Решение №02-04 1211 Решение 77-15 от 17 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 77-15

 

Ответчик:

ООО ПК «Энергия Севера»

Юридический адрес:

163039, г. Архангельск, ул. 3‑я линия, д.46, корп.3, офис 3

Фактический адрес:

163069, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д.81, офис 703

Тел./факс: 63-90-30

energia.severa@gmail.ru

 

Заинтересованное лицо:

ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2»

150040, г. Ярославль, пр. Октября, д.42

в лице Главного управления ОАО «ТГК‑2» по Архангельской области

163060, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д.10

Тел.46-30-76

arh@tgc-2.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

                                                                                                                                      г. Архангельск

Резолютивная часть решения объявлена 09.03.2016 г.

Решение изготовлено в полном объёме 17.03.2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия Управления) в составе:

 

Председатель Комиссии

-

Бугаев Д.В.

- Руководитель Архангельского УФАС России;

Члены Комиссии

-

Спирина Т.А.

- Заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России;

 

-

Нестеренко Т.В.

- Главный специалист–эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России,

рассмотрев дело № 77-15 по признакам нарушения

ООО ПК «Энергия Севера» (ИНН 2901248674)

юридический адрес: 163039, г. Архангельск, ул. 3‑я линия, д.46, корп.3, офис 3

(наименование организации / Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которой возбуждено дело, адрес)

п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в экономически или технологически не обоснованном сокращении или прекращении производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, а именно: в незаконном прекращении в июне 2015 г. подачи тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в жилых домах и социальных объектах, расположенных в пос. Талаги, без соответствующего уведомления, в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения настоящего дела

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступило заявление ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее — ОАО ТГК‑2») на действия ООО ПК «Энергия Севера» по прекращению подачи тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения жилых домов и социальных объектов, расположенных в пос. Талаги, без соответствующего уведомления об этом, что, по мнению заявителя, является злоупотреблением правом и доминирующим положением.

Как следует из заявления, в адрес Главного управления ОАО «ТГК‑2» по Архангельской области поступили жалобы от ООО «Управляющая компания «ЕвроСервис» и МДОУ «Талажская средняя школа» об отсутствии горячего водоснабжения (ГВС) в жилых домах, детском саду и школе, расположенных в пос. Талаги (письма в адрес ОАО «ТГК‑2»: от ООО «УК «ЕвроСервис» от 18.05.2015 № 130, от МДОУ «Талажская средняя  школа» от 18.05.2015 № 185).

В соответствии с заключенными договорами теплоснабжения, ОАО «ТГК‑2» осуществляет поставку тепловой энергии потребителям МО «Талажское», объекты которых подключены от котельной пос. Талаги, 21А и котельной ООО «РН Архангельскнефтепродукт» (пос. Талаги, 30).

В этих целях между ООО ПК «Энергия Севера» (Продавец) и ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (Покупатель) заключен Договор купли‑продажи тепловой энергии № 000376‑2000/ДогЭСД15 от 26 февраля 2015 г., в соответствии с которым Продавец обязуется поставлять Покупателю тепловую энергию, произведенную как на арендуемых источниках (котельная пос. Талаги, 21А), так и приобретенную у третьих лиц (котельная ООО «РН Архангельскнефтепродукт» (п. Талаги, 30)).

В соответствии с пп. 2.1.1‑2.1.3 указанного договора, ООО «ПК «Энергия Севера» обязано поставлять ООО «ТГК‑2» в точки поставки тепловую энергию и теплоноситель для нужд потребителей Покупателя:

- для нужд отопления потребителей — в течение всего отопительного сезона, сроки которого ежегодно определяются в соответствии с нормативно‑правовыми актами органа местного самоуправления;

- для нужд горячего водоснабжения потребителей — круглогодично. Допускаются перерывы в поставке тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в межотопительный сезон для проведения ремонтно‑профилактических работ, проводимых на соответствующем тепловом оборудовании и тепловых сетях Продавца и (или) третьих лиц, у которых Продавец приобретает тепловую энергию и теплоноситель для исполнения договора, в соответствии с графиком ремонтно‑профилактических работ, разработанным Продавцом и согласованным с органом местного самоуправления.

Тепловая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи горячей воды в жилые дома и социально значимые объекты, прекращение ее поставки исключает возможность надежного и качественного теплоснабжения потребителей, своевременно и добросовестно оплачивающих потребляемые ресурсы на длительный период времени. Прекращение подачи тепловой энергии со стороны ООО ПК «Энергия Севера» приводит к нарушению теплоснабжения жителей пос. Талаги, добросовестно оплачивающих потребляемые коммунальные ресурсы, в т.ч. потребителей ОАО «ТГК‑2».

Согласно ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц с намерением причинить вред другому лицу, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Аналогичное положение содержится в ст. 10 Закона о защите конкуренции, запрещающей действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Вместе с тем, нормами жилищного законодательства (ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ) закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированном Конституцией Российской Федерации.

Поэтому граждане, потребляющие тепловую энергию для бытовых нужд, относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке, в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (п. 122).

Таким образом, действия ООО ПК «Энергия Севера» по прекращению подачи тепловой энергии для нужд ГВС жилых домов и социальных объектов, расположенных в пос. Талаги, можно расценивать как злоупотребление правом и доминирующим положением, что недопустимо.

 

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условия для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения — отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в т.ч. с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Арбитражным судам предписано в результате системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции исходить из того, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Закона о защите конкуренции необходимо наличие его доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.

Из содержания ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; потребитель – физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.

Федеральным законом «О естественных монополиях» регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в т.ч. в сфере услуг по передаче тепловой энергии.

Следовательно, оказание услуг по передаче тепловой энергии является деятельностью, осуществляемой хозяйствующим субъектом в условиях естественной монополии, а лицо, оказывающее такие услуги, - субъектом естественной монополии.

В соответствии со сведениями о юридическом лице, опубликованными на сайте http://egrul.nalog.ru/, основным видом деятельности ООО ПК «Энергия Севера» является деятельность по обеспечению работоспособности котельных; дополнительными видами деятельности — деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей, передача пара и горячей воды (тепловой энергии), деятельность по обеспечению работоспособности тепловых электростанций, управление эксплуатацией жилого фонда, производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), управление недвижимым имуществом, управление эксплуатацией нежилого фонда, производство пара и горячей воды (тепловой энергии), производство, передача и распределение электроэнергии, деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, передача электроэнергии, деятельность по обеспечению работоспособности прочих электростанций и промышленных блок‑станций.

Вместе с тем, Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.12.2014 № 72‑т/32 Обществу установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО ПК «Энергия Севера» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Приморский муниципальный район».

Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, ООО ПК «Энергия Севера» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в силу прямого указания в законе. Следовательно, при осуществлении деятельности, связанной с производством и передачей тепловой энергии, Общество обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в т.ч. не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

При указанных обстоятельствах, Архангельское УФАС России Определением от 30.10.2015 № 02‑04/6238 возбудило дело № 77‑15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО ПК «Энергия Севера».

 

Комиссия Управления, в отсутствие возражений на заключение Архангельского УФАС России об обстоятельствах дела № 77‑16 от 09.02.2016 № 02‑04/764, рассмотрела дело с учетом следующего.

 

В силу п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, применяются правила, предусмотренные статьями 539‑547 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии со ст. 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

 

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием функционированием и развитием таких систем, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, сетевых организаций, установлены Федеральным законом от 27.06.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении).

Порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров устанавливают Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее — Правила № 808).

Теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) (п. 11 ст. 2 Закона о теплоснабжении).

Потребитель тепловой энергии (далее - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (п. 9 ст. 2 Закона о теплоснабжении).

В соответствии со ст. 3 Закона о теплоснабжении одним из основных принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

Согласно ст. 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

П. 20 Правил № 808 установлено, что по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.

Основания ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям перечислены в п. 76 Правил № 808, это, в т.ч.: неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок.

В силу п. 77 Правил № 808 порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии определяется договором теплоснабжения с учетом положений Правил № 808.

На основании п. 78 Правил № 808 предварительное направление теплоснабжающей организацией соответствующего уведомления является обязательным.

В соответствии с п. 92 в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем 1 период платежа, установленный этим договором, а также в случае нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

При этом, до введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения 2-го периода платежа или в случае неустранения нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок. При задержке платежей или неустранении нарушений в установленный срок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя не менее чем за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры (п. 93 Правил № 808).

Пунктом 95 Правил № 808 установлено, что в отношении социально значимых категорий потребителей применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. В отношении таких потребителей в обязательном порядке в договоре теплоснабжения определяются режимы введения ограничений.

К социально значимым категориям потребителей (объектам потребителей) относятся, в том числе учебные заведения начального и среднего образования (один из заявителей).

Специальный порядок ограничения (прекращения) теплоснабжения социально значимых категорий потребителей применяется в отношении тех объектов потребителей, которые используются для непосредственного выполнения социально значимых функций.

В соответствии с пунктами 95, 96 Правил № 808 в отношении объектов, принадлежащих социально значимым категориям потребителей, используемых для непосредственного выполнения социально значимых функций, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, детально урегулированный в пункте 97 Правил № 808 и предусматривающий, помимо прочего, неоднократное уведомление абонента о предстоящем введении ограничения энергопотребления. В отношении таких потребителей в обязательном порядке в договоре теплоснабжения определяются режимы введения ограничений.

В отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354).

Согласно п. 2 ч. 1 Правил № 354:

Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

Потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Правила приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг обозначены в главе XI Правил № 354.

При ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

В соответствии с п. 115 Правил № 354, Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя (п. 117 Правил № 354).

В пункте 119 Правил № 354 указано, что исполнитель приостанавливает предоставление коммунальной услуги, в случае ее неполной оплаты, после письменного предупреждения (уведомления) потребителя‑должника.

Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 Правил № 354.

Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:

а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Вместе с тем, согласно п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям‑потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно‑энергетических ресурсов, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации‑потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно‑энергетические ресурсы, организация‑потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно‑энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

В силу специфики и интересов сторон договор на поставку энергоресурсов заключается не с гражданами‑потребителями, а с обслуживающими организациями (исполнителями), однако гражданин, использующий тепловую энергию для бытовых нужд, становится абонентом энергоснабжающей организации вне зависимости от наличия между ними письменного договора. Прекращение подачи горячей воды в жилой фонд без согласия проживающих в нем граждан нарушает их права как потребителей услуг, и является неправомерным.

Действия энергоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям‑потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно‑энергетические ресурсы, ведут к нарушению прав граждан на получение коммунальных услуг.

Тепловая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи горячей воды в жилые дома и социально значимые объекты, прекращение ее поставки исключает возможность надежного и качественного теплоснабжения потребителей, добросовестно и своевременно оплачивающих потребляемые ресурсы на длительный период времени. Прекращение подачи тепловой энергии со стороны ООО ПК «Энергия Севера» приводит к нарушению теплоснабжения таких потребителей.

В силу положений ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в т.ч. в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. В силу статьи 3 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в т.ч. в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным кодексом, другими федеральными законами. Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ (ст. 40).

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» от 02.07.2009 № 14 отмечается, что принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в т.ч. в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано в правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации.

Согласно п. 121 Правил № 354, ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

Действия по ограничению или приостановлению коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 122 Правил № 354).

Следовательно, граждане, потребляющие тепловую энергию для бытовых нужд, относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке.

 

Письмами № 814 от 20.11.2015 и № 545 от 21.07.2015 ООО ПК «Энергия Севера» пояснило следующее.

ООО ПК «Энергия Севера» и ОАО «ТГК‑2» имеют договорные отношения по поставке тепловой энергии. Покупателем по договору является ОАО «ТГК‑2». Оплата за поставленную тепловую энергию должна осуществляться в соответствии с тарифами, утвержденными Агентством по тарифам и ценам Архангельской области от 19.12.2014 № 72‑т/32.

Выполняя свои обязательства как теплоснабжающая организация и поставщик тепловой энергии жителям и прочим потребителям, расположенным на территории МО «Талажское», и неся значительные финансовые затраты при несвоевременной оплате задолженности ОАО «ТГК‑2», ООО ПК «Энергия Севера» не имело возможности осуществлять горячее водоснабжение в пос. Талаги в июне 2015 г. Задолженность ОАО «ТГК‑2» за оказанные услуги по теплоснабжению перед ООО ПК «Энергия Севера» составляла: на 30.04.2015 — 13 602 798,83 руб.; на 31.05.2015 — 4 088 868,17 руб.

В настоящее время ситуация с систематическими неплатежами со стороны ОАО «ТГК‑2» также имеет место. Судебные процессы проводят к затягиванию времени оплаты, что является злоупотреблением правом со стороны ОАО «ТГК‑2».

После оплаты за поставленную тепловую энергию ОАО «ТГК‑2» 01.07.2015, горячее водоснабжение в жилых домах и социально значимых объектах, расположенных в пос. Талаги, возобновлено с 01.07.2015, а на Нефтебазе МО «Талажское» - с 10.07.2015.

 

В ответ на запрос Управления от 04.12.2015 № 02‑03/6863 МБОУ «Талажская средняя школа» сообщило, что 18.05.2015 сотрудниками учреждения было обнаружено отключение от горячего водоснабжения (подачи тепловой энергии) зданий школы МБОУ «Талажская средняя школа», структурного подразделения «Детский сад пос. Талаги» и «Пришкольный интернат», расположенных по адресам: Архангельская обл., Приморский район, пос. Талаги, д.29 и д.28, соответственно.

18.05.2015 по данному факту Учреждением было направлено письмо № 185 о даче пояснений о причине отключения социально значимых учреждений от горячего водоснабжения без предварительного предупреждения, а также восстановлении потребления ресурса.

25.05.2015 от ОАО «ТГК‑2» был получен ответ № 2000‑211/002451 о том, что в связи с отсутствием горячего водоснабжения в пос. Талаги Учреждением в адрес ООО ПК «Энергия Севера» направлено требование о незамедлительном восстановлении горячего водоснабжения МБОУ «Талажская средняя школа», а также об обращении ГУ ОАО «ТГК‑2» по Архангельской области в Прокуратуру г. Архангельская с заявлением о проведении проверки в отношении ООО ПК «Энергия Севера» по факту прекращения подачи тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения.

Фактически подача тепловой энергии отсутствовала в период с 18.05.2015 по 20.06.2015. Отсутствие подачи тепловой энергии привело к возникновению трудностей при соблюдении режима питания и санитарного режима в здании школы, структурных подразделениях «Детский сад пос. Талаги» и «Пришкольный интернат», а также дополнительным расходам Учреждения, связанным с экстренным приобретением и установкой водонагревателей.

Из информации, поступившей от ООО «Управляющая компания «ЕвроСервис» в ответ на запрос Управления от 04.12.2015 № 02-03/6864, касающейся существа настоящего дела, следует, что в связи с отсутствием горячего водоснабжения в пос. Талаги в адрес ООО ПК «Энергия Севера» от ОАО «ТГК‑2» направлено требование о незамедлительном восстановлении горячего водоснабжения жилых домов в пос. Талаги.

Вместе с тем, ГУ ОАО «ТГК‑2» по Архангельской области обратилось с Прокуратуру г. Архангельска с заявлением о проведении проверки в отношении ООО «ПК «Энергия Севера» по факту прекращения подачи тепловой энергии для нужд водоснабжения. 

Из письма Приморской межрайонной прокуратуры от 01.07.2015 № 523ж‑2015 в адрес ООО «Управляющая компания «ЕвроСервис» следует, что в ходе проведенной прокуратурой проверки в действиях ООО ПК «Энергия Севера» выявлены нарушения требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении», Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. По фактам выявленных нарушений 30.06.2015 в адрес генерального директора ООО ПК «Энергия Севера» было вынесено представление об устранении нарушений закона.

 

В свою очередь, ОАО «ТГК‑2» пояснило, что наличие или отсутствие задолженности Общества по договору купли‑продажи тепловой энергии № 000376‑2000ДогЭДС15 от 15.02.2015, по мнению Общества, не может влиять на результаты рассматриваемого дела по незаконному прекращению в июне 2015 г. тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в жилых домах, социальных объектах, расположенных в пос. Талаги, без соответствующего уведомления, поскольку наличие или отсутствие задолженности ОАО «ТГК‑2» напрямую зависит от платежеспособности конечных потребителей, дополнительных источников финансовых средств у ОАО «ТГК‑2» отсутствуют, тем самым исполнение договора купли‑продажи тепловой энергии напрямую связано с платежеспособностью населения и других потребителей тепловой энергии.

Поступающие денежные средства от потребителей в дальнейшем формируются на первоочередные и текущие обязательства. Первоочередными платежами являются, в том числе, платежи в рамках исполнительного производства, судебных споров.

Таким образом, если ответчик по делу считает, что наличие задолженности могло или может повлиять на его обязательства по недопущению прекращения подачи тепловой энергии до потребителей — население, социальные объекты, в таком случае ответчик должен доказать, что предпринял все возможные меры по недопущению такого ограничения, в т.ч., что взыскание в судебном порядке такой задолженности невозможно или не предусмотрено законом или договором, заключенным между ОАО «ТГК‑2» и ООО ПК «Энергия Севера».

В связи с этим, ОАО «ТГК‑2» считает несостоятельной ссылку ООО ПК «Энергия Севера» на прекращение подачи тепловой энергии до потребителей вследствие наличия задолженности по договору купли‑продажи тепловой энергии № 000376‑2000ДогЭДС15 от 15.02.2015 несостоятельной, что также не может являться в качестве доказательства по делу.

Со своей стороны ООО ПК «Энергия Севера» заявило об отсутствии правовых оснований (со ссылкой на действующее законодательство) прекращения подачи тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в жилые дома и социальные объекты, расположенные в пос. Талаги (письмо ООО ПК «Энергия Севера» от 03.02.2016 № 988). Кроме того, соответствующих доказательств уведомления Обществом о введении ограничения подачи тепловой энергии потребителя‑должника надлежащим образом (с приложением подтверждающих документов) со стороны ООО ПК «Энергия Севера» в Архангельское УФАС России представлено не было.

 

Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, а именно определять, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав (п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30).

Действующим законодательством закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с конституционным правом граждан на жилище.

В данном случае, ООО ПК «Энергия Севера» как субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке, неправомерно прекратив подачу тепловой энергии потребителям, действовало за пределами осуществления гражданских прав.

В письме, направленном в адрес Архангельского УФАС России (вх. № 5685 от 21.07.2015), ООО ПК «Энергия Севера» сообщило, что ОАО «ТГК‑2» имеет задолженность перед Обществом за оказанные услуги по теплоснабжению: по состоянию на 30.04.2015 такая задолженность составляла 13 602 798,83 рубля, по состоянию на 31.05.2015 — 4 088 868,17 рублей. В связи с этим Общество не имело финансовой возможности осуществлять горячее водоснабжение на территории МО «Талажское» в июне 2015 года.

После оплаты за поставленную тепловую энергию ОАО «ТГК‑2» 01 июля 2015 года, горячее водоснабжение возобновлено в пос. Талаги МО «Талажское» с 01.07.2015, а на Нефтебазе МО «Талажское» с 10.07.2015.

При этом, ссылка ООО ПК «Энергия Севера» на то, что ОАО «ТГК‑2» имеет задолженность перед Обществом за оказанные услуги по теплоснабжению не свидетельствует о правомерности осуществления действий по прекращению поставки ресурса.

В данном случае ООО ПК «Энергия Севера» выбран ненадлежащий способ защиты права: его действия по непоставке (ограничению, прекращению поставки) ресурса не являются обоснованными, связаны с возникновением неблагоприятный последствий для потребителей. Спор хозяйствующих субъектов не должен нарушать права граждан, добросовестно оплачивающих коммунальные платежи. Данных о том, что таких граждан не имеется, ООО ПК «Энергия Севера» в Архангельское УФАС России не представлено.

Кроме того, в нарушение норм действующего законодательства и Договора купли‑продажи тепловой энергии № 000376‑2000/ДогЭСД15 от 26 февраля 2015 г., ООО ПК «Энергия Севера» произвело прекращение подачи тепловой энергии для нужд ГВС без соответствующего уведомления. Доказательств обратного со стороны ООО ПК «Энергия Севера» в Управление не представлено.

ООО ПК «Энергия Севера» является теплоснабжающей организацией для потребителей — жителей, проживающих в домах, находящихся под управлением ООО «УК «ЕвроСервис», а также МДОУ «Талажская средняя школа». При этом для собственных нужд тепловую энергию в виде горячего водоснабжения данная организация не использует.

На этом основании, действия ООО ПК «Энергия Севера» расцениваются как злоупотребление правом и доминирующим положением, что не допускается законом и противоречит действующему законодательству.

Таким образом, Комиссия Управления считает, что своими действиями ООО ПК «Энергия Севера», выразившимися в незаконном прекращении подачи тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в жилых домах и социальных объектах, расположенным в пос. Талаги, без соответствующего уведомления, нарушило пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь статьей 23, часть. 1 статьи 39, частями 1‑4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО ПК «Энергия Севера» факт нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном прекращении в июне 2015 г. подачи тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в жилых домах и социальных объектах, расположенных в пос. Талаги, без соответствующего уведомления;

2. Предписание в адрес ООО ПК «Энергия Севера» не выдавать по причине возобновления горячего водоснабжения в пос. Талаги МО «Талажское» и на Нефтебазе МО «Талажское»;

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель комиссии

 

Д.В. Бугаев

 

Члены комиссии

 

Т.А. Спирина

 

 

 

Т.В. Нестеренко

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны