Решение №02-04-6750 Решение 78-15 от 30 ноября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
|
Дело № 78-15 |
|||||
ООО «Призма» 163002, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 63, оф. 36
Заявители: ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала «Архэнерго» 163000, г.Архангельск, ул.Свободы, дом 3
ОАО «Архангельская сбытовая компания» 163001, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 101
|
|||||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|||||||
|
Р Е Ш Е Н И Е
г. Архангельск
Резолютивная часть решения объявлена 27.11.2015.
Решение изготовлено в полном объёме 30.11.2015.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель |
- |
Короткова И.Ю. |
– зам. руководителя Архангельского УФАС России, начальник отдела контроля закупок Архангельского УФАС России; |
Член комиссии |
- |
Спирина Т.А. |
– зам. начальника отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России; |
Член комиссии |
- |
Воробьева Е.Н. |
– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России. |
в присутствии представителей: ОАО «Архангельская сбытовая компания» - Павловой С.В.. (доверенность от 04.02.2015№ 01-07/16-2/18); ОАО «МРСК Северо-Запада»: Юрьева А.А. (доверенность от 30.12.2013), рассмотрев дело № 78-15, возбужденное в отношении:
ООО «Призма»
Юридический адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 17
Почтовый адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 63
по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Архангельского УФАС России поступило заявление от 21.08.2015 № 01-11/18-02/2321 от ОАО «Архангельская сбытовая компания» на действия ООО «Призма» по прекращению передачи электроэнергии д. Рикасиха Приморского района. Уведомлений о планируемом прекращении подачи электроэнергии ООО «Призма» в адрес гарантирующего поставщика не направляло. ОАО «Архангельская сбытовая компания» стало известно об отключении из письма Администрации МО «Приморское», которая сообщила, что 18.08.2015 в 13.25 произошло отключение электроэнергии.
ООО «Призма» и ПАО «МРСК Северо-Запада» - смежные сетевые организации, деятельность которых регулируется Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила недискриминационного доступа). Согласно п. 6 Правил недискриминационного доступа ОАО «МРСК Северо-Запада» не препятствует перетоку электроэнергии.
Между сетевыми организациями заключен договор № 3-1/13 взаимного оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2013, согласно которому стороны обязуются осуществлять взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства в пределах величины максимальной мощности и оплачивать эти услуги на условиях договора.
Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон № 07/33 от 27.04.2007 трансформаторная подстанция 10-0,4 кВ № 265, от которой осуществляется электроснабжение потребителей д. Рикасиха, состоит на балансе филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» ««Архэнерго»» (далее - «Архэнерго»). Данная трансформаторная подстанция, в свою очередь, получает электроэнергию от воздушной линии электропередачи 10 кВ, состоящей на балансе ООО «Призма». Граница балансовой принадлежности между сетевыми организациями располагается на опоре № 26 воздушной линии электропередачи 10 кВ фидер 36-13.
Из пояснений и материалов, представленных ООО «Призма» письмом от 09.09.2015 № 304, следует, что Общество не вводило ограничение режима потребления.
03.12.2012 между сетевыми организациями был заключен договор № 3 об осуществлении технологического присоединения ТП-265 «Рикасиха» к сетям ООО «Призма» (с изменениями и дополнениями от 06.06.2013 и от 17.03.2014).
В рамках указанного договора ООО «Призма» установила рядом с опорой № 26 дополнительную опору № 26.1 с линейным разъединителем, который был зафиксирован в положении «отключено».
С своей стороны «Архэнерго» построила ответвление от опоры № 26.1 к КТП-265 и заменила в этой КТП силовой трансформатор и прибор учета.
В мае 2015 года из-за аварии вышло из строя ответвление на КТП «Рикасиха», подключенное к опоре № 26.
ПАО «МРСК Северо-Запада» (далее - «Архэнерго») вместо ремонта неисправного ответвления самовольно подала напряжение на КТП «Рикасиха» через новое ответвление от опоры № 26.1, хотя выполнение всех мероприятий по технологическому присоединению КТП «Рикасиха» от опоры № 26.1 не было завершено. Тем самым «Архэнерго» нарушило процедуру технологического присоединения, установленную п. 7, 18 Правил технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила технологического присоединения).
Несмотря на замечания ООО «Призма» о нарушениях технологического присоединения «Архэнерго» не стало их устранять.
18.08.2015 в 13.30 ООО «Призма» зафиксировало разъединитель на опоре № 26.1 в положение «отключено», во исполнение пп. «г1» п. 7 Правил технологического присоединения.
20.08.2015 в 12.40 ООО «Призма» по просьбе Приморской межрайонной прокуратуры включило разъединитель на опоре № 26.1 и подало напряжение на КТП «Рикасиха».
Из пояснений «Архэнерго», направленных письмом от 13.10.2015 № 69-11/8308, установлено следующее.
18.08.2015 примерно в 13.30 персонал ООО «Призма» произвел отключение трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ ТП-256 «Рикасиха», от которой осуществляется электроснабжение потребителей д. Рикасиха. Прекращение подачи напряжения было произведено посредством отключения линейного разъединителя, установленного на опоре № 26 воздушной линии электропередач 10 кВ фидер 36-13, находящегося в границах балансовой принадлежности ООО «Призма», с запиранием привода разъединителя на навесной механический замок.
По данному факту сотрудниками ПО «Архангельские электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго» был составлен Акт об отключении КТП-265 «Рикасиха» от 18.08.2015.
При этом о планируемом ограничении режима потребления ООО «Призма» не уведомляло.
Приказом от 11.11.2015 № 541 Архангельским УФАС России в отношении ООО «Призма» возбуждено дело № 78-15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном введении ограничения режима потребления электроэнергии КТП «Рикасиха», находящейся на балансе ПАО «МРСК Северо-Запада», что привело к прекращению подачи электроэнергии конечным потребителям ОАО «Архангельская сбытовая компания» в п. Рикасиха в период с 18 по 20 августа 2015 года.
К заседанию Комиссии Управления, состоявшемуся 27.11.2015 ООО «Призма», надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения, дополнительных пояснений не представило.
ПАО «МРСК Северо-Запада» письмом от 25.11.2015 № 01-05/16504 пояснило следующее.
Переключение ответвления воздушной линии 10 кВ к КТП «Рикасиха» с опоры № 26 на вновь установленную опору № 26.1 было произведено в мае 2015 года по согласованию с ООО «Призма». Как пояснил представитель Общества, согласования производились в устном порядке. Какие-либо документы в ходе переключения Обществом не составлялись, в виду отсутствия необходимости.
Опора № 26.1 была установлена ООО «Призма» в непосредственной близости с опорой № 26 с целью замены этой ветхой опоры. Подача напряжения на КТП «Рикасиха» с опоры № 26.1 была произведена работниками ООО «Призма». Опора № 26 после переключения была демонтирована ООО «Призма».
Поскольку опора № 26.1 была установлена ООО «Призма» для замены опоры № 26, опора № 26.1 в пояснениях «Архэнерго» по факту отключения именуется опорой № 26.
Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.
ООО «Призма» является коммерческой организацией, созданной в соответствии с действующим законодательством РФ, зарегистрировано межрайонной ИФНС по г. Архангельску (ОГРН 1022901004873).
Приказом Федеральной службы по тарифам России от 15.05.2012 № 319-э ООО «Призма», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно‑энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным № 29.1.31
Согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ООО «Призма» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в силу прямого указания в законе.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861.
В соответствии с указанными положениями между Обществами заключен договор № 3-1/13 взаимного оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2013, согласно которому стороны обязуются осуществлять взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства в пределах величины максимальной мощности и оплачивать эти услуги на условиях договора.
Кроме того, между ОАО «Архангельская сбытовая компания» (Заказчик) и ООО «Призма» (Исполнитель) действует договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2009 № 69-Э (далее - Договор). Согласно указанному договору Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по передаче электрической энергии (мощности), а Заказчик обязуется оплачивать эти услуги. Заказчик обязуется продавать электрическую энергию (мощность) для компенсации потери в электрических сетях, а Исполнитель обязуется оплатить ее.
В п. 1.2 Договора определено, что Заказчик заключает договор в интересах потребителей, которым в соответствии с заключенными договорами энергоснабжения Заказчик обязан организовать передачу электроэнергии, а также в интересах потребителей, обратившихся к Заказчику с офертой о заключении договора энергоснабжения, предусматривающего обязанность Заказчика урегулировать за счет потребителя отношения, связанные с передачей электроэнергии.
В Приложении № 6 к Договору стороны согласовали Регламент взаимодействия Исполнителя и Заказчика при ограничении режима потребления электрической энергии потребителям и при возобновлении их электроснабжения.
Пунктом 3.1.3 Договора установлено, что Исполнитель обязан информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, влекущих полное или частичное ограничение режима потребления электроэнергии потребителям в сроки и в порядке, определенном в Приложении № 6 к Договору.
Как следует из заявления, ООО «Призма» не направляло гарантирующему поставщику уведомлений о планируемом отключении электроэнергии.
ООО «Призма» пояснила, что прекращение передачи электроэнергии на КТП «Рикасиха», принадлежащей ПАО «МРСК Северо-Запада», вызвано невыполнением последним мероприятий по технологическому присоединению в рамках договора технологического присоединения от 03.12.2012 № 3.
Вместе с тем, предметом указанного договора является увеличение разрешенной к использованию максимальной мощности с 50 до 100 кВт ранее присоединенной к электрическим сетям ООО «Призма» ТП-256 «Рикасиха», для подключения перспективных новых нагрузок потребителей в д. Рикасиха.
Таким образом, Комиссия Архангельского УФАС России делает вывод, что невыполнение договора технологического присоединения от 03.12.2012 № 3 не может служить правовым основанием для прекращения передачи электроэнергии по существующей присоединенной сети, а также не освобождает ООО «Призма» от выполнения взятых на себя обязательств по договорам на передачу электроэнергии с ПАО «МРСК Северо-Запада» и ОАО «Архангельская сбытовая компания».
Иных доводов, поясняющих отключение электроэнергии со стороны ООО «Призма» не представлено.
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электроэнергии и исполняющих иные обязательства. В рассматриваемом случае отключение электроэнергии не связано с задолженностью потребителей за поставленный ресурс.
Прекращение подачи электроэнергии на трансформаторную подстанцию КТП-265 «Рикасиха» повлекло за собой нарушение прав потребителей электроэнергии (в том числе населения), которые присоединены к данной подстанции и не имеют задолженности за электроэнергию.
Вместе с тем, Комиссия принимает во внимание, что на момент принятия решения подача электрической энергии в д. Рикасиха возобновлена.
В связи с чем, Комиссия Архангельского УФАС России делает вывод об отсутствии необходимости выдачи предписания.
Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 78-15
Р Е Ш И Л А:
1. Признать со стороны ООО «Призма» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в незаконном прекращении передачи электроэнергии в период с 18.08.2015 по 20.08.2015 на КТП-265 «Рикасиха», находящейся на балансе ПАО «МРСК Северо-Запада», что привело к прекращению подачи электроэнергии конечным потребителей ОАО «Архангельская сбытовая компания» в п. Рикасиха Приморского района и, соответственно, ущемлению их интересов;
2. Предписание ООО «Призма» не выдавать в связи с отсутствием необходимости;
3. Передать материалы дела № 78-15 должностному лицу Архангельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии |
|
И.Ю. Короткова |
Член комиссии |
|
Т.А. Спирина |
Член комиссии |
|
Е.Н. Воробьева |
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.