Решение №02-04 2241 Решение 02-16 от 10 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 02-16

 

Ответчик:

ОАО «Центр судоремонта «Звездочка»

164509, Архангельская обл., г. Северодвинск, пр. Машиностроителей, д.12

тел.: (8184) 596-309

факс: (81842) 7-28-50

e-mail: info@star.ru

 

Заявитель:

ООО «Торговый дом «ТОКЕМ»

650992, г. Кемерово, ул. Карболитовская, 1

тел.: (384-2) 32-51-29, 32-50-13, 32-53-55

факс: (384-2) 32-52-07, 32-52-27

e-mail: td.tokem@mail.ru

            dom@mail.tokem.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

                                                                                                                                      г. Архангельск

 

Резолютивная часть решения объявлена 04.05.2016

Решение изготовлено в полном объёме 10.05.2016

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Архангельского УФАС России), в составе:

 

Председатель комиссии

-

Д.В. Бугаев

Руководитель Архангельского УФАС России;

Члены комиссии

-

Т.А. Спирина

Заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

 

-

Т.В. Нестеренко

Главный специалист‑эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы  Архангельского УФАС России,

в присутствии представителя Ответчика - ОАО «Центр судоремонта «Звездочка»: <...> (доверенность),

в отсутствие представителей Заявителя — ООО «Торговый дом «ТОКЕМ», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения данного дела,

рассмотрев дело № 02‑16 по признакам нарушения:

ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» (ИНН 2902060361)

164509, Архангельская обл., г. Северодвинск, пр. Машиностроителей, д.12

пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка определения победителя торгов, запроса котировок, запроса предложений,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) поступила жалоба ООО «Торговый дом «ТОКЕМ» (далее — Заявитель) на действия Заказчика – ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» при проведении запроса котировок «Ионообменные смолы Amberlite производства «Dow Chemical» (Франция) согласно спецификации» (извещение № 31502010814 опубликовано на сайте www.zakupki.ru 10.02.2015).

По мнению Заявителя, в документации по закупке отсутствуют технические характеристики закупаемого товара, что является нарушением ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Кроме того, Заявитель указывает на действия Заказчика и лица, признанного единственным участником рассматриваемой закупки, в которых содержатся признаки нарушения ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» проводило закупку способом запроса предложений на поставку ионообменных смол марки Amberlite производства «Dow Chemical» (Франция), необходимых как для вспомогательного производства (катионит  Amberlite IRN 120 Na), так и для выполнения работ в рамках Гособоронзаказа, заключенных между Министерством обороны РФ (катионит Amberlite IRN 97 и анионит Amberlite IRN 78 R).

В соответствии с извещением по рассматриваемой закупке предметом поставки является - ионообменные смолы Amberlite производства «Dow Chemical» (Франция) согласно спецификации. Срок изготовления смолы Amberlite IRN-120 Na - 2014 год, смол Amberlite IRN‑78R и Amberlite IRN-97H - не ранее ноября 2014 года. Ионообменные смолы Amberlite производства «Dow Chemical» (Франция) поставляются в оригинальной упаковке от изготовителя без перетаривания.

В ходе рассмотрения обращения, а также пояснений и материалов, представленных ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» (письмо от 03.04.2015 № 540.3-27/446), Архангельским УФАС России установлено, что заявка, представленная участником закупочной процедуры - ЗАО «Энергопромсервис‑Химводподготовка», который был признан единственным участником несостоявшейся закупочной процедуры,  не соответствует требованиям и условиям закупочной процедуры, а именно по предмету закупки - ионообменные смолы Amberlite производства «Dow Chemical» (Франция) согласно спецификации. ЗАО «Энергопромсервис‑Химводоподготовка» предложило в своей заявке, в т.ч., катионообменную смолу Amberlite IRN 120 Na (при этом приложив в составе своей заявки описание продукта «Амберлайт IR 120 Na») при требовании Организатора торгов к поставке, в т.ч., ионообменной смолы Amberlite IRN 120 Na.

Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

При указанных обстоятельствах, Архангельское УФАС России определением от 16.03.2016 № 02‑04/1183 возбудило в отношении ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» дело № 02‑16 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ответ на определение о назначении дела № 02-16 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» представило письмо‑пояснение № 565‑7/33 от 13.04.2016, в соответствии с которым Ответчик полагает, что запрос предложений на поставку ионообменных смол Amberlite не имеет признаков нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, в рассмотрении дела № 02‑16 был объявлен перерыв до 04.05.2016 (приложение к протоколу Архангельского УФАС России по делу № 02‑16 от 26.04.2016).

 

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего:

ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» является заказчиком в понимании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании статьи 2 названного Федерального закона, в Обществе принято Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», одобренное Решением Совета директоров ОАО «ЦС «Звездочка» (протокол № 93 от 31.01.2014), действующие на момент проведения рассматриваемой закупки (далее – Положение о закупках).

Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.

Детальный порядок проведения и оформления различных закупочных процедур определяется Порядком проведения процедур закупки ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», одобренным Решением Совета директоров ОАО «ЦС «Звездочка» (протокол № 93 от 31.01.2014), действующие на момент проведения рассматриваемой закупки (далее – Порядок закупки).

Согласно пункту 2.1 части 2 Порядка закупки, указанный порядок является приложением к Положению о закупках товаров, работ, услуг Заказчика.

Пунктом 7.1 Положения о закупках предусмотрено, что для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе и запросе предложений Закупочная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в закупочной документации.

ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» проводило закупку способом запроса предложений на поставку ионообменных смол марки  Amberlite производства «Dow Chemical» (Франция), необходимых как для вспомогательного производства (катионит  Amberlite IRN 120 Na), так и для выполнения работ в рамках Гособоронзаказа, заключенных между Министерством обороны РФ (катионит Amberlite IRN 97 и анионит Amberlite IRN 78 R).

В соответствии с извещением по рассматриваемой закупке предметом поставки является - ионообменные смолы Amberlite производства «Dow Chemical» (Франция) согласно спецификации. Срок изготовления смолы Amberlite IRN-120 Na - 2014 год, смол Amberlite IRN‑78R и Amberlite IRN-97H - не ранее ноября 2014 года. Ионообменные смолы Amberlite производства «Dow Chemical» (Франция) поставляются в оригинальной упаковке от изготовителя без перетаривания.

В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в т.ч.: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребности заказчика.

В свою очередь, ООО «Торговый дом «ТОКЕМ» в своем заявлении отмечает, что при проведении запроса предложений Заказчик нарушил данное требование, указав в описании объекта закупки лишь наименование марок ионообменных смол; в документации отсутствуют технические характеристики закупаемого товара.

Действительно, в соответствии с указанной нормой Закона заказчик должен конкретизировать указанные параметры закупки. При этом Закон о закупках не содержит прямого запрета на указание в документации о закупке на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Соответственно, такие сведения могут быть указаны при условии соблюдения общих принципов закупки, установленных в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, а также требований антимонопольного законодательства.

Согласно конкурсной документации (извещение о закупке, коммерческое предложение, проект договора, спецификация и др.) объектом закупки, составляющим большую ее часть, является ионообменная смола Amberlite IRN-120 Na производства «Dow Chemical» (Франция) в количестве 18 000 литров.

Со своей стороны ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» пояснило, что на смолы марки «Amberlite» отсутствуют ГОСТ и ТУ, поскольку изготовитель данной продукции находится за рубежом. Таким образом, все технические характеристики заложены в наименовании марок таких смол.

Заявитель отмечает, что ему достоверно известно, что ионообменной смолы Amberlite IRN-120 Na производства «Dow Chemical» (Франция) не существует. Под указанным наименованием ионообменная смола не производится и никогда не производилась ни одним производителем ионообменных смол, включая «Dow Chemical». Соответственно, ионообменная смола под данным наименованием, по мнению Общества, не могла быть предложена ни одним лицом, подавшим заявку на участие в запросе предложений.

В материалах дела № 02‑16 имеется служебная записка С.Д. Антюхина - начальника ремонтно‑энергетического цеха (структурного подразделения ОАО «Центр судоремонта «Звездочка») «О поставке катионообменной смолы», согласно которой для обеспечения работы водоподготовки котельной № 1 и в связи с прекращением производства для подготовки котловой воды катионита марки ГУ‑2‑8 чс он просит организовать поставку на котельную катионообменной смолы марки Amberlite IR 120 в количестве 18 000 л (18 м3).

В связи с этим, в ходе рассмотрения настоящего дела у ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» Архангельским УФАС России было запрошено пояснение по указанной служебной записке, а также подтверждение существования продукта Amberlite IRN 120 Na (как того требования закупочная документация) и поставки такого продукта ЗАО «Энергопромсервис‑Химводоподготовка».

На заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» пояснил, что в связи со сложившейся ситуацией в Обществе было проведено внутреннее расследование, в ходе которого выявилось, что ответственный работник, подготавливающий закупочную документацию (извещение), допустил техническую ошибку, указав наименование продукта, требуемого Заказчику к поставке, с индексом «IRN 120 Na» вместо «IR 120 Na».

Отсутствие продукта — ионообменной смолы с индексом «IRN 120 Na» как такового подтверждается выпиской из каталога ионообменных смол «Dow Chemical» (http://www.dowwaterandprocess.com/en/products/ion_exchange_resins)/).

Таким образом, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что Заказчик при подготовке закупочной документации некорректно обозначил предмет закупки.

В соответствии с Протоколом заседания Закупочной комиссии по рассмотрению и оценке заявок претендентов закупочной процедуры способом открытого запроса предложений в электронном виде на поставку ионообменных смол Amberlite производства «Dow Chemical» (Франция) № 540‑3/253‑2 от 27.02.2015 (далее — Протокол) Закупочная комиссия рассмотрела поступившие заявки претендентов закупочной процедуры: ЗАО «Энергопромсервис‑Химводподготовка» (г. Москва), ООО «РЕСУРС» (г. Санкт‑Петербург), ЗАО «Норрексим Рус» (г. Москва), ООО «ТД «ТОКЕМ» (г. Кемерово).

Закупочной комиссией было принято решение о признании заявки претендента — ЗАО «Энергопромсервис‑Химводподготовка» соответствующей требованиям и условиям проведения закупочной процедуры и предложено принять данную заявку к дальнейшему рассмотрению.

Пунктом 3.5.6 Положения о закупках предусмотрено, что когда по результатам конкурентной процедуры закупки (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос цен) Закупочной комиссией принято решение о признании закупочной процедуры несостоявшейся, а проведение повторной процедуры невозможно или не целесообразно, и только одна заявка, поданная Участником процедуры закупки, соответствует требованиям, предусмотренным закупочной документацией, закупка производится у единственного участника несостоявшейся процедуры.

Таким образом, Закупочная комиссия решила отклонить заявки ООО «РЕСУРС» (предложенная номенклатура в заявке не соответствует требуемой в п. 1 Коммерческого предложения), ЗАО «Норрексим Рус» (стоимость закупки выше требуемой в п. 1.5 Коммерческого предложения) и ООО «ТД «ТОКЕМ» (предложенная номенклатура в заявке не соответствует требуемой в п. 1 Коммерческого предложения) на участие в закупочной процедуре «Запрос предложений № 2175479», как не отвечающих по существу требованиям и условиям закупочной процедуры, изложенным в закупочной документации; признать открытый запрос предложений несостоявшимся; на основании пункта 6.4.11 Порядка закупки рекомендовать заключить договор с ЗАО «Энергопромсервис‑Химводподготовка» на условиях, установленных в закупочной документации, представлении всех необходимых разрешительных и подтверждающих документов.

Согласно извещению (закупочной документации) документами для обязательного представления в составе заявки являются: копия выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП; документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени участника; копия приказа, протокол собрания учредителей о назначении руководителя; доверенность на право подписания договора; копия свидетельства о регистрации юридического лица, свидетельства о регистрации в качестве ИП; копия свидетельства о постановке на налоговый учет; копия справки об отсутствии задолженности по уплате налогов и обязательных платежей; копия устава юридического лица — участника запроса коммерческих предложений; копия бухгалтерского баланса.

При этом участник вправе в составе заявки на свое усмотрение приложить любые подтверждающие документы.

Как следует из материалов по делу № 02‑16 ЗАО «Энергопромсервис‑Химподготовка» в составе своей заявки (коммерческое предложение) предложило к поставке ионообменные смолы Amberlite производства «Dow Chemical» (Франция) согласно спецификации, срок изготовления смолы Amberlite IRN-120 Na - 2014 год, смол Amberlite IRN‑78R и Amberlite IRN-97H - не ранее ноября 2014 года. Вместе с тем Общество приложило справку о кадровых ресурсах, сведения о материально‑технических ресурсах, сведения об опыте выполнения аналогичных договоров, описание предлагаемых продуктов «Amberlite», что не является обязательным требованием Заказчика для представления участником в составе заявки. Согласно п. 6.4.3 Порядка закупки такие материалы (дополнительно представленные) подлежат рассмотрению, в случае, если в ходе рассмотрения заявки участника возникает потребность в уточнении заявки участника процедуры закупки.

Таким образом, в данном случае Заказчик (Закупочная комиссия) в установленном закупочной документацией порядке рассмотрел заявку ЗАО «Энергопромсервис‑Химподготовка». При этом, Заказчик был вправе не принимать во внимание документы, не являющиеся обязательными для представления участниками закупки, в частности, описание предлагаемых продуктов «Amberlite».

Вместе с тем, в соответствии с п. 3.1.7 Порядка закупки предусмотрено право потенциального поставщика о направлении заказчику закупки запросы и получать от заказчика разъяснения по содержанию документации и процедуре проведения закупки. Однако, как свидетельствуют материалы по рассматриваемому делу заявитель не воспользовался своим правом.

 

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики обязаны руководствоваться основными принципами, а именно участнику закупки должны быть обеспечены равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия по отношению к участникам закупки представляет собой конкретизацию общеправового принципа равенства всех перед законом и заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.

Заказчик, разместив на сайте извещение и документацию о проведении закупки, приглашает неограниченный круг лиц, соответствующих документации, к участию в такой закупке.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции не допускаются действия заказчика или организатора торгов при проведении торгов, запроса, котировок цен на товары, запроса предложений, если такие действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Исследовав в совокупности изложенные фактические обстоятельства, связанные с проведением запроса котировок «Ионообменные смолы Amberlite производства «Dow Chemical» (Франция) согласно спецификации», Комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о том, что, несмотря на то, что предмет закупки (техническое задание) было сформулировано Заказчиком некорректно (с технической ошибкой),  на момент рассмотрения заявок участников рассматриваемой закупки со стороны Заказчика (Закупочной комиссии) отсутствовали какие‑либо нарушения установленного документацией порядка.

Действия Заказчика по некорректному обозначению предмета закупки в данном случае не ограничил круг потенциальных участников, следовательно, и конкуренцию.

При рассмотрении дела № 02-16 Комиссией Управления не было выявлено участников, которым фактически были предоставлены преимущественные условия участия в рассматриваемых торгах. Вместе с тем, доказательств тому, что какому‑либо лицу действительно были предоставлены какие‑то преимущества Заказчиком, равно как и Заявителем, в материалы дела не представлено.

Таким образом, Комиссия Архангельского УФАС России не усматривает в действиях ОАО «Центр судоремонта «Звздочка» нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Рассмотрение дела № 02-16, возбужденного по заявлению ООО «Торговый дом «ТОКЕМ» в отношении ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия или выдачи.

 

 

 

Председатель комиссии

 

Д.В. Бугаев

 

Члены комиссии

 

Т.А. Спирина

 

 

 

Т.В. Нестеренко

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны