Решение №02-04 3517 Решение 18-15 от 17 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 18-15

 

ООО «Призма»

163002, г. Архангельск,

пр. Троицкий, д. 63, оф. 36

 

Заявители:

ОАО «МРСК Северо-Запада»

в лице филиала «Архэнерго»

163000, г.Архангельск,

ул.Свободы, дом 3

 

ОАО «Архангельская сбытовая компания»

163001, г. Архангельск,

пр. Обводный канал, д. 101

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Архангельск

 

Резолютивная часть решения объявлена 09.06.2015.

Решение изготовлено в полном объёме 16.06.2015.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель

-

Цакулов Ю.Г.

– зам. руководителя Архангельского УФАС России, начальник отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России;

Член комиссии

-

Спирина Т.А.

– зам. начальника отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России;

Член комиссии

-

Воробьева Е.Н.

– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России.

 

в присутствии представителей: ОАО «Архангельская сбытовая компания» - <.....> (<.....>); ОАО «МРСК Северо-Запада»: <......> (<.....>), ООО «Призма» - <.....> (<.....>), рассмотрев дело № 18-15, возбужденное в отношении:

 

ООО «Призма»

Юридический адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 17

Почтовый адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 63

 

по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Архангельского УФАС России поступило заявление от 04.03.2015 № 01-05/2159 от ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала Общества «Архэнерго» на действия                        ООО «Призма» по незаконному ограничению режима потребления в отношении ответвления на КТП № 265 «д. Рикасиха».

13.03.2015 в Управление обратилось ОАО «Архангельская сбытовая компания» с заявлением на действия ООО «Призма» и ОАО «МРСК Северо-Запада» по введению 17.02.2015 ограничения режима потребления фидера ВЛ-10 кВ ф. 36-13 «д. Рикасиха». По информации заявителя ограничение режима потребления было осуществлено без разработки и реализации организационно-технических мер, обеспечивающих поставку электрической энергии потребителям д. Рикасиха (в том числе потребителям-гражданам).

ООО «Призма» и ОАО «МРСК Северо-Запада» - смежные сетевые организации, деятельность которых регулируется Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила недискриминационного доступа). Согласно п. 6 Правил недискриминационного доступа ОАО «МРСК Северо-Запада» не препятствует перетоку электроэнергии.

Между сетевыми организациями заключен договор № 3-1/13 взаимного оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2013, согласно которому стороны обязуются осуществлять взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства в пределах величины максимальной мощности и оплачивать эти услуги на условиях договора.

Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон № 07/33 от 27.04.2007 трансформаторная подстанция 10-0,4 кВ № 265, от которой осуществляется электроснабжение потребителей д. Рикасиха, состоит на балансе филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» ««Архэнерго»» (далее - «Архэнерго»). Данная трансформаторная подстанция, в свою очередь, получает электроэнергию от воздушной линии электропередачи 10 кВ, состоящей на балансе ООО «Призма». Граница балансовой принадлежности между сетевыми организациями располагается на опоре № 26 воздушной линии электропередачи 10 кВ фидер 36-13.

ООО «Призма» направило в адрес «Архэнерго» (с копией в адрес ОАО «Архангельская сбытовая компания») предварительное уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления № 18 от 04.02.2015, согласно которому ограничение режима потребления в отношении ответвления на КТП № 265 «д. Рикасиха» планируется в связи с возникновением задолженности  по оплате услуг по передаче электроэнергии, соответсвующей одному периоду между установленными договором сроками платежа. Размер указанной задолженности составляет 1 587 831,21 руб.

06.02.2015 в адрес «Архэнерго» (с копией в адрес ОАО «Архангельская сбытовая компания») от ООО «Призма» поступило уведомление № 21 о необходимости введения со стороны «Архэнерго» с 17.02.2015 самостоятельного частичного ограничения режима потребления путем прекращения подачи электроэнергии на трансформаторную подстанцию                № 265 ежедневно с понедельника по пятницу с 9-00 до 16-00.

