Решение №ЖС-44/2018 РЕШЕНИЕ по делу № ЖС-44/2018 и внеплановой проверке от 25 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЖС-44/2018 и внеплановой проверке

 

 

17.05.2018 г. Благовещенск

(в полном объёме изготовлено 22.05.2018)

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: <…>, в присутствии представителей:

от государственного заказчика – <…>, действующей на основании доверенности от 22.01.2018 № 146; <…>, действующего на основании доверенности от 16.05.2018 № 2202;

от заявителя жалобы – <…>, действующего на основании прав по должности;

от участника закупки – ИП <…>;

(представителям сторон по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии),

от уполномоченного органа – представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом,

рассмотрела поступившую 10 мая 2018 года в Амурское УФАС России от ООО "ДМА-Восток" жалобу на действия Единой (аукционной) комиссии государственного заказчика - ГКУ управление автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Амурской области, объявленной извещением № 0123200000318000756 от 11.04.2018 на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).

Представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе, на заседании Комиссии Амурского УФАС России поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что комиссия заказчика неправомерно приняла решение об отказе участнику закупки – ООО "ДМА-Восток" в допуске к участию в электронном аукционе.

Считает, что первая часть заявки заполнена в полном соответствии с инструкцией по заполнению заявок и характеристиками по товарам, используемым при выполнении работ и требуемым заказчику.

По мнению заявителя, в аукционной документации, в том числе в инструкции по заполнению первой части заявки, предусмотрена неконкретная формулировка в отношении используемых значений показателей товаров, ведущая к совершению непреднамеренных ошибок участниками закупок в части правильного указания характеристик товаров, используемых при выполнении работ.

Товара "Светодиодный светильник" с показателем: минимальное значение температуры воздуха при эксплуатации (°С) - не более -50 на функционирующем рынке не существует, производителями не изготавливается.

На запрос о разъяснении положений аукционной документации по порядку заполнения значений показателей, государственный заказчик надлежащего разъяснения не предоставил, дал формальный ответ, никак не отвечающий на поставленный вопрос.

Просит признать в действиях заказчика и единой (аукционной) комиссии нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.

Также сообщил, что участие в электронном аукционе приняли три участника закупки ИП <…>, ООО "ДорАльянс" и ИП <…>

Согласно информации, размещенной в открытых источниках <…> является учредителем ООО "ДорАльянс".

ИП <…>, ООО "ДорАльянс" и ИП <…> фактически находятся по одному адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Б. Хмельницкого, д. 20, лит. 1А., что указывает на наличие в действиях данных лиц согласованных действий при участии в электронном аукционе и их фактическую аффилированность между собой и наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Представители заказчика с доводами заявителя жалобы не согласились. Представили письменные возражения, указанные возражения приобщены к материалам дела.

Дополнительно пояснили, согласно примечаний в пункте «Сведения об основных показателях товаров, используемых при выполнении работ», если значение помечено знаком «**», то установлено максимальное или минимальное значение показателя, и, если при установлении требований к максимальному значению показателя Заказчиком использовано такое слово как «не более», участник закупки должен представить значение менее или равное установленному в требованиях, без использования вышеуказанных слов и символов. В заявках под порядковым номером 4 и 5 представлено значение показателя п. 25 «-45», что больше требуемого значения.

При оценке соответствия значения параметра п. 25 аукционная комиссия использовала математическое правило сравнения отрицательных чисел (правило сравнения отрицательных чисел входит в программу обучения средней школы), которое гласит: «из двух отрицательных чисел меньше то модуль которого больше». Опираясь на данное математическое правило, аукционная комиссия определила модули значений параметра п.25: |50| и |45|, сравнила их и пришла к очевидному выводу, что значение параметра «-45» больше, чем значение параметра «-50», что противоречит требованиям аукционной документации и п. 25 Сведений об основных показателях товаров, используемых при выполнении работ.

Показатель п. 25 «Минимальное значение температуры воздуха при эксплуатации» является существенным, так как ряд объектов, на которых планируется установка (замена) светодиодных светильников, находится на севере Амурской области и температура воздуха в этих районах в зимний период времени может быть менее -50 градусов по Цельсию, что подтверждается многолетними наблюдениями метеослужб. Использование материалов с показателями -45 градусов по Цельсию, значительно ухудшает качество используемой продукции и приведет к нестабильной работе светильников, что в свою очередь значительно повлияет на безопасность дорожного движения в темное время суток на участках дорог, обустроенных наружным освещением.

