Решение б/н Решение по делу № ЖМ-77/2017 от 8 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЖМ-77/2017

06.06.2017                                                                                                  г. Благовещенск

(в полном объеме изготовлено 08.06.2017)

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок,

в присутствии представителей муниципального заказчика: <…>, <…>, <…>; уполномоченного органа: <…>; 

в отсутствие заявителя жалобы (лицо о месте, дате и времени рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия не заявляло),

(лицам, присутствующим на заседании, разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),

рассмотрела жалобу, поступившую в Амурское УФАС России от ООО «Перспектива» на положения документации при осуществлении  муниципальным заказчиком – муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Школа №14 г.Благовещенска» (далее – МБОУ «Школа №14 г.Благовещенска») и уполномоченным органом – администрацией города Благовещенска закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по строительству (реконструкции) стадиона МБОУ «Школа №14 г.Благовещенска», объявленной извещением № 0123300008217000208 от 15.05.2017 на электронной площадке ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Из жалобы заявителя следует, что муниципальный заказчик не установил в извещении о проведении аукциона требование к участникам о наличии свидетельства о допуске к определенным видам работ и по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, неправомерно установил в аукционной документации требование о наличии свидетельства о допуске к определенным видам работ, а также необоснованно указал разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта.

Заявитель жалобы просит признать нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

 Муниципальный заказчик - МБОУ «Школа №14 г.Благовещенска» и уполномоченный орган - администрация города Благовещенска с доводами жалобы не согласны, представили письменные возражения на жалобу, указанные возражения приобщены к материалам дела.

На заседании комиссии представители заказчика и уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в возражениях, в полном объеме. Просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с ч. 3, 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.

15.05.2017 уполномоченным органом – администрацией города Благовещенска на электронной площадке ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru опубликовано извещение №  0123300008217000208 о проведении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по строительству (реконструкции) стадиона МБОУ «Школа №14 г. Благовещенска». Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 16 191 218 ,96  рублей.

Заказчиком размещения закупок является МБОУ «Школа №14 г.Благовещенска».

Дата и время окончания подачи заявок установлена 31.05.2017 в 09:00.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 02.06.2017.

Дата и время проведения аукциона в электронной форме 05.06.2017 в 10:55.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 02.06.2017 № 0123300008217000208-1 на участие в торгах подано 2 заявки.

Единой (аукционной) комиссией по результатам рассмотрения первых частей заявок на соответствие требованиям, установленным документацией, принято решение о допуске к участию в аукционе участника закупки с порядковым номером заявки 1 и признании его участником электронного аукциона.

Согласно протоколу, участнику с номером заявки 2 отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пунктов 1 и 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе: участником закупки представлено значение показателя материала (товара), используемого при выполнении работ, не позволяющее определить соответствующее значение, установленное документацией об аукционе; участником закупки представлены конкретные показатели материала (товара), применяемого при выполнении работ, несоответствующие документации об аукционе.

  1. В части неустановления в извещении о проведении аукциона требования к участникам о наличии свидетельства о допуске к определенным видам работ и по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта Комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В извещении о проведении электронного аукциона № 0123300008217000208 в разделе «Требования к участникам» указаны единые требования к участникам закупки согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:

- наличие свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в приложении к свидетельству должны быть указаны виды работ, являющиеся предметом аукциона в электронной форме в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624) на следующие виды работ:

33.3 Жилищно-гражданское строительство.

Аналогичные требования к участникам закупки указаны и в разделе II информационной карты документации АЭФ на право заключения договора на выполнение работ по строительству (реконструкции) стадиона МБОУ «Школа № 14 г. Благовещенска»:

«1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:

- наличие свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в приложении к свидетельству должны быть указаны виды работ, являющиеся предметом аукциона в электронной форме в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624) на следующие виды работ:

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.3 Жилищно-гражданское строительство.

При этом в свидетельстве должно быть указано право участника закупки заключать контракт на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта по настоящему аукциону».

Таким образом, довод жалобы ООО «Перспектива» о том, что заказчик не указал в извещении о проведении аукциона информацию о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и тем самым ввел в заблуждение участников закупки и нарушил пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, опровергается информацией, размещенной в ЕИС.

2. Довод жалобы о неправомерном установлении в аукционной документации требования о наличии свидетельства о допуске к определенным видам работ является необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

В части З статьи 52 ГрК РФ определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В силу части 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Такой перечень утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние безопасность объектов капитального строительства».

В письме Министерства регионального развития Российской федерации от 26.01.2012 № 1416-ДШ/08 разъяснено, что согласно части 3 и части 3.1 статьи 52 ГрК РФ вид работ «Организация строительства» относится ко всей совокупности вопросов, связанных с обеспечением выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта, осуществляемых в рамках разрешения на строительство, а не к выполнению отдельных работ.

Согласно части 1 статьи 706 ГрК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) необходим лицам, заключившим договор строительного подряда, в случае если:

-          предметом договора является организация строительства, реконструкции и капитального ремонта;

-          заказчиком указанных работ по договору выступает застройщик или технический заказчик строительства, реконструкции, капитального ремонта.

При этом, генеральный подрядчик может привлекать к выполнению отдельных работ субподрядчиков, имеющих свидетельства о допуске к соответствующим работам, либо выполнять весь комплекс работ самостоятельно, но только в том случае, если он имеет свидетельства о допуске ко всем видам работ, выполняемых в рамках строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта.

В случае привлечения генеральным подрядчиком субподрядчиков, не выполняющих весь комплекс работ самостоятельно, такой субподрядчик, помимо свидетельств о допуске к выполняемым им видам работ, обязан иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства в целях привлечения им для выполнения соответствующих работ других лиц, имеющих свидетельство о допуске к их выполнению.

Таким образом, градостроительное законодательство Российской Федерации выделяет конкретные виды работ по строительству и работы по организации строительства. Строительство может осуществляться лично либо с привлечением субподрядчиков.

Предметом электронного аукциона является выполнение работ по строительству (реконструкции) стадиона МБОУ «Школа № 14 г. Благовещенска», при этом на основании проекта контракта подрядчику предоставлено право привлекать к выполнению работ по договору третьих лиц. Однако, в случае, если подрядчик намерен выполнять виды работ самостоятельно, без привлечения субподрядчиков, он обязан иметь допуск к данным видам работ.

Учитывая изложенное, участник закупки должен представить в составе заявки свидетельство о допуске к работам по организации строительства или о допуске к видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, являющихся предметом торгов, в зависимости от того, будет ли участник закупки выполнять указанные работы самостоятельно или с привлечением субподрядных организаций.

Таким образом, действия муниципального заказчика по установлению вышеуказанного требования к участникам закупки соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Кроме того, частью 8 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 1.1 ст.55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства (далее - свидетельство СРО), вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частью 6 или 7 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.

На основании изложенного, при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения участник закупки должен представить свидетельство СРО, в котором указанная сумма должна быть равной или превышать начальную (максимальную) цену договора, установленную в документации о закупке.

  1. Довод ООО «Перспектива» об указании заказчиком разных сроков действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта, которые вводят участников закупки в заблуждение, не обоснован по следующим причинам.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Сроки возврата обеспечения исполнения контракта регламентируются частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе и предусматривают необходимость включения в контракт обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Каких-либо требований к установлению такого срока законом не установлено. Соответственно, заказчик вправе самостоятельно определить срок, в течение которого он должен будет вернуть денежные средства, полученные в качестве обеспечения исполнения обязательств подрядчика по контракту, и указать такой срок в контракте.

В пункте 6 раздела I документации электронного аукциона указано, что денежные средства, вносимые в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть перечислены в размере и по реквизитам, установленным в информационной карте электронного аукциона, до заключения контракта. В противном случае обеспечение исполнения контракта в виде денежных средств считается непредставленным.

Денежные средства возвращаются поставщику (подрядчику, исполнителю) с которым заключен контракт, при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по контракту в течение срока, установленного в Проекте контракта со дня получения заказчиком соответствующего письменного требования поставщика (подрядчика, исполнителя). Денежные средства возвращаются по реквизитам, указанным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в письменном требовании.

Согласно пункту 10.8. проекта контракта, обеспечение исполнения договора, в случае внесения денежных средств, должно быть возвращено подрядчику не позднее чем через 15 банковских дней после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, включая устранение недостатков по письменному обращению подрядчика.

Комиссией Амурского УФАС России установлено, что ООО «Перспектива» не направлял в адрес уполномоченного органа или муниципального заказчика запросы о даче разъяснений положений документации об аукционе с номером извещения 0123300008217000208, заявку на участие в указанной закупке также не подавал, что свидетельствует об отсутствии заинтересованности заявителя в заключении контракта по результатам рассматриваемой закупки.

Рассмотрев жалобу, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Амурского УФАС России приняла

 

Р Е Ш Е Н И Е:

Признать жалобу ООО «Перспектива» необоснованной.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:                                                                                 <…>

      Члены Комиссии:                                                                                           <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны