Решение №ЖС-166/2017 РЕШЕНИЕ по делу № ЖС-166/2017 и внеплановой проверке от 13 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЖС-166/2017 и внеплановой проверке

 

08.12.2017                                                                                                     г. Благовещенск

(в полном объёме изготовлено 13.12.2017)

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: <…>,

в присутствии представителей от государственного заказчика: <…>, действующей на основании доверенности от 06.12.2017 № 01-06-2340; <…>, действующего на основании доверенности от 09.01.2017 № 01-06-01 (представителям стороны по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио и видеозаписи заседания Комиссии),

от заявителя жалобы представитель не явился, лицо о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом,

рассмотрела поступившую 01 декабря 2017 года в Амурское УФАС России от Регионального отделения Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" в Амурской области жалобу на положения аукционной документации при осуществлении государственным заказчиком - Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Амурской области закупки в форме электронного аукциона на поставку легкового автомобиля, объявленной извещением № 0223100002017000057 от 24.11.2017  на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), а именно, установлении требований к товару, влекущих за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, сокращении срока на подачу заявки на участие в торгах.

Из жалобы заявителя следует, что заказчик неправомерно сократил на один календарный день срок для подачи потенциальными участниками закупки заявок на участие в электронном аукционе, а также установил требования к приобретаемому товару, соответствующие только одной модели легкового автомобиля Hyundai Solaris 1.6 AT Super Series 3 конкретного производителя, что не позволяет принять участие в торгах хозяйствующим субъектам, способным поставить заказчику по своим качественным и иным характеристикам эквивалентный (аналогичный) автомобиль других производителей и является ограничением количества участников закупки.

Представители заказчика с доводами заявителя жалобы не согласились. Представили письменные возражения, а также документы и сведения, указывающие на исследование функционирующего рынка на товар, являющийся предметом закупки. Указанные возражения и документы приобщены к материалам дела. Просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, установила следующее.

24.11.2017 государственным заказчиком – Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Амурской области на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru размещено извещение № 0223100002017000057 и документация о проведении электронного аукциона на поставку легкового автомобиля.

Соответствующая информация также размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 904 820 рублей. Дата и время окончания подачи заявок - 01.12.2017 в 23:59, проведения аукциона в электронной форме - 07.12.2017.

01.12.2017 заказчиком в извещение и аукционную документацию внесены изменения. Дата и время окончания подачи заявок установлена - 08.12.2017 в 23:59, проведения аукциона в электронной форме - 14.12.2017 в 13:35.

01.12.2017 в 19:32 (по Московскому времени) Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Амурской области указанная закупка отменена в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.

Рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела, заслушав доводы стороны, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ).

Согласно статье 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока (п. 1 ст. 194 ГК РФ).

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, размещенного на официальном сайте ЕИС информация о размещении закупки опубликована 24.11.2017 в 16:22, срок окончания подачи заявок установлен - 01.12.2017 в 23:59.

При этом извещение не содержит сведений о том, что окончание подачи заявок должно осуществляться до 23:59 01.12.2017.

Таким образом подача заявки на участие в торгах становится невозможной только начиная с 00:00:01 02.12.2017.

В связи с чем, установленный заказчиком минимальный семидневный срок для подачи заявок на участие в электронном аукционе признается Комиссией Амурского УФАС России соблюденным.

Частями 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки заказчик должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно положениям аукционной документации, описание объекта закупки отражено в разделе V технической части документации об аукционе, в соответствии с которой заказчику требуется к поставке легковой автомобиль со следующими характеристиками, в частности:

Характеристики

Показатели

 

Кол-во мест

5

 

Габаритные размеры, мм

Длина

не менее 4370 не более 4405

 

Ширина

не менее 1700 не более 1730

 

Высота

не менее 1460 не более 1500

 

Объем двигателя, см3

не менее 1591 не более 1800

 

Максимальная мощность, кВт при об/мин

не менее 90,2/6300 не более 90,5/6310

 

Максимальная мощность, л.с. при об/мин

не менее 123/6300 не более 124/6310

 

Шины

не менее 185/65 R15

 

Трансмиссия

АКПП

 

Ускорение 0-100 км/ч, сек

не менее 11,2 не более 11,5

 

Макс. скорость, км/ч

не менее 185 не более 195

 

Панель приборов Supervision

 

Согласно информации, содержащейся в разделе обоснования начальной (максимальной) цены контракта в качестве сведений по стоимости приобретаемого автомобиля заказчиком использовались три коммерческих предложения от потенциальных поставщиков автотранспортных средств.

В ходе заседания комиссии Амурского УФАС России представителями заказчика в материалы дела представлены сведения и в документальной форме подтверждено, что на функционирующем рынке легковых автомобилей присутствуют автотранспортные средства, которые в полном объеме соответствуют потребностям заказчика, отраженным в разделе V технического задания документации. В частности, указывается на соответствие требованиям документации автомобилей различных производителей: Hyundai Solaris 1.6 AT Super Series 3 и Kia Rio 1.6 AT Prestige AV.

Обратного со стороны заявителя жалобы не подтверждено, доказательств, опровергающих доводы заказчика комиссии Амурского УФАС России не представлено.

Тем самым материалы дела указывают на наличие на функционирующем рынке автотранспортных средств хозяйствующих субъектов, имеющих возможность поставить заказчику в рамках проводимой закупки и с установленными в документации характеристиками товар не менее двух производителей, что не позволяет Комиссии антимонопольного органа сделать выводы об установлении заказчиком в документации требований к товару, влекущих/способных повлечь за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

При этом Комиссией Амурского УФАС России установлено.

Пунктом 7 части 5 статья 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, должны указываться условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе также должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении аукциона, то есть условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Статьёй 14 Закона о контрактной системе установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 предусмотрено, что в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установить запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению (далее - товары), за исключением случая если товары, указанные в пунктах 14 - 16 и 33 перечня (п.п. б):

производятся при создании или модернизации и (или) освоении производства продукции машиностроения в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, заключенным инвестором с Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием и содержащим обязательство инвестора и (или) привлеченного инвестором лица по поэтапному выполнению на промышленном производстве всех технологических и производственных операций, предусмотренных для промышленной продукции соответствующего вида приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, а в случае отсутствия такой продукции в указанном приложении - приложением 1 к Правилам определения страны происхождения товаров, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. При этом для целей настоящего постановления такая продукция приравнивается к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, на срок не более 5 лет с момента заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет с момента начала ее производства стороной - инвестором специального инвестиционного контракта;

соответствуют требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (в случае отсутствия специального инвестиционного контракта, указанного в абзаце втором подпункта "б" настоящего пункта), и одному из следующих условий:

произведены хозяйствующими субъектами, включенными в перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих в 2010 году производство моторных транспортных средств с применением понятия "промышленная сборка" в соответствии с критериями, указанными в пункте 7.1.1 решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. N 169 "О предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство моторных транспортных средств";

произведены российскими юридическими лицами, осуществляющими ввоз автокомпонентов для промышленной сборки моторных транспортных средств на основании соглашений о ввозе товаров, предназначенных для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД ЕАЭС, их узлов и агрегатов, заключенных с Министерством экономического развития Российской Федерации, при условии надлежащего исполнения указанных соглашений;

произведены хозяйствующими субъектами, которые до 1 апреля 2016 г. осуществляли производство в режиме, предусмотренном абзацем шестым пункта 2 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г.

Пункт 15 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656 содержит код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 29.10.22.000 (Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, новые), который также отражен государственным заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона от 24.11.2017.

В связи с чем Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области обязан был установить в извещении и аукционной документации запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 подтверждением наличия специального инвестиционного контракта является представление копии этого контракта, заверенной руководителем организации, являющейся стороной указанного контракта.

Подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, и положениям абзацев четвертого - шестого подпункта "б" пункта 1 настоящего постановления является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Подтверждением страны происхождения товаров является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

Таким образом, помимо установления запрета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 заказчик в аукционной документации обязан предусмотреть необходимость предоставления участниками закупки в составе заявки, подаваемой на участие в торгах, определенных документов, подтверждающих соответствие предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

В нарушение требований статьи 14, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе государственный заказчик в извещении и аукционной документации не установил запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 и необходимость предоставления участниками закупки в составе заявки подаваемой на участие в торгах документов, подтверждающих соответствие предлагаемого товара, запретам установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Из извещения о проведении электронного аукциона следует, что датой окончания подачи заявок является 01.12.2017.

Таким образом участник закупки вправе получить от государственного заказчика разъяснения положений аукционной документации в срок до 29.11.2017 (включительно).

Однако, пунктом 30 части III Информационной карты аукционной документации установлены следующие даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об аукционе: начало предоставления разъяснения – 24.11.2017, окончания – 27.11.2017.

В нарушение требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе государственный заказчик необоснованно сократил срок для дачи и размещения в Единой информационной системе разъяснений положений документации об электронном аукционе.

Частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Извещением от 24.11.2017 и аукционной документацией в редакции, действовавшей на момент размещения указанного извещения, датой окончания подачи заявок является 01.12.2017.

Однако, в день окончания подачи заявок 01.12.2017 заказчиком в извещение и аукционную документацию внесены изменения в части изменения сроков окончания подачи заявок и проведения аукциона в электронной форме, с целю соблюдения сроков для возможности последующей отмены (аннулировании) закупки, что является нарушением требований части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе.

Учитывая, что государственным заказчиком осуществление закупки отменено Комиссией Амурского УФАС России принято решение предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать.

Рассмотрев жалобу, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь п. 1 ч. 3, ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла

 

РЕШЕНИЕ:

 

1. Признать жалобу Регионального отделения Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" в Амурской области необоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области нарушения:

статьи 14, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, в части  неустановления запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 и неуказания на необходимость предоставления участниками закупки в составе заявки подаваемой на участие в торгах документов, подтверждающих соответствие предлагаемого товара, запретам установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;

части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в части сокращения срока для дачи и размещения в Единой информационной системе разъяснений положений документации об электронном аукционе;

части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе, в части неправомерного внесения изменений в извещение и аукционную документацию по истечении установленного для этого срока.

3. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                <…>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                       <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны