Решение №02-04/2210 Решение по делу 20т-13 (жалоба ООО «Стройресурс») от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
г. Архангельск
Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 25 апреля 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Комиссия, Комиссия Архангельского УФАС России, Управление), в составе:
Председатель | - | Бугаев Д.В. | Руководителя Управления |
Член комиссии | - | Цакулов Ю.Г. | Заместитель руководителя Управления, начальник отдела антимонопольного контроля |
Член комиссии | - | Касаткин В.В. | Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля |
Член комиссии | - | Куницын А.С. | Специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля |
в присутствии представителей:
до перерыва: ООО «Стройресурс» – Мызникова Н.В. (доверенность от 19.04.2013 № б/н), Клима О.Д. (доверенность от 19.04.2013 № б/н), Третьяковой Е.А. (доверенность от 19.04.2013 № б/н);
ФГАОУ ВПО «САФУ» – Заборской Ю.Е. (доверенность от 18.04.2013 № 01-815), Зверевой Е.М. (доверенность от 19.04.2013 № 01-825);
после перерыва: ООО «Стройресурс» – Третьяковой Е.А. (доверенность от 19.04.2013 № б/н);
ФГАОУ ВПО «САФУ» – Заборской Ю.Е. (доверенность от 18.04.2013 № 01-815), Зверевой Е.М. (доверенность от 19.04.2013 № 01-825),
УСТАНОВИЛА:
11.04.2013 в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО «Стройресурс» (далее – Заявитель, Общество) на действия Единой комиссии по размещению заказов (далее – Единая комиссия), созданной Заказчиком – Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (далее – ФГАОУ ВПО «САФУ»), при подготовке и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту помещений и инженерных систем учебного корпуса ФГАОУ «САФУ» по адресу: г. Северодвинск, ул. Капитана Воронина, д. 6 (извещение № 2601 размещено на сайте http://otc‑tender.ru; извещение № 31300191380 размещено на сайте http://zakupki.gov.ru/223; извещение № 36-1-113/08.4 размещено на сайте Заказчика http://www.narfu.ru/univercity/custom/ в сети Интернет 13 марта 2013 г.).
Заявитель полагает, что при подготовке и проведении торгов Заказчиком (Единой комиссией) нарушены требования антимонопольного законодательства, а именно:
- требования Заказчика к предоставляемым документам незаконны и противоречат нормам действующего законодательства;
- требования, установленные в документации по аукциону, понуждают предполагаемого участника к нарушению действующего законодательства;
- суть некоторых пунктов договора ставит участника в весьма невыгодные условия и может привести к срыву исполнения заключенного по итогам торгов договора;
- незаконна сама возможность внесения изменения в условия договора, путем включения дополнительных работ и проведения лабораторных (стендовых) испытаний, проведение экспертиз, не являющихся предметом торгов, может повлиять на решение участника торгов на само участие;
- положения о закупках и аукционная документация не содержат четкого указания технических характеристик материалов и оборудования, необходимых Заказчику.
В заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе на действия Единой комиссии.
Представитель Заказчика с жалобой Общества не согласился по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу ООО «Стройресурс» (вх. № 2535 от 19.04.2013), а также в дополнениях к возражению на жалобу ООО «Стройресурс» по делу № 20т-13, представленных на заседании Комиссии.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу с учетом следующего.
В связи с необходимостью выполнения работ по ремонту здания учебного корпуса САФУ, на основании приказа ректора от 27.02.2013 № 166 проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту помещений и инженерных систем учебного корпуса ФГАОУ «САФУ» по адресу: г. Северодвинск, ул. Капитана Воронина, д. 6.
13 марта 2013 года Заказчиком объявлен открытый аукцион в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту помещений и инженерных систем учебного корпуса ФГАОУ «САФУ» по адресу: г. Северодвинск, ул. Капитана Воронина, д. 6 (извещение № 2601 размещено на сайте http://otc‑tender.ru; извещение № 31300191380 размещено на сайте http://zakupki.gov.ru/223; извещение № 36-1-113/08.4 размещено на сайте Заказчика http://www.narfu.ru/univercity/custom/ в сети Интернет 13 марта 2013 г.) (далее – Аукцион).
Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о размещении заказов, государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.
Получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета), в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) Федеральный Университет» является федеральным государственным автономным образовательным учреждением.
Автономные учреждения не являются получателем бюджетных средств, не являются государственными и муниципальными заказчиками при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и соответственно не подпадают по действия Закона о размещении заказов.
Закупка продукции автономными учреждениями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), который устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках).
В соответствии с Законом о закупках Заказчиком принято Положение о закупках для нужд ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова» П 24‑01.2, утвержденное наблюдательным советом САФУ (протокол от 29.02.2012 № 8-НС), введено в действие приказом ректора от 19.03.2012 № 227 (далее – Положение).
Положение о закупках для нужд САФУ является документом, который регламентирует закупочную деятельность и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки), условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения, а также порядок подготовки и проведения открытого конкурса, аукциона.
09 апреля 2013 года Единой комиссией составлен и подписан Протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (далее – Протокол рассмотрения заявок).
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок участие в Аукционе приняли 5 участников (ООО «СпецСтройПроект», ООО «Северо-Западная строительная компания», ООО «Элфак», ООО «СТК-Норд», ООО «СеверЭнергоМонтаж»).
По итогам рассмотрения заявок Единой комиссией к участию в Аукционе допущены 2 претендента:
- ООО «СеверЭнергоМонтаж»;
- ООО «СТК-Норд».
Конкурсные предложения ООО «СпецСтройПроект», ООО «Северо-Западная строительная компания», ООО «Элфак» Единой комиссией отклонены как несоответствующие требованиям, предусмотренным разделом 7 Аукционной документации и Информационной картой.
Согласно разделу 7 Итогового протокола от 10.04.2013 № 109-2/13 Аукцион признан состоявшимся, победитель – Общество с ограниченной ответственностью «СеверЭнергоМонтаж».
Не согласившись итогами Аукциона, ООО «Стройресурс» обратилось в Архангельское УФАС России с жалобой на неправомерные действия Заказчика (Единой комиссией) при организации и проведении торгов.
По мнению Общества, Заказчиком нарушен порядок подачи заявок на участие в торгах, а именно запрашиваемые в аукционной документации документы (в составе заявки на участие в Аукционе) не соответствуют нормам действующего законодательства.
Также, по мнению Заявителя, Заказчиком (Единой комиссией) допущены многочисленные нарушения в содержательной части торгов, а именно:
- требования, установленные в документации по аукциону, понуждают предполагаемого участника к нарушению действующего законодательства;
- суть некоторых пунктов договора ставит участника в весьма невыгодные условия и может привести к срыву исполнения заключенного по итогам торгов договора;
- незаконна сама возможность внесения изменения в условия договора, путем включения дополнительных работ и проведения лабораторных (стендовых) испытаний, проведение экспертиз, не являющихся предметом торгов, может повлиять на решение участника торгов на само участие;
- положения о закупках и аукционная документация не содержат четкого указания технических характеристик материалов и оборудования, необходимых Заказчику.
Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Ввиду того, что порядок подачи заявок на участие в торгах включает в себя процесс формирования участником предложения, Комиссия Архангельского УФАС России считает жалобу Общества соответствующей части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и подлежащей рассмотрению в рамках действующего законодательства.
Документом, регламентирующим закупочную деятельность ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», является Положение о закупках для нужд САФУ.
Положением о закупках САФУ предусмотрено, что комиссия по размещению заказов рассматривает заявки на участие в аукционе, с целью определения соответствия каждого участника размещения заказа требованиям, установленным аукционной документацией, и соответствия заявки на участие в аукционе, поданной таким участником, требованиям к заявкам на участие в аукционе, установленным аукционной документацией (пункт 28.1. Положения).
Электронная торговая площадка в адрес Заказчика не представляет документы, подтверждающие полномочия руководителя юридического лица, в т.ч. выписку из Единого реестра юридических лиц и учредительные документы, подтверждающие полномочия руководителя.
Следовательно, Единая комиссия рассматривает только документы, входящие в состав заявки участника.
Пунктом 7.3. Аукционной документации определен перечень документов и требования к ним, которые должны входить в состав заявки на участие Аукционе, в т.ч. выписка из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки, полученную не ранее чем за 30 дней до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона.
Таким образом, запрашиваемые заказчиком в аукционной документации документы не противоречат требованиям Положения о закупках.
Комиссия Архангельского УФАС России также не принимает доводы Заявителя по нарушениям, выявленным в содержательной части аукционной документации в силу следующего.
- Требования, установленные в документации по аукциону, понуждают предполагаемого участника к нарушению действующего законодательства.
Пунктом 5.3.10 проекта договора предусмотрено, что Подрядчик обязан передавать демонтированный материал Заказчику по товарной накладной.
Требования Заказчика о передаче демонтированных материалов Заказчику не противоречат действующему законодательству, более того, право собственности на объект капитального строительства, а также на имущество, принадлежащее Заказчику, не переходит к Подрядчику при выполнении заявленных работ.
- Суть некоторых пунктов договора ставит участника в весьма невыгодные условия и может привести к срыву исполнения заключенного по итогам торгов договора.
Пунктом 5.1.3. проекта договора установлено, что «заказчик имеет право рассмотреть предложение Подрядчика по выбору субподрядных организаций, поставщиков оборудования, инвентаря, материалов, конструкций, и дать свое согласие или отказ» противоречит требованиям статьи 11 Закона о размещении заказов.
Включение условия о согласовании с Заказчиком перечня привлекаемых сторонних (субподрядных) организаций с указанием выполняемых ими видов работ, является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, так как указанное требование не предусмотрено частями 1–3 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, перечень требований к участникам закупки установлен Заказчиком в Положении о закупке САФУ и в отличие от статьи 11 Закона о размещении заказов не является исчерпывающим.
Так пунктом 8.5 Положения указано, что при проведении закупки для нужд университета заказчик вправе установить иные требования к участникам закупки.
Таким образом, право Заказчика на рассмотрение выбранных подрядчиком субподрядных организаций, поставщиков оборудования, инвентаря, материалов, конструкций не противоречит нормам действующего законодательства. Включение требования о праве согласования Заказчиком предложения Подрядчика по выбору субподрядных организаций направлено на качественное выполнение подрядчиком установленного объема работ.
- Незаконна сама возможность внесения изменения в условия договора путем включения дополнительных работ и проведения лабораторных (стендовых) испытаний, проведение экспертиз, не являющихся предметом торгов, может повлиять на решение участника торгов на само участие.
Пунктом 3.6 проекта договора предусмотрена возможность внесения в заключенный по итогам аукциона договор изменений о проведении дополнительных работ, установке дополнительного оборудования.
Законом о закупках предусмотрено право заказчика при изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора вносить в договор изменения, путём заключения дополнительного соглашения.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий, что также не противоречит пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствие с которым изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
- Положения о закупках и аукционная документация не содержат четкого указания технических характеристик материалов и оборудования, необходимых Заказчику.
Аукционная документация не содержит четкого указания на технические характеристики материалов и оборудования требующихся заказчику.
Требования к описанию участниками поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) изложены в разделе III Аукционной документации.
В таблице № 2 технического задания III раздела «Требование к описанию участниками поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг)» Аукционной документации Заказчиком установлены требования к товару, который предполагается для использования при выполнении работ и заданы параметры эквивалентности товаров, существующих на свободном рынке.
Согласно требованиям пункта 7 раздела I Аукционной документации участник размещения заказа должен приложить в составе заявки на участие в открытом аукционе:
‑ согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об Аукционе;
‑ указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об Аукционе, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об Аукционе, при условии содержания в документации об Аукционе указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в Аукционе па товарный знак;
‑ согласие и конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об Аукционе указания на товарный знак используемого товара.
Таким образом, Аукционная документация содержит четкое указание на технические характеристики материалов и оборудования требующихся заказчику, а также порядок заполнения участниками «таблицы № 2».
Учитывая изложенное и руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Стройресурс» необоснованной;
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии: |
| Д.В. Бугаев
|
|
| Ю.Г. Цакулов
|
|
| В.В. Касаткин
|
|
| А.С. Куницын
|