При описании объекта закупки государственный заказчик руководствовался собственными потребностями в закупке работ, что никак не может ограничить количество участников закупки.

Инструкция по заполнению сведений об основных показателях товаров, используемых при выполнении работ, указанная в аукционной документации, носит объективный и однозначный характер, не требует каких-либо специальных знаний и умений от участника закупки, который принял решение об участии в аукционе в электронной форме. Кроме того, запросов на разъяснения положений аукционной документации в части определения значений температур от участников закупки не поступало.

Просят признать жалобу необоснованной.

Участник закупки ИП <…> с позицией государственного заказчика согласен, также просит признать жалобу необоснованной.

 

Комиссия Амурского УФАС России, изучив материалы дела, установила следующее.

11.04.2018 уполномоченным органом – управлением государственного заказа Амурской области на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru размещено извещение № 0123200000318000756 и документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Амурской области.

Соответствующая информация также размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

Заказчиком размещения закупки является ГКУ управление автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор". Аукционная документация утверждена должностным лицом управления государственного заказа Амурской области.

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 125 941 810 рублей. Размер обеспечения исполнения контракта 12 594 181 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок установлена 07.05.2018 в 09:00, проведения аукциона в электронной форме - 11.05.2018 в 09:55.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.05.2018 на участие в закупке подано пять заявок.

По результатам рассмотрения поступивших заявок на соответствие требованиям, установленным аукционной документацией в отношении закупаемых товаров, работ, услуг, комиссией заказчика принято решение о допуске к участию в аукционе и признании участниками электронного аукциона участников закупки, подавших заявки с номерами 1, 2, 3.

Участникам закупки с номерами заявок 4, 5 отказано в допуске к участию в электронном аукционе по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и пункту 2.2 раздела 1 документации об аукционе (участником закупки предоставлена информация о конкретных показателях используемого товара, не соответствующая значениям, установленным документацией об электронном аукционе: требование аукционной документации к товару «Светодиодный светильник» по показателю п. 25 «Минимальное значение температуры воздуха при эксплуатации» установлено «Не более -50**» С°. При установлении требований к максимальному значению Заказчиком использовано такое слово как «не более», участник закупки должен представить значение менее или равное установленному в требованиях, без использования вышеуказанных слов и символов. Участником представлено значение показателя «-45», что больше требуемого значения).

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 11.05.2018 участники закупки с номерами заявки 1 и 2 представили одинаковые ценовые предложения в сумме 125 941 809,99 рублей. Участник закупки с номером заявки 3 сделал предложение по предлагаемой цене контракта 125 312 100,95 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.05.2018, победителем торгов признан ИП <…> с лучшим предложением цены контракта в сумме 125 312 100,95 рублей. По итогам электронного аукциона снижение начальной (максимальной) цены произошло только на 0,50%.

Рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о обоснованности жалобы по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки должны указываться функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики при описании объекта закупки должны определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы не только необоснованно не ограничить количество участников закупки, но и повысить шансы на приобретение товара, выполнение работ с товаром именно с теми характеристиками, которые должны соответствовать потребностям заказчика, требованиям технических регламентов, стандартов, технических условий изготовителей, техническим обозначениям показателей.

Пунктом 14 раздела II Информационной карты аукционной документации установлены требования к содержанию и составу подаваемой на участие в торгах заявки участниками закупки, согласно которым требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе указаны в абзаце «б» пп. 3 п. 2.2.1 документации. В составе первой части заявки должно быть отражено согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящего раздела, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Требования к товарам, используемым при выполнении работ отражены в разделе V "Описание объекта закупки" аукционной документации в подразделе "Сведения об основных показателях товаров, используемых при выполнении работ", согласно которым при выполнении работ используется в частности следующий товар с установленными заказчиком максимальными и (или) минимальными значениями показателей, позволяющими определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика:

№ п/п

Наименование показателя товара

Ед. измерения

Требуемое значение (согласно нормативных требований, технического задания, ведомости объемов работ)

 

1

2

3

4

 

Светодиодный светильник

25

Минимальное значение температуры воздуха при эксплуатации

°С

Не более -50**

 

26

Максимальное значение температуры воздуха при эксплуатации

°С

Не менее +40**

 

 

При этом в инструкции по заполнению первой части заявки в качестве примечания отмеченного ** указано:

- при установлении требований к максимальному значению Заказчиком использовано такое слово как «не более», участник закупки должен представить значение менее или равное установленному в требованиях, без использования вышеуказанных слов и символов.

- при установлении требований к минимальному значению Заказчиком использовано такое слово как «не менее», участник закупки должен представить значение более или равное установленному в требованиях, без использования вышеуказанных слов и символов.

Таким образом, по показателю температуры воздуха при эксплуатации предусмотрены одновременно различные значения:

по пункту 25: минимальное; не более; менее или равное установленному в требованиях;

по пункту 26: максимальное; не менее; более или равное установленному в требованиях.

С целью уточнения применяемого правила отражения технической характеристики "Светодиодного светильника" изготовителями (производителями) данной продукции у сторон по делу запрошены копии паспортов, руководств по эксплуатации на светодиодные светильники.

Из представленных в материалы дела участником закупки ИП <…> и заявителем жалобы документов, паспортов, руководств по эксплуатации на светодиодные светильники в ходе заседания Комиссией Амурского УФАС России установлено, что показатель температуры воздуха при эксплуатации отражается изготовителями (производителями) данной продукции в виде значения: от - … до + … (например: от -50°С до + 50°С).

Показатели, примененные в аукционной документации: не более - …/ не менее + … изготовителями (производителями) светодиодных светильников в прилагаемых к ним паспортах, руководствах по эксплуатации, как следует из представленных в материалы дела документов, не применяются. Доказательств обратного в материалах дела не имеется, сторонами не представлено.

То есть, в рамках каждого из вышеуказанных пунктов показателей товара аукционной документацией предусмотрено отражение значений, не применяемых в практической деятельности национальной системы стандартизации температуры воздуха и технических паспортах, руководствах по эксплуатации на светодиодные светильники, изготавливаемые хозяйствующими субъектами.

Таким образом, при составлении описания объекта закупки в аукционной документации не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология.

Следует отметить, что в документации не содержится обоснование о необходимости использования других значений показателей, требований, условных обозначений и терминологии, отличных от тех, которые применяться изготовителями (производителями) светодиодных светильников в технической документации на них.

Заказчиком и уполномоченным органом обоснование необходимости использования именно показателей в значении: минимальное значение температуры воздуха при эксплуатации; (°С); не более -50**, с учетом использования словосочетания «не менее» и необходимости участникам закупки представления значения более или равное установленному в требованиях, без использования вышеуказанных слов и символов, не представлено, потребность указания именно в данном значении не доказана.

Таким образом, при описании объекта закупки участником закупки должны применяться общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных, необъективных толкований.

В связи с изложенным, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что установленные в аукционной документации требования к товару, значения показателей, которые необходимо указывать в подаваемой на участие в торгах первой части заявки, с учетом порядка заполнения значений характеристик, установленных инструкцией по заполнению первых частей заявок, вводят потенциальных участников закупки в заблуждение, не дают возможности объективно соотнести показатели товара, указанные в документации с используемыми изготовителями (производителями) светодиодных светильников и установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, условными обозначениями, применяемыми в описании технических характеристик по значению температуры воздуха при эксплуатации, приводит к неправильному заполнению заявок участниками закупки, что в результате и повлекло/могло привести за собой к отказу двум участникам закупки в допуске к участию в электронном аукционе и является нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Данный факт косвенно подтверждает и то обстоятельство, что двум участникам закупки отказано в допуске к участию в торгах именно на том основании, что ими представлено значение по показателю пункта 25 «-45», что, как указывает комиссия заказчика, больше требуемого значения и не соответствует значениям, установленным документацией об электронном аукционе.

Довод заявителя жалобы об отсутствии на функционирующем рынке светодиодных светильников с показателем «Минимальное значение температуры воздуха при эксплуатации» от - 50 °С, материалами дела не подтверждается.

Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 указанной статьи закона участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Как установлено на заседании Комиссии Амурского УФАС России, с учетом предусмотренных в документации значений показателей по пункту 25, а также в соответствии с инструкцией по заполнению заявок в указанной части, комиссией заказчика обоснованно принято решение об отказе участнику закупки – ООО "ДМА-Восток" с номером заявки 4 и участнику с номером заявки 5 в допуске к участию в электронном аукционе.

Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе).

Как следует из материалов дела, в ходе осуществления закупки от потенциального участника торгов подан один запрос о даче разъяснений положений документации из которого следует, что участник просит у заказчика уточнить, в каких конкретно позициях используется диапазон значений, обозначенный «***Установлено максимальное и минимальное значение показателя. При установлении требований к максимальному и минимальному значению Заказчиком использованы такие слова как «не менее … и не более …» будет ли служить поводом для отклонения заявки при установлении конкретного значения Участником, если Заказчиком подразумевался диапазон значений?

Предоставленный участнику закупки ответ содержит следующее: в случае установления максимального и минимального значения показателя (с использованием таких слов как «не менее… и не более… » и символа ***), участник закупки должен представить единственное значение в рамках заданного диапазона значений (либо диапазон значений, отвечающий установленным требованиям к минимальному значению и максимальному значению). При указании участником закупки единственного (конкретного) значения (как и при указании диапазона значений), представленные значения показателей будут проверены государственным заказчиком с использованием математических и иных методов на соответствие нормативно-технической документации. Представление участником закупки показателей, не соответствующих требованиям документации об аукционе (в том числе несоответствие нормативно-технической документации) будет являться основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе.

Из совокупного анализа положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе следует, что установленная обязанность по даче Заказчиком разъяснений положений аукционной документации на поступивший запрос не может носить формальный характер и должна быть направлена на детальное раскрытие информации, позволяющей потенциальным участникам закупки правильно определиться с предметом закупки, заполнением заявок на участие в торгах, устранению возможных противоречий и неточностей, что в итого способствовало бы возможности принятия участия в закупках более широкому кругу хозяйствующих субъектов и надлежащему заполнению заявок на участие в них, минимизации негативных последствий в виде отклонения заявки.

Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что данный ответ на запрос носит формальный характер, не раскрывает информации на поставленный вопрос, не позволяет установить правильность заполнения заявок по определенным показателям, на которые участник и просит дать разъяснения, что является ненадлежащим выполнением возложенных на Заказчика обязанностей по даче разъяснений положений документации, не выполняет те цели, ради которых установлено право на направление участниками закупок запроса о даче разъяснений положений документации, в связи с чем действия Заказчика нарушают требования статьи 65 Закона о контрактной системе.

Статьей 1 Закона о контрактной системе предусмотрено, что настоящий Федеральный закон направлен на регулирование отношений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо должно иметь возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ст. 8 Закона о контрактной системе).

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст. 12 Закона о контрактной системе).

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Как следует из извещения и аукционной документации, предметом закупки является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Амурской области, по содержанию элементов обустройства автомобильных дорог, расположенных на территории Амурской области, а именно в: Архаринском, Белогорском, Благовещенском, Завитинском, Мазановском, Октябрьском, Свободненском, Тамбовском, Тындинском, Шимановском районах и так далее на 54 объектах, расположенных в различных административных районах Амурской области.

Работы необходимо выполнить на 54 объектах, совокупная начальная (максимальная) цена контракта суммирована с учетом выполнения работ на всех указанных объектах в совокупности и составляет 125 941 810 рублей, что позволило заказчику установить обеспечение исполнение контракта, которое исполнитель должен предоставить при заключении с ним контракта в размере 12 594 181 рублей, при этом в качестве товаров, используемых при выполнении работ, установлены некоторые значения, в частности, по позиции "Светодиодный светильник" с показателем: минимальное значение температуры воздуха при эксплуатации (°С) - не более -50, которые должны применяться на светильниках, устанавливаемых в Северных и приравненных к ним районах, температура в которых опускается до - 50°С, применение указанных товаров в южных районах Амурской области может быть нецелесообразным (достаточно - 45, - 40 °С и т.д.), что приводит/может привести к более эффективному расходованию бюджетных средств в силу меньшей стоимости такого товара с иными показателями.

В связи с изложенным, действия по укрупнению лота в совокупности нивелируют цели законодательства о контрактной системе - открытости и прозрачности, экономии бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования, равноправия участников размещения заказа и обеспечения их справедливой конкуренции.

Кроме того, формирование лота подобным образом исключает возможность участия в торгах организаций, заинтересованных в выполнении государственного контракта только в одном административном районе или смежных между собой районах, а также ограничивает доступ к участию в аукционах субъектов малого и среднего предпринимательства.

Размещение закупки укрупненным лотом нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов, исключает возможность участия в торгах отдельных участников рынка, хозяйствующих субъектов, осуществляющих/способных осуществить деятельность, связанную с содержанием автомобильных дорог, ограничивает возможность соперничества на аукционе за право заключения государственного контракта и выполнения работ по предмету контракта, что влечет/может привести за собой к необоснованному ограничению конкуренции при проведении торгов.

Учитывая, что в связи с объединением в один предмет закупки выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Амурской области, расположенных в разных климатических, инфраструктурных районах Амурской области, обеспечение заявки составило 1 259 418,10 рублей, а обеспечение исполнения контракта 12 594 181 рублей, данные условия также негативно влияют на количество участников закупки, способных принять участие в торгах, имеющих трудовые и иные ресурсы для надлежащего исполнения условий контракта, но не имеющих в наличии финансовых ресурсов, позволивших бы им практически одновременно, в определённый промежуток времени, внести (иметь в наличии) как обеспечение заявки, так и обеспечение исполнения контракта, а также указывает на необходимость наличия неоправданно завышенных трудовых и иных ресурсов, если лицо осуществляет свою деятельность на территории одного или нескольких административных районов субъекта Российской Федерации и имеет возможность выполнить работы на определенной территории Амурской области, на которой оно осуществляет свою основную хозяйственную деятельность.

Обеспечение конкуренции отнесено к первоочередным задачам законодательства Российской Федерации о контрактной системе, что направлено, в том числе, на эффективное использование источников финансирования и выявление лица, исполнение контракта с которым в наибольшей степени будет результатом выбора наилучшего, то есть наиболее конкурентоспособного предложения, что отвечает целям развития добросовестной конкуренции, вовлечение большего числа хозяйствующих субъектов в возможности реализации потребностей в удовлетворении государственных нужд, эффективного расходования бюджетных средств, целям правового регулирования и согласуется с задачами законодательства Российской Федерации по развитию и расширению присутствия на рынке субъектов среднего и малого предпринимательства.

Учитывая, что одному участнику закупки при участии в торгах и/или признании его победителем для выполнению работ по контракту необходимо будет задействовать дополнительные материальные, трудовые и финансовые ресурсы, с учетом отсутствия такой возможности у некоторых потенциальных участников закупки, осуществляющих деятельность в указанной сфере, установление в аукционной документации требования о выполнения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Амурской области по 54 объектам без учета фактического расположения и размещения объектов в рамках административно-территориальных единиц, районов Амурской области, включенных в контракт, уровней отдаленности от административного центра, различного обеспечения соответствующей инфраструктурой, Комиссией Амурского УФАС России укрупнение работ, являющихся предметом закупки, в один лот признается совершением действий, которые приводят за собой к необоснованному ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок и является нарушением требований статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Документов и сведений, указывающих на исследование Заказчиком и уполномоченным органом функционирующего рынка на данные виды работ и подтверждающих отсутствие на нем хозяйствующих субъектов, имеющих реальную возможность выполнить условия контракта в случае, если бы объектом их выполнения являлись работы на территории только одного или нескольких смежных между собой районов области, в материалах дела не имеется, обоснованность укрупнения лота из аукционной документации не следует.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 14.05.2018 участие в электронном аукционе приняли три участника закупки: ИП <…>, ООО "ДорАльянс" и ИП <…>.

Согласно заявок данных участников, <…> является учредителем ООО "ДорАльянс", находящегося по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Б. Хмельницкого, д. 20, лит. 1А. Офис ИП <…> также располагается по указанному адресу (ул. Б. Хмельницкого, д. 20, лит. 1А).

На основании изложенного, в действиях указанных лиц, принявших участие в данной закупке, могут усматриваться признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Учитывая, что у Комиссии Амурского УФАС России по контролю в сфере закупок отсутствуют полномочия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, процедура рассмотрения заявлений о наличии в действиях хозяйствующих субъектов признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлена Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, информация заявителя жалобы в части наличия в действиях участников закупки, принявших участие в торгах, признаков нарушения антимонопольного законодательства и материалы дела подлежат передачи должностному лицу Амурского УФАС России для проверки на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и рассмотрение вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Рассмотрев жалобу, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь пунктом 1 части 3, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла

 

РЕШЕНИЕ:

 

1. Признать жалобу ООО "ДМА-Восток" обоснованной в части установления значений показателей товара и оформления инструкции по заполнению заявок с формулировками, вводящими участников закупки в заблуждение и приводящих к неправильному заполнению первых частей заявок по указанию характеристик товара, используемого при выполнении работ.

2. Признать в действиях уполномоченного органа - управления государственного заказа Амурской области нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 и статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

3. Признать в действиях государственного заказчика - ГКУ управление автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор" нарушение требований статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

4. Выдать уполномоченному органу и государственному заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

5. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС Росси для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

6. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения заявления ООО "ДМА-Восток" на наличие в действиях участников закупки признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии: <…>

 

 

Члены Комиссии: <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны