Решение №02-04 1209 Решение 71-15 от 18 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 71-15

 

ОАО «Архангельская областная энергетическая компания»

163000, г. Архангельск, ул. Попова, д.17, офис 301

 

Заинтересованные лица:

ОАО «Архангельская сбытовая компания»

163000, г.Архангельск, пр.Обводный канал, д.101

 

ООО «Русэнергосбыт»

105066, г.Москва ул. Ольховская, д.27, стр.3

 

Копия: Филиал Северный ООО «Русэнергосбыт»   

150003, Ярославль, ул. Республиканская, д.3, к.4, оф.208

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Архангельск

 

Резолютивная часть решения объявлена 15.03.2016.

Решение изготовлено в полном объёме 17.03.2016.

 

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Управления) в составе:

Председатель

-

Бугаев Д.В.

– руководитель Архангельского УФАС России;

Член комиссии

-

Спирина Т.А.

– заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России;

Член комиссии

-

Нестеренко Т.В.

– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России,

 рассмотрев дело № 71-15 по признакам нарушения

ОАО «Архангельская областная энергетическая компания»

(ИНН 2901179251)

163000, г. Архангельск, ул. Попова, д.17, офис 301

(наименование организации / Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которой возбуждено дело, адрес)

п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в экономически или технологически не обоснованном сокращении или прекращении производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, а именно: в незаконном прекращении электроснабжения жилого дома по адресу Архангельская область, Устьянский район, п.Кизема, ул. Синицкого, д.25,

в присутствии на заседании представителей: ответчика - ОАО «АрхоблЭнерго» - <…...>  (по доверенности от 01.01.2016 № 02/16), <…...>(по доверенности от 26.10.2015 № 162/15); заинтересованного лица - ОАО «Архангельская сбытовая компания»: <…...> (доверенность от 01.02.2016 № 01-07/16-2/10), <…...> (доверенность от 01.02.2016 № 01-07/16-2/36), <…...> (доверенность  от 01.02.2016    № 01-07/16-2/7)

УСТАНОВИЛА:

В Архангельское УФАС России поступило обращение ОАО «Архангельская сбытовая компания» (далее - АСК, ОАО «Архэнергосбыт») на действия ОАО «Архангельская областная энергетическая компания» (далее -  ОАО «АрхоблЭнерго», Общество, сетевая организация) по вопросу прекращения электроснабжения жилого дома по адресу: Архангельская область, Устьянский район, п. Кизема, ул.Синицкого, д.25, что, по мнению заявителя, является злоупотреблением правом и доминирующим положением.

Как следует из заявления, 03.06.2015 в адрес АСК обратилось ООО «Русэнергосбыт» с просьбой возобновить электроснабжение многоквартирного жилого дома по адресу:  Архангельская область, Устьянский район, п. Кизема, ул.Синицкого, д.25. По данным ООО «Русэнергосбыт» указанный жилой дом отключен со стороны сетевой организации - ОАО «АрхоблЭнерго» без предупреждения.

Между ОАО «АСК» и ООО «Русэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения №6‑00331 от 23.12.2010, в том числе в части поставки электрической энергии в жилой дом по адресу: Архангельская область, Устьянский район, п. Кизема, ул.Синицкого, д.25, принадлежащий на праве собственности ОАО «РЖД» (приложение № 5 к доп. соглашению от 30.04.2014 к договору энергоснабжения № 6-00331 от 23.12.2010).

Сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединен жилой дом, является ОАО «АрхоблЭнерго».

Между ОАО «Архэнергосбыт» и ОАО «Архангельская областная энергетическая компания» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 107-Э от 01.01.2009 (по точке поставки «Жилой дом п. Кизема, ул.Синицкого, д.25»), что подтверждается выпиской из Приложения № 2 к данному договору.

Заявку на ограничение данного объекта ОАО «Архэнергосбыт» в адрес сетевой компании не направляло.

В этой связи, заявитель полагает, что в действия ОАО «АрхоблЭнерго» содержатся признаки нарушения ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В письме, направленном в адрес Архангельского УФАС России (вх. № 4837 от 22.06.2015), Общество сообщило, что 10.04.2013 АСК обратилось с письмом                          № 18-07/18-4/3105 в ОАО «АрхоблЭнерго» о том, что с 15.03.2013 необходимо внести изменения в приложение № 2 к договору  оказания услуг по передаче электрической энергии № 107-Э от 01.01.2009 в части включения точек поставки по потребителям: ООО «Русэнергосбыт» (объекты: п. Кизема, ул.Синицкого, д.25, кв.1 и п. Кизема, ул.Синицкого, д.25, кв.2), <…...>  (объект - п. Кизема, ул.Синицкого, д.25, кв.1) и <…...> (объект - п. Кизема, ул.Синицкого, д.25, кв.2).

Письмом от 03.03.2015 № 18-11/18-4/1642 АСК направило сетевой организации аналогичные требования по тем же точкам поставки, только потребителем надлежало считать ООО «Русэнергосбыт».

По данным Общества ни ОАО «РЖД», ни ООО «Русэнергосбыт» не обращались в адрес сетевой компании с уведомлением о переходе права собственности или возникновении иного права владения и пользования данным объектом. На этом основании Общество направило в адрес АСК отказ от заключения договора на передачу электрической энергии по данному объекту в соответствии с п.4 ст.26 Федерального закона «Об электроэнергетике» и п.27 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861. АСК не обращалось с заявлением о заключении договора на передачу электрической энергии в отношении ОАО «РЖД». На этом основании Общество подачу электрической энергии не осуществляло, расчеты не производило.

В связи с самовольным подключением данного жилого дома неустановленными лицами к электрическом сетям ОАО «АрхоблЭнерго» 26.05.2015 было введено полное ограничение режима потребления на основании п.121 Основных Положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением РФ № 442 от 04.05.2012.

В связи с поступлением 10.06.2015 в адрес ОАО «АрхоблЭнерго» договора, поясняющего права ООО «Русэнергосбыт» на данный дом, был заключен договор на передачу электрической энергии в отношении потребителя  - ООО «Русэнергосбыт» (письмо ОАО «АрхоблЭнерго» от 22.06.2015 № 1004). 11.06.2015 потребителю подано напряжение.

 

В этой связи, определением от 06.10.2015 № 02-04/5784 Архангельским УФАС России возбуждено дело № 71-15.

 

Комиссия, исходя из возражений, представленных ОАО «АрхоблЭнерго» письмом 11.03.2016 № 06-23/494, рассмотрела дело с учетом следующего.

 

Между ОАО «РЖД» и ООО «Русэнергосбыт» действует договор купли-продажи электрической энергии (мощности) в границах Архангельской области № 139/011-Р/107Д-05 от 30.08.2005.

Дополнительным соглашением к договору от 04.03.2013 точки поставки «Жилой дом п. Кизема, ул.Синицкого, д.25, кв.1,2» внесены в договор (приложение№ 3).

Между ОАО «АСК» и ООО «Русэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения       №6-00331 от 23.12.2010.

По данным ООО «Русэнергосбыт» (письмо от 29.12.2015 б/н; вх. 10026 от 29.12.2015) 01.03.2013 последнее письмом от 1-06000/106 обратилось в АСК с просьбой о включении в договор № 6-00331 от 23.12.2010 нового объекта -  2-х квартирного жилого дома в п. Кизема, ул.Синицкого, д.25.

В связи с тем, что точки поставки включаются в договоры энергоснабжения по мере их накопления, точки поставки электрической энергии по жилому дому по адресу: Архангельская область, Устьянский район, п. Кизема, ул.Синицкого, д.25 в договор энергоснабжения № 6-00331 от 23.12.2010 были включены доп. соглашением от 30.04.2014 к договору энергоснабжения №6-00331 от 23.12.2010 (приложение № 5 к соглашению).

То есть, в договор энергоснабжения, заключенный между ОАО «АСК» и ООО «Русэнергосбыт», точки поставки «Жилой дом п. Кизема, ул.Синицкого, д.25» считаются включенными с 30.04.2014.

Между ОАО «Архэнергосбыт и ОАО «Архангельская областная энергетическая компания» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 107-Э от 01.01.2009. Согласно данному договору, точки исполнения услуг (точки поставки) - место поставки в электрической сети, являющееся местом исполнения обязательств по поставке электрической энергии и оказанию услуг по передаче электрической энергии, определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам энергоснабжения, оказания услуг и находящееся в т.ч. на границе балансовой принадлежности электросетевого оборудования Исполнителя и Потребителей Заказчика. Точки исполнения услуг определяются в Приложении № 2 (п. 2.3 договора). Пунктом 8.4 данного договора определено, что в случае расторжения, прекращения и изменения договора энергоснабжения между потребителями и Заказчиком, Приложение № 2 к Договору считается измененным с момента получения Исполнителем соответствующего уведомления Заказчика. Другие изменения и дополнения в Договору действительны только при условии оформления их в письменном виде и подписания обеими сторонами. Приложением № 6 в Договору является регламент взаимодействия Исполнителя и Заказчика при ограничении режима потребления электроэнергии потребителям заказчика и при возобновлении их энергоснабжения.

10.04.2013 АСК обратилось с письмом № 18-07/18-4/3105 в ОАО «АрхоблЭнерго» о том, что с 15.03.2013 необходимо внести изменения в приложение №2  к договору  оказания услуг по передаче электрической энергии № 107-Э от 01.01.2009 в части включения точек поставки по потребителям:  ООО «Русэнергосбыт» (объекты: п. Кизема, ул.Синицкого, д.25, кв.1 и п. Кизема, ул.Синицкого, д.25, кв.2), Лексу А.Н.  (объект - п. Кизема, ул.Синицкого, д.25, кв.1), Петухова И.А. (объект - п. Кизема, ул.Синицкого, д.25, кв.2). По данным АСК указанное письмо было отозвано.

19.01.2015 по точкам поставки: «п. Кизема, ул.Синицкого, д.25, кв.1» и «п. Кизема, ул.Синицкого, д.25, кв.2» представителями ОАО «АрхоблЭнерго» с присутствии представителя Сольвычегодской дистанции гражданских сооружений были проведены внеплановые проверки приборов учета, о чем составлены акты проверки приборов учета, соответственно, № 14-5/15 и № 14-5/16. В актах указано на: «Наличие безучетного потребления в связи с отсутствием договора энергоснабжения».

20.01.2015 ОАО «АрхоблЭнерго» письмом 20.01.2015 № 07-15/57 просило АСК направить ему документы, подтверждающие право собственности или иные законные права владения на ООО «Русэнергосбыт». Вместе с тем, сообщило о том, что потребителем по  точке поставки - п.Кизема, ул.Синицкого, д. 25 является ОАО «РЖД» и направило акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон (ОАО «АрхоблЭнерго» и ОАО «РЖД») от 20.07.2012 № 1-526 В.

02.03.2015 АСК письмом № 18-07/18-04/1513 сообщило ОАО «АрхоблЭнерго» о том, что поставка электроэнергии по данной точке поставки осуществляется в рамках договора энергоснабжения с ООО «Русэнергосбыт».

03.03.2015 АСК письмом № 18-11/18-4/1642 направило изменения в договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 107-Э от 01.01.2009, которые предусматривали  указание в приложении № 2 к названному договору по объектам: п. Кизема, ул.Синицкого, д.25, кв.1 и п. Кизема, ул.Синицкого, д.25, кв.2 одного потребителя - ООО «Русэнергосбыт».

19.03.2015 ОАО «АрхоблЭнерго», руководствуясь п.34 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, письмом № 07-15/57 повторно просило АСК представить документы, подтверждающие право собственности или иные законные права владения на ООО «Русэнергосбыт», а также документы, подтверждающие техприсоединение энергопринимающих устройств к электросетям сетевой организации (акт об осуществлении

технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон) на ООО «Русэнергосбыт».

13.04.2015 ОАО «АрхОблЭнерго» в очередной раз просило АСК направить документы, предусмотренные п.34 Постановления Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 и п.18 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв.  Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004.

26.05.2015 ОАО «АрхоблЭнерго» было введено полное ограничение режима потребления  жилого дома п.Кизема, ул.Синицкого, 25, о чем составлен акт № 14-21/31 от 26.05.2015.

04.06.2015 в  ОАО «АрхоблЭнерго» состоялось совещание по вопросу подключения жилого дома п.Кизема, ул.Синицкого, 25, на котором было решено предоставить в филиал «Котласский» ОАО «АрхоблЭнерго» договор от 30.08.2015 № 39/011-р/Т-05 между ОАО «РЖД» и ООО «Русэнергосбыт».

08.06.2015 состоялось совещание при прокуроре Устьянского района по вопросу электроснабжения указанного жилого дома, на котором представителем ОАО «АрхоблЭнерго» было заявлено о прекращении Обществом бездоговорного потребления в отношении двухквартирного жилого дома. По данному дому было самовольное присоединениие. Кроме того, был сообщено о том, что договор о технологическом присоединении данного объекта к электрическим сетям не заключен. Акт о технологическом присоединении с ОАО «РЖД» не подписан.

При этом, по информации ОАО «АСК» техприсоединение данного жилого дома существует, что подтверждается справками о техприсоединении точек поставки ОАО «РЖД» (2-х квартирный жилой дом, кв.1, кв.2) к сетям ОАО «АрхоблЭнерго», которые, по данным АСК, направлялись в сетевую организацию.

Наличие технологического присоединения жилого дома подтверждается ООО «Русэнергосбыт». Письмом от 12.11.2015 б/н (вх.№ 8961 от 23.11.2015) в доказательство  представило акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон № 1-5268 от 20.07.2012 по этой точке поставки.

ОАО «РЖД» письмом от 12.01.2016 № 5-512-3/11 представлен договор о технологическом присоединении № 04-12/12 НОДЮ 1647 от 12.04.2010 и технические условия на электроснабжение 2-х квартирного жилого дома, расположенного по адресу:  Архангельская область, Устьянский район, п. Кизема, ул.Синицкого, д.25. Представителями ОАО «АрхоблЭнерго» и представителями ОАО «РЖД» 21.12.2010 составлен акт о технологическом присоединении данного объекта к электрическим сетям ОАО «АрхоблЭнерго».

10.06.2015 ОАО «АрхоблЭнерго» был получен договор купли-продажи электрической энергии (мощности), заключенный между ОАО «РЖД» и ООО «Русэнергосбыт», поясняющий права последнего на объект, расположенный по адресу п.Кизема, ул.Синицкого, 25.

В связи с поступлением 10.06.2015 в адрес ОАО «АрхоблЭнерго» договора, поясняющего права ООО «Русэнергосбыт» на данный дом, был заключен договор на передачу электрической энергии в отношении потребителя  - ООО «Русэнергосбыт» (письмо ОАО «АрхоблЭнерго» от 22.06.2015 № 1004).

11.06.2015 после получения подтверждающих документов, потребителю подано напряжение, о чем составлен акт о подключении жилого дома ОАО «РЖД»  № 14-21/192-41 от 11.06.2015. По данным сетевой организации этот акт подтверждает завершение процедуры техприсоедиенния объекта к электрическим сетям Общества (подтверждает подачу напряжения).

Таким образом, прекращение электроснабжения дома по адресу: п.Кизема, ул.Синицкого, 25 вызвано ненадлежащим, по мнению сетевой организации,  техприсоединением жилого дома, соответственно, бездоговорным потреблением электричества, отсутствием документов, подтверждающих право собственности или иные законные права владения на ООО «Русэнергосбыт», как потребителя по указанной точке поставки, иных документов, поясняющих права последнего на объект.

Из письма ОАО «АрхоблЭнерго» от 01.09.2015 № 1463 следует, что полное ограничение режима потребления обосновало пунктом 121 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 №442.

Основные Положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 (далее — Основные положения № 442) устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии.

В соответствии с пунктом 2 Основных положений № 442, установлено, что «бездоговорное потребление электрической энергии» - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.

Пунктом 167 Основных положений № 442 предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

В соответствии с  пунктом 121 Основных положений № 442,  в связи с выявлением факта бездоговорного потребления электрической энергии сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, обязана обеспечить введение полного ограничения режима потребления такого лица в установленном настоящим пунктом порядке.

При выявлении факта бездоговорного потребления сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, составляет в присутствии такого лица или его представителя в соответствии с разделом X настоящего документа акт о неучтенном потреблении электрической энергии, в котором указывает определяемые в соответствии с настоящим пунктом дату и время введения полного ограничения режима потребления в отношении такого лица, а также характеристики энергопринимающих устройств, в отношении которых вводится полное ограничение режима потребления.

При выявлении факта бездоговорного потребления полное ограничение режима потребления вводится незамедлительно, а при необходимости проведения дополнительных мероприятий - не позднее 3 дней со дня выявления такого факта. В случае, если бездоговорное потребление выявлено в отношении лица, потребляющего электрическую энергию, которым или в интересах которого заключен и исполняется договор, обеспечивающий поставку ему электрической энергии (мощности), с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, у которой отсутствует право распоряжения электрической энергией, поставляемой такому лицу, то полное ограничение режима потребления вводится по истечении 30 дней со дня получения таким лицом уведомления сетевой организации, указанного в пункте 57 настоящего документа.

Отмена ограничения режима потребления электрической энергии, введенного в связи с выявлением бездоговорного потребления, выразившегося в потреблении электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии, осуществляется после заключения таким лицом в установленном порядке такого договора.

В отношении энергопринимающих устройств, ограничение режима потребления которыми было введено по причине выявления факта их присоединения к объектам электросетевого хозяйства с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, возобновление режима потребления осуществляется после завершения процедуры их технологического присоединения в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии (мощности), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Ввиду изложенного, сетевая организация в случае выявления факта бездоговорного потребления обязана составить в присутствии такого лица или его представителя акт о неучтенном потреблении электрической энергии.

В материалы по заявлению такой документ не представлен. ОАО «АрхоблЭнерго» сообщило, что им такой документ не составлялся (письмо вх. № 8702 от 13.11.2015).

Из материалов дела следует, что технологическое присоединение данного объекта подтверждается документами, составленными в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).

Материалами дела также подтверждается заключение в установленном порядке договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии для объекта ОАО «РЖД»  - «Жилой дом п. Кизема, ул.Синицкого, д.25».

Следовательно, по мнению Комиссии Управления, у ОАО «АрхоблЭнерго» отсутствовали  основания для признания электропотребления в отношении точки поставки «Жилой дом п. Кизема, ул.Синицкого, д.25» бездоговорным. Соответственно, введение полного ограничения режима потребления, в связи с бездоговорным потреблением, неправомерно.

 

Согласно п. 34 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии»,  утв. Постановлением РФ № 442 от 04.05.2012, Потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), непосредственно, а в случае заключения договора до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, в отношении которых заключается договор, -непосредственно либо через сетевую организацию предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 настоящего документа, кроме прочих, документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электрической энергией указано в заявлении о заключении договора (предоставляются только потребителем, когда он выступает заявителем).

Комиссия Управления отмечает, что данный пункт включен в раздел III Основных положений № 442 «Правила заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, а также условия договоров, заключаемых потребителями (покупателями) с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках», которым регулируются отношения Потребителя и Гарантирующего поставщика при заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и, соответственно, не может быть принят во внимание при урегулировании отношений между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией при заключении договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Следовательно, Комиссия Управления считает, что требование сетевой организацией документов, подтверждающих право собственности или иные законные права владения на ООО «Русэнергосбыт», документов, подтверждающих техприсоединение энергопринимающих устройств к электросетям сетевой организации на ООО «Русэнергосбыт», а также иных документов не предусмотрено п. 34 Основных положений   № 442 при заключении договора (при внесении точек поставки в договор) на оказание услуг на передачу электрической энергии.

 

Пункт 18 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв.  Постановлением Правительства № 861 от 27.12.2004 определяет перечень документов, которые представляются лицом, которое намерено заключить договор на передачу электрической энергии, в том числе в отношении заявителей (потребителей электрической энергии) - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, дата и номер договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии, место нахождения заявителя, место нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор, а также в случае, если в границах балансовой принадлежности помимо энергопринимающих устройств расположены объекты по производству электрической энергии (мощности), - место нахождения таких объектов, а также иные документы. 

При этом стоит обратить внимание на то, что пунктом 8.4 договора оказания услуг по передаче электрической энергии № 107-Э от 01.01.2009 сторонами уже определен порядок внесения изменений в договор, касающихся точек поставок, а именно, в случае изменения договора энергоснабжения между потребителями и Заказчиком, Приложение № 2 (точки поставки) к Договору считается измененным с момента получения Исполнителем соответствующего уведомления Заказчика, т.е. с момента получения Обществом письма АСК от 03.03.2015 № 18-11/18-4/1642.

Соответственно, по мнению Комиссии Управления, ссылка сетевой организации на пункт 18 Правил недискриминационного доступа неправомерна.

Вместе с тем, Комиссия Управления установила, что  письмо АСК от 03.03.2015           № 18-11/18-4/1642 поступило в адрес Общества 04.03.2015, т. е. точки поставки по рассматриваемому объекту считаются включенными в договор 04.03.2015.

Общество отметило, что фактически эти изменения (по Приложению № 2) не подписаны ОАО «АрхоблЭнерго» (подписаны с протоколом разногласий, которые не урегулированы).

Комиссия Управления не принимает довод Общества о том, что эти изменения  действительны только при условии оформления их в письменном виде и подписания обеими сторонами, т. к. в п. 8.4 договора оказания услуг по передаче электрической энергии № 107-Э от 01.01.2009 установлено, что «Другие изменения и дополнения к договору действительны только при условии оформления их в письменном виде и подписания обеими сторонами», т.е. из буквального прочтения п. 8.4 договора очевидно, что только иные изменения, кроме Приложения № 2 (точки поставки), подлежат оформлению в письменном виде и подписанию обеими сторонами.  

При этом,принимается во внимание, что форма уведомления в понятии п.8.4 договора сторонами не установлена, не согласована, поэтому утверждение Общества о том, что письмо от 03.03.2015 № 18-11/18-4/1642 не является надлежащим уведомлением отклоняется.

 

В ходе рассмотрении настоящего дела установлено, что оплата по договору           купли-продажи, заключенному между ОАО «РЖД» и ООО «Русэнергосбыт», по рассматриваемой точке поставки производилась с мая 2015 года. 

Порядок ограничения режима потребления электрической энергии (далее — Регламент взаимодействия) определен Приложением № 6 в договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 107-Э от 01.01.2009, заключенному между АСК и Обществом. Он предусматривает действия сторон, кроме прочего, при выявлении фактов бездоговорного потребления. Им предусмотрено уведомление сетевой организацией Потребителя и Заказчика об основаниях и сроках введения ограничения. (п.3 Регламента взаимодействия).

Такое уведомление сетевой организацией в адрес АСК не направлялось. Соответственно, Обществом нарушено условие договора оказания услуг по передаче электрической энергии № 107-Э от 01.01.2009 в части ненаправления уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления.

Согласно письму АСК от 15.02.2016 № 01-07/18-10, гарантирующий поставщик в соответствии с договором энергоснабжения обязан бесперебойно поставлять электрическую энергию потребителю в нужном объеме и надлежащего качества. АСК действует в интересах потребителя - ООО «Русэнергосбыт», прекращение подачи электроэнергии на объект потребителя по инициативе сетевой организации ущемляет интересы не только потребителя, но и гарантирующего поставщика, поскольку АСК в силу закона обязано принимать все меры для бесперебойной поставки электроэнергии, а введение сетевой организацией его ограничения в отношении добросовестного потребителя дискредитирует гарантирующего поставщика перед потребителем.

Вместе с тем, согласно пункту 30 Основных положений № 442, в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

ООО «Русэнергосбыт» считает, что действиями сетевой организации его интересы также были затронуты. Ему было создано препятствие в осуществлении поставки электрической энергии по договору купли — продажи электрической энергии (мощности) в границах Архангельской области № 139/011-Р/107Д-05 от 30.08.2005, заключенному между ОАО «РЖД» и ООО «Русэнергосбыт».

Учитывая данные обстоятельства, Комиссия Управления делает вывод о том, что  прекращение электроснабжения объекта ОАО «РЖД» привело к ущемлению интересов ООО «Русэнергосбыт» и ОАО «Архангельская сбытовая компания».

 

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условия для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения — отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в т.ч. с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Арбитражным судам предписано в результате системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции исходить из того, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Закона о защите конкуренции необходимо наличие его доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.

Из содержания ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; потребитель – физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.

Федеральным законом «О естественных монополиях» регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в т.ч. в сфере услуг по передаче электрической энергии.

Следовательно, оказание услуг по передаче электрической энергии является деятельностью, осуществляемой хозяйствующим субъектом в условиях естественной монополии, а лицо, оказывающее такие услуги, - субъектом естественной монополии.

В соответствии со сведениями о юридическом лице, опубликованными на сайте http://egrul.nalog.ru/, одним из основных видов деятельности ООО «АрхоблЭнерго» является производство, передача и распределение электроэнергии.

Вместе с тем, Постановлениями Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 16.12.2014 N 69-э/2 и от 23.12.2015 N 79-э/1 для ОАО «АрхоблЭнерго» установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций.

Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, ОАО «АрхоблЭнерго» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Архангельской области, в границах присоединенной сети в силу прямого указания в законе.

Следовательно, при осуществлении деятельности, связанной с передачей и распределением электроэнергии, Общество обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в т.ч. не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, а именно определять, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав (п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30).

В данном случае, ОАО «АрхоблЭнерго» как субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке, неправомерно прекратив подачу электрической энергии потребителю Заказчика по точке поставки «Жилой дома п.Кизема, ул.Синицкого, д.25», действовало за пределами осуществления гражданских прав.

На этом основании, ОАО «АрхоблЭнерго» действия расцениваются как злоупотребление правом и доминирующим положением, что не допускается законом и противоречит действующему законодательству.

Таким образом, своими действиями ОАО «АрхоблЭнерго», выразившимися в незаконном прекращении электроснабжения объекта Потребителя (ООО «Русэнергосбыт») Заказчика (ОАО «Архангельская сбытовая компания»), нарушило пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с тем, что подача электроэнергии на объект «Жилой дом п. Кизема, ул.Синицкого, 25» возобновлена 11.06.2015, Комиссия Управления считает выдачу предписания нецелесообразным.

 

Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 71-15

 

 Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать со стороны ОАО «Архангельская областная энергетическая компания» нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в экономически или технологически не обоснованном сокращении или прекращении производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, а именно: в незаконном прекращении электроснабжения жилого дома по адресу Архангельская область, Устьянский район, п. Кизема, ул. Синицкого, д.25, что привело к ущемлению интересов ОАО»Архангельская сбытовая компания» и ООО «Русэнергосбыт».

2.  Предписание не выдавать, т. к. подача электроэнергии возобновлена.

3. Передать материалы дела № 71-15 должностному лицу Архангельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Архангельская областная энергетическая компания» и должностных лиц Общества дел об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель комиссии

 

Д.В. Бугаев

 

Члены комиссии

 

Т.А. Спирина

 

 

 

Т.В.Нестеренко

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия или выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны