Решение б/н Решение по делу № ЖМ-75/2017 от 1 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЖМ-75/2017

29.05.2017                                                                                                     г. Благовещенск

(в полном объёме изготовлено 31.05.2017)

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок, в присутствии представителей:

от заявителя: <…>;

от муниципального заказчика: <…>, <…>;

(представителям сторон по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии),

рассмотрела поступившую в Амурское УФАС России от общества с ограниченной ответственностью «ТЕМП» (далее – ООО «ТЕМП») жалобу на положения документации при осуществлении  муниципальным заказчиком – муниципальным унитарным предприятием «Городские энергетические сети» (далее – МУП «Городские энергетические сети») закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по ремонту котельной (капитальный ремонт котла ДКВр 10-13 ГМ) с установкой оборудования в котельной «Амурсельмаш», объявленной извещением № 0523600003217000005 от 05.05.2017 на электронной площадке ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно: установлении в аукционной документации требований, ограничивающих количество участников закупки (о наличии свидетельства о допуске к определенному виду работ; о наличии Свидетельства НАКС о готовности организации-заявителя к использованию аттестованной технологии сварки (наплавки) при изготовлении, монтаже и ремонте или реконструкции на опасных производственных объектах  в определенных группах технических устройств, дополнительных требований к участникам закупки о наличии у них опыта выполнения работ, связанных с предметом аукциона), а также неверного установления штрафов для подрядчика и исполнителя.

На заседании комиссии представитель заявителя отказался от доводов жалобы в части установления заказчиком в проекте контракта неверного размера штрафов для подрядчика, а также в части установления дополнительных требований к участникам закупки о наличии у них опыта выполнения работ, связанных с предметом аукциона. Также отметил, что считает указанный в аукционной документации срок выполнения работ (в течение 45 календарных дней) невыполнимым. Просит признать жалобу обоснованной, выдать муниципальному заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере закупок.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласны. Представили письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. Просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, установила следующее.

05.05.2017 муниципальным заказчиком – МУП «Городские энергетические сети» на электронной площадке ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru опубликованы извещение № 0523600003217000005 и документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту котельной (капитальный ремонт котла ДКВр 10-13 ГМ) с установкой оборудования в котельной «Амурсельмаш».

Соответствующая информация также размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

Дата и время окончания подачи заявок - 30.05.2017 в 10:00. Дата проведения аукциона в электронной форме установлена 05.06.2017.

  1. Довод заявителя о неправомерности установления заказчиком требования к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к определенному виду работ (свидетельство СРО) является необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Перечень).

В соответствии с частями 2-3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требование к участникам о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Предметом закупки является выполнение работ по ремонту котельной (капитальный ремонт котла ДКВр 10-13 ГМ) с установкой оборудования в котельной «Амурсельмаш».

В пункте 10 информационной карты аукциона в электронной форме, а также в пункте 1.5 Проекта контракта указано, что работы выполняются подрядчиком лично (без привлечения субподрядчиков).

Пунктом 22.1 информационной карты электронного аукциона установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе о наличии свидетельства о допуске к  определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, согласно Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" на осуществление следующих видов работ:

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.5. Объекты теплоснабжения

6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций:

6.1. Опалубочные работы

10. Монтаж металлических конструкций:

10.5. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций;

12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов):

12.1. Футеровочные работы;

12.2. Кладка из кислотоупорного (шамотного) кирпича и фасонных кислотоупорных (шамотных) керамических изделий;

12.9. Гидроизоляция строительных конструкций

12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования;

12.11. Работы по теплоизоляции трубопроводов.

23. Монтажные работы:

23.4. Монтаж оборудования котельных;

24. Пусконаладочные работы:

24.20. Пусконаладочные работы паровых котлов.

Требование заказчика о наличии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанное на членстве лиц, осуществляющих строительство, по Перечню, содержащего состав деятельности, предусматривающей выполнение работ согласно документации об электронном аукционе: допуск на №Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (33), включающие в себя пункт 33.5 «Объекты теплоснабжения», связано с необходимостью соблюдения требований части 3.1 статьи 52 ГрК РФ.

Кроме того, на заседании комиссии Амурского УФАС России представитель заявителя пояснил, что обладает допуском СРО к вышеуказанному перечню работ. Следовательно, установление заказчиком требования о наличии допуска СРО не нарушает прав и законных интересов заявителя и не может повлечь ограничения его участия в торгах.

  1. Довод заявителя о необоснованном установлении требования о наличии свидетельства НАКС о готовности организации-заявителя к использованию аттестованной технологии сварки (наплавки) при изготовлении, монтаже и ремонте или реконструкции на опасных производственных объектах  в определенных группах технических устройств не подлежит удовлетворению ввиду следующего.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности) предусматривает, что опасными производственными объектами в соответствии с Законом о промышленной безопасности являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к указанному закону.

В силу статьи 2 Закона о промышленной безопасности и приложения № 1 к нему к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 Мпа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к Закону о промышленной безопасности, на четыре класса опасности.

Согласно пункту 5 Приложения 2 к Закону о промышленной безопасности III класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более.

Исходя из норм законодательства в области промышленной безопасности, котел ДКВр 10-13 ГМ, расположенный в котельной «Амурсельмаш», является техническим устройством опасного производственного объекта III класса.

Согласно подпункту «б» пункта 104 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 для обеспечения технологических процессов при выполнении работ по монтажу (демонтажу), наладке либо ремонту или реконструкции (модернизации) специализированная организация, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, должна иметь аттестованную технологию сварки.

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Госгортехнадзора России от 19.06.2003 № 103 аттестации подлежат технологии выполнения сварки и наплавки, используемые при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств, оборудования и сооружений опасных производственных объектов.

Пунктом 2.3.4 Приказа Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 Национальный аттестационный комитет по сварочному производству (НАКС) выдает Свидетельство о готовности сварки при изготовлении, монтаже и ремонте или реконструкции на опасных производственных объектах.

Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять  определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ.

Поскольку работы, указанные в пункте 22.1 информационной карты заказчика согласно Перечню видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624, отнесены к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, для производства указанных работ требуются соответствующие свидетельства о допуске к определенным видам работ, и, поскольку в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, утвержденных Приказом Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014, Закона о промышленной безопасности для производства сварочных работ на указанных объектах требуется свидетельство НАКС.

Таким образом, заказчиком обоснованно предъявлено требование о наличии свидетельства НАКС о готовности организации-заявителя к использованию аттестованной технологии сварки (наплавки) при изготовлении, монтаже и ремонте или реконструкции на опасных производственных объектах в следующих группах технических устройств (НАКС документы, подтверждающие аттестацию технологии сварки, НАКС документы, подтверждающие аттестацию персонала (сварщиков, руководители работ ИТР), НАКС документы, подтверждающие аттестацию сварочного оборудования):

Котельное оборудование:

-  паровые котлы с давлением пара более 0,07 МПа;

- трубопроводы пара и горячей воды с рабочим  давлением пара более 0,07 МПа и температурой воды свыше 115°С;

- металлические конструкции для котельного оборудования.

Кроме того, на заседании комиссии антимонопольного органа, заявитель подтвердил свое соответствие указанному требованию.

  1. Довод заявителя об установлении муниципальным заказчиком невыполнимого срока для исполнения работ не подлежит удовлетворению в связи с тем, что заказчик самостоятельно устанавливает сроки выполнения работ, основываясь на собственных нуждах и потребностях.

Министерством энергетики РФ издан Приказ № 103 от 12.03.2013 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду», в соответствии с которыми проводится оценка готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения. Результаты такой проверки отражаются в акте проверки готовности объекта к отопительному периоду с последующей выдачей паспорта готовности объекта к отопительному периоду. При этом, на основании пункта 10 указанных Правил сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий. Отопительный период в г. Белогорск начинается 01 октября, заказчику необходимо получить паспорт готовности объекта к отопительному периоду не позднее 30 сентября. Учитывая сроки размещения закупки, а также срока для приемки выполненных работ, заказчик установил необходимость выполнения работ, являющихся предметом аукциона, в течение 45 календарных дней.

Заявителем не представлены в материалы дела неопровержимые доказательства того, что указанный срок является невыполнимым и влечет ограничение количества участников закупки.

 

В рамках проведения внеплановой проверки закупки, объявленной извещением № 0523600003217000005 от 05.05.2017, комиссией Амурского УФАС России установлена правомерность наличия в извещении и аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки об опыте выполнения работ, связанных с предметом аукциона.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.

В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

На основании части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42 и 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора, на право заключить который проводится закупка.

Заказчиком выбран код ОКПД2 43.22.12.190, начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 12 812 697,00 рублей. Таким образом, в документации об электронном аукционе должны содержаться дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта работ, связанных с предметом контракта и о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих наличие вышеуказанного опыта.

Комиссия Амурского УФАС России также установила, что предусмотренная в проекте муниципального контракта ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение сторонами обязательств по контракту соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

По пункту 4 жалобы ООО «ТЕМП» обществом был направлен запрос о разъяснении аукционной документации, в предусмотренный Законом о контрактной системе срок муниципальным заказчиком дан исчерпывающий ответ.

Рассмотрев жалобу, проведя внеплановую проверку закупки, учитывая, что заявитель полностью соответствует установленным документацией об электронном аукционе требованиям, права и интересы общества не нарушаются, оно не может быть ограничено в участии в закупке, руководствуясь пунктом 1 части 3, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла

 

РЕШЕНИЕ:

Признать жалобу ООО «ТЕМП» на положения документации при осуществлении  муниципальным заказчиком – муниципальным унитарным предприятием «Городские энергетические сети» закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по ремонту котельной (капитальный ремонт котла ДКВр 10-13 ГМ) с установкой оборудования в котельной «Амурсельмаш», объявленной извещением № 0523600003217000005 от 05.05.2017 на электронной площадке ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru, необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Председатель Комиссии:                                                                            <…>

Члены Комиссии:                                                                                        <…>

 

                                                                                                                                            <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны