Решение №- Решение 11-17 от 25 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 11-17


 

Ответчик:

Администрация МО «Виноградовский муниципальный район»

164570, Архангельская область, п. Березник, ул. П. Виноградова, д. 83

 

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Искра»

165160, Архангельская область, г. Шенкурск, ул. им. Проф. В.И. Кудрявцева, д. 5а

       
       
 

РЕШЕНИЕ

 

 

г. Архангельск

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 декабря 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель

-

Бугаев Д.В.

Руководитель Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

Начальник отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

рассмотрев дело № 11-17, возбужденное в отношении администрации муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» (164570, Архангельская область, п. Березник, ул. П. Виноградова, д. 83; ИНН 2910001585, ОГРН 1022901271348) по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие представителей ответчика и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

По результатам рассмотрения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) заявления, направленного жителями п. Сельменьга Виноградоского района Архангельской области, было установлено, что в соответствии с Распоряжением Правительства Архангельской области «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Виноградовский муниципальный район» Архангельской области и муниципальным образованием «Борецкое» от 09.09.2015 № 291-рп, следующие объекты собственности МО «Борецкое» были переданы в собственность МО «Виноградовский муниципальный район»:

- артезианская скважина 1578, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- артезианская скважина 1939, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- артезианская скважина 1945, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- артезианская скважина 1580, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- артезианская скважина 2253, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- водопроводные сети (10.1 км), протяженностью 15266 м., расположенные по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга;

- канализационно-насосная станция, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- канализационные сети (10,6 км.) протяженностью 11540 м., расположенные по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга;

- здание насосной станции, Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, ул. 40 лет Победы, д. 21;

- станция биологической очистки, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, ул. Лесная, д. 1, к. 1.

 

12.11.2015 указанное выше муниципальное имущество было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Распоряжением главы МО «Борецкое» от 10.09.2015 № 60 «О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории МО «Борецкое» на основании протокола от 10.09.2015 № 6 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Виноградовский муниципальный район» с 00.00 часов 11.09.2015 и до особого распоряжения на территории п. Сельменьга МО «Борецкое» был введен режим повышенной готовности.

Постановлением администрации МО «Виноградовский муниципальный район» «Об утверждении перечня объектов имущества, необходимого для обеспечения водоснабжения и водоотведения на территории МО «Борецкое», передаваемого на эксплуатацию в период повышенной готовности» от 11.09.2015 № 471 ООО «Искра» было рекомендовано обеспечить эксплуатацию имущества, необходимого для обеспечения водоснабжения и водоотведения на территории МО «Борецкое», в период режима повышенной готовности.

На основании распоряжения главы администрации МО «Виноградоский муниципальный район» от 11.09.2015 № 287 «О порядке использования имущества, необходимого для обеспечения водоснабжения и водоотведения на территории МО «Борецкое» между ООО «Искра» и Комитетом по управлению имуществом МО «Виноградоский муниципальный район» было подписано соглашение № 2 об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства от 11.09.2015, в соответствии с которым ООО «Искра» приняло на себя оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и круглосуточному аварийно-диспетчерскому обслуживанию объектов жилищно-коммунального хозяйства (объекты водоснабжения и водоотведения).

Согласно приложению к соглашению № 2 от 11.09.2015 ООО «Искра» было передано следующее муниципальное имущество:

- артезианская скважина 1578, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- артезианская скважина 1939, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- артезианская скважина 1945, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- артезианская скважина 1580, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- артезианская скважина 2253, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга - Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- водопроводные сети (10,1 км), протяженностью 15266 м., расположенные по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга;

- канализационно - насосная станция, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- канализационные сети (10,6 км.) протяженностью 11540 м., расположенные по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга;

- здание насосной станции, Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, ул. 40 лет Победы, д. 21;

- станция биологической очистки, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, ул. Лесная, д. 1, к. 1.

Кроме того, ООО «Искра» было передано также и другое имущество (оборудование), необходимое для обеспечения водоснабжения и водоотведения населения на территории МО «Борецкое».

Торги в рассматриваемом случае не проводились.

При этом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен особый порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

В частности, учитывая, что срок ввода в эксплуатацию находящихся в собственности МО «Виноградовский муниципальный район» объектов водоснабжения и водоотведения превышает пять лет, исходя из положений Федерального закона от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена только по концессионному соглашению, заключенному (кроме специально предусмотренных случаев) по результатам проведения соответствующего конкурса.

Учитывая изложенное, в связи с наличием в действиях администрации МО «Виноградовский муниципальный район» признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Архангельское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 25.04.2016 выдало администрации МО «Винградовский муниципальный район» предупреждение № 08ш-2016 о необходимости в срок до 01 августа 2016 года прекращения указанных действий (бездействия) путем устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, и принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

1. Отмены пункта 2 и пункта 3 Постановления администрации МО «Виноградовский муниципальный район» «Об утверждении перечня объектов имущества, необходимого для обеспечения водоснабжения и водоотведения на территории МО «Борецкое», передаваемого на эксплуатацию в период повышенной готовности» от 11.09.2015 № 471.

2. Отмены подпунктов 1.1, 1.3 пункта 1 и пункта 3 Распоряжения главы администрации МО «Виноградоский муниципальный район» от 11.09.2015 № 287 «О порядке использования имущества, необходимого для обеспечения водоснабжения и водоотведения на территории МО «Борецкое».

3. Прекращения соглашения об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно‑коммунального хозяйства от 11.09.2015 № 2.

4. Совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: определить лицо, в пользование которого может быть передано следующее муниципальное имущество с соблюдением требований действующего законодательства:

- артезианская скважина 1578, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- артезианская скважина 1939, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- артезианская скважина 1945, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- артезианская скважина 1580, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- артезианская скважина 2253, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- водопроводные сети (10,1 км), протяженностью 15266 м., расположенные по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга;

- канализационно - насосная станция, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- канализационные сети (10,6 км.) протяженностью 11540 м., расположенные по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга;

- здание насосной станции, Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, ул. 40 лет Победы, д. 21;

- станция биологической очистки, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, ул. Лесная, д. 1, к. 1.

Письмом от 01.08.2016 № 01-11/335 администрации МО «Виноградовский муниципальный район» сообщила об исполнении пунктов 1, 2, 3 предупреждения и заявила ходатайство о продлении срока выполнения пункта 4 предупреждения № 08ш-2016 до 28.03.2017.

Определением Архангельского УФАС России от 09.08.2016 срок выполнения данного предупреждения был продлен до 28.03.2017.

Письмом от 28.03.2017 № 01-11/143 администрация МО «Виноградовский муниципальный район» сообщила о том, что размещение информации о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения будет осуществлено на официальном сайте https://www.torgi.gov.ru 28.03.2017.

Вместе с тем, к окончанию срока выполнения предупреждения от 25.04.2016 № 08ш‑2016 (с учетом его продления) администрация МО «Виноградовский муниципальный район» не определила лицо, в пользование которого может быть передано рассматриваемое муниципальное имущество с соблюдением требований действующего законодательства.

Таким образом, предупреждение от 25.04.2016 № 08ш-2016 в установленный срок в полном объеме выполнено не было.

В силу части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, в отношении администрации МО «Виногорадовский муниципальный район» 05.04.2017 было возбуждено дело № 11-17 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». ООО «Искра» привлечено к участию в деле № 11-17 в качестве заинтересованного лица. Дело было назначено к рассмотрению на 28.04.2017. В последующем Определениями Архангельского УФАС России от 28.04.2017, от 30.06.2017, от 10.08.2017 рассмотрение дела № 11-17 откладывалось соответственно на 30.06.2017 (с учетом переноса дела уведомлением от 24.05.2017), на 10.08.2017 и на 25.10.2017. В заседании комиссии, состоявшемся 25.10.2017, на основании статьи 46 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» был объявлен перерыв до 01.11.2017.

 

В ходе рассмотрении дела № 11-17 администрация МО «Виноградовский муниципальный район» представила свои возражения, не согласившись с вменяемым нарушением.

Ответчик указал, что было издано распоряжение главы администрации МО «Виноградовский муниципальный район» от 27.07.2016 № 659 «О признании утратившим силу распоряжения главы администрации МО «Виноградовский муниципальный район» от 11.09.2015 № 288.

Принято постановление главы администрация МО «Виноградовский муниципальный район» от 01.08.2016 № 195 «О признании утратившим силу постановления главы администрация МО «Виноградовский муниципальный район» от 11.09.2015 № 471.

Издано распоряжение главы администрации МО «Виноградовский муниципальный район» от 27.03.2017 № 189-р «О заключении концессионного соглашения в части объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, входящих в состав объекта концессионного соглашения и иного имущества, предназначенного для осуществления деятельности по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод системы коммунальной инфраструктуры п. Сельменьга, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «Виноградовский муниципальный район».

По объектам водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод, расположенным на территории МО «Борецкое», 28.03.2017 был объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения (извещение № 280317/025413/01). В мае 2017 года конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие в таком конкурсе.

Заключение концессионного соглашения по инициативе инвестора не представляется возможным ввиду отсутствия инвестора.

В частности, ранее в феврале 2016 года на сайте МО «Виноградовский муниципальный район» уже размещалось подобное предложение.

В настоящее время повторно готовится конкурсная документация и проект концессионного соглашения для согласования Правительством Архангельской области в соответствии с требованиями Порядка согласования органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области с уполномоченными исполнительными органами государственной власти Архангельской области проекта решения о заключении концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, центральные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, и проекта конкурсной документации, необходимой для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 20.06.2017 № 244‑пп.

Представлено также письмо администрации МО «Виноградовский муниципальный район» от 27.10.2017 № 01-09/1003 в адрес Агентства по тарифам и ценам Архангельской области об информировании о подготовке конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории МО «Борецкое», находящихся в собственности МО «Виноградовский муниципальный район».

Кроме того, из пояснений и материалов, представленных администрацией МО «Виногорадовский муниципальный район», следует, что соглашение об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства от 11.09.2015 № 2, заключенное с ООО «Искра», с августа 2016 года не действует.

С ООО «Искра» было заключено новое соглашение об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства от 17.08.2016 № 1, которое также прекратило свое действие в августе 2017 года.

В настоящее время действует аналогичное соглашение об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства № 7, заключенное с ООО «Искра» в отношении рассматриваемого муниципального имущества (объекты водоснабжения и водоотведения) 18 августа 2017 года.

 

В письменных пояснениях ООО «Искра» (письмо от 26.04.2017 № 151) сообщено о том, что 17.08.2016 на основании распоряжения главы администрации муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» от 17.08.2016 № 734 «О порядке использования имущества, необходимого для обеспечения водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Борецкое» между Комитетом по управлению имуществом МО «Виноградовский муниципальный район» и ООО «Искра» было заключено соглашение № 1 об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства.

 

01.11.2017, рассмотрев дело № 11-17, Комиссия Архангельского УФАС России, пришла к выводу о наличии в материалах дела достаточных доказательств, указывающих на наличие нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях (бездействии) администрации МО «Виноградовский муниципальный район», в связи с чем имелись правовые основания для принятия заключения об обстоятельствах дела, предусмотренного статьей 48.1 данного закона.

Согласно статье 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению. Копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

С учетом изложенного, Архангельским УФАС России было принято решение об отложении рассмотрения дела № 11-17 на 08.12.2017. Лицам, участвующем в деле, были направлены копии заключения об обстоятельствах дела № 11-17, а также предложено представить возражения на заключение об обстоятельствах дела № 11-17 (при наличии), дополнительные документы и материалы, которые, по их мнению, необходимы для полного, всестороннего и объективного его рассмотрения.

 

Лицами, участвующими в деле, возражений на заключение об обстоятельствах дела № 11-17, а также каких-либо иных дополнительных пояснений представлено не было.

08.12.2017 дело № 11-17 рассмотрено Комиссией Архангельского УФАС России по существу с учетом следующего.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

Согласно части 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона.

Таким образом, при передаче объектов водоснабжения и водоотведения по договору аренды или по концессионному соглашению необходимо проведение процедуры торгов (за исключением специально предусмотренных случаев).

В данной ситуации, срок ввода в эксплуатацию находящихся в собственности МО «Виноградовский муниципальный район» объектов водоснабжения и водоотведения превышает пять лет, соответственно, согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена только по концессионному соглашению.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Применительно к рынку водоснабжения и водоотведения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. Соответственно, продуктовыми границами рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Определение продуктовых границ товарного рынка, находящегося в состоянии естественной монополии, производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения.

Географические границы рынка водоснабжения и водоотведения определяются границами присоединенных сетей. С технологической точки зрения невозможна ситуация, чтобы потребитель имел на выбор несколько сетей водоснабжения, сетей канализации. Прокладка дублирующих сетей не целесообразна, в виду значительных первоначальных капитальных вложений и длительных сроков окупаемости.

С учетом изложенного, географическими границами рассматриваемого рынка являются границы присоединенных сетей на территории МО «Борецкое».

В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определен особый порядок распоряжения указанным имуществом – по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации с учетом установленных данным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Нормативное закрепление процедуры торгов направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Причины, по которым муниципальное имущество было передано ООО «Искра» (в том числе введение режима повышенной готовности) по соглашению № 2 об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства от 11.09.2015, не имеют правового значения для установления признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Достижение целей обеспечения населения и организаций услугами водоснабжения и водоотведения не исключает необходимости соблюдения требований статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которой определен особый порядок распоряжения централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения, и выбора наиболее эффективного правообладателя.

Администрации МО «Виноградовский муниципальный район» была предоставлена возможность устранения нарушений антимонопольного законодательства. Так, 25.04.2016 администрации МО «Виноградовский муниципальный район» было выдано предупреждение № 08ш-2016 о необходимости в срок до 01.08.2016 года устранить причины и условия, способствовавшие возникновению признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и принять меры по устранению последствий такого нарушения. Администрации МО «Виноградовский муниципальный район» в рамках выполнения предупреждения надлежало:

1. Отменить пункт 2 и пункт 3 Постановления администрации МО «Виноградовский муниципальный район» «Об утверждении перечня объектов имущества, необходимого для обеспечения водоснабжения и водоотведения на территории МО «Борецкое», передаваемого на эксплуатацию в период повышенной готовности» от 11.09.2015 № 471.

2. Отменить подпункты 1.1, 1.3 пункта 1 и пункта 3 Распоряжения главы администрации МО «Виноградоский муниципальный район» от 11.09.2015 № 287 «О порядке использования имущества, необходимого для обеспечения водоснабжения и водоотведения на территории МО «Борецкое».

3. Прекратить соглашение об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно‑коммунального хозяйства от 11.09.2015 № 2.

4. Совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: определить лицо, в пользование которого может быть передано следующее муниципальное имущество с соблюдением требований действующего законодательства:

- артезианская скважина 1578, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- артезианская скважина 1939, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- артезианская скважина 1945, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- артезианская скважина 1580, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- артезианская скважина 2253, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- водопроводные сети (10,1 км), протяженностью 15266 м., расположенные по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга;

- канализационно - насосная станция, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, дорога Устьваеньга- Осиново-Фалюки 85-86 км.;

- канализационные сети (10,6 км.) протяженностью 11540 м., расположенные по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга;

- здание насосной станции, Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, ул. 40 лет Победы, д. 21;

- станция биологической очистки, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, МО «Борецкое», п. Сельменьга, ул. Лесная, д. 1, к. 1.

Во исполнение предупреждения было издано распоряжение главы администрации МО «Виноградовский муниципальный район» от 27.07.2016 № 659 «О признании утратившим силу распоряжения главы администрации МО «Виноградовский муниципальный район» от 11.09.2015 № 288; принято постановление главы администрация МО «Виноградовский муниципальный район» от 01.08.2016 № 195 «О признании утратившим силу постановления главы администрация МО «Виноградовский муниципальный район» от 11.09.2015 № 471; издано распоряжение главы администрации МО «Виноградовский муниципальный район» от 27.03.2017 № 189-р «О заключении концессионного соглашения в части объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, входящих в состав объекта концессионного соглашения и иного имущества, предназначенного для осуществления деятельности по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод системы коммунальной инфраструктуры п. Сельменьга, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «Виноградовский муниципальный район». Соглашение № 2 об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно‑коммунального хозяйства от 11.09.2015 прекратило свое действие в августе 2016 года.

09.08.2016 срок выполнения предупреждения от 25.04.2016 № 08ш-2016 в части необходимости совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, был продлен. Администрации МО «Виноградовский муниципальный район» надлежало в срок до 28.03.2017 определить лицо, в пользование которого может быть муниципальное имущество (объекты водоснабжения и водоотведения) с учетом требований действующего законодательства.

Вместе с тем, до 28.03.2017 администрация МО «Виноградовский муниципальный район» не выполнила предупреждение в указанной части.

В частности, размещение 28.03.2017 на официальном сайте www.torgi.gov.ru информации о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения (сообщено письмом от 28.03.2017 № 01-11/143) не может свидетельствовать о выполнении предупреждения, поскольку к окончанию его срока администрация МО «Виноградовский муниципальный район» не определила лицо, в пользование которого может быть передано рассматриваемое муниципальное имущество с соблюдением требований действующего законодательства.

Как уже указывалось ранее, согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В данном случае бездействие администрации МО «Виноградовский муниципальный район», выразившееся в непроведении до 28.03.2017 конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории МО «Борецкое», могло ограничить возможность для получения хозяйствующими субъектами прав в отношении рассматриваемого муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, в порядке, предусмотренном статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, а также доступ на соответствующий товарный рынок, что свидетельствует о наличии нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, решая вопрос о необходимости выдачи предписания, следует отметить, что в ходе рассмотрения дела № 11-17 данное бездействие было устранено: администрация МО «Виноградовский муниципальный район» совершила действия, связанные с организацией и проведением конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории МО «Борецкое», предоставив возможность для получения хозяйствующими субъектами прав в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, в порядке, предусмотренном статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, – на условиях концессии.

Так, 28.03.2017 на сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение № 280317/0254136/01 о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод системы коммунальной инфраструктуры п. Сельменьга, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «Виноградовский муниципальный район». Организатором конкурса выступил Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Виноградовский муниципальный район». Объектами конкурса являлось рассматриваемое муниципальное имущество.

Согласно протоколу № 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по сообщению № 280317/0254136/01 от 12.05.2017, заявок на участие в конкурсе не поступило, конкурс был признан несостоявшимся.

Из представленных администрацией МО «Виноградовский муниципальный район» пояснений и документов следует, что в настоящее время готовится повторное проведение такого конкурса.

Таким образом, основания для выдачи администрации МО «Виноградовский муниципальный район» соответствующего предписания у Архангельского УФАС России отсутстсвуют.

Вместе с тем, на данный момент муниципальное имущество, ранее переданное ООО «Искра» по соглашению об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно‑коммунального хозяйства от 11.09.2015 № 2 (не действует с августа 2016 года), соглашению об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства от 17.08.2016 № 1 (не действует с августа 2017 года), вновь передано в пользовании ООО «Искра» на основании аналогичного соглашения об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства от 18.08.2017 № 7.

Фактически рассматриваемое соглашение предполагает безвозмездное пользование объектами водоснабжения и водоотведения МО «Борецкое» и заключено с нарушением требований статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении.

В действиях органа местного самоуправления по заключению соглашения № 7 об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства от 18.08.2017 содержатся признаки нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», муниципальное имущество было предоставлено ООО «Искра» в нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и на иных (более выгодных) условиях, чем публично предлагалось неопределенному кругу лиц при организации конкурса на право заключения концессионного соглашения по сообщению № 280317/0254136/01.

Однако, данное соглашение было заключено уже после проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения по сообщению № 280317/0254136/01, в связи с чем не может быть оценено как следствие соответствующего бездействия администрации МО «Виноградовский муниципальный район».

В связи с указанными обстоятельствами в отношении выявленных признаков нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в предоставлении в пользование ООО «Искра» муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг водоснабжения и водоотведения на территории МО «Борецкое», на условиях соглашения № 7 об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства от 18.08.2017, заключенного в нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и на иных условиях, чем публично предлагалось неопределенному кругу лиц при организации конкурса на право заключения концессионного соглашения по сообщению № 280317/0254136/01, в порядке, установленном статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», администрации МО «Виноградовский муниципальный район» было выдано предупреждение от 12.12.2017 № 66ш-2017 о необходимости в срок до 23 апреля 2018 года принятия мер по устранению последствий такого нарушения.

Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию МО «Виноградовский муниципальный район» (164570, Архангельская область, п. Березник, ул. П. Виноградова, д. 83; ИНН 2910001585, ОГРН 1022901271348) нарушившей требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в бездействии органа местного самоуправления по непроведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения МО «Борецкое», в результате которого доступ на рынок водоснабжения и водоотведения, находящийся в состоянии естественной монополии, вне процедуры конкурентного отбора получило ООО «Искра», которому данные объекты были предоставлены в нарушение требований статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на основании соглашения № 2 об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно‑коммунального хозяйства от 11.09.2015, соглашения № 1 об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства от 17.08.2016.

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель комиссии:

 

Д.В. Бугаев

Члены комиссии:

 

Е.В. Нестеренко

Е.И. Красильникова

 

 

А.Ю. Шахов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны