Решение №02-04/2210 Решение по делу 20т-13 (жалоба ООО «Стройресурс») от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2013 года

Решение изготовлено в полном объеме 25 апреля 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Комиссия, Комиссия Архангельского УФАС России, Управление), в составе:

Председатель

-

Бугаев Д.В.

Руководителя Управления

Член комиссии

-

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Управления, начальник отдела антимонопольного контроля

Член комиссии

-

Касаткин В.В.

Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля

Член комиссии

-

Куницын А.С.

Специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля

в присутствии представителей:

до перерыва: ООО «Стройресурс» – Мызникова Н.В. (доверенность от 19.04.2013 № б/н), Клима О.Д. (доверенность от 19.04.2013 № б/н), Третьяковой Е.А. (доверенность от 19.04.2013 № б/н);

ФГАОУ ВПО «САФУ» – Заборской Ю.Е. (доверенность от 18.04.2013 № 01-815), Зверевой Е.М. (доверенность от 19.04.2013 № 01-825);

после перерыва: ООО «Стройресурс» – Третьяковой Е.А. (доверенность от 19.04.2013 № б/н);

ФГАОУ ВПО «САФУ» – Заборской Ю.Е. (доверенность от 18.04.2013 № 01-815), Зверевой Е.М. (доверенность от 19.04.2013 № 01-825),

 

УСТАНОВИЛА:

 

11.04.2013 в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО «Стройресурс» (далее – Заявитель, Общество) на действия Единой комиссии по размещению заказов (далее – Единая комиссия), созданной Заказчиком – Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (далее – ФГАОУ ВПО «САФУ»), при подготовке и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту помещений и инженерных систем учебного корпуса ФГАОУ «САФУ» по адресу: г. Северодвинск, ул. Капитана Воронина, д. 6 (извещение № 2601 размещено на сайте http://otc‑tender.ru; извещение № 31300191380 размещено на сайте http://zakupki.gov.ru/223; извещение № 36-1-113/08.4 размещено на сайте Заказчика http://www.narfu.ru/univercity/custom/ в сети Интернет 13 марта 2013 г.).

Заявитель полагает, что при подготовке и проведении торгов Заказчиком (Единой комиссией) нарушены требования антимонопольного законодательства, а именно:

  1. требования Заказчика к предоставляемым документам незаконны и противоречат нормам действующего законодательства;
  2. требования, установленные в документации по аукциону, понуждают предполагаемого участника к нарушению действующего законодательства;
  3. суть некоторых пунктов договора ставит участника в весьма невыгодные условия и может привести к срыву исполнения заключенного по итогам торгов договора;
  4. незаконна сама возможность внесения изменения в условия договора, путем включения дополнительных работ и проведения лабораторных (стендовых) испытаний, проведение экспертиз, не являющихся предметом торгов, может повлиять на решение участника торгов на само участие;
  5. положения о закупках и аукционная документация не содержат четкого указания технических характеристик материалов и оборудования, необходимых Заказчику.

В заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе на действия Единой комиссии.

Представитель Заказчика с жалобой Общества не согласился по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу ООО «Стройресурс» (вх. № 2535 от 19.04.2013), а также в дополнениях к возражению на жалобу ООО «Стройресурс» по делу № 20т-13, представленных на заседании Комиссии.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу с учетом следующего.

В связи с необходимостью выполнения работ по ремонту здания учебного корпуса САФУ, на основании приказа ректора от 27.02.2013 № 166 проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту помещений и инженерных систем учебного корпуса ФГАОУ «САФУ» по адресу: г. Северодвинск, ул. Капитана Воронина, д. 6.

13 марта 2013 года Заказчиком объявлен открытый аукцион в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту помещений и инженерных систем учебного корпуса ФГАОУ «САФУ» по адресу: г. Северодвинск, ул. Капитана Воронина, д. 6 (извещение № 2601 размещено на сайте http://otc‑tender.ru; извещение № 31300191380 размещено на сайте http://zakupki.gov.ru/223; извещение № 36-1-113/08.4 размещено на сайте Заказчика http://www.narfu.ru/univercity/custom/ в сети Интернет 13 марта 2013 г.) (далее – Аукцион).

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о размещении заказов, государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.

Получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета), в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) Федеральный Университет» является федеральным государственным автономным образовательным учреждением.

Автономные учреждения не являются получателем бюджетных средств, не являются государственными и муниципальными заказчиками при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и соответственно не подпадают по действия Закона о размещении заказов.

Закупка продукции автономными учреждениями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), который устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках).

В соответствии с Законом о закупках Заказчиком принято Положение о закупках для нужд ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова» П 24‑01.2, утвержденное наблюдательным советом САФУ (протокол от 29.02.2012 № 8-НС), введено в действие приказом ректора от 19.03.2012 № 227 (далее – Положение).

Положение о закупках для нужд САФУ является документом, который регламентирует закупочную деятельность и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки), условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения, а также порядок подготовки и проведения открытого конкурса, аукциона.

 

09 апреля 2013 года Единой комиссией составлен и подписан Протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (далее – Протокол рассмотрения заявок).

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок участие в Аукционе приняли 5 участников (ООО «СпецСтройПроект», ООО «Северо-Западная строительная компания», ООО «Элфак», ООО «СТК-Норд», ООО «СеверЭнергоМонтаж»).

По итогам рассмотрения заявок Единой комиссией к участию в Аукционе допущены 2 претендента:

  1. ООО «СеверЭнергоМонтаж»;
  2. ООО «СТК-Норд».

Конкурсные предложения ООО «СпецСтройПроект», ООО «Северо-Западная строительная компания», ООО «Элфак» Единой комиссией отклонены как несоответствующие требованиям, предусмотренным разделом 7 Аукционной документации и Информационной картой.

Согласно разделу 7 Итогового протокола от 10.04.2013 № 109-2/13 Аукцион признан состоявшимся, победитель – Общество с ограниченной ответственностью «СеверЭнергоМонтаж».

 

Не согласившись итогами Аукциона, ООО «Стройресурс» обратилось в Архангельское УФАС России с жалобой на неправомерные действия Заказчика (Единой комиссией) при организации и проведении торгов.

По мнению Общества, Заказчиком нарушен порядок подачи заявок на участие в торгах, а именно запрашиваемые в аукционной документации документы (в составе заявки на участие в Аукционе) не соответствуют нормам действующего законодательства.

Также, по мнению Заявителя, Заказчиком (Единой комиссией) допущены многочисленные нарушения в содержательной части торгов, а именно:

  1. требования, установленные в документации по аукциону, понуждают предполагаемого участника к нарушению действующего законодательства;
  2. суть некоторых пунктов договора ставит участника в весьма невыгодные условия и может привести к срыву исполнения заключенного по итогам торгов договора;
  3. незаконна сама возможность внесения изменения в условия договора, путем включения дополнительных работ и проведения лабораторных (стендовых) испытаний, проведение экспертиз, не являющихся предметом торгов, может повлиять на решение участника торгов на само участие;
  4. положения о закупках и аукционная документация не содержат четкого указания технических характеристик материалов и оборудования, необходимых Заказчику.

 

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Ввиду того, что порядок подачи заявок на участие в торгах включает в себя процесс формирования участником предложения, Комиссия Архангельского УФАС России считает жалобу Общества соответствующей части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и подлежащей рассмотрению в рамках действующего законодательства.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», является Положение о закупках для нужд САФУ.

Положением о закупках САФУ предусмотрено, что комиссия по размещению заказов рассматривает заявки на участие в аукционе, с целью определения соответствия каждого участника размещения заказа требованиям, установленным аукционной документацией, и соответствия заявки на участие в аукционе, поданной таким участником, требованиям к заявкам на участие в аукционе, установленным аукционной документацией (пункт 28.1. Положения).

Электронная торговая площадка в адрес Заказчика не представляет документы, подтверждающие полномочия руководителя юридического лица, в т.ч. выписку из Единого реестра юридических лиц и учредительные документы, подтверждающие полномочия руководителя.

Следовательно, Единая комиссия рассматривает только документы, входящие в состав заявки участника.

Пунктом 7.3. Аукционной документации определен перечень документов и требования к ним, которые должны входить в состав заявки на участие Аукционе, в т.ч. выписка из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки, полученную не ранее чем за 30 дней до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона.

Таким образом, запрашиваемые заказчиком в аукционной документации документы не противоречат требованиям Положения о закупках.

Комиссия Архангельского УФАС России также не принимает доводы Заявителя по нарушениям, выявленным в содержательной части аукционной документации в силу следующего.

 

  1. Требования, установленные в документации по аукциону, понуждают предполагаемого участника к нарушению действующего законодательства.

Пунктом 5.3.10 проекта договора предусмотрено, что Подрядчик обязан передавать демонтированный материал Заказчику по товарной накладной.

Требования Заказчика о передаче демонтированных материалов Заказчику не противоречат действующему законодательству, более того, право собственности на объект капитального строительства, а также на имущество, принадлежащее Заказчику, не переходит к Подрядчику при выполнении заявленных работ.

 

  1. Суть некоторых пунктов договора ставит участника в весьма невыгодные условия и может привести к срыву исполнения заключенного по итогам торгов договора.

Пунктом 5.1.3. проекта договора установлено, что «заказчик имеет право рассмотреть предложение Подрядчика по выбору субподрядных организаций, поставщиков оборудования, инвентаря, материалов, конструкций, и дать свое согласие или отказ» противоречит требованиям статьи 11 Закона о размещении заказов.

Включение условия о согласовании с Заказчиком перечня привлекаемых сторонних (субподрядных) организаций с указанием выполняемых ими видов работ, является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, так как указанное требование не предусмотрено частями 1–3 статьи 11 Закона о размещении заказов.

Вместе с тем, перечень требований к участникам закупки установлен Заказчиком в Положении о закупке САФУ и в отличие от статьи 11 Закона о размещении заказов не является исчерпывающим.

Так пунктом 8.5 Положения указано, что при проведении закупки для нужд университета заказчик вправе установить иные требования к участникам закупки.

Таким образом, право Заказчика на рассмотрение выбранных подрядчиком субподрядных организаций, поставщиков оборудования, инвентаря, материалов, конструкций не противоречит нормам действующего законодательства. Включение требования о праве согласования Заказчиком предложения Подрядчика по выбору субподрядных организаций направлено на качественное выполнение подрядчиком установленного объема работ.

 

  1. Незаконна сама возможность внесения изменения в условия договора путем включения дополнительных работ и проведения лабораторных (стендовых) испытаний, проведение экспертиз, не являющихся предметом торгов, может повлиять на решение участника торгов на само участие.

Пунктом 3.6 проекта договора предусмотрена возможность внесения в заключенный по итогам аукциона договор изменений о проведении дополнительных работ, установке дополнительного оборудования.

Законом о закупках предусмотрено право заказчика при изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора вносить в договор изменения, путём заключения дополнительного соглашения.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий, что также не противоречит пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствие с которым изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

 

  1. Положения о закупках и аукционная документация не содержат четкого указания технических характеристик материалов и оборудования, необходимых Заказчику.

Аукционная документация не содержит четкого указания на технические характеристики материалов и оборудования требующихся заказчику.

Требования к описанию участниками поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) изложены в разделе III Аукционной документации.

В таблице № 2 технического задания III раздела «Требование к описанию участниками поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг)» Аукционной документации Заказчиком установлены требования к товару, который предполагается для использования при выполнении работ и заданы параметры эквивалентности товаров, существующих на свободном рынке.

Согласно требованиям пункта 7 раздела I Аукционной документации участник размещения заказа должен приложить в составе заявки на участие в открытом аукционе:

‑ согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об Аукционе;

‑ указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об Аукционе, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об Аукционе, при условии содержания в документации об Аукционе указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в Аукционе па товарный знак;

‑ согласие и конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об Аукционе указания на товарный знак используемого товара.

Таким образом, Аукционная документация содержит четкое указание на технические характеристики материалов и оборудования требующихся заказчику, а также порядок заполнения участниками «таблицы № 2».

 

Учитывая изложенное и руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Стройресурс» необоснованной;

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель комиссии:

 

Д.В. Бугаев

 

 

 

Ю.Г. Цакулов

 

 

 

В.В. Касаткин

 

 

 

А.С. Куницын

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны