Решение №02-04/1509 Решение по делу 33-12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

25 марта 2013 г.                                                                                                           г. Архангельск

Резолютивная часть решения объявлена 12.03.2013 г.

Решение изготовлено в полном объёме 25.03.2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), в составе:

Председатель

-

Д.В. Бугаев

Руководитель Архангельского УФАС России;

Члены комиссии

-

Ю.Г. Цакулов

Заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России;

 

-

Т.В. Нестеренко

Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России;

 

-

А.С. Куницын

Специалист‑эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России,

в присутствии представителя МУП «Северодвинский специализированный комбинат ритуальных услуг» <…> (по доверенности <…>), рассмотрев дело № 33‑12 по признакам нарушения:

МУП «Северодвинский специализированный комбинат ритуальных услуг»

(МУП «ССКРУ») (ИНН 2902003356)

(164500, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Георгия Седова, д. 18)

(наименование организации (органа), Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, адрес ответчика (ов) по делу)

пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, в т.ч. прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами или судебными актами требования о передаче финансовых средств, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, а именно: в выставлении необоснованных требований по оплате услуг по подготовке тела к захоронению, а также обуславливая возможность предоставления траурного зала для прощания заказом услуги «Подготовка тела к захоронению» только в МУП «Северодвинский специализированный комбинат ритуальных услуг», тем самым ущемляет интересы других лиц, руководствуясь частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступили обращения <…>, <…> и <…>, связанные с неправомерными, по мнению заявителей, действиями МУП «Северодвинский специализированный комбинат ритуальных услуг» (далее – МУП «ССКРУ») по навязыванию комплекса работ по подготовке тела к захоронению при предоставлении траурного зала для прощания.

Заявители осуществляли оформление заказов на оказание ритуальных услуг в МУП «ССКРУ», а именно услуг по подготовке тела к захоронению (заказчик <…> по счету‑заказу № <…>, заказчик <…> по счету‑заказу № <…>). Заявители сообщили, что МУП «ССКРУ» обусловило возможность предоставления траурного зала для прощания только при заказе услуги по подготовке тела к захоронению в МУП «ССКРУ». В иных случаях зал для прощания не предоставляется. Заявители указали, что сотрудниками ГБУЗ АО «Бюро судебно‑медицинской экспертизы» (далее - ГБУЗ АО «БСМЭ») разъяснялось, что услуги по подготовке тела к похоронам входят в обязанности санитаров судебно‑медицинского морга и могут быть оказаны бесплатно.

Распоряжением Мэра МО «Северодвинск» № 97р от 03.03.2006 (в ред. Распоряжения мэра Северодвинска от 07.12.2006 № 536р) утвержден Порядок взаимодействия учреждений здравоохранения и МУП «ССКРУ» по вопросам похоронного дела (далее – Порядок). Указанный Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8‑ФЗ «О погребении и похоронном деле», определяющим основы похоронного дела в Российской Федерации, а также действующими в сфере похоронного дела нормативными правовыми актами Российской Федерации и Архангельской области.

Из смысла данного Порядка следует, что услуги и работы, связанные с организацией и подготовкой тел умерших к погребению, входят в должностные обязанности работников патологоанатомических отделений и осуществляются муниципальными учреждениями здравоохранения.

Названные услуги могут включать в себя:

реставрацию - восстановление внешнего облика (частей тела) умершего;

бальзамирование - полная или частичная обработка тела умершего специальными составами с целью сохранения до момента захоронения;

санитарную обработку - приведение тела умершего (в том числе гигиеническими средствами) в безопасное для окружающих состояние, в том числе дезодорация тела;

косметическую обработку - обработка открытых частей тела умершего (в том числе косметическими средствами) с целью придания узнаваемого прижизненного облика.

Услуги реставрации, бальзамирования, санитарной и косметической обработки тел умерших осуществляются в муниципальных учреждениях здравоохранения, а иные услуги по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тел (останков) умершего на кладбище; погребение - оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (п. 1.3 Порядка).

Работы, связанные с организацией и подготовкой тел умерших к погребению, входящие в должностные обязанности работников патологоанатомических отделений учреждений здравоохранения, выполняются на бесплатной основе (п. 1.4 Порядка).

В отношении тел умерших, сохранение и исследование которых для учреждения здравоохранения является обязательным, работниками патологоанатомического отделения в соответствии с их должностными обязанностями выполняются на бесплатной основе следующие виды работ:

регистрация приема и выдачи в установленном порядке тел умерших;

обмывание тела (в случае проведенного вскрытия);

одевание умершего;

укладывание тела в гроб (п. 3.4 Порядка).

После установления причин смерти и оформления врачебного свидетельства о смерти в соответствии с пожеланиями супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего могут предоставляться дополнительные услуги по реставрации, бальзамированию, санитарной и косметической обработке тел умерших, а также иные услуги, связанные с подготовкой тел умерших к погребению (п. 3.7 Порядка).

Прием заказов на предоставление услуг по реставрации, бальзамированию, санитарной и косметической обработке умерших осуществляется муниципальными учреждениями здравоохранения (п. 3.8 Порядка).

При этом МУП «ССКРУ» обязано обеспечить полное и исчерпывающее информирование родственников и иных представителей умерших по вопросам реализации государственных гарантий при сохранении тел умерших, работам, выполняемым на бесплатной основе, а также услугам по реставрации, бальзамированию, санитарной и косметической обработке тел умерших (п. 3.9 Порядка).

В соответствии с п. 4.1 Порядка, вмешательство МУП «Северодвинский специализированный комбинат ритуальных услуг» в хозяйственную и медицинскую (судебно-медицинскую) деятельность муниципальных учреждений здравоохранения, равно как и муниципальных учреждений здравоохранения в деятельность МУП «Северодвинский специализированный комбинат ритуальных услуг» не допускается.

Таким образом, законодательством предусмотрено, что подготовка тел умерших к захоронению должна входить в должностные обязанности работников патологоанатомических отделений учреждений здравоохранения, выполняемыми бесплатно.

В материалах дела имеется представленная одним из заявителей фотография объявления, которое содержится на стенде, расположенном в МУП «ССКРУ», а именно объявление следующего содержания: «Зал для прощания предоставляется на безвозмездной основе только лицам, оформившим заказ по подготовке тела к захоронению в МУП «ССКРУ». В иных случаях зал для прощания не предоставляется. Администрация МУП «ССКРУ»».

МУП «Специализированный комбинат ритуальных услуг» (ИНН 2902003356) находится в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по наименованию товара, работ услуг «Организация похорон и связанных с ними услуг» (ОКВЭД 93.03) в географических границах рынка МО «Город Северодвинск» с долей более 65% (Приказ Архангельского УФАС России о включении в Реестр № 50/29 от 12.02.2010).

В соответствии с пунктом 10 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, выразившихся в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, в т.ч. прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами или судебными актами требования о передаче финансовых средств, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса РФ, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Таким образом, МУП «ССКРУ», выставляя необоснованные требования по оплате услуг по подготовке тела к захоронению, а также обуславливая возможность предоставления траурного зала для прощания заказом такой услуги только в предприятии, ущемляет интересы других лиц, что свидетельствует о признаках нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, в т.ч. прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами или судебными актами требования о передаче финансовых средств, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован.

На основании изложенного, в соответствии со статьей 391 ФЗ «О защите конкуренции», МУП «Северодвинский специализированный комбинат ритуальных услуг» Архангельским УФАС России было выдано предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», со сроком выполнения предупреждения – 10 августа 2012 г.

В ответ на указанное предупреждение, МУП «ССКРУ» письмом от 23.07.2012 № 224 сообщило следующее.

В соответствии с п. 4.3 Положения об организации ритуальных услуг и содержания мест погребения в МО «Северодвинск», МУП «ССКРУ» вправе предоставлять дополнительные виды услуг на платной основе (сверх гарантированного перечня), согласно калькуляциям, утвержденным руководителем специализированной службы. Устав МУП «ССКРУ» позволяет оказывать ритуальные услуги по подготовке тел к погребению.

По решению городского Совета депутатов МО «Северодвинск» от 30.05.2012 № 60 внесены изменения в решение городского Совета депутатов МО «Северодвинск» от 29.01.2009 № 3 (в редакции от 29.12.2011) «Об установлении цен на ритуальные услуги», согласно которым установлены цены на услуги по реставрации, бальзамированию, санитарной и косметической обработке тел умерших.

Таким образом, МУП «ССКРУ» на законных основаниях предоставляет дополнительную платную услугу по подготовке тел к захоронению.

Согласно постановлению Администрации МО «Северодвинск» от 19.03.2012 № 101‑па «О закреплении муниципального недвижимого имущества за МУП «ССКРУ», объект муниципального имущества – нежилое помещение общей площадью 34,4 кв. м, расположенное по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Г.Седова, д. 20, кадастровый номер объекта 29-29-06/004/2012-059 исключено из состава казны Северодвинска и закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «Северодвинский комбинат ритуальных услуг».

Нормативно‑правовыми актами не установлено, что предприятие вправе сдавать траурный зал в аренду или предоставлять его безвозмездно любому заинтересованному лицу. Таким образом, МУП «ССКРУ», полагая, что в его действиях не содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, просило отменить предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выданное Архангельским УФАС России МУП «ССКРУ» от 11.07.2012 № 02-03/3432.

При указанных обстоятельствах Архангельское УФАС России определением от 27.08.2012 № 02-04/4235 возбудило дело № 33‑12 в отношении МУП «Северодвинский специализированный комбинат ритуальных услуг».

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела № 33‑12 определениями Архангельского УФАС России: от 19.09.2012 № 02-04/4667, от 10.10.2012 № 02-04/5044, от 26.11.2012 № 02-04/5927, от 20.12.2012 № 02-04/6593, от 22.01.2013 № 02-04/353, от 15.02.2013 № 02-04/881 откладывалось.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ФЗ «О защите конкуренции», срок рассмотрения дела № 33‑12 был продлен до 27.05.2013 (определение Архангельского УФАС России от 26.11.2012 № 02-04/5926).

12.03.2013 Комиссия Архангельского УФАС России продолжила рассмотрение дела № 33‑12.

В ходе рассмотрения дела № 33‑12, Архангельским УФАС России был проведен уточняющий анализ состояния конкуренции на товарном рынке ритуальных услуг по подготовке тел умерших или погибших на территории города Северодвинска, который является неотъемлемой частью материалов дела № 33‑12. По итогам анализа было выявлено, что в период I полугодия 2012 г. (время поступления и рассмотрения заявлений Управлением) доля в размере 68,5% на указанном рынке принадлежала МУП «ССКРУ». Таким образом, данное предприятие в I полугодии 2012 г. занимало доминирующее положение на рынке услуг по подготовке тел умерших или погибших к захоронению на территории города Северодвинска.

 

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

Определение услуги «Подготовка тел умерших или погибших к погребению» дано в п. 2.3.6 Национального стандарта Российской Федерации «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения» ГОСТ Р 53107-2008, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 № 516‑ст и включает в себя комплекс работ, проводимых с телом умершего или погибшего перед погребением (примечание – в состав основных работ по подготовке тел умерших или погибших к погребению входят санитарно‑гигиенические услуги, бальзамирование, реставрационные, парикмахерские работы, услуги по омовению, одеванию и укладыванию умершего в гроб и т.д.). Указанный пункт Национального стандарта включен в раздел 2.3 «Основные виды ритуальных услуг».

Общероссийский классификатор услуг населению ОК‑002‑93, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163, содержит код 019530 «Услуги по санитарной и косметической обработке трупов».

В соответствии с названным классификатором, к ритуальным услугам, в частности, относятся услуги по организации похорон (код 019509), под которыми, исходя из приложения № 1 к Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № П‑1 (ОКВЭД) «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг по видам экономической деятельности», в том числе, понимается подготовка к захоронению или кремации.

Следовательно, услуги по подготовке тел умерших или погибших к погребению, а также услуги по санитарной и косметической обработке тел не относятся к медицинским услугам, данные услуги являются ритуальными услугами.

Согласно Общероссийскому классификатору занятий ОК 010‑93, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 298, услуги: осуществление санитарной обработки умерших; обеспечение доставки предметов ритуала к месту назначения и подготовка места захоронения; проведение захоронения или кремации выполняют работники ритуальных услуг и относятся к базовой группе 5143.

Обязанности, выполняемые работниками данной базовой группы, включают:

санитарную обработку умершего, выполнение парикмахерских и косметических услуг;

одевание умершего и укладывание его в гроб;

доставку предметов ритуала к месту назначения;

установку гроба в автокатафалк и снятие с автокатафалка на месте захоронения или кремации;

опускание гроба в могилу или принятие гроба из подъемника и подачу его в печь крематория;

собирание в противень праха после кремации и укладку на него соответствующего номера, оформление могильных холмов;

выполнение других родственных обязанностей.

Примеры профессий, отнесенных к данной базовой группе: рабочий ритуальных услуг, машинист ритуального оборудования.

Согласно Приказу Госстроя РФ от 10.01.2000 № 3 «Об утверждении Инструкции о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации», ритуальное (похоронное) обслуживание населения - предоставление населению определенного перечня похоронных услуг на безвозмездной основе или за плату.

 

Пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.

Статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8‑ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 29 указанного Закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

В силу положений Федерального закона «О погребении и похоронном деле», государство гарантирует предоставление определенного перечня услуг по погребению и определяет субъекта, предоставляющего данные услуги на безвозмездной основе – специализированная служба по вопросам похоронного дела.

МУП «ССКРУ» имеет статус специализированной службы.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» установлено, что супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе установленного данным законом перечня услуг.

Гарантированный перечень услуг по погребению определен статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8‑ФЗ «О погребении и похоронном деле». Стоимость услуг по гарантированному перечню определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, установленном названным законом.

Согласно пункту 4 статьи 9 названного закона, оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя осуществить погребение.

Услуги по подготовке тел умерших к погребению не входят в гарантированный перечень услуг по погребению и оказываются на платной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

 

Основные виды деятельности МУП «ССКРУ» определены в уставе предприятия. Эти виды деятельности осуществляются с учетом требования ФЗ «О погребении и похоронном деле», ГОСТов, СНиПов, внутренних документов.

В соответствии с Изменениями Устава Муниципального унитарного предприятия «Северодвинский специализированный комбинат ритуальных услуг» (ОГРН 1022900838542), утвержденными распоряжениями Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Северодвинска от 05.06.2012 № 81 и от 09.07.2012 № 90 и зарегистрированными Межрайонной ИФНС России № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, которые являются неотъемлемой частью Устава МУП «ССКРУ», зарегистрированного Президиумом Северодвинского городского совета народных депутатов 08.04.1991, рег. номер <...> , пункт 2.2 Устава дополнен дефисом следующего содержания:

- подготовка тел умерших к захоронению.

Таким образом, на основании п. 2.2 Устава Предприятия МУП «ССКРУ» имеет право осуществлять в составе основных видов деятельности, в том числе, подготовку тел умерших к захоронению.

Согласно должностной инструкции рабочего ритуальных услуг 2 разряда, утв. Директором МУП «ССКРУ» 15 марта 2012 г., такой рабочий должен знать правила санитарной обработки умерших и выполнения парикмахерских и косметических работ.

В должностные обязанности рабочего ритуальных услуг входит: подготовка умершего к похоронам, предпохоронное сохранение умершего, одевание и укладывание в гроб, выполнение парикмахерских и косметических работ, выполнение других родственных обязанностей, проводить осмотр трупов с целью определения сложности проведения реставрации и восстановительных работ и лица усопших, выполнять сложные процедуры по малому и полному бальзамированию.

Цены на услуги по санитарной и косметической обработке тел умерших установлены решением Городского совета депутатов МО «Северодвинск» от 30.06.2011 № 86. При оформлении заказов на подготовку тел к захоронению МУП «ССКРУ» руководствуется ценами, установленными указанным решением.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 0292007 004‑93, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329‑ст, содержит код 93.03 «Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг», который включает захоронение и кремацию трупов людей и животных и связанную с этим деятельность: подготовку к захоронению или кремации, бальзамирование и услуги, предоставляемые похоронными бюро, предоставление услуг, связанных с захоронением или кремацией, сдачу в аренду оборудованных ритуальных залов и т.п.

Подготовка тел к захоронению и прокат либо аренда зала может быть как самостоятельными услугами, так и услугами, входящими в комплекс ритуальных услуг. Право определять объем и состав услуг предоставлено хозяйствующему субъекту. Такой объем и состав может быть обусловлен техническими возможностями такого субъекта, а также экономической целесообразностью оказания услуг в комплексе или постатейно.

Таким образом, Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что услуга «Подготовка тела к захоронению» может быть оказана на платной основе.

Что касается порядка предоставления ритуальных услуг, то такой порядок регламентирован только в отношении предоставления гарантированного перечня услуг (Указ Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших»).

 

Как следует из пояснений Администрации МО «Северодвинск» (письмо от 08.10.2012 № 01‑03‑10/2863), Порядок взаимодействия учреждений здравоохранения и МУП «ССКРУ» по вопросам похоронного дела, утв. Распоряжением Мэра МО «Северодвинск» № 97р от 03.03.2006 (в ред. распоряжения мэра Северодвинска от 07.12.2006 № 536р, распоряжения Администрации Северодвинска от 25.05.2011 № 134‑ра), был принят в целях координации деятельности указанных муниципальных учреждений и предприятия и не затрагивал прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

В соответствии со ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Уставом Муниципального образования «Северодвинск» и пп. 3.1, 3.3 Решения муниципального Совета Северодвинска от 30.10.2003 № 140 «Об утверждении «Порядка распоряжения имуществом, находящемся в хозяйственном ведении (оперативном управлении) муниципальных предприятий и учреждений», закрепление, изъятие и передача муниципального недвижимого имущества осуществляется Администрацией Северодвинска по согласованию с представительным органом муниципального образования – Советом депутатов Северодвинска.

В Администрацию Северодвинска (Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации Северодвинска) 11.10.2011 поступило обращение от МУЗ «Северодвинска городская больница № 1» с просьбой изъять здание патологоанатомического корпуса, расположенного по адресу: г. Северодвинск, ул. Георгия Седова, 20, в связи с тем, что данное здание не используется в деятельности учреждения.

Решением № 127 от 27.10.2011 Городской Совет депутатов МО «Северодвинск» согласовал изъятие из оперативного управления ГБУЗ АО «СГБ № 1» и передачу в состав казны Северодвинска здания патологоанатомического корпуса общей площадью 577,4 кв. м.

Здание патологоанатомического корпуса принято в состав казны Северодвинска на основании постановления Администрации Северодвинска от 15.11.2011 № 479‑па «Об изъятии муниципального недвижимого имущества из оперативного управления муниципального учреждения».

18.01.2012 в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации Северодвинска поступило заявление МУП «ССКРУ» с просьбой передать муниципальное недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Северодвинск, ул. Г.Седова, 20, из состава казны Северодвинска в хозяйственное ведение заявителю.

Городской Совет депутатов МО «Северодвинск» 16.02.2012 согласовал закрепление и передачу на праве хозяйственного ведения МУП «ССКРУ» объектов муниципального недвижимого имущества, расположенного по названному адресу. Постановлением Администрации МО «Северодвинск» № 101‑па от 19.03.2012 «О закреплении муниципального недвижимого имущества за МУП «ССКРУ» исключены из состава казны Северодвинска и закреплены на праве хозяйственного ведения объекты недвижимого имущества, площадью 503,1 кв. м.

Часть нежилых помещений по заявлению заинтересованных лиц и с разрешения собственника – Администрации МО «Северодвинск» была передана в безвозмездное пользование ГБУЗ АО «Северодвинская городская больница № 1» для осуществления основного вида деятельности патологоанатомического отделения (договор безвозмездного пользования частью нежилого помещения от 01.03.2012, акт приема‑передачи помещения от 26.03.2012) и ГБУЗ АО «Бюро судебно‑медицинской экспертизы» для осуществления судебно‑медицинской экспертизы (договор безвозмездного пользования частью нежилого помещения от 01.07.2012, акт сдачи в безвозмездное пользование помещений от 01.07.2012).

Иных заявлений о предоставлении площадей в аренду или в безвозмездное пользование в адрес МУП «ССКРУ» от заинтересованных лиц, в т.ч. от индивидуальных предпринимателей, не поступало.

В апреле 2012 г. МУП «ССКРУ» был создан участок по подготовке тел к захоронению (приказ директора МУП «ССКРУ» № 48 от 27.03.2012). Указанным видом деятельности официально из лиц, оказывающих ритуальные услуги, никто не занимался, а также не заявлял свое желание оказывать данный вид услуг. С этого времени осуществляется закупка необходимых материалов и медикаментов для оказания услуг по реставрации, бальзамированию, санитарной и косметической обработке тел умерших.

В связи с передачей с 01.01.2012 муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность Архангельской области, названные распорядительные документы Администрации МО «Северодвинск», касающиеся вопросов похоронного дела, были отменены распоряжением Администрации МО «Северодвинск» от 04.10.2012 № 336‑ра, согласно которому с 01.01.2012 отменены:

- распоряжение Мэра Северодвинска от 03.03.2006 № 97р «Об утверждении Порядка взаимодействия учреждений здравоохранения и МУП «ССКРУ» по вопросам похоронного дела»;

- распоряжение Мэра Северодвинска от 07.12.2006 № 536р «О внесении изменений в распоряжение Мэра Северодвинска от 03.03.2006 № 97р»;

- распоряжение Администрации Северодвинска от 25.05.2011 № 134‑ра «О внесении изменений в распоряжение Мэра Северодвинска от 03.03.2006 № 97р (в редакции от 07.12.2006).

Иные документы, регулирующие взаимодействие учреждений здравоохранения и МУП «ССКРУ» в части оказания ритуальных услуг, в частности, услуг по подготовке тела к захоронению, на платной или бесплатной основах, в муниципальном образовании «Северодвинск» не принимались.

 

Из пояснений МУП «ССКРУ» (письмо от 01.06.2012 № 168) следует, что 11.05.2012 по счету‑заказу № 1115 заявителем Мамонтовой М.А. были оформлены услуги по подготовке тела к захоронению в закрытом гробу.

По данным МУП «ССКРУ», из объяснений работников учреждения предприятию стало известно, что ГБУЗ АО «БСМЭ» в нарушение, по его мнению, правил и требований отказалось предоставить тела умерших работникам МУП «ССКРУ» для подготовки тела к захоронению в закрытом гробу, выполнив все необходимые работы самостоятельно в свое рабочее время в помещениях, предоставленных им в безвозмездное пользование для осуществления основного вида деятельности патологоанатомического отделения. Таким образом, ГБУЗ АО «БСМЭ» оказало ритуальную услугу, не входящую, по мнению МУП «ССКРУ», в его обязанности и в помещениях секционных, предназначенных для вскрытия трупов.

Как отмечает МУП «ССКРУ», деятельность ГБУЗ АО «БСМЭ» по подготовке тел к захоронению является незаконной, поскольку Северодвинское отделение БСМЭ не занимается подготовкой тел к захоронению, а осуществляет только свои непосредственные обязанности по вскрытию тел умерших. МУП «ССКРУ» обратило внимание на то, что тем самым ГБУЗ АО «БСМЭ» вводит граждан в заблуждение по поводу предоставления бесплатных услуг по подготовке тел к захоронению.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении порядка организации и производства судебно‑медицинских экспертиз в госдуарственных судебно‑экспертных учреждениях РФ», в основную деятельность государственных судебно‑экспертных учреждений, к которому относится ГБУЗ Архангельской области «Бюро судебно‑медицинских экспертиз», не входит организация и подготовка тел умерших к погребению.

В соответствии с пп. 10, 11 Порядка получения разрешения на право предоставления платных медицинских и иных услуг государственными учреждениями здравоохранения Архангельской области, утвержденного распоряжением Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области от 18.10.2010 № 637‑ро право на осуществление учреждением платных медицинских и иных услуг приобретается с момента подписания распоряжения Министерством здравоохранения Архангельской области.

Указанное разрешения ГБУЗ АО «БСМЭ» на оказание платных ритуальных услуг Министерством здравоохранения Архангельской области не выдавалось. Таким образом, учреждение не имеет правовых оснований для оказания ритуальных услуг - услуг по подготовке тел к захоронению.

Как следует из письма ГБУЗ АО «БСМЭ», данное учреждение не оказывает ритуальных услуг населению на территории Архангельской области, в т.ч. в г. Северодвинске, т.е. не занимается подготовкой тел к захоронению, а осуществляет только свои непосредственные обязанности по проведению судебно‑медицинской экспертизы.

По вопросу о выдаче трупов для погребения учреждением было разъяснено, что трупы выдаются в подразделениях БСМЭ любому лицу, взявшему на себя обязанности по захоронению по предъявлении свидетельства о смерти, в т.ч. и работникам МУП «ССКРУ». Работники БСМЭ обязаны выдавать трупы МУП «ССКРУ» при соблюдении установленных требований.

 

Что касается предоставления траурного зала для прощания по адресу: г. Северодвинск, ул. Г.Седова, 20, МУП «ССКРУ» пояснило следующее (письма от 08.11.2012 № 254, от 09.01.2013 № 3, от 21.01.2013 № 15).

Размещение на стенде МУП «ССКРУ» объявления следующего содержания: «Зал для прощания предоставляется на безвозмездной основе только лицам, оформившим заказ по подготовке тела к захоронению в МУП «ССКРУ». В иных случаях зал для прощания не предоставляется. Администрация МУП «ССКРУ» было вызвано тем, что администрацией предприятия было принято решение о проведении мероприятий по выявлению случаев коррупции со стороны работников МУП «ССКРУ» (приказ МУП «ССКРУ» от 14.05.2012 № 74). По результатам проведения антикоррупционных мероприятий, правонарушений со стороны работников МУП «ССКРУ» не выявлено (докладная записка от 28.05.2012).

В период времени, когда указанное объявление находилось на информационном стенде МУП «ССКРУ», не было случаев отказа в предоставлении траурного зала гражданам, которые оформили заказ комплекса работ по подготовке тела к захоронению в другой организации.

В 2012 г. были случаи, когда гроб с телом доставлялся в г. Северодвинск из другого города и в этом случае траурный зал для прощания предоставлялся на безвозмездной основе в удобное для прощания время.

Со стороны предприятия не было случаев отказа в предоставлении траурного зала гражданам, которые оформили заказ комплекса услуг по подготовке тела к захоронению в другой организации. В адрес МУП «ССКРУ» обращения‑претензии (письменные, устные) со стороны граждан по указанному поводу не поступали.

МУП «ССКРУ» пояснило, что в предприятии отсутствует положение, в котором определялся бы порядок предоставления траурного зала для прощания. Никаких письменных заявлений/заявок лицо, осуществляющее организацию похорон, не заполняет. Траурный зал предоставляется при предъявлении свидетельства о смерти лицом, занимающимся похоронами. Время, отведенное для прощания, заносится в ежедневник сотрудником МУП «ССКРУ», который ведется в произвольной форме и только для того, чтобы не было «накладок по времени». Фамилия умершего записывается в ежедневник и определяется время, когда родственники и близкие могут попрощаться с умершим. При этом время для прощания оговаривается в устной форме, без выдачи каких‑либо официальных бумаг.

Журнал регистрации предоставления траурного зала с момента оказания услуги по подготовке тела к захоронению предприятием не ведется. Предоставление траурного зала не связано с предоставлением услуги по подготовке тела к захоронению.

За период с 01.04.2012 по 31.12.2012 МУП «ССКРУ» предоставило населению услуг по санитарной и косметической обработке тел умерших в количестве 1070 единиц. При этом, зал для прощания без заказа такой услуги был предоставлен в 20 случаях.

МУП «ССКРУ» в адрес Управления были представлены копии счетов‑заказов (№ 1028 от 30.04.2012, № 1088 от 10.05.2012, № 1220 от 18.05.2012, № 1393 от 31.05.2012, № 1504 от 08.06.2012, № 2006 от 17.07.2012, № 2100 от 25.07.2012, № 2167 от 31.07.2012, № 2200 от 03.08.2012, № 2239 от 09.08.2012, № 2354 от 21.08.2012, № 183 от 21.08.2012, № 2460 от 31.08.2012, № 2600 от 17.09.2012, № 2608 от 18.09.2012, № 2962 от 29.10.2012, № 3042 от 08.11.2012, № 3300 от 18.12.2012), согласно которым заказчикам предоставлялись ритуальные услуги согласно гарантированному перечню, а также другие услуги (сверх гарантированного перечня), такие как: прокат ритуальных принадлежностей, услуги по захоронению, услуги по установке, снятию, окраске надмогильных сооружений, заказ на обслуживание автотранспорта, но без заказа услуги «Подготовка тела к захоронению».

При этом предприятием представлена копия ежедневника, из записей в котором видно, что заказчикам также предоставлялся зал для прощания. В указанные счета оплата за прокат зала не включалась, т.е зал для прощания во всех случаях предоставлялся бесплатно.

На основании изложенного, из представленных в материалы дела № 33‑12 документов следует, что зал для прощания предоставлялся на безвозмездной основе всем обратившимся с такой просьбой заказчикам, независимо от заказа услуги «Подготовка тела к захоронению» именно в МУП «ССКРУ». Фактических случаев отказа в безвозмездном предоставлении зала для прощания со стороны МУП «ССКРУ» не было.

Каких-либо доказательств, в т.ч. подтверждающих отказ в предоставлении траурного зала для прощания без оказания услуги «Подготовка тела к захоронению», сторонами не представлено.

 

Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях МУП «Северодвинский специализированный комбинат ритуальных услуг» нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь ст. 41, п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Рассмотрение дела, возбужденного по заявлениям Мамонтовой М.А., Юкина А.В. и Кирьянова С.П. в отношении МУП «Северодвинский специализированный комбинат ритуальных услуг», прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия или выдачи.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                Д.В. Бугаев

 

Члены комиссии                                                                                                         Ю.Г. Цакулов

 

                                                                                                                                    Т.В. Нестеренко

 

                                                                                                                                       А.С. Куницын

Связанные организации

Связанные организации не указаны