Письмом от 13.02.2015 № 01-05/1651 ОАО «МРСК Северо-Запада» сообщило                      ООО «Призма», что основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии установлены соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее — Правила ограничения). Согласно п. 1 Правил ограничения режим потребления электроэнергии ограничивается  в отношении потребителей электроэнергии. Возможность введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении сетевой организации законодательством РФ не предусмотрена. На основании изложенного, «Архэнерго» оставило уведомление от 06.02.2015 № 21 без исполнения.

17.02.2015 в 11.00 в присутствии сотрудников «Архэнерго» персоналом ООО «Призма» на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, на опоре               № 26 ВЛ-10 кВ 36-13, эксплуатируемой ООО «Призма», было произведено отключение КТП-265 «Рикасиха», эксплуатируемой «Архэнерго», путем отсоединения кабеля 10 кВ от проводов ВС-10 кВ, вследствие чего без напряжения остались потребители д. Рикасиха.

Об отключении КТП-265 «Рикасиха» сотрудниками «Архэнерго» составлен Акт от 17.02.2015 № 02.

В этот же день Администрация МО «Приморское» обратилась в адрес Приморской межрайонной прокуратуры с заявлением № 03-8/1/168 об отключении электроэнергии. Потребители электрической энергии в д. Рикасиха и Администрация МО «Приморское» не были уведомлены об отключении и причинах ограничения подачи электроэнергии. В частном секторе проживает около 100 человек, в том числе дети и престарелые люди. Жители имеют договорные отношения с Северодвинским филиалом ОАО «Архангельская сбытовая компания», задолженности по оплате за электрическую энергию нет.

 17.02.2015 в 17.20 введенное ограничение подачи электрической энергии было приостановлено в связи с устной гарантией руководителя филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго» Котенко И.М. погасить задолженность за услуги по передаче электроэнергии 20.02.2015. Данное обстоятельство зафиксировано в соответствующем Акте.

Режим потребления электроэнергии возобновлен 19.02.2015 в 17.00 после оплаты задолженности, о чем составлен Акт. 

Приказом от 20.04.2015 № 189 Архангельским УФАС России в отношении                           ООО «Призма» возбуждено дело № 18-15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном введении 17.02.2015 ограничения режима потребления электроэнергии фидера ВЛ-10 кВ ф. 36-13 КТП «Рикасиха», находящегося на балансе ОАО «МРСК Северо-Запада», что привело к прекращению подачи электроэнергии конечным потребителям ОАО «Архангельская сбытовая компания» в п. Рикасиха.

Письмом от 27.03.2015 № 81, от 08.05.2015 № 133, 134, 135, 136, от 22.05.2015 № 158 в адрес Управления ООО «Призма» представила пояснения.

По договору о взаимном оказании услуг по передаче электроэнергии № 3-1/13                      ООО «Призма» в декабре 2014 года оказало услуги по передаче электрической энергии «Архэнерго» на сумму 1 587 831,21 руб. со сроком оплаты до 15.01.2015. В установленный договором срок «Архэнерго» оплату не произвело, в связи с чем за ним образовалась задолженность.

В связи с чем, ООО «Призма» инициировало введение ограничения режима потребления, руководствуясь Правилами ограничения.

Общество также пояснило, что не получало от «Архэнерго» и ОАО «Архангельская сбытовая компания» уведомления о том, что к ответвлению на КТП «Рикасиха» присоединены потребители, не имеющие задолженности, и что ограничение подачи электроэнергии «Архэнерго» приведет к прекращению подачи электроэнергии таким потребителям.

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

ОАО «МРСК Северо-Запада» является коммерческой организацией, созданной в соответствии с действующим законодательством РФ, зарегистрировано межрайонной ИФНС по  г. Архангельску (ОГРН 1022901004873).

Приказом Федеральной службы по тарифам России от 15.05.2012 № 319-э                             ООО «Призма», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно‑энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным № 29.1.31

Согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Призма» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в силу прямого указания в законе.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии установлены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства от 04.05.2012.№ 442 (далее Правила ограничения).

Пунктом 2 Постановления Правительства № 442 установлено, что указанное постановление применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.

Согласно пункту 1 Правил ограничения, ограничение режима потребления электрической энергии вводится в отношении потребителей электрической энергии.

Потребителями электрической энергии в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

«Архэнерго» в рассматриваемой ситуации не является потребителем электрической энергии, а является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.

Следовательно, к отношениям между ООО «Призма» и ОАО «МРСК Северо-Запада»  не применимы положения Правил ограничения в части возможности введения одной стороной в отношении другой стороны ограничения режима потребления электроэнергии.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления отклоняет доводы ООО «Призма» о правомерности прекращения подачи электроэнергии на КТП-265 «Рикасиха», как основанные на неверном толковании норм Правил ограничения.

В соответствии с п. 120 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442, порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила № 861).

            В целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III Правил № 861.

            В соответствии с указанными положениями между Обществами заключен договор              № 3-1/13 взаимного оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2013, согласно которому стороны обязуются осуществлять взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства в пределах величины максимальной мощности и оплачивать эти услуги на условиях договора.

            При этом с учетом положений п. 41 Правил № 861 при исполнении указанного договора обе сетевые организации являются потребителями услуг по передачи электроэнергии.

            В п. 8.3 Договора № 3-1/13 стороны определили, что все споры, разногласия и требования, возникающие из настоящего договора, в том числе связанные с его заключением, изменением, исполнением, нарушением, расторжением, прекращением и действительностью, подлежат разрешению путем переговоров в соответствии с действующим законодательством РФ, а при не достижении согласия — в Арбитражном суде Архангельской области.

            Таким образом, ни действующим законодательством, ни договором не предусмотрена возможность прекращения передачи электроэнергии между смежными сетевыми организациями.

            Вопросы и споры, возникающие между контрагентами при исполнении ими договора межсетевого взаимодействия от 01.01.2013 № 3-1/13, должны решаться без ущерба законных прав и интересов третьих лиц.

            При рассмотрении дела ООО «Призма» подтвердило, что оно не обращалось письменно в адрес ОАО «МРСК Северо-Запада» для урегулирования вопроса возникшей задолженности со стороны «Архэнерго».

            По информации ОАО «Архангельская сбытовая компания» (письмом от 04.06.2015 № 16-08/18-6) вследствие прекращения подачи электроэнергии на КТП-265 «Рикасиха» обесточено оказалось 150 объектов потребления, в отношении энергоснабжения которых у Общества имеются договорные обязательства. Кроме того, все потребители добросовестно исполняют обязанность по оплате электроэнергии.  

            Ограничение режима потребления привело к прекращению подачи электроэнергии потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства перед гарантирующим поставщиком по оплате за потребленную электроэнергию. Действиями ООО «Призма» нарушены законные права и интересы потребителей электрической энергии, а также гарантирующего поставщика — ОАО «Архангельская сбытовая компания».

Вместе с тем, Комиссия принимает во внимание, что на момент принятия решения подача электрической энергии в д. Рикасиха возобновлена.

В связи с чем, Комиссия Архангельского УФАС России делает вывод о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий со стороны Ответчика в процессе рассмотрения дела № 18-15.

Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 18-15

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать со стороны ООО «Призма» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в незаконном введении 17.02.2015 ограничения режима потребления электроэнергии фидера ВЛ-10 кВ ф. 36-13 КТП «Рикасиха», находящегося на балансе ОАО «МРСК Северо-Запада», что привело к прекращению подачи электроэнергии конечных потребителей ОАО «Архангельская сбытовая компания» в                п. Рикасиха;

2. Рассмотрение дела прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий;

5. Передать материалы дела № 18-15 должностному лицу Архангельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии

 

Ю.Г. Цакулов

Член комиссии

 

Т.А. Спирина

Член комиссии

 

Е.Н. Воробьева

 

 

Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны