Решение №02-04 1996 Решение по делу 80-15 от 27 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 80-15

 

Ответчик:

ООО «Тепло-энергетическое предприятие Архангельских котельных»

 

пр. Ломоносова, д. 81, офис 73,

г. Архангельск, 163069

 

Заинтересованные лица:

1) ОАО «АрхоблЭнерго»

 

ул. Попова, д. 17, г. Архангельск, 163000

 

2) ГУ ОАО «ТГК-2» по Архангельской области

 

пр. Обводный, д. 10, г. Архангельск,

163060

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                            

Резолютивная часть решения объявлена: 22.04.2016.

Решение изготовлено в полном объеме: 26.04.2016.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии

-

Бугаев Д.В.

Руководитель Архангельского УФАС России;

Члены Комиссии

-

Спирина Т.А.

Заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

 

-

Куницын А.С.

Ведущий специалист — эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

рассмотрев дело № 80-15 по признакам нарушения

ООО «Тепло-энергетическое предприятие Архангельских котельных»

(пр. Ломоносова, д. 81, офис 73, г. Архангельск, 163069)

(наименование организации / Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которой возбуждено дело, адрес)

 

части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в отсутствии с 01.06.2015 по 02.07.2015 тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения потребителей, проживающих в поселке Затон и поселке ЛДК - 4 Исакогорского района г. Архангельска.

в отсутствии представителей ответчика и третьих лиц,

руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Архангельское УФАС России, Управление) поступила жалоба ГУ ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» по Архангельской области (вх. № 5532 от 15.07.2015) о нарушении ОАО «АрхоблЭнерго» и ООО «ТЭПАК», по мнению заявителя, антимонопольного законодательства, выразившемся в несвоевременной подаче тепловой энергии для нужд ГВС ряда жилых домов, расположенных в поселках Затон и ЛДК-4 Исакогорского района г. Архангельска.

 

Из представленных в Управление материалов следует, что ОАО «ТГК-2», являясь единой теплоснабжающей организацией, осуществляет поставку тепловой энергии на объекты, расположенные на территории г. Архангельска.

В целях осуществления поставки на объекты, расположенные в поселке Затон и поселке ЛДК - 4 Исакогорского района г. Архангельска, между ОАО «ТГК- 2» и ОАО «Архангельская областная энергетическая компания» (далее - ОАО «АрхоблЭнерго») заключен договор купли-продажи тепловой энергии от 15.10.2013 № 492-02/13.

Согласно пункту 2.1.1 вышеуказанного договора, ОАО «АрхоблЭнерго» приняло на себя обязательство поставлять ОАО «ТГК-2» тепловую энергию и теплоноситель для нужд отопления  - в течение всего отопительного периода, для нужд горячего водоснабжения - круглогодично. Допускаются перерывы в поставке тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в межотопительный сезон для проведения ремонтно - профилактических работ, проводимых на соответствующем тепловом оборудовании и тепловых сетях Продавца и (или) Третьих лиц в соответствии с графиком ремонтно - профилактических работ, согласованным с органом местного самоуправления.

Согласно плану - графику ремонта котельных и тепловых сетей от котельных                          г. Архангельска в 2015 году, утвержденному генеральным директором ОАО «АрхоблЭнерго» и согласованному директором департамента городского хозяйства мэрии г. Архангельска, сроки отключения объектов, на которые поступает теплоноситель от котельных, расположенных по адресу: г. Архангельск, ул. Речников, д. 1 и ул. Лесозаводская, д. 25, отключение объектов запланировано с 01.06.2015 по 07.06.2015.

Однако, 18.06.2015 в ГУ ОАО «ТГК-2» по АО обратились управляющие компании: ООО «Управляющая компания «Левобережье» и ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис- Левобережье-2» с требованием возобновить горячее водоснабжение:

- на жилые дома № 3,5,7 по ул. Бассейная, № 2/1, 5, 8 по ул.Павла Орлова, № 5, 7/1, 8, 8/1, 8/2, 10/1, 11, 11/1, 13 по ул. Дежневцев, № 5, 7, 9 по ул. Рейдовая (горячее водоснабжение от котельной по ул.Лесозаводская, 25),

- на жилые дома № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 по ул. Штурманская (горячее водоснабжение от котельной по ул. Речников, 1).

В связи с обращением управляющих компаний, ОАО «ТГК-2» обратилось 18.06.2015 в ОАО «АрхоблЭнерго» с требованием возобновления горячего водоснабжения.

В ответ ОАО «АрхоблЭнерго» сообщило о проведении ООО «Тепло - энергетическое предприятие Архангельских котельных» (далее - ООО «ТЭПАК») капитального ремонта и возобновлении горячего водоснабжения с 01.07.2015.

Из письма ООО «ТЭПАК» от 10.06.2015 № 343, направленного в Департамент городского хозяйства мэрии г. Архангельска, следует, что у ООО «ТЕПАК» имеется резервный котел, работающий на мазуте, однако отсутствует достаточное количество топлива из - за несвоевременных расчетов ОАО «АрхоблЭнерго» за покупную тепловую энергию. В данном случае взаимоотношения двух хозяйствующих субъектов по оплате образовавшейся задолженности за поставку тепловой энергии не могут являтся причиной для приостановления выработки тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения потребителей, проживающих в поселке Затон и поселке ЛДК - 4 Исакогорского района          г. Архангельска и производящих своевременную оплату по счетам.

Письмом от 07.07.2015 № 1112 ОАО «АрхоблЭнерго» уведомило ОАО «ТГК-2» о возобновлении горячего водоснабжения по указанным управляющими компаниями адресам с 03.07.2015. Таким образом, горячее водоснабжение отсутствовало больше месяца (с 01.06.2015 по 02.07.2015). В этой связи, по причине отсутствия с 01.06.2015 по 02.07.2015 (с 15.06.2015 должно было быть возобновлено горячее водоснабжение по вышеуказанным адресам) тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения потребителей, проживающих в поселке Затон и поселке ЛДК - 4 Исакогорского района г. Архангельска, в отношении ООО «ТЭПАК» 23.11.2015 было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и привлечено к участию в рассмотрении дела ГУ ОАО «ТГК-2» по Архангельской области и ОАО «АрхоблЭнерго».

 

Архангельским УФАС России рассмотрено дело № 80-15 с учетом следующего:

 

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно п. 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормы»), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20) в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. Т.е. с 15.06.2015 должно было быть возобновлено горячее водоснабжение по вышеуказанным адресам.

Тепловая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи горячей воды в жилые дома и социально значимые объекты, прекращение ее поставки исключает возможность надежного и качественного теплоснабжения потребителей, своевременно и добросовестно оплачивающих потребляемые ресурсы на длительный период времени.

Прекращение подачи тепловой энергии приводит к нарушению теплоснабжения и санитарно - эпидемиологического благополучия граждан, проживающих в домах по указанным выше домам, добросовестно оплачивающих потребляемые коммунальные ресурсы, в том числе потребителей ГУ ОАО «ТГК-2» по Архангельской области.

По информации, представленной в Управление ОАО «АрхоблЭнерго» (письмо от 14.08.2015 № 1373), в соответствии п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) деятельность по передаче горячей воды относится к деятельности по передаче тепловой энергии.

Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034) горячее водоснабжение является одним из видов тепловых нагрузок. Таким образом, горячее водоснабжение относится к тепловой энергии, неразрывно с ней связано.

Выработка горячего водоснабжения и теплоносителя на нужды ГВС осуществляется на ведомственных котельных предприятия ООО «ТЭПАК», являющегося в данном случае теплоснабжающей организацией.

Транспортировка же горячего водоснабжения осуществляется ОАО «АрхоблЭнерго» по тепловым сетям, находящимся в эксплуатации Общества (ОАО «АрхоблЭнерго»), до точек поставки тепловой энергии и ГВС ОАО «ТГК- 2».

В случае, когда источник теплоснабжения (котельные ООО «ТЭПАК») не принадлежит ОАО «АрхоблЭнерго», с организацией, которой он принадлежит, заключается соответствующий договор, источником финансирования по которому также являются денежные средства, собранные ОАО «ТГК-2» с потребителей тепловой энергии.

Таким образом, ОАО «АрхоблЭнерго», являясь теплосетевой организацией, осуществляет только транспортировку горячего водоснабжения от источника тепловой энергии (в данном случае от котельных ООО «ТЭПАК») до потребителя.

Следовательно, в связи с длительностью проведения ООО «ТЭПАК» капитального ремонта на котельных и тепловых сетях, ОАО «АрхоблЭнерго», осуществляя лишь транспортировку тепловой энергии, не имело возможности поставить ГУ ОАО «ТГК-2» по Архангельской области ресурс в установленный срок (т.к. выработка горячего водоснабжения и теплоносителя на нужды ГВС осуществляется на ведомственных котельных предприятия ООО «ТЭПАК»). Таким образом, в действиях ОАО «АрхоблЭнерго» признаков нарушения антимонопольного законодательства не усматривается.

Между ОАО «АрхоблЭнерго» и ООО «ТЭПАК» заключен договор поставки тепловой энергии № 74-03/14 от 29.04.2014, по условиям которого ОАО «ТЭПАК» обязано поставлять покупателю тепловую энергию для нужд горячего водоснабжения потребителей.

Между ОАО «АрхоблЭнерго» и ОАО «ТГК-2» заключен договор № 492-02/13 от 15.10.2013 купли - продажи тепловой энергии, в соответствии с которым ОАО «АрхоблЭнерго» обязуется поставлять ОАО «ТГК-2» в точки поставки тепловую энергию и теплоноситель для нужд горячего водоснабжения потребителей круглогодично.

Данными договорами допускается перерыв в поставке тепловой энергии для нужд ГВС в межотопительном сезоне, но не более 14 суток для проведения ремонтно-профилактических работ в соответствии с графиком, согласованным с органом местного самоуправления.

Вместе с тем, ОАО «АрхоблЭнерго» совместно с Департаментом городского хозяйства мэрии г. Архангельска разработало и утвердило План-график ремонта котельных и тепловых сетей с указанием сроков ремонта тепловых сетей от котельных ООО «ТЭПАК» в период с 01.06.2015 по 07.06.2015.

С 00 часов 01.06.2015 ООО «ТЭПАК» произвело плановое отключение горячего водоснабжения от котельных РЭБ флота и ЛДК № 4 для производства ремонтных работ, уведомив об этом ОАО «АрхоблЭнерго», не указав при этом сроки восстановления поставки горячего водоснабжения (письмо № 2364 от 25.05.2015).

В период с 01.06.2015 по 07.06.2015 ОАО «АрхоблЭнерго» выполнило запланированные работы по подготовке тепловых сетей.

С 08.06.2015 ОАО «АрхоблЭнерго» было готово к приему тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения.

10.06.2015 комиссией в составе представителя Департамента городского хозяйства мэрии   г. Архангельска и представителя ОАО «АрхоблЭнерго» была осуществлена проверка работы котельных ООО «ТЭПАК», расположенных по адресу: г. Архангельск, ул. Речников, д. 1 и г. Архангельск, ул. Лесозаводская, д. 25.

В ходе проведения проверки были составлены акты от 10.06.2015 о том, что  не работают котельные ООО «ТЭПАК» и отсутствует подача тепловой энергии на нужды ГВС (акт имеется в материалах дела).

Таким образом, в период с 01.06.2015 по 03.07.2015 подача тепловой энергии для нужд ГВС ряда жилых домов, расположенных в поселках Затон и ЛДК-4 отсутствовала в связи с тем, что не работали котельные ООО «ТЭПАК».

 

Учитывая данные обстоятельства, Комиссия Управления делает вывод о том, что  прекращение подачи тепловой энергии для нужд ГВС жилых домов привело к ущемлению интересов граждан, проживающих в многоквартирных домах Исакогорского района               г. Архангельска.

По данным, имеющимся в Управлении, ООО «ТЭПАК» оказывает услугу по производству тепловой энергии в поселке Затон и поселке ЛДК-4 Исакогорского района г. Архангельска (т. к. выработка горячего водоснабжения и теплоносителя на нужды ГВС осуществляется на ведомственных котельных предприятия ООО «ТЭПАК», являющегося в данном случае теплоснабжающей организацией), а значит, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по производству тепловой энергии в поселке Затон и поселке ЛДК-4 Исакогорского района г. Архангельска (согласно аналитическому отчету).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе  экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В ходе рассмотрения дела № 80-15 третьи лица не заявляли об ущемлениии их интересов от  действий ООО «ТЭПАК». В этой связи, Комиссия Управления делает вывод об ущемлении интересов граждан (конечных потребителей), выразившимся в отсутствии горячей воды в многоквартирных домах Исакогорского района г. Архангельска в период с 01.06.2015 по 03.07.2015.

 

Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Таким образом, ООО «ТЭПАК» своими действиями, выразившимися в незаконном прекращение подачи тепловой энергии для нужд ГВС вышеуказанных жилых домов, нарушило пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

С 02.07.2015 было возобновлено горячее водоснабжение вышеуказанных домов. В связи с чем, Комиссия Архангельского УФАС России делает вывод о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий со стороны Ответчика.

11.04.2016 Управлением было подготовлено и направлено в адрес лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела, заключение об обстоятельствах дела         № 80-15 (№ 02-04к/1667).

Пояснений, доказательств и доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему представлено не было.

Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 80-15

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать со стороны ООО «Тепло — энергетическое предприятие Архангельских котельных» нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в экономически или технологически не обоснованном сокращении или прекращении производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, а именно: в отсутствии с 01.06.2015 по 02.07.2015 тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения потребителей, проживающих в поселке Затон и поселке ЛДК - 4 Исакогорского района г. Архангельска.
  2. Предписание ООО «ТЭПАК» не выдавать в связи с возобновлением горячего водоснабжения жилых домов.

3.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия или выдачи.

 

 

Председатель комиссии

 

Д.В. Бугаев

 

Члены комиссии

 

Т.А. Спирина

 

 

А.С. Куницын

 

 

Куницын А.С.  20-70-07

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны