Решение б/н Решение по делу № ЖМ-91/2016 и внеплановой проверки от 2 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЖМ-91/2016 и внеплановой проверки

 

27.05.2016                                                                                                  г. Благовещенск

(в полном объеме изготовлено 31.05.2016)

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: <…>, в присутствии представителей:

от муниципального заказчика: <…>, действующей на основании доверенности № 06-06/1325 от 25.05.2016; <…>, действующей на основании доверенности № 06-06/1324 от 25.05.2016; <…>, действующей на основании доверенности № 06-06/1326 от 25.05.2016 (представителям стороны по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),

от заявителя жалобы представитель не явился, лицо о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом,

рассмотрела поступившую 20 мая 2016 года в Амурское УФАС России от ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" жалобу на положения аукционной документации при осуществлении муниципальным заказчиком - администрацией рабочего поселка (пгт) Прогресс закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту улично-дорожной сети в рабочем посёлке (пгт) Прогресс, объявленной извещением № 0123300002916000021 от 05.05.2016 на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), а именно: неустановлении в аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки.

Из жалобы заявителя следует, что заказчик в нарушение требований законодательства Российской федерации о контрактной системе не установил в аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99, а также неправомерно установил дату окончания срока подачи заявок на нерабочий день.

Просит выдать предписание об устранении заказчиком допущенных нарушений законодательства Российской Федерации.

Представители муниципального заказчика с доводами заявителя жалобы не согласились. Представили письменные возражения. Указанные возражения приобщены к материалам дела. Просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, установила следующее.

05.05.2016 муниципальным заказчиком - администрацией рабочего поселка (пгт) Прогресс на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru опубликовано извещение № 0123300002916000021 и аукционная документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту улично-дорожной сети в рабочем посёлке (пгт) Прогресс.

Соответствующая информация также размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС).

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 10 537 155 рублей. Дата и время окончания подачи заявок 21.05.2016 в 02:00. Дата и время проведения аукциона в электронной форме 27.05.2016 в 13:05.

На основании уведомления Амурского УФАС России определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта по торгам приостановлено.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее – постановление № 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, согласно которым при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей заказчики должны установить требование о том, что у участников закупки должно быть наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта по закупке превышает 10 млн. рублей, а работы, являющиеся предметом закупки, подпадают под установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 перечень, муниципальным заказчиком в нарушение требований части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные в пункте 2 приложения N 1 к постановлению N 99.

В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно информации размещенной на электронной площадке и ЕИС извещение об осуществлении закупки опубликовано 05.05.2016 в 10:05 (время: MSK+6 (UTC+9) Якутск). Дата и время окончания подачи заявок муниципальным заказчиком установлено 21.05.2016 в 02:00 (время: MSK+6 (UTC+9) Якутск).

Согласно производственного календаря на 2016 год опубликованного в "Бюллетень трудового и социального законодательства РФ", N 10, 2015, 21 мая 2016 года является субботой – выходным и нерабочим днем.

Статьей 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В связи с чем, в нарушение требований статьи 2 Закона о контрактной системе и с несоблюдением положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальным заказчиком неправомерно дата и время окончания подачи заявок установлены на нерабочий день.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

ИЛИ

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Пунктом 25 Информационной карты аукционной документации указано, что требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукцион содержатся в разделе 4, подразделе 4.1 п.п. 1, 2, 3.3.

Согласно подпункта 1 подраздела 4.1 документации подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке.

В соответствии с подпунктом 2 подраздела 4.1 документации заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

Согласно подпункта 3.3 подраздела 4.1 документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

а) согласие, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), страны происхождения, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), страны происхождения и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, страны происхождения, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), страны происхождения;

б) согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), страны происхождения.

Информацию, каким именно пунктом («а» или «б») должен руководствоваться участник закупки, подавая заявку на участие в торгах аукционная документация и инструкция по заполнению заявок не содержит.

При этом аукционная документация также не содержит указания на товар (и его характеристики) используемый при выполнении работ, в отношении которого участники закупки должны указывать конкретные характеристики, значения показателей, позволяющих определить соответствие товара используемого при выполнении работ потребностям заказчика (согласно требованиям части 2 статьи 33, пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе).

Вышеуказанное указывает на ненадлежащее исполнение муниципальным заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе по описанию инструкции по заполнению заявок, установлению требований к содержанию, составу заявки подаваемой участниками закупки на участие в аукционе и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе установлено, что контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.

Уведомлением Амурского УФАС России по делу № ЖМ-91/2016 о рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки от 23.05.2016 определение поставщика (подрядчика, исполнителя) приостановлено в части заключения контракта по торгам.

Таким образом, процедуры осуществления закупки заказчиком обязаны быть соблюдены в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе вплоть до момента заключения контракта (т.е. до подписания контракта электронной подписью со стороны заказчика).

Частью 7 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что указанный в части 6 настоящей статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе должен направятся заказчиком оператору электронной площадки и размещаться в единой информационной системе.

Извещением и аукционной документацией дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников установлена 24.05.2016.

В нарушение требований части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе муниципальным заказчиком протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе на момент рассмотрения Комиссией Амурского УФАС России дела оператору электронной площадки (27.05.2016)  не направлен и в ЕИС не размещен.

Рассмотрев жалобу, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь п. 1 ч. 3, ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла

Р Е Ш Е Н И Е:

1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ", обоснованной.

2. Признать в действиях муниципального заказчика - администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс нарушение:

части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части неустановления дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных в пункте 2 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99;

статьи 2 Закона о контрактной системе и с несоблюдение положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, в части установления даты и времени окончания подачи заявок на нерабочий день;

пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части необъективного описания инструкции по заполнению заявок и установления требований к содержанию, составу заявки подаваемой участниками закупки на участие в аукционе;

части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе, в части не направления оператору электронной площадки и не размещения в Единой информационной системе протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.

3. Выдать муниципальному заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:                                                                             <…>

Члены Комиссии:                                                                                       <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны