Решение б/н решение от 15 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Дело № 106юл-20 29/07/3-1616/2020 |
||||||
Заказчик (Организатор закупки): АО «Северное производственное объединение «Арктика» 164500, Россия, г. Северодвинск Архангельской обл., Архангельское шоссе, 34 Е-mail: ARKTIKA@SPOARKTIKA.RU, orio@spoarktika.ru Оператор электронной площадки: ООО «АСТ ГОЗ» 117393, г.Москва, ул.Профсоюзная, д.78, стр.1 Е-mail: info@astgoz.ru Заявитель: ПАО СК "Росгосстрах" в лице филиала в Архангельской области 163000, Архангельск, ул.Попова 15 E-mail: rgs24@rgs.ru |
||||||
РЕШЕНИЕ
15 декабря 2020 года г. Архангельск
Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 г. N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Малышева О.С. |
Заместитель начальника отдела контроля закупок; |
Кузнецова Е.Н. |
Специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
В присутствии представителей от:
Заявителя: Рудакова А.А. (доверенность от 08.12.2020), Сосновского А.И. (доверенность от 13.11.2019 №2043-Д);
Заказчика: Никифорова О.В. (доверенность от 01.05.2020 №9), Ускова В.Н. (доверенность от 01.05.2020 №8), Хавова Р.В. (доверенность от 14.12.2020 №149);
УСТАНОВИЛА:
04 декабря 2020 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ПАО СК "Росгосстрах" в лице филиала в Архангельской области (далее – Заявитель) на действия заказчика – АО «Северное производственное объединение «Арктика» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений №32009731325 на право заключения договора добровольного медицинского страхования.
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, в связи с установлением критериев оценки заявки, которые ограничивают конкуренцию.
Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).
Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.
АО «Северное производственное объединение «Арктика» является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
На основании статьи 2 названного Федерального закона, в АО «Северное производственное объединение «Арктика» принято Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «СПО «Арктика» одобренное Решением Совета директоров АО «СПО «Арктика» (протокол № 25-СД от 21.12.2018) (далее – Положение о закупках).
Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.
27.11.2020 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса предложений №32009731325 на право заключения договора добровольного медицинского страхования.
Начальная (максимальная) цена договора – 19 400 000,00 рублей.
По мнению Заявителя, установленные Заказчиком условия для оценки по критерию №3 (показатель убыточности за 2019 год, наличие выплат на основании решения суда по ДМС за 2017-2019 годы, наличие отказов по ДМС за 2017-2019 годы) не являются объективными и необходимыми с точки зрения профессиональных возможностей участников и предложения наиболее приемлемых условий для заказчика.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 ФЗ «О закупках», заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках», в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Документацией о закупке в разделе 5 «Порядок оценки и сопоставления заявок» установлены следующие критерии, на основании которых закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки по степени предпочтительности для заказчика:
«1 В рамках оценки и сопоставления заявок закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки по степени предпочтительности для заказчика, учитывая следующие критерии:
№ п/п |
Наименование критерия |
Вес (значимость) критерия, в % |
Весовой коэффициент значимости значимости |
Максимально возможный балл по критерию |
1 |
Цена договора (общий размер страховой премии) |
60 |
0,6 |
100 |
2 |
Качественная характеристика участника |
10 |
0,1 |
100 |
3 |
Квалификация участника |
30 |
0,3 |
100 |
2 Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в закупочной документации, должна быть равна 100 %.
3 На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений закупочной комиссией каждому участнику запроса предложений относительно других присваиваются рейтинги по соответствующим критериям. Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
4 В случае совпадения итоговых рейтингов меньший порядковый номер присваивается той заявке на участие в запросе предложений, которая поступила ранее других.
5 Порядок оценки по критерию «Цена договора»
Оценка заявок по критерию «Цена договора» осуществляется по следующей формуле:
,
где: Rai – количество баллов присуждаемое i-й заявке по критерию «Цена договора»;
Аmin – минимальное предложение о цене договора из представленных участниками, в рублях;
Аi – предложение о цене договора i-го участника, в рублях.
6 Порядок оценки и сопоставления заявок по критерию «Качественная характеристика участника»
Оценка по критерию «Качественная характеристика участника» производится исходя из следующих показателей:
№ п/п |
Показатели по критерию |
Присваиваемые баллы по показателям |
Максимально возможный балл по критерию |
1 |
Опыт работы в сфере добровольного медицинского страхования |
1-3 лет – 10 баллов 3-20 лет – 25 баллов 20 и более – 50 баллов |
100 |
2 |
Перечень дополнительных опций, включаемых в договор страхования (бонусные страховые предложения-продукты) |
1-3 штук – 10 баллов 3-10 штук – 25 баллов Более 10 штук – 50 баллов |
Оценка заявок по критерию «Качественная характеристика участника» осуществляется по следующей формуле: Rbi = Rbi1+Rbi2,
где: Rbi – количество баллов, присуждаемое i-й заявке по критерию «Качественная характеристика участника»;
Rbi1 – количество баллов, присвоенное i-й заявке по показателю «Опыт работы в сфере добровольного медицинского страхования»;
Rbi2 – количество баллов, присвоенное i-й заявке по показателю «Перечень дополнительных опций, включаемых в договор страхования (бонусные страховые предложения-продукты)».
7 Порядок оценки и сопоставления заявок по критерию «Квалификация участника закупки»
Оценка по критерию «Квалификация участника закупки» производится исходя из следующих показателей:
№ п/п |
Показатели по критерию |
Расчет баллов по показателям |
Присваиваемые баллы по показателям |
Максимально возможный балл по критерию |
||||||||
1 |
Показатель убыточности за 2019 год |
Оценивается по данным Формы 2 «Отчет о финансовых результатах страховой организации» (код формы по ОКУД: 0420126) за 2019 год. Расчет показателя производится по формуле: Баллы по показателю присваиваются в следующем порядке:
50 – максимально возможное количество баллов по данному показателю. |
50 |
100 |
||||||||
2 |
Наличие выплат на основании решения суда по ДМС за 2017-2019 года |
Оценивается по данным Формы ОКУД 0420126 «Сведения о деятельности страховщика»: - за 2017 год (Раздел 1 стр.126, стб. 11); - за 2018 год (Раздел 1 стр.126, стб. 11); - за 2019 год (Раздел 1 стр.126, стб. 11). Баллы по показателю присваиваются в следующем порядке:
25 – максимально возможное количество баллов по данному показателю. |
25 |
|||||||||
3 |
Наличие отказов по ДМС за 2017-2019 года |
Оценивается по данным Формы ОКУД 0420126 «Сведения о деятельности страховщика»: - за 2017 год (Раздел 1 стр.126, стб. 8); - за 2018 год (Раздел 1 стр.126, стб. 8); - за 2019 год (Раздел 1 стр.126, стб. 8). Баллы по показателю присваиваются в следующем порядке:
25 – максимально возможное количество баллов по данному показателю. |
25 |
Оценка заявок по критерию «Квалификация участника закупки» осуществляется по следующей формуле:
Rci = Rci1+ Rci2+ Rci3
где: Rci – количество баллов, присуждаемое i-й заявке по критерию «Квалификация участника закупки»;
Rci1 – количество баллов, присвоенное i-й заявке по показателю убыточности за 2019 год. сумме баллов квалификации участника по показателям убыточности, наличия выплат на основании решения суда по ДМС, наличие отказов по ДМС;
Rci2 – количество баллов, присвоенное i-й заявке по показателю «Наличие выплат на основании решения суда по ДМС за 2017-2019 года»;
Rci3 – количество баллов, присвоенное i-й заявке по показателю «Наличие отказов по ДМС за 2017-2019 года».
8 Итоговый рейтинг
Итоговый рейтинг по каждой заявке рассчитывается по следующей формуле:
Ri = Rai * 0,6 + Rbi * 0,1+ Rci * 0,3
где: Ri – итоговый рейтинг i-го участника, в баллах.
9 Рассчитанный таким образом в отношении каждой заявки итоговый рейтинг рассматривается как оценка степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения договора. Победителем признается участник, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг».
В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) разъяснено, что «Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции».
В рассматриваемом случае Показатель убыточности за 2019 год позволяет судить о финансовой устойчивости Участника закупки и его способности выполнить свои обязательства, предусмотренные закупочной документацией, в связи с чем использование названного критерия оценки и сопоставления заявок к участию в закупке является обоснованным и направленным на снижение риска неисполнения договора.
Установленный заказчиком критерий - «Квалификация участника» (показатель убыточности за 2019 год, показатель наличия выплат на основании решения суда по ДМС, показатель наличие отказов по ДМС) - является объективным, в равной мере применяется ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.
Установленные Заказчиком требования (критерии) не являются нарушением принципа равноправия, поскольку эти требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Максимальный суммарный вес (значимость) оспариваемого критерия «Квалификация участника» составляет 30%, при этом согласно Порядку оценки и сопоставления заявок по критерию «Квалификация участника»: Показатель убыточности за 2019 год составляет 15 % Показатель - Наличие выплат на основании решения суда по ДМС составляет 7,5 % Показатель - Наличие отказов по ДМС составляет 7,5 %.
При этом следует отметить, что любой из участников закупки имеет возможность подать лучшее предложение по другим критериям, в том числе по критерию - «Цена договора» (вес критерия - 60%) и (или) критерию - «Качественная характеристика участника» (вес критерия - 10 %).
Поскольку требования, установленные Заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, нарушения положений ФЗ «О закупках» отсутствуют.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Руководствуясь частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО СК "Росгосстрах" в лице филиала в Архангельской области необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии О.С. Малышева
Е.Н. Кузнецова