Решение №ЖМ-98/2018 РЕШЕНИЕ по делу № ЖМ-98/2018 от 14 августа 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЖМ-98/2018

 

09.08.2018                                                                                                  г. Благовещенск

(в полном объеме изготовлено 14.08.2018)

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок,

в присутствии представителей: муниципального заказчика – <…>, уполномоченного органа - <…> (лицам, присутствующим на заседании, разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),

в отсутствие представителя заявителя (лицо о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом),

рассмотрела поступившую 02 августа 2018 года в Амурское УФАС России  от ООО «Оптснаб» жалобу на положения документации при осуществлении муниципальным заказчиком – муниципальным бюджетным учреждением Дом культуры Бурейского района (далее – МБУ Дом культуры Бурейского района) и уполномоченным органом – муниципальным казенным учреждением Бурейского района «Центр технического и хозяйственного обслуживания» (далее – МКУ «ЦТХО») закупки в форме электронного аукциона «Поставка кресел для зрительного зала», объявленной извещением № 0323300111018000044 от 25.07.2018 на электронной площадке ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Федеральный закон № 44-ФЗ).

Из жалобы следует, что ООО «Оптснаб» считает неправомерным установление в аукционной документации требования о высоте спинки необходимых к поставке кресел в размере 940 мм, учитывая, что согласно ГОСТ 16855-91 «Кресла для зрительных залов. Типы и основные размеры» высота кресла должна быть не менее 700 и не более 900 мм. Также общество полагает, что указание в документации об аукционе на необходимость поставки непосредственно кресел М 2069 противоречит положениям статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ. По мнению ООО «Оптснаб», в действиях муниципального заказчика по непредоставлению ответа на один вопрос в поданном запросе за разъяснениями положений документации присутствует нарушение требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе. Кроме того, общество считает, что, не установив в документации требование в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2017 № 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», муниципальный заказчик нарушил положения статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ. Просит признать в действиях муниципального заказчика нарушение Закона о контрактной системе и выдать предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Представители муниципального заказчика и уполномоченного органа с доводами, заявленными в жалобе, не согласны. Представили письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. Просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы лиц, присутствующих на заседании, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.

Уполномоченным органом – МКУ «ЦТХО» извещением № 0323300111018000044 от 25.07.2018 на электронной площадке                                   ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru объявлено о проведении аукциона в электронной форме на поставку кресел для зрительного зала.

Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС).

Заказчиком является МБУ Дом культуры Бурейского района.

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере                    1 240 360,68 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок – 03.08.2018 в 09:00, проведения аукциона в электронной форме – 06.08.2018 в 09:15.

 

Довод заявителя - ООО «Оптснаб» о нарушении требований статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, является обоснованным ввиду следующего.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании части 3 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Как следует из пункта 6 части 1 аукционной документации, размещенной в ЕИС, подробное описание объекта закупки указано в части 4 «Описание объекта закупки» документации электронного аукциона. В обозначенной части документации в пункте 5 «Характеристика поставляемого товара:» в наименовании товара указано следующее: «Кресла м 2069» без сопровождения словосочетанием «или эквивалент». Кроме того, установлены конкретные требования к характеристикам товара, в частности к габаритам, сиденью, ткани обивки, спинке, подлокотнику и боковине, без указания максимальных и (или) минимальных значений показателей.

Также, как следует из документации, расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта производился на основании коммерческих предложений исключительно по креслам м2069.

В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Государственный стандарт Союза ССР «Кресла для зрительных залов. Типы и основные размеры» (ГОСТ 16855-91) устанавливает типы и основные размеры кресел, предназначенных для оборудования зрительных залов театров, кинотеатров, домов и дворцов культуры, клубов, концертных и киноконцертных залов. Согласно пункту 2.1 указанного ГОСТ значение показателя «высота кресла» должно соответствовать 700-900 мм. При высоте ступеней подъема чистого пола зрительного зала более 300 мм высота кресла должна быть 950-1050 мм.

Таким образом, государственным стандартом не предусмотрена высота кресла 940 мм, как установлено аукционной документацией по закупке с номером извещения 0323300111018000044. Следовательно, муниципальный заказчик и уполномоченный орган должны были обосновать необходимость использования показателя, отличного от содержащегося в государственном стандарте. Однако документация электронного аукциона на поставку кресел для зрительного зала данного обоснования не содержит.

На основании изложенного, в действиях муниципального заказчика и уполномоченного органа присутствует нарушение требований пунктом 1 и 2 части 1, частей 2 и 3 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Довод ООО «Оптснаб» о нарушении муниципальным заказчиком части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе своего подтверждения не нашел ввиду следующего.

В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Как следует из извещения о проведении электронного аукциона по закупке № 0323300111018000044 дата и время окончания подачи заявок - 03.08.2018 в 09:00. Следовательно, крайний срок для поступления заказчику запроса участника закупки за разъяснениями положений документации об аукционе, на который заказчик обязан дать ответ – 30.07.2018. Учитывая, что запрос ООО «Оптснаб» поступил 31.07.2018 (т.е. по истечении предусмотренного Законом о контрактной системе срока) у муниципального заказчика отсутствовала обязанность в силу требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе предоставления ответа на поданный запрос.

В части нарушения статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ, Амурским УФАС России установлено следующее.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2017 № 1072. В приложении к указанному постановлению содержится перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В перечне содержится наименование товара - Мебель металлическая для офисов с кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 31.01.11. В данную группу входит мебель для сидения, преимущественно с металлическим каркасом, с кодом - 31.01.11.150.

            В соответствии с аукционной документацией, заказчиком выбран код 31.01.11.150 – «Мебель для сидения, преимущественно с металлическим каркасом». Таким образом, при проведении рассматриваемой закупки должен быть установлен запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2017 № 1072. Однако, в пункте 23 информационной карты аукционной карты содержится лишь указание на то, что к закупаемой продукции применяется национальный режим, предусмотренный ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Следовательно, довод ООО «Оптснаб» о наличии нарушения статьи 14 Закона о контрактной системе является обоснованным.

Вышеуказанные нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрев жалобу ООО «Оптснаб», руководствуясь пунктом  1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Амурского УФАС России приняла

 

Р Е Ш Е Н И Е:

 

1.  Признать жалобу ООО «Оптснаб» обоснованной.

2.  Признать в действиях муниципального заказчика - муниципального бюджетного учреждения Дом культуры Бурейского района и уполномоченного органа - муниципального казенного учреждения Бурейского района «Центр технического и хозяйственного обслуживания» нарушения пунктов 1 и 2 части 1, частей 2 и 3 статьи 33, части 1 статьи 64, статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3.  Выдать уполномоченному органу, муниципальному заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                            <…>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                        <…>

 

                                                                                                                        <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны