Решение №04-03/3223/23 См.файл от 20 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № РНП-29-73

029/06/104-534/2023

Заказчик:

Администрация Ломоносовского территориального округа Администрации городского округа «Город Архангельск»

163002, г. Архангельск просп. Ломоносова, д.30

E-mail: lomokr@arhcity.ru

Участник закупки:

Индивидуальный предприниматель

       
       
 

РЕШЕНИЕ

15 июня 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Романова Д.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Пахатина Ю.В.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Тихомировой П.А. (доверенность от 05.05.2023).

Участник закупки уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

07 июня 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступило обращение Администрации Ломоносовского территориального округа Администрации городского округа "Город Архангельск" (далее – Заказчик) о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе в Реестр недобросовестных поставщиков.

Содержание обращения:

Согласно обращению Заказчика, муниципальный контракт от 02.03.2023 №7 на выполнение работы по своду аварийных деревьев в Ломоносовском территориальном округе городского округа «Город Архангельск» в 2023 году (извещение №0124300021023000056), заключенный с Индивидуальным предпринимателем, расторгнут в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.

Комиссия Архангельского УФАС России осуществила проверку факта одностороннего расторжения от исполнения контракта и провела на основании пункта 5 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

20.02.2023 Уполномоченным органом – Администрацией городского округа «Город Архангельск», на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение  №0124300021023000056 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работы по своду аварийных деревьев в Ломоносовском территориальном округе городского округа «Город Архангельск» в 2023 году (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 1 475 400,03 рублей.

02.03.2023 по результатам проведенной процедуры аукциона победителем был признан участник закупки Индивидуальный предприниматель, предложивший цену контракта 767 207,17 рублей.

13.03.2023 между Заказчиком и Индивидуальным предпринимателем (далее – Подрядчик, ИП) заключен муниципальный контракт №7 (далее – Контракт) на выполнение работы по своду аварийных деревьев в Ломоносовском территориальном округе городского округа «Город Архангельск» в 2023 году.

В соответствии с пунктом 1.3. Контракта срок выполнения работы: с даты заключения Контракта по 15 мая 2023 года.

На основании пункта 4.3.1. Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнять работу в полном составе, объеме и в срок, установленные указанным Контрактом.

В приложении №2 к Контракту – Описание объекта закупки, указан объем и место выполнения работы, который состоит из 163 адресов.

10.04.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контакта в связи с существенным нарушением исполнения обязательств со стороны Подрядчика, а именно: на момент принятия данного решения Подрядчиком работы не начаты, что подтверждается актами осмотра от 20.03.2023, 07.04.2023. Тем самым нарушается пункт 4.3.1 Контракта, что влечет за собой неисполнение обязательств. Заказчиком 21.03.2023 выставлен штраф по не своевременному представлению достоверной информации о ходе исполнения своих обязательств. Так же в соответствии с пунктом 4.2.2. Контракта Заказчик имеет право досрочно прекращать исполнение договорных обязательств с Подрядчиком при неоднократном нарушении им своих обязательств.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 указанного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно информации с официального сайта решение от 10.04.2023 об одностороннем отказе от исполнения Контракта в тот же день было размещено Заказчиком в разделе «Решение об одностороннем отказе».

Дата поступления Подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта – 10.04.2023 13:51 (МСК).

Следовательно, дата надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения Контракта – 10.04.2023.

Согласно части 14 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 данной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Частью 14.1. статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что в случае отмены заказчиком в соответствии с указанным Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 12.1 данной статьи, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.

17.04.2023 представителями Заказчика был осуществлен осмотр и по его результатам составлен акт на предмет исполнения Контракта, согласно которому по 67 адресам Подрядчиком на момент осмотра ведутся работы.

18.04.2023 Заказчик принял решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании акта осмотра от 17.04.2023.

21.04.2023 письмом №31-09/1444 Заказчик направил Подрядчику претензию о необходимости приведения мест производства работ в надлежащее состояние: уборка веток и стволов, вывоз порубочных остатков должен осуществляться в течение суток с момента выполнения работ.

16.05.2023 письмом №31-09/1697 Заказчик направил Подрядчику претензию о невыполнении обязательств в полном объеме по Контракту в срок, который им установлен. Заказчик потребовал выполнить весь объем работ в срок до 18.05.2023.

17.05.2023 представители Заказчика составили акт на предмет исполнения Контракта, согласно которому выявлено повреждение тротуарной плитки и газона по одному из адресов.

18.05.2023 письмом №31-09/1723 Заказчик направил Подрядчику претензию, в которой просит Подрядчика в срок до 21.05.2023 устранить выявленные повреждения при осмотре 17.05.2023.

22.05.2023 представителями Заказчика был осуществлен осмотр и по его результатам составлен акт на предмет исполнения Контракта, согласно которому по 43 адресам работы не начаты либо выполнены не в полном объеме.

26.05.2023 Заказчиком вновь было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контакта в связи с существенным нарушением исполнения обязательств со стороны Подрядчика, а именно: «До настоящего времени работы в полном объеме не выполнены, что подтверждается актами осмотра. По ранее направленным претензиям подрядчиком меры не приняты, тем самым нарушен п. 4.3.1. Контракта, что влечет за собой неисполнение обязательств».

По состоянию на 26.05.2023 Подрядчиком выполнен следующий объем работ:

№ пп

Наименование работы

Объем выполняемой работы по Контракту

Объем выполненной работы Подрядчиком

Стоимость выполненной работы

1

Выполнение работы по своду аварийных деревьев в Ломоносовском территориальном округе городского округа «Город Архангельск» в 2023 году, в т.ч.:

     

1.1

Свод аварийных деревьев в количестве 163 штук, путем …

829,74 м3

413,15м3

146 668, 25 рублей

1.2

Удаление пня с использованием …

164 шт.

134 шт.

233 017,27 рублей

1.3

Транспортирование отходов в день …

497,84 тонн

247,89 тонн

146 668, 25 рублей

Согласно информации с официального сайта решение от 26.05.2023 об одностороннем отказе от исполнения Контракта в тот же день было размещено Заказчиком в разделе «Решение об одностороннем отказе».

Дата поступления Подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта – 26.05.2023 17:01 (МСК).

Следовательно, дата надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения Контракта – 26.05.2023.

В соответствии с частью 13 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

02.06.2023 представителями Заказчика был осуществлен осмотр и по его результатам составлен акт на предмет исполнения Контракта, согласно которому по 17 адресам работы не начаты либо выполнены не в полном объеме.

Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым с 06.06.2023, что подтверждается размещенной 07.06.2023 информацией о расторжении Контракта на официальном сайте в карточке контракта с реестровой записью № 3290126641923000003, реестровая запись Контракта в реестре контрактов переведена на статус «Исполнение прекращено».

Частью 4 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе» определено, что Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 указанного Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 указанного Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», направлена Заказчиком в адрес Архангельского УФАС России в установленный законом срок – 07.06.2023.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что при обозначении в Извещении срока завершения работ по Контракту, Заказчиком была учтена необходимость выполнении работ по своду деревьев в сроки, в которые данный вид работ можно выполнять, а также вывоза с места работ порубочных остатков.

Кроме того, несвоевременное и некачественное выполнение работ Подрядчиком оказало негативное влияние на третьих лиц – Подрядчиков по другим муниципальным контрактам, которые выполняли работы по тем же адресам.

По состоянию на 26.05.2023 Подрядчиком выполнен объем работы на сумму 526 353,77 рубля.

21.04.2023 письмом №31-09/1434, 26.04.2023 письмом №31-09/1489, 02.05.2023 письмом №31-09/1539, 11.05.2023 письмом №31-09/1635, 16.05.2023 письмом №31-09/1698 Заказчик направлял Подрядчику уведомления о начислении штрафов, штрафы Подрядчиком не оплачены.

Для рассмотрения на заседании Комиссии Архангельского УФАС России дела о включении сведений в отношении ИП в реестр недобросовестных поставщиков, им не были представлены объяснения по факту неисполнения обязательств по Контракту и не направлены свои представители. При вынесении решения Комиссия Архангельского УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, от пояснений отказалось и принимает решение на основании представленных документов Заказчиком.

В силу части 1 статьи 2 ФЗ «О контрактной системе» законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 указанного Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать указанному Федеральному закону.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.

Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.

Доказательств возникновения у ИП каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, в Архангельское УФАС России не представлено.

Действуя в рамках исполнения контракта, Подрядчик должен осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию средств субсидий, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.

Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и неисполнения контракта в дальнейшем.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 № 305-КГ15-9489 разъяснено, что недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил.

В соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе» в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Из пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1078 (далее – Правила ведения реестра), следует, что антимонопольный орган проводит проверку, содержащихся в обращении фактов.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.

Исходя из положений статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе»).

Под пунктом б) пункта 13 Правил ведения реестра, в том числе установлено, что орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.

Заслушав доводы представителя Заказчика, изучив представленные материалы, проведя оценку действий ИП, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о недобросовестных действиях ИП, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту, и сведения в отношении ИП подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь статьей 104 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Включить сведения, представленные Заказчиком – Администрацией Ломоносовского территориального округа Администрации городского округа «Город Архангельск» в отношении Индивидуального предпринимателя (ИНН) в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 02.03.2023 №7 на выполнение работы по своду аварийных деревьев в Ломоносовском территориальном округе городского округа «Город Архангельск» в 2023 году (извещение №0124300021023000056).

2. Датой включения сведений в отношении Индивидуального предпринимателя в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

Примечание: Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Д.С. Романова

Ю.В. Пахатина

Связанные организации

Связанные организации не указаны