Решение б/н ч/о от 30 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 8оз-23

029/06/42-27/2023

Заказчик:

ГБУЗ Архангельской области «Северодвинская городская клиническая больница №2 скорой медицинской помощи»

164523, Архангельская область, г.Северодвинск, пр. Морской,49

E-mail: gb2sss@inbox.ru

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО «СЕМИЛИАР»

650056, Кемеровская область, г.Кемерово, б-р. Строителей, 53, 82

E-mail: office@rost-medika.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

25 января 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Романова Д.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Чебуриной Е.В. (доверенность от 23.01.2023), Калачниковой Н.А. (доверенность от 23.01.2023);

Уполномоченного органа: Пановой А.А. (доверенность от 10.06.2022 № 78-Д);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

19 января 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «СЕМИЛИАР» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГБУЗ Архангельской области «Северодвинская городская клиническая больница №2 скорой медицинской помощи» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку инфузионных помп (извещение №0124200000622008505).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 23.01.2023 № 06-472.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 23.01.2023 № 314-05-45.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

29.12.2022 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000622008505 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку инфузионных помп (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 965 250,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

20.01.2023 в 14:01  закупка отменена путем размещения в ЕИС извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №ИО1.

1. Заявитель в жалобе указывает, что ни одно из медицинских изделий не соответствует заявленным требованиям Заказчика (по характеристикам объемом баллонной инфузионной системы для длительной инфузионной терапии, размер пор фильтра). Заявителем в жалобе представлена сравнительная таблица по характеристикам, установленным в «Описании объекта закупки», оборудования 11 производителей.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Файл «Описание объекта закупки», являющееся неотъемлемой частью Извещения (далее - Описание объекта закупки), содержит таблицу, в которой установлены требования к товару «Насос инфузионный эластомерный 32.50.50.190»:

Амбулаторная баллонная инфузионная система для длительной инфузионной терапии объемом не менее 275 мл и не более 300 мл, без регулятора, без болюса, с постоянной скоростью 5мл/час, предназначена для парентерального введения растворов лекарственных средств с заданной постоянной скоростью в течение продолжительного времени, время инфузии 2 суток.

Помпа представляет собой эластичный баллон, помещенный в защитный корпус повышенной прочности.

Материал эластичного баллона – негорючая силиконовая резина, медицинского класса, нетоксичная, химически инертная, не адсорбирующая лекарственные вещества, система защищена от перегибов и оснащена самовентилирующимся фильтром, предотвращающим прохождение воздушных пузырей, размер пор фильтра 0,2мкм.

Индивидуальная упаковка из износостойкой бумаги с полипропиленом обеспечивает сохранность и стерильность при использовании, хранении сроком 5 лет и транспортировке устройства.

Маркировка на упаковке содержит сведения: наименование изделия, наименование производителя, наименование страны происхождения, наименование организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий покупателей, номинальный объем помпы, рабочие скорости инфузии, дату изготовления и срок годности, способ стерилизации, условия хранения; обозначения: «стерильно», «апирагенно», «только для однократного применения», «не содержит латекса», «не содержит DEHP».

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что Заявитель в приведенной сравнительной таблице по производителям оборудования путает такие понятия, как «размер помпы» и «размер пор помпы». Заказчиком в Описании объекта закупки указан размер пор фильтра. Размер пор мембран фильтров/мкм является одним из первых и важных технических показателей иифузионных фильтров. Для обеспечения безопасного проведения длительной инфузионной терапии, для предотвращения побочных эффектов данной терапии, использование фильтров с размером пор 0,2 мкм является наиболее оптимальным.

Заказчиком представлена сравнительная таблица, согласно которой требованиям, установленным в Описании объекта закупки, подходит оборудование трех призводителей: Микроинфузионная помпа Acti-Fine, «M.Schilling» Германия; Помпа инфузионная одноразовая стерильная с принадлежностями, «Хенань Туорен Медикал Девайс»; Система инфузионная амбулаторная баллонная "SUREFUSER»+ " 250мл (Infuser SUREFUSER» 250ml), «NIPRO CORPORATION».

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорных характеристик товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил требования к оборудованию, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Извещение не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта определена на основании 2-х коммерческих предложений.

Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

2. Заявитель в жалобе указывает, что требования к маркировке, установленные Заказчиком, не соответствуют действующему законодательству, а именно:

- наименование организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий покупателей – не является обязательной.

- «апирагенно», «не содержит латекса», «не содержит DEHP» - отсутствуют в перечне обязательных требований к маркировке, указанных в п. 58 части 13 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12 февраля 2016 года № 27 "Об утверждении Общих требований безопасности и эффективности медицинских изделий, требований к их маркировке и эксплуатационной документации на них".

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Представители Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснили, что требования к маркировке на упаковке были установлены в связи с тем, что упаковка данного товара является стерильной и не может быть вскрыта при приемке товара. Маркировка на упаковке нужна, чтобы идентифицировать товар при приемке, и, следовательно, по мнению Заказчика, связана с функциональными характеристиками товара. При этом, представители Заказчика признали, что требование к маркировке на упаковке установлены были не в том разделе Описания объекта закупки. Требования к маркировке на упаковке являются требованиями при приемке товара. Указание требования к маркировке на упаковке в составе требований к характеристикам товара является излишним требованием.

Из анализа Описания объекта закупки следует, что требования «апирагенно», «не содержит латекса», «не содержит DEHP» не установлены к характеристикам товара, а только к маркировке на упаковке.

Вместе с тем, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что требование к содержанию информации на упаковке изделия не отражает функциональные, качественные или иные свойства закупаемого изделия, которое может не содержать указание такового именно на упаковке.

Требование об указании на упаковке «наименования организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий покупателей» также не отражает функциональные, качественные или иные свойства закупаемого изделия.

Следовательно, Описание объекта закупки в части установления требований к маркировке на упаковке, составлено Заказчиком не в соответствии с положениями статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе».

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СЕМИЛИАР» обоснованной в части установления в Описании объекта закупки требований к маркировке на упаковке.

2. Признать Заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Северодвинская городская клиническая больница №2 скорой медицинской помощи», нарушившим 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе» не выдавать, так как закупка отменена.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Д.С. Романова

Связанные организации

Связанные организации не указаны