, <…>, действующая на основании доверенности от 01.09.2014 № 36-юк, <…>, действующий на основании доверенности от 01.09.2014 № 37-юк;

представители иных участников закупки – представитель ООО «Амур-Контакт» - <…>., действующий на основании доверенности от 05.09.2014, представитель ИП К… А.Н. – коммерческий директор <…>., действующая на основании доверенности от 05.09.2014.

Представитель заявителя пояснил, что 20 августа 2014 года на официальном сайте было размещено извещение о проведении запроса котировок цен № 0123300003114000057. В извещении о проведении котировок определён порядок подачи котировочных заявок: Котировочная заявка участника размещения заказа подаётся Заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, подписанная руководителем или уполномоченным органом (с предоставлением оригинала доверенности), или в форме электронного документа. ООО «Люкс» подписало электронно-цифровой подписью котировочную заявку и подало её в форме электронного документа. В подтверждение представлены скриншоты отправленной заявки. Администрация ЗАТО Углегорск Амурской области, будучи уполномоченным органом заказчика МБОУ СОШ № 7 ЗАТО Углегорск, получила котировочную заявку, но в протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок незаконно приняла решение о несоответствии, требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок (отсутствие подписи и печати на котировочной заявке, отсутствие электронной подписи) поданной заявки.

Представители заказчика и уполномоченного органа представили письменный отзыв на жалобу, а также устно пояснили, что п. 7 ст. 78 Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регламентировано, что котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. Положения ст. 77 вышеназванного закона определяют, что заявка на участие в запросе котировок подаётся заказчику в письменной форме, в запечатанном конверте либо в форме электронного документа. В ходе рассмотрения заявок на участие в запросе котировок цен, заказчиком были учтены и приняты во внимание вышеуказанные требования положений закона. Одним из критериев оценки было требование, которое предъявляется к надлежащему оформлению документов. Так как было установлено, что заявки, поданные ООО «Люкс», оформлены ненадлежащим образом, т.е. отсутствуют собственноручная и(или) электронно – цифровая подпись, это явилось основанием для их отклонения. Считают жалобу необоснованной. Также представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что в форме электронного документа были поданы две заявки, заявка ООО «Люкс» и заявка ООО «Амур-Контакт». Заявка ООО «Амур-Контакт» была подписана электронно-цифровой подписью, на заявке ООО «Люкс» электронно-цифровой подписи не стояло. Техническая возможность видеть и распознавать электронно-цифровую подпись у котировочной комиссии имелась.

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.

Заказчиком на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 0123300003114000057 от 20.08.2014 о проведении запроса котировок  на поставку продуктов питания (овощи).

Дата и время окончания подачи заявок – 28.08.2014 10:30 часов.

 Дата и время проведения вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников 27.08.2014 10:30 часов.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 195224.90 рублей.

Согласно п. 5.1, 5.2 протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, подано четыре заявки, три из них соответствуют требованиям котировочной документации, заявка ООО «Люкс» отклонена с обоснованием причины отклонения – отсутствие подписи и печати на котировочной заявке, отсутствие электронной подписи.

Согласно ч. 1, ч. 7 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам. Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

Проанализировав скриншоты, представленные заявителем, комиссия Амурского УФАС России пришла к выводу, что котировочные заявки, поданные ООО «Люкс», были подписаны электронно-цифровой подписью. Муниципальный заказчик и уполномоченный орган не представили доказательств, что на их технических средствах был установлен программный продукт, позволяющий распознать все электронно-цифровые подписи, на поступающих документах.

На основании изложенного, котировочная комиссия в нарушение ч. 7 ст. 78 Закона о контрактной системе, неправомерно отклонила котировочную заявку ООО «Люкс» на участие в запросе котировок.

В ходе проведения внеплановой проверки Амурским УФАС России было установлено:

В извещении о проведении запроса котировок № 0123300003114000057 от 20.08.2014 в графе Форма котировочной заявки указано, что котировочная заявка участника размещения заказа подается Заказчику в письменной форме, подписанная руководителем или уполномоченным лицом (с предоставлением оригинала доверенности), или в форме электронного документа. В соответствии с ч. 7 ст. 78 Закона о контрактной системе, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.

Котировочная заявка ИП Д… Л.Н. подписана бухгалтером <…>, однако доверенность, подтверждающая полномочия бухгалтера <…> на подписание котировочной заявки не приложена, следовательно данная котировочная заявка не соответствует требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок.

В связи с чем, в нарушение ч. 7 ст. 78 Закона о контрактной системе, котировочная комиссия необоснованно допустила к участию в запросе котировок котировочную заявку ИП Д… Л.Н.

Согласно ч. 1,2 ст. 5 Закона о контрактной системе, в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы. Ключи усиленной электронной подписи, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования в целях настоящего Федерального закона, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", или в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, удостоверяющими центрами, созданными в соответствии с нормами права иностранного государства. В разъяснении министерства экономического развития Российской Федерации № 10070-ЕЕ/Д28 от 06.05.2014 «О реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указано, что в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе Правительством РФ устанавливается порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством РФ, на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – официальный сайт), ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действующим до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ. При этом Законом № 44-ФЗ не предусматривается возможность подачи заявок посредством электронной почты. Дополнительно отмечено, что подача заявок в форме электронного документа посредством электронной почты не позволяет обеспечить защищённость, неприкосновенность и конфиденциальность таких заявок и их рассмотрение только после открытия доступа к ним в установленное время, что противоречит положениям ч. 4 ст. 77 Закона о контрактной системе. С учётом изложенного Минэкономразвития России полагает, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы подача заявок в форме электронного документа недопустима.

В связи с чем, муниципальный заказчик, в нарушение ч.1-2 ст. 5 Закона о контрактной системы, необоснованно установил электронный документооборот, не соответствующий требованиям закона.

В п. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. В нарушение данной нормы, в извещении заказчика при описании объекта закупки с указанием их фирменных наименований не были установлены параметры эквивалентности поставляемого товара.

Ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе регламентировано, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В п. 5.2, 5.3 Контракта на поставку продуктов питания, заказчиком включена информация о том, что в случае нарушения исполнителем п. 1.4 настоящего договора, он оплачивает Заказчику пеню в размере 0,1% от стоимости не поставленного товара за каждый день просрочки исполнения. В случае нарушения Заказчиком п. 1.5 настоящего договора, он оплачивает Исполнителю пеню в размере 0,1% от неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.

Исходя из вышесказанного, заказчик в нарушение ч. 5 ст. 34 неправомерно установил размер ответственности, не соответствующий требованиям закона. Также следует отметить, что контракт на поставку продуктов питания не содержит пункты 1.4, 1.5.

В соответствии с ч. 7 ст. 74 Закона о контрактной системе, прием заявок на участие в запросе котировок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. В ч. 2 ст. 77 Закона о контрактной системе указано что, заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок. В ч. 3 ст. 78 Закона о контрактной системе, закреплено, что непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытием доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам котировочная комиссия обязана объявить участникам запроса котировок, присутствующим при вскрытии этих конвертов и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, о возможности подачи заявок на участие в запросе котировок до вскрытия конвертов с такими заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.

Из анализа вышеизложенных норм права следует, что дата окончания приёма заявок на участие в открытом конкурсе совпадает с датой вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.

            В нарушение указанных выше норм помимо даты вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок – 28.08.2014, муниципальный заказчик неправомерно установил датой окончания подачи заявок 27.08.2014.

Рассмотрев жалобу ООО «Люкс» на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок  на поставку продуктов питания объявленного извещением № 0123300003114000057 от 20.08.2014 на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru, руководствуясь п. 1 ч. 3 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений», Комиссия Амурского УФАС России приняла

 

РЕШЕНИЕ:

 

Признать жалобу ООО «Люкс» обоснованной.

Признать в действиях муниципального заказчика – МБОУ СОШ № 7 ЗАТО Углегорск нарушение:

ч. 1,2 ст. 5, выразившееся  в установлении электронного документооборота не соответствующего требованиям закона;

ч. 2 ст. 33, выразившееся в не установлении в извещении параметров эквивалентности;

ч. 5 ст. 34, выразившееся в указании требований, не соответствующих закону.

Признать в действиях котировочной комиссии нарушение:

 ч. 7 статьи 78 Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном отклонении котировочной заявки ООО «Люкс» и неправомерном допуске к участию котировочной заявки, поданной ИП Д… Л.Н.

Муниципальному заказчику, котировочной комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны