Решение №ЖМ-142/2016, № ЖМ-143/2016 РЕШЕНИЕ по делам № ЖМ-142/2016, № ЖМ-143/2016 и внепланов... от 28 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делам № ЖМ-142/2016, № ЖМ-143/2016

 и внеплановой проверки

 

19.10.2016                                                                                                                                                                          г. Благовещенск

(в полном объеме изготовлено 24.10.2016)

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: <…>,

в присутствии представителей:

от муниципального заказчика: <…>, действующего на основании доверенности № 113 от 05.04.2016;

от заявителя жалобы - ООО "НОТЕХ - 2000": <…>, действующего на основании доверенности № 001 от 03.10.2016;

от заявителя жалобы - ООО "Стройинвест" представитель не явился, лицо о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом,

рассмотрела поступившие 12 октября 2016 года в Амурское УФАС России от ООО "НОТЕХ - 2000" и ООО "Стройинвест" жалобы на положения аукционной документации при осуществлении муниципальным заказчиком - администрацией ЗАТО Углегорск Амурской области закупки в форме электронного аукциона на выполнение части строительно-монтажных работ по объекту "Спортивный комплекс ЗАТО Углегорск Амурской области первая очередь", объявленной извещением № 0123300003116000086 от 23.09.2016 на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).

Представитель ООО "НОТЕХ - 2000" поддержал доводы, изложенные в жалобе в полном объеме. Дополнительно пояснил, что заказчиком:

неправомерно выбран способ определения начальной-максимальной цены контракта;

в составе документации по закупке отсутствует проектно-сметная документация на объект закупки в полном объеме, что не позволяет определиться с характеристиками объекта строительства и рассчитать свое коммерческое предложение;

не указаны показатели в отношении товара используемого при выполнении работ, что не позволяет определиться с потребностью заказчика;

в документации присутствуют указания на товарные знаки без сопровождения ссылкой «или эквивалент» и параметров эквивалентности;

в информационной карте аукционной документации установлены требования к содержанию и составу заявки, формулировки которого составлены с искажением смысловой нагрузки.

В связи с чем, просит признать в действиях муниципального заказчика нарушение требований законодательства Российской Федерации и выдать предписание об их устранении.

Из жалобы ООО "Стройинвест" следует, что, проект контракта устанавливает обязанность подрядчика привлекать к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства. Однако в нарушение требований Закона о контрактной системе проект контракта не содержит условия о конкретной гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.

В нарушение требований Закона извещение о проведении электронного аукциона не содержит информацию о порядке предоставления обеспечения исполнения заявки, вместо этого указано: «В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"».

В Техническом задании в таблице «Ведомость видов и объема работ» содержится указание на товарные знаки без указания ссылки «или эквивалент» и параметров эквивалентности.

В связи с чем, просит признать в действиях муниципального заказчика нарушение требований законодательства Российской Федерации и выдать предписание об их устранении.

Представитель муниципального заказчика с доводами заявителей жалоб не согласился. Представил письменные возражения на жалобу. Позицию, изложенную в возражениях поддержал в полном объеме.

Просит признать жалобы необоснованными.

 

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобы, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки установила следующее.

23.09.2016 муниципальным заказчиком - администрацией ЗАТО Углегорск Амурской области на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение № 0123300003116000086 и документация о проведении электронного аукциона на выполнение части строительно-монтажных работ по объекту "Спортивный комплекс ЗАТО Углегорск Амурской области первая очередь".

Соответствующая информация также размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 38 453 758 рублей 54 копейки.

27.09.2016 в извещение и документацию внесены изменения.

Дата и время окончания подачи заявок (с учетом внесенных изменений) установлена 13.10.2016 в 09:00, проведения аукциона в электронной форме 17.10.2016 в 09:05.

Частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системы предусмотрено, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.

В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении: 1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок; 2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона; 3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Комиссией Амурского УФАС России установлено, что аукционная документация содержит информацию в отношении способа обоснования заказчиком начальной-максимальной цены контракта, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе в рамках, возложенных на антимонопольный орган полномочий.

Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе  установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

Из имеющихся в материалах дела документов и сведений не следует, что заявитель жалобы - ООО "НОТЕХ - 2000" в адрес муниципального заказчика с запросами о разъяснении положений документации непонятных обществу (в части указания в информационной карте аукционной документации требований к содержанию и составу заявки, формулировки которого составлены, по мнению заявителя жалобы с искажением смысловой нагрузки) не обращался.

Нарушений требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе не позволяющих обществу принять участие в торгах и влекущих за собой ограничение количества участников закупки в указанной части, Комиссией Амурского УФАС России не установлено.

Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В случае установления данного требования в контракт также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе).

В соответствии с указанными положениями Закона проект контракта (пункт 6.3.3) содержит условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков.

 

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Частью 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

В соответствии с "Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к ее содержанию", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, проектно-сметная документация состоит из текстовой и графической частей.

Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме. Каждый раздел проектно-сметной документации включает определенные чертежи. Данные чертежи являются основанием для расчета потребности в конструкциях, материалах, изделиях. Правила определения объемов работ по проектной документации и их стоимости содержатся в соответствующих СнИПах.

Согласно пункту 4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Раздел IV аукционной документации содержит техническое задание, которым предусмотрено, что работы должны быть выполнены в соответствии с техническим заданием, ведомостью видов и объемов работ, проектной документацией, локальным сметным расчетом, производство работ и исполнительную документацию вести в соответствии с существующим проектом ЗАО «ГРАЖДАНПРОЕКТ» шифр В-013-02-1/2014.

При этом пунктом 1.1 проекта контракта также установлено, что подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы  по  выполнению части строительно-монтажных работ по объекту "Спортивный комплекс ЗАТО Углегорск Амурской области первая очередь"  (далее – работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1), проектной документацией разработанной ЗАО «ГРАЖДАНПРОЕКТ» шифр В-013-02-1/2014, локальным сметным расчетом (Приложение №2), а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.

Таким образом, строительство должно осуществляться на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, в связи с чем, подлежит размещению в составе документации об аукционе в электронной области на электронной площадке и официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.

В нарушение требований пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе аукционная документация, размещенная на электронной площадке и ЕИС не содержит проектной документацией, что указывает также на неустановление в полном объеме показателей, позволяющих определить соответствие закупаемой работы требованиям заказчика.

Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке проектной документации в полном объеме, ведет за собой к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что  документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусматривает варианты информации, которая должна содержаться в первой части заявки, подаваемой на участие в торгах в зависимости от того, что является предметом закупки.

Так первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

1) при заключении контракта на поставку товара:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

ИЛИ:

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;

3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

ИЛИ:

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Инструкция по заполнению подаваемой на участие в торгах заявки должна содержать и отражать, какие именно (конкретно) сведения должны указываться участниками закупки в подаваемой первой части заявки, требования к её заполнению.

В пункте 15 раздела II Информационной карты аукционной документации установлены требования к содержанию и составу заявки, в котором указано, что требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе указаны в пп. 2.2.1 документации об аукционе.

Подпункт 2.2.1 пункта 2 документации об аукционе содержит общие требования к содержанию, составу заявки, продублированные из части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе для всех случаев закупки.

Информацию, каким именно пунктом должен руководствоваться участник закупки, подавая заявку на участие в торгах, аукционная документация, помимо информации, отраженной в пункте 15 раздела II Информационной карты не содержит. При этом не содержит также указаний на товар, используемый при выполнении работ, который участники закупки должны отражать в подаваемой на участие в торгах первой части заявки.

Отсутствие конкретизации требований к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе, а также информации о товаре, который необходимо указывать в составе подаваемой на участие в торгах заявки, указывает на ненадлежащее составление инструкции по заполнению заявки, влечет/может повлечь за собой необоснованное ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе и нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент".

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Раздел IV аукционной документации содержит виды работ и товар, используемый при их выполнении, в частности указано:

- Плита "Базалит" ПТ-200;

- Устройство покрытий: из линолеума на клее "Бустилат";

- Плиты теплоизоляционные из экструз. вспененного полистирола ПЕНОПЛЭКС-35;

- Грунтовка алкидная антикоррозионная "Нержамет-Грунт";

- Насосы WILO;

- и т.д.

В нарушение требований пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе аукционная документация содержит указания на товарный знак и товар, используемый при выполнении работ без раскрытия его функциональных, технических и качественных характеристик, а также без указания слов "или эквивалент" и параметров эквивалентности, максимальных и (или) минимальные значений показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых работы требованиям заказчика.

Пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).

Однако, в извещении о проведении электронного аукциона, опубликованном на электронной площадки и официальном сайте ЕИС в разделе «Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок» указано только, что внесение денежных средств осуществляется «в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"».

Неуказание в извещении о проведении электронного аукциона обязательных сведений, размещение только ссылки на источник, содержащий необходимые сведения, является ненадлежащим исполнением со стороны заказчика требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе и являеться нарушением требований пункта 7 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Рассмотрев жалобы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь п. 1 ч. 3, ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла

 

Р Е Ш Е Н И Е:

 

1. Признать жалобу ООО "НОТЕХ - 2000" по делу № ЖМ-142/2016 обоснованной.

2. Признать жалобу ООО "Стройинвест" по делу № ЖМ-143/2016 обоснованной.

3. Признать в действиях муниципального заказчика – администрации ЗАТО Углегорск Амурской области:

нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":

в части неразмещения на электронной площадке и в Единой информационной системе в сфере закупок в составе аукционной документации проектной документации на объект, являющийся предметом торгов в полном объеме;

в части указания на товар, используемый при выполнении работ без раскрытия его функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки (при необходимости);

в части указания товарного знака без указания слов "или эквивалент" и параметров эквивалентности (максимальных и (или) минимальных значений показателей, позволяющих определить соответствие закупаемой работы требованиям заказчика);

нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части  несоблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе по установлению в документации объективных требований к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе, а также к инструкции по ее заполнению;

нарушение пункта 7 статьи 42  Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неуказания в извещении о проведении электронного аукциона обязательных сведений о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок.

4. Выдать муниципальному заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

5. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                             <…>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                         <…>

 

                                                                                                                    <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны