Решение №02-04-1235 Решение 15-15 от 18 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 15-15

 

АО «Котласский

 электромеханический завод»

165300, г. Котлас,

ул. Кузнецова, д. 20

 

Заинтересованные лица:

ИП Палкин Андрей Васильевич

165300, г. Котлас,

ул. К. Маркса, д. 7, оф. 218

факс (81837)20054

corona1967@inbox.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

18 марта 2016 год                                                                                                    г. Архангельск     

 

Резолютивная часть решения объявлена 17.03.2016.

Решение изготовлено в полном объёме 18.03.2016.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель

-

Бугаев Д.В.

– руководитель Архангельского УФАС России;

Член комиссии

-

Спирина Т.А.

– заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России;

Член комиссии

-

Воробьева Е.Н.

– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России.

рассмотрев дело № 15-15 по признакам нарушения

АО «Котласский электромеханический завод»

(165300, г. Котлас, ул. Кузнецова, д. 20)

части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям объекта ИП Попова А.В. по договору от 24.05.2014 № 10Т/55 в отсутствие утвержденного Агентством по тарифам и ценам Архангельской области тарифа, без участия в заседании представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

В Архангельское УФАС России обратился ИП Палкин Андрей Васильевич с заявлением на действия АО «Котласский электромеханический завод» по нарушению, по мнению заявителя, порядка ценообразования при установлении платы за технологическое присоединение объекта заявителя.

18.02.2014 ИП Палкин А.В. подал заявку в АО «Котласский электромеханический завод» на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств общей мощностью 5000 кВт для электроснабжения жилых многоквартирных домов, возводимых в жилом квартале № 11 г. Котласа.

Письмом от 13.03.2014 Общество направило заявителю технические условия на присоединение.

Письмом от 08.05.2014 № ПИ-N-08-188 предприниматель обратился в Общество с просьбой направить в его адрес договор на технологическое присоединение, согласно выданным техническим условиям.

16.05.2014 письмом № 12/15 Общество обратилось в Агентство по тарифам и ценам Архангельской области с заявлением об установлении размера платы за технологическое присоединение к КПП АО «КЭМЗ» энергопринимающих устройств ИП Палкина А.В.

24.05.2014 между Обществом и заявителем заключен договор на технологическое присоединение № 10Т/55.

Пунктом 3.1 указанного договора установлен размер платы за технологическое присоединение в сумме 2 031 960 руб.

Пунктом 3.3 договора определено, что размер платы за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства установлен в соответствии с Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26.12.2012 № 99-э/2. Вместе с тем, указанное постановление признано утратившим силу с 01.01.2014.

Таким образом, на дату подписания вышеуказанного договора размер платы за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ОАО «КЭМЗ» уполномоченным органом установлен не был.

Письмом от 11.03.2015 № 313/571 Агентство по тарифам и ценам Архангельской области подтвердило, что применение для расчета платы за технологическое присоединение стандартизированных ставок, утвержденных правовым актом утратившим силу, недопустимо.

Приказом от 23.05.2015 № 135 Архангельским УФАС России в отношении                           АО «Котласский электромеханический завод» возбуждено дело № 15-15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям объекта ИП Попова А.В. по договору от 24.05.2014 № 10Т/55 в отсутствие утвержденного Агентством по тарифам и ценам Архангельской области тарифа.

Факты, изложенные в заявлении ИП Палкина А.В., были предметов рассмотрения в Арбитражном суде Архангельской области по делу А05-274/2015. В связи с чем, в период с 17.04.2014 по 19.02.2016 рассмотрение дела по существу было приостановлено.

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

АО «Котласский электромеханический завод» является коммерческой организацией, созданной в соответствии с действующим законодательством РФ, зарегистрировано Межрайонной ИФНС № 1 по Архангельской области и НАО (ОГРН 1102904000220).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка. Данная позиция подтверждена Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.09.2009 № 6057/09, от 15.05.2011 № 16008/10.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Процедура технологического присоединения объектов заявителей к электрическим сетям определена Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Нормы Правил технологического присоединения являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Закона о защите конкуренции необходимо наличие его доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.

Согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147‑ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Следовательно, оказание услуг по передаче электрической энергии является деятельностью, осуществляемой хозяйствующим субъектом в условиях естественной монополии, а лицо, оказывающее такие услуги, - субъектом естественной монополии.

Общество в 2013-2014 годах являлось сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, в т.ч. услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Таким образом, АО «КЭМЗ» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в силу прямого указания в законе.

Согласно абз. 4 п. 17 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Пунктом 30 Правил технологического присоединения установлено, в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.

Из пункта 30.1. Правил технологического присоединения следует, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы).

Сетевая организация уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их направления (п. 30.2 Правил).

Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы (п. 30.3 Правил).

Сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.

АО «КЭМЗ» обратилось в Агентство по тарифам и ценам Архангельской области с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение 16.05.2014. Однако, не дождавшись решения агентства, Общество заключило договор с ИП Палкиным А.В. по тарифам, утвержденным Постановлением Агентства по тарифам и ценам от 26.12.2012 № 99-э/2, утратившим силу с 01.01.2014.

Таким образом, АО «КЭМЗ» в нарушение порядка установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, заключило договор в отсутствие утвержденных тарифов, что является нарушением Правил технологического присоединения.

Агентство по тарифам и ценам Архангельской области Постановлением от 29.12.2014 № 77-э/58 утвердило размер платы за технологическое присоединение электроустановок               ИП Палкина А.В. к электрически сетям АО «КЭМЗ». Однако Общество обжаловало их в Арбитражный суд Архангельской области, который решением от 12.05.2015 по делу                      № А05-1323/2015 признал указанное постановление недействительным (решение вступило в законную силу 02.09.2015).

ИП Палкин А.В. обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к         АО «КЭМЗ», в соответствии с которым просил суд:

1. Признать недействительными условия пунктов 3.1., 3.2., 3.3. раздела 3, абзаца 1 и абзаца 4 пункта 4.7 раздела 4, а также приложение № 1 договора об осуществлении технологического

присоединения к объектам электросетевого хозяйства ОАО «КЭМЗ» № 10Т/55 от 24.05.2014;

2. Применить последствия недействительности условий п.3.1., 3.2., 3.3. раздела 3, абзаца 1 и абзаца 4 пункта 4.7 раздела 4, а также приложение № 1 договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства            АО «КЭМЗ» № 10Т/55 от 24.05.2014;

3. Обязать АО «КЭМЗ» заключить дополнительное соглашение № 1 от 30.12.2014 к договору об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства АО «КЭМЗ» № 10Т/55 от 24.05.2014 в редакции истца;
            При обращении в суд с иском, истец в обоснование заявленного требования ссылался на то, что тариф на присоединение, указанный сторонами в договоре, не подлежит применению, в связи с тем, что тариф на технологическое присоединение установлен постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.12.2014 № 77-э/58 «Об установлении платы за технологическое присоединение электроустановок индивидуального предпринимателя Палкина Андрея Васильевича к электрическим сетям ОАО «КЭМЗ».

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28.12.2015 по делу № А05-274/2015 в удовлетворении иска ИП Палкину А.В. было отказано. В мотивировочной части решения суд указал, что в отсутствие существенного условия в виде размера платы за технологическое присоединение, договор об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства ОАО «КЭМЗ» № 10Т/55 от 24.05.2014 является незаключенным (решение обжаловано не было).

Как следует из пояснений АО «КЭМЗ», представленных в Управление письмом от 03.03.2016 № 33п/12, в настоящее время договорные отношения между Обществом и                     ИП Палкиным А.В. по технологическому присоединению электрическим сетям отсутствуют.

Кроме того, письмом Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.08.2014 № 313/2520 по вопросу прекращения регулируемой деятельности по оказанию услуг по передаче электроэнергии АО «КЭМЗ» уведомлен, что тарифы на 2015 год предприятию устанавливаться не будут. Общество не внесено в перечень организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, которым, согласно Постановлению АТЦ от 29.12.2014 № 77э/4, установлен тариф на 2015 год. Предприятие не обращалось в уполномоченный орган за установлением тарифов на передачу электроэнергии на 2016 год, о чем свидетельствует отсутствие организации в перечне сетевых компаний, определенных Постановлением АТЦ от 30.12.2015 № 84-э/7.

В связи с указанными обстоятельствами, с января 2015 года АО «КЭМЗ» утратило статус сетевой организации, а следовательно, к нему не применимы положения Правил технологического присоединения, в части обязанности осуществить технологическое присоединение к своим электросетям. Следовательно, на Общество не распространяется запрет, установленный статьей 10 Закона о защите конкуренции, в виду отсутствия доминирующего положения.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Архангельского УФАС России делает вывод об отсутствии в действиях АО «КЭМЗ» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

Р Е Ш И Л А:

 

Производство по делу № 15-15, возбужденному в отношении АО «Котласский электромеханический завод», прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель комиссии

 

Д.В. Бугаев

Член комиссии

 

Т.А. Спирина

Член комиссии

 

Е.Н. Воробьева

 

Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны