Решение №02-04 2587 Решение 10-15 от 30 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 10-15

 

Ответчик:

ООО «Кулой ЖКХ»

165100, Архангельская обл., Вельский р-н, п. Кулой, ул. Кооперативная, д.8

тел.: (81836) 9-22-26

e-mail: kugkh@rambler.ru

 

Заявитель:

ООО «Архуглесбыт»

163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д.17, корп.1

Тел.: 65-30-10, факс: 65-35-95

e-mail: topmail@atknet.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

30 апреля 2015 г.                                                                                                        г. Архангельск

 

Резолютивная часть решения объявлена 16.04.2015

Решение изготовлено в полном объёме 30.04.2015

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), в составе:

 

Председатель комиссии

-

Д.В. Бугаев

Руководитель Архангельского УФАС России;

Члены комиссии

-

Т.А. Спирина

Заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России;

 

-

Т.В. Нестеренко

Главный специалист‑эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России,

в отсутствие представителей Ответчика — ООО «Кулой ЖКХ», Заявителя — ООО «Архуглесбыт», надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения данного дела, рассмотрев дело № 10‑15 по признакам нарушения:

ООО «Кулой ЖКХ»

165100, Архангельская обл., Вельский р-н, п. Кулой, ул. Кооперативная, д.8

пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в создании участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, а именно: в установлении Заказчиком - ООО «Кулой ЖКХ» при проведении закупки путем конкурсного отбора поставщиков на поставку угля для ООО «Кулой ЖКХ» на 2013‑2014 гг. (извещение № 31400877116 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованного срока поставки товара, напрямую зависящего от установленного срока заключения договора, что лишает потенциальных участников возможности участия в конкурсной процедуре, тем самым ограничивает круг таких участников, а, следовательно, и конкуренцию,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступило обращение ООО «Архуглесбыт» на действия Заказчика – ООО «Кулой ЖКХ» при проведении закупки путем конкурсного отбора поставщиков на поставку угля для ООО «Кулой ЖКХ» на 2013‑2014 гг. (извещение № 31400877116 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 10.02.2014).

Как следовало из информации по рассматриваемой закупке, размещенной на официальном сайте закупок, ООО «Архуглесбыт» не было лицом, подавшим заявку на участие в торгах. Кроме того, из содержания поданной в Управление жалобы следовало, что в данном случае обжалуются действия Заказчика, касающиеся установления сроков проведения процедуры конкурса.

Таким образом, в отсутствие правовых оснований рассмотрения жалобы ООО «Архуглесбыт» в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, обращение Общества рассмотрено Управлением в общем порядке (с учетом Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв. Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339) на предмет выполнения со стороны Заказчика антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции).

В своей жалобе Заявитель указывает на невозможность осуществления поставки по предмету закупки в сроки, обозначенные в конкурсной документации, что указывает на договоренность с конкретным поставщиком. Вместе с тем, если добросовестные участники закупки укажут реальные сроки поставки, Заказчик имеет право отклонить их предложения, признать закупку несостоявшейся и со ссылкой на п. 7.10.2 пп. 2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ООО «Кулой ЖКХ» провести прямую закупку у единственного поставщика.

Тем самым, по мнению Заявителя, при проведении указанных торгов Заказчиком нарушены требования пп. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части наличия в конкурсной документации необоснованных ограничений к участникам закупки.

При указанных обстоятельствах, Архангельское УФАС России Определением от 26.02.2015 № 02‑04/1035 возбудило в отношении ООО «Кулой ЖКХ» дело № 10‑15 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ответ на Определение о назначении дела № 10-15 о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Кулой ЖКХ» представило пояснения (письмо № 352 от 18.03.2015), полагает, что при проведении рассматриваемого конкурсного отбора со стороны Общества отсутствует дискриминация и необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам торговой процедуры. Следовательно, ООО «Кулой ЖКХ» считает доводы ООО «Архуглесбыт» необоснованными.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела № 10‑15 Определением Архангельского УФАС России от 02.04.2015 № 02‑04/1944 откладывалось.

16.04.2015 Комиссия Архангельского УФАС России продолжила рассмотрение дела № 10‑15.

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего:

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положением о закупке товаров, работ, услуг ООО «Кулой ЖКХ», утвержденным Решением единственного участника ООО «Кулой ЖКХ» (Протокол от 22.10.2013) указано, что в документации о закупке указываются, в том числе, сведения о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (п. 6.2) (далее – Положение о закупках).

Согласно приказу директора ООО «Кулой» № 33 от 06.02.2014 Заказчиком была объявлена закупка угольной продукции (бурого угля) на 2013‑2014 годы в форме открытого конкурса (извещение № 31400877116 от 10.02.2014):

- предмет конкурса: право заключения договора на поставку угольной продукции (бурого угля);

- максимальная цена поставляемой угольной продукции – 4500,00 рублей за 1 тонну, в т.ч. НДС 18%, в цену входят расходы поставщика по доставке товара до ст. Кулой Северной железной дороги (Лот № 1 – 2281500,00 руб.; Лот № 2 – 4603500,00 руб.; Лот № 3 – 3240000,00 руб.), общая сумма – 10125000,00 руб.;

- место поставки товара – станция назначения Кулой Северной железной дороги;

- срок поставки товара: с момента заключения договора до 10 апреля 2014 г., поставка товара производится поэтапно: 1. 507 тонн до 07.03.2014 (Лот № 1); 2. 1023 тонн до 10.03.2014 (Лот № 2); 720 тонн до 10.04.2014 (Лот № 3), итого – 2250 тонн;

- качественные характеристики товара: бурый уголь, должен соответствовать обязательным требованиям государственного стандарта к качеству по параметрам: крупность – 50‑300 мм; зольность – не более 19%; содержание влаги – не более 16%; минимальная низшая теплота сгорания – 5100 ккал/кг.

Для проведения указанного конкурса Заказчиком, в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупках разработана документация о проведении открытого конкурса на поставку угля, утв. Директором ООО «Кулой ЖКХ» 06.02.2014 (далее – Конкурсная документация).

В Конкурсной документацией обозначены следующие сроки прохождения процедуры открытого конкурса:

В Информационной карте обозначены дата и время вскрытия заявок – 11.00 часов 03 марта 2014 г.; дата рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе – 03 марта 2014 г.

Пунктом 7 раздела 11 Конкурсной документации установлено, что протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе подписывается членами конкурсной комиссии в день окончания срока рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, установленный в Конкурсной документации.

В течение трех календарных дней со дня подписания протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе такой протокол размещается Организатором закупки на официальном сайте в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании пункта 8.1 раздела 14 Конкурсной документации в течение двух календарных дней со дня размещения на сайте в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» итогового протокола Заказчик направляет победителю торгов копию итогового протокола, а также проект контракта с учетом предложений об условиях исполнения контракта, содержащихся в заявке победителя торгов.

Срок, в течение которого победитель открытого конкурса обязан подписать проект контракта и обеспечить его получение Заказчиком, составляет не более 3‑х рабочих дней (пункт 26 Информационной карты).

Заказчик, получивший от победителя торгов подписанный проект контракта, должен обеспечить получение победителем торгов подписанного экземпляра контракта не позднее трех календарных дней со дня его получения (пункт 8.3 раздела 14 Конкурсной документации).

Заказчик по требованию победителя торгов в течение одного календарного дня со дня поступления такого требования обязан внести соответствующие изменения в проект контракта, если при подготовке проекта контракта были допущены технические ошибки, указанные в заявке победителя, и обеспечить получение исправленного проекта контракта победителем торгов для подписания. При этом срок подписания контракта победителем торгов продлевается на два календарных дня (пункт 9 раздела 14 Конкурсной документации).

Срок, в течение которого лица обязаны заключить контракт при уклонении победителя открытого конкурса от заключения контракта, обязаны подписать проект контракта и обеспечить его получение Заказчиком, составляет не более 2-х рабочих дней (пункт 27 Информационной карты).

Сложение всех указанных в Конкурсной документации сроков дает дату заключения договора – в период с 08.03.2014 по 17.03.2014.

В свою очередь, в Конкурсной документации (в Информационной карте) указаны сроки (периоды) поставки товара: по Лоту № 1 – со дня заключения контракта до 07 марта 2014 г.; по Лоту № 2 – со дня заключения контракта до 10 марта 2014 г.

Как пояснило ООО «Архуглесбыт» поставка угля осуществляется железнодорожным транспортом, время в пути, необходимое для прибытия вагонов с углем на ст. Кулой, составляет ориентировочно 15 суток.

 

ООО «Кулой ЖКХ» письмом от 18.03.2015 от 352 пояснило следующее:

10.02.2014 ООО «Кулой ЖКХ» на официальном сайте закупок была опубликована информация о проведении открытого конкурса на право заключения договора поставки угольной продукции на 2013‑2014 гг. (извещение № 31400877116).

В Конкурсной документацией были установлены сроки поставки уголной продукции: 507 тонн — до 07.03.2014; 1023 тонн — до 10.03.2014; 720 тонн — до 10.04.2014.

25.02.2014  в адрес ООО «Кулой ЖКХ» от ООО «Архуглесбыт» поступил запрос (исх. № 063) о разъяснении конкурной документации, касающийся сроков поставки. 27.02.2014 ООО «Кулой ЖКХ» в адрес ООО «Архуглесбыт» направлен ответ на запрос (исх. № 401), согласно которому Общество разъясняет, что опечаток по срокам совершения действий организатором конкурса не допущено и схему поставки угля участники конкурса определяют самостоятельно.

ООО «Кулой ЖКХ» отметило, что основным и единственным видом деятельности Общества является поставки тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населения и прочих потребителей п. Кулой Вельского района Архангельской области.

В обозначенный период времени ООО «Кулой ЖКХ» было заинтересовано в поставке угольной продукции в срок до 07.03.2014 (Лот № 1), до 10.03.2014 (Лот № 2) и до 10.04.2014 (Лот № 3).

При этом, в конкурсной документации не был обозначен способ поставки угольной продукции (автомобильным, железнодорожным транспортом), т.е. каждый участник открытого конкурса сам, по своему усмотрению и с учетом своих возможностей, мог выбрать, каким образом он поставит угольную продукцию Заказчику.

Сроки, предусмотренные конкурсной документацией на подписание договора поставки угольной продукции, были обозначены Заказчиком как максимально допустимые, т. е. ООО «Кулой ЖКХ» могло опубликовать протокол о результатах проведения открытого конкурса и направить договор победителю конкурса 03.03.2014 — день подведения итогов открытого конкурса.

Проект договора поставки был также размещен Заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru, соответственно, участники закупки могли ознакомиться со всеми его условиями заранее, до подведения итогов конкурса. Таким образом, Победитель конкурса мог подписать договор в кратчайшие сроки и, как считает ООО «Кулой ЖКХ», все сроки поставки были бы соблюдены.

Данные сроки были указаны вследствие крайней необходимости Общества в получении угольной продукции для бесперебойного обеспечения подачи тепловой энергии населению и прочим потребителям п. Кулой Вельского района Архангельской области.

ООО «Кулой ЖКХ» обратило внимание на то, что конкурс состоял из трех лотов с разными сроками и объемами поставки, т. е. любой участник конкурса мог самостоятельно выбрать подходящий для себя лот конкурса.

На основании изложенного, Общество полагает, что при проведении рассматриваемого конкурса отсутствует дискриминация и необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам конкурса и считает доводы ООО «Архуглесбыт» необоснованными.

 

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики обязаны руководствоваться основными принципами, а именно участнику закупки должны быть обеспечены равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заказчик, разместив на сайте извещение и документацию о проведении закупки, приглашает неограниченный круг лиц, соответствующих документации, к участию в такой закупке.

Принцип равноправия по отношению к участникам закупки представляет собой конкретизацию общеправового принципа равенства всех перед законом и заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции не допускаются действия заказчика или организатора торгов при проведении торгов, запроса, котировок цен на товары, запроса предложений, если такие действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Так, в целях установления фактических обстоятельств, связанных с проведением рассматриваемых торгов, Архангельским УФАС России был исследован вопрос о том, какие организации осуществляют поставку угольной продукции (код 1912008 по «ОК 005‑93. Общероссийский классификатор продукции», утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301), и, в частности, угля бурого (код 0320352 по «ОК 005‑93. Общероссийский классификатор продукции», утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301) на территорию Архангельской области, о чем был сделан соответствующий запрос в Министерство топливно‑энергетического комплекса и жилищно‑коммунального хозяйства Архангельской области.

В соответствии с письмом Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 24.02.2015 № 203/04-19/1198 поставщиками угля в Архангельской области являются: ООО «Торговая фирма «Квадр» (г. Санкт‑Петербург), ООО «Архангельская областная топливно‑энергетическая компания «Архоблтоппром» (г. Архангельск), ООО «Северуголь» (г. Архангельск), ООО «Архуглесбыт» (г. Архангельск), ООО «Виера» (г. Вологда).

Таким образом,  рынок поставки угля, и, в частности, бурого угля, является конкурентным. При этом географические границы рынка поставки угля не ограничивается территорией г. Архангельска и Архангельской области.

Вместе с тем, Архангельским УФАС России было установлено, что одно из предприятий—поставщиков угля для различных предприятий Архангельской области ОАО «АО ТЭК «Архоблтоппром», как потенциальный участник, рассматривало возможность участия в закупке № 31400877116, но не участвовало в ней по причине невозможности осуществления поставки продукции в указанные в конкурсной документации сроки (письмо ОАО «АО ТЭК «Архоблтоппром» от 12.03.2015 № 065).

По мнению данной организации, установление предельно малого срока поставки продукции, практически совпадающего с моментом заключения договора, лишает добросовестных участников возможности участвовать в торгах, т.к. несоблюдение сроков поставки является существенным нарушением условий договора.

Кроме того, ОАО «АО ТЭК «Архоблтоппром» отказалось от участия в конкурсе по Лоту № 3 (предполагающего приемлемые сроки заключения договора и, соответственно, и поставки продукции), т. к. установление нереальных сроков поставки по Лотам №№ 1, 2 позволило предположить недобросовестность со стороны Заказчика по всему объему закупки (письмо ОАО «АО ТЭК «Архоблтоппром» от 10.04.2015 № 095).

В свою очередь, Заявитель - ОАО «Архуглесбыт» сообщил, что не принимал участия в закупке по Лоту № 3, т. к. считал, что подав жалобу в антимонопольный орган по предмету установления Заказчиком необоснованных сроков поставки продукции по Лотам №№ 1, 2, результатом будет изменение этих сроков и отмена процедуры по всем лотам, а в дальнейшем планировало участие в рассматриваемой закупке по всем Лотам (письмо ООО «Архуглесбыт» от 13.04.2015 № 097).

Как отметил Заявитель, в данном случае поставка товара железнодорожным транспортом в указанные по Лотам №№ 1, 2 сроки возможна только при условии, если вагоны с углем уже находятся на станции Кулой или же находятся в пути. То есть отгрузка должна была быть произведена задолго до заключения договора, что, по мнению ООО «Архуглесбыт», может говорить о заблаговременной договоренности с конкретным поставщиком. При этом, в случае указания участниками закупки реальных сроков поставки товара, Заказчик имеет право отклонить их предложения.

ООО «Кулой ЖКХ» в письме от 10.04.2015 № 468 пояснило, что для поставки угольной продукции имеются подъездные пути к месту поставки как для железнодорожного, так и для автомобильного транспорта. Вопрос о способе поставки угольной продукции с ООО «Архуглесбыт» не обсуждался, заявлений о разъяснении конкурсной документации по данному вопросу в адрес Заказчика не поступало.

Складирование и хранение угольной продукции производится на специально оборудованном участке на территории котельной № 2, расположенном в непосредственной близости от железнодорожной станции «Кулой».

 

Со своей стороны Заявитель, а также потенциальный участник рассматриваемых торгов — ОАО «АО ТЭК «Архоблтоппром» отметили, что имеют возможность поставки угля автотранспортом, при этом пояснили, что такая доставка экономически оправдана только для поставки в пункты, удаленные от железнодорожных станций, а также отметили, что в конкурсной документации прямо было указано, что «Место поставки товара — станция назначения Кулой Северной железной дороги», что предполагает поставку продукции именно железнодорожным транспортом.

Использование автотранспорта ведет к дополнительным расходам (складирование, хранение, перевозка угля), что оправдано только в том случае, если объем угля заранее подготовлен для данного получателя на складе, недалеко от железнодорожной станции Кулой.

Исследовав в совокупности изложенные фактические обстоятельства, связанные с проведением закупки путем конкурсного отбора поставщиков на поставку угля для ООО «Кулой ЖКХ» на 2013‑2014 гг. (извещение № 31400877116 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), Комиссия Архангельского УФАС России считает, что Заказчик, установив в Конкурсной документации необоснованный срок поставки товара, напрямую зависящий от установленного срока заключения договора по рассматриваемой закупке, лишил потенциальных участников возможности участия в конкурной процедуре, чем нарушил принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к другим участникам закупки., установленный Законом о закупках.

Согласно протоколам №№ 1‑у (по Лоту № 1), 2‑у (по Лоту № 2), 3‑у (по Лоту № 3) от 03 марта 2014 г. принято решение о признании рассматриваемого конкурса несостоявшимся, в связи с принятием Конкурсной комиссией решения об отказе в допуске участника закупки (ООО «Устьнефтепродукт») с предложением о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта.

Действия Заказчика по необоснованному установлению срока поставки товара, напрямую зависящего от даты заключения договора, ограничивают круг потенциальных участников конкурса, следовательно, и конкуренцию. Вместе с тем, исходя из имеющихся обстоятельств дела, в момент проведения рассматриваемой конкурсной процедуры Заказчиком — ООО «Кулой ЖКХ» совершены действия, направленные на сокращение числа потенциальных участников, которые ограничили доступ к участию в рассматриваемой закупке участников.

 

Правовые отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции определено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При рассмотрении дела № 10-15 Комиссией Архангельского УФАС России не было выявлено участников, которым фактически были предоставлены преимущественные условия участия в рассматриваемых торгах. Вместе с тем, доказательств тому, что какому‑либо лицу действительно были предоставлены какие‑то преимущества Заказчиком в материалы дела не представлено.

Следовательно, в данном случае Заказчик - ООО «Кулой ЖКХ», установив при проведении закупки путем конкурсного отбора поставщиков на поставку угля для ООО «Кулой ЖКХ» на 2013‑2014 гг. (извещение № 31400877116 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованный срок поставки товара, напрямую зависящего от установленного срока заключения договора, что лишает потенциальных участников возможности участия в конкурсной процедуре, тем самым ограничивает круг таких участников, а, следовательно, и конкуренцию, нарушил часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1‑4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать со стороны ООО «Кулой ЖКХ» нарушение  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в создании участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, а именно: в установлении при проведении закупки путем конкурсного отбора поставщиков на поставку угля для ООО «Кулой ЖКХ» на 2013‑2014 гг. (извещение № 31400877116 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованного срока поставки товара, напрямую зависящего от установленного срока заключения договора, что лишает потенциальных участников возможности участия в конкурсной процедуре, что ограничивает круг таких участников, а, следовательно, и конкуренцию;

2. Предписание ООО «Кулой ЖКХ» не выдавать, в связи с отсутствием последствий проведенной процедуры торгов (открытый конкурс № № 31400877116 признан несостоявшимся).

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                               Д.В. Бугаев

 

Члены Комиссии                                                                                                        Т.А. Спирина

 

                                                                                                                                   Т.В. Нестеренко

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны