Решение №02-04Н/3253 Решение 03-17 от 19 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 03-17

 

Ответчик:

АО «Центр судоремонта «Звездочка»

164509, Архангельская обл., г. Северодвинск, пр. Машиностроителей, д.12

тел.: (8184) 596-309

факс: (81842) 728-50

e-mail: info@star.ru

 

Заявитель:

ООО «Торговый дом «ТОКЕМ»

650992, г. Кемерово, ул. Карболитовская, 1

тел.: (495) 941-92-48

факс: (499) 745-00-96

e-mail: td_tokem@rambler.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

Р Е Ш Е Н И Е

                                                                                                                                      г. Архангельск

Резолютивная часть решения объявлена 06.07.2017

Решение изготовлено в полном объёме 19.07.2017

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия Архангельского УФАС России), в составе:

Председатель Комиссии

-

Бугаев Д.В.

- руководитель Архангельского УФАС России;

Члены Комиссии

-

Нестеренко Т.В.

- главный специалист–эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

 

-

Куницын А.С.

- главный специалист–эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России,

рассмотрев дело № 03-17 по признакам нарушения

АО «Центр судоремонта «Звездочка»

164509, Архангельская обл., г. Северодвинск, пр. Машиностроителей, д.12

(наименование организации / Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которой возбуждено дело, адрес)

части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении Заказчиком в документации о проведении закупочной процедуры, проводимой способом открытого запроса цен № 22999965‑1, в описании объекта закупки указания на марку товара Amberlite (зарегистрированный товарный знак, принадлежащий компании «Dow Chemical Company» (США)), что не позволяет предложить к поставке иную аналогичную (взаимозаменяемую) продукцию, реализуемую на территории Российской Федерации, что может приводить к ограничению конкуренции при проведении соответствующих торгов,

в присутствии представителя Заявителя — ООО «Торговый дом «ТОКЕМ»: <...> (доверенность); Ответчика — АО «ЦС «Звездочка»: <...> (доверенность),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) поступила жалоба ООО «Торговый дом «ТОКЕМ» (далее — Заявитель), направленная Федеральной антимонопольной службой (центральным аппаратом) письмом от 20.12.2016 № РП/88554/16, на действия (бездействие) Заказчика – АО «Центр судоремонта «Звездочка» при проведении открытого запроса цен на право заключения договора на поставку ионообменных смол марки Amberlite производства «Dow Chemical» согласно спецификации: срок изготовления смол Amberlite IRN‑78R и Amberlite IRN‑97H – не ранее ноября 2016 года, аналоги не допускаются (извещение № 31604488342 опубликовано на сайте www.zakupki.ru, извещение № 2299965 опубликовано на электронной торговой площадке www.fabrikant.ru).

Согласно доводам, изложенным в жалобе ООО «Торговый дом «ТОКЕМ» от 15.12.2016 № 786, действия Заказчика, выразившиеся в ограничении доступа участников торгов посредством включения в описание предмета закупки конкретного товарного знака монодисперсных смол без предложения аналогов в данной закупке, свидетельствуют о нарушении действующего законодательства в части запрета на допуск товаров, производимых иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных и муниципальных нужд и порядка заключения договоров регламентирует статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В связи с отсутствием правовых оснований для принятия указанной жалобы к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (отсутствие указаний на нарушение конкретной нормы части 10 статьи 3 Закона о закупках), Заявителю в данном случае Управлением было отказано.

Вместе с тем, Управлением была проведена проверка действий Заказчика при проведении указанной процедуры торгов на соответствие антимонопольному законодательству (ст. 17 Закона о защите конкуренции), в ходе которой было установлено следующее:

14.12.2016 Заказчик разместил извещение о проведении запроса цен в электронной форме на поставку товаров «Ионообменные смолы марки Amberlite производства «Dow Chemical» согласно спецификации: срок изготовления смол Amberlite IRN‑78R и Amberlite IRN‑97H – не ранее ноября 2016 года, аналоги не допускаются» на на сайте www.zakupki.ru (извещение № 31604488342) и на электронной торговой площадке www.fabrikant.ru (извещение № 2299965).

В документации по закупочной процедуре, проводимой способом открытого запроса цен, Заказчиком была обозначена торговая марка товара, а именно: ионообменные смолы марки Amberlite - IRN‑78R и IRN‑97H производства «Dow Chemical».

В срок до 21.12.2016 посредством системы электронного документооборота ЭТП претендентами на участие в запросе цен в электронной форме подано две заявки — от ЗАО «Энергопромсервис‑Химводоподготовка» и ЗАО «Норрексим Рус». В результате рассмотрения заявок на участие в запросе цен в электронной форме Закупочная комиссия допустила к участию заявку ЗАО «Энергопромсервис‑Химводподготовка», как отвечающую требованиям и условиям закупочной документации, отклонила заявку ЗАО «Норрексим Рус», как не отвечающую требованиям и условиям закупочной процедуры (Протокол рассмотрения заявок на участие в торговой процедуре «Запрос цен № 2299965‑1» от 27.12.2016) и приняла решение о закупке у единственного участника несостоявшегося запроса цен в электронной форме — ЗАО «Энергопромсервис‑Химподготовка» (Россия) (Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в торговой процедуре «Запрос цен № 2299965‑1» от 27.12.2016).

В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в т.ч.: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребности заказчика.

Руководствуясь указанной нормой Закона, заказчик должен конкретизировать указанные параметры закупки. При этом Закон о закупках не содержит прямого запрета на указание в документации о закупке на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Соответственно, такие сведения могут быть указаны при условии соблюдения общих принципов закупки, установленных в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, а также требований антимонопольного законодательства.

В данном случае поставка товаров «Ионообменные смолы марки Amberlite производства «Dow Chemical» осуществляется во исполнение государственного оборонного заказа, выполняемого в рамках Государственного контракта № 1517187303171040105004120/Р/1/8/0130/ГК‑15‑ДГОЗ от 11.03.2015, заключенного между АО «ЦС «Звездочка» и Министерством обороны РФ.

Ионообменные смолы марки Amberlite производства «Dow Chemical» предназначены для поддержания водного режима корабельных энергоустановок путем обессоливания рабочей среды в фильтрах 1 и 3 очереди (паропроизводящая установка), в фильтрах систем энергетической установки 2 контура (паротурбинной установки (системы водоопреснительной установки, охлаждение генератора, конденсатно‑питательная система)). Область применения ионообменных смол марки Amberlite в данном случае — корабли подводного флота.

По информации, представленной АО «ЦС «Звездочка» письмом от 06.02.2017 № 656‑7/10, применение ионообменных материалов производства «Dow Chemical» в фильтрах ФИ 125/1400‑5, ФИ 1‑1 и ФИ 2‑1 определено Совместным решением «Об организации применения ионообменных материалов на кораблях ВМФ» № 714/11‑2533 от 12.09.2008 (далее — Совместное решение) с участием Министерства обороны РФ, РНЦ «Курчатовский институт», ФГУП «ОКБМ Африкантов», ФГУП «Крыловский ГНЦ», ФГУП «ЦКТ МТ «Рубин», ФГУП «СПМБМ «Малахит», поскольку было определено, что единственное на территории Российской Федерации предприятие — ОАО «АЗОТ» (г. Кемерово) прекратило производство ионообменных смол «ядерного» класса: анионита АВ‑17‑8чС ГОСТ 20301‑74 и катионита КУ‑2‑8чС ГОСТ 20298‑74 в декабре 2007 г.

Согласно Совместному решению ФГУП «Крыловский ГНЦ» изданы документы для руководства: РД ИМЯН 223‑2009 Инструкция по подготовке зарубежных ионитов в ионных фильтрах технологических контуров энергетических установок заказов ВМФ; РД ИМЯН 224‑2009 Инструкция по контролю качества зарубежных ионитов, подготовленных к применению в ионных фильтрах технологических контуров энергетических установок заказов ВМФ.

В соответствии с указанными инструкциями, для применения на кораблях ВМФ предназначены ионообменные смолы марки Amberlite‑IRN‑78R и Amberlite‑IRN‑97H.

В рассматриваемом случае, исполнение государственного оборонного заказа Минобороны России осуществляется в соответствии с проектной заказной ведомостью поставки (проект 667БДРМ по выпуску атомных подводных лодок), разработанной проектантом заказа — АО «ЦКБ МТ «Рубин». Применение ионообменных смол марки Amberlite IRN‑78R и Amberlite IRN‑97H на заказах серии проекта 667БДРМ подтверждено письмом проектанта № 42‑1/476 от 26.11.2010. Применение аналогичной продукции, не имеющей одобрения проектанта заказов серии проекта 667БДРМ и Минобороны России, невозможно.

Исходя из смысла Совместного решения, основной задачей проведения закупочной процедуры является не столько обеспечение максимально широкого круга производителей и поставщиков ионообменных смол, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение договора которым будет в наибольшей степени отвечать потребностям Заказчика.

Согласно позиции АО «ЦС «Звездочка», Общество не имеет информации о наличии документов, подтверждающих наличие у производителя ионообменных смол — ООО «ПО «ТОКЕМ» (г. Кемерово) одобрения использования продукции на кораблях ВМФ и соответствие продукции ГОСТу 20301‑74 по аниониту АВ‑17‑8чС и ГОСТу 20298‑74 по катиониту КУ‑2‑8чС, а также заключений ведущих институтов страны (РНЦ «Курчатовский институт», АО «ОКБМ Африкантов», ФГУП «Крыловский ГНЦ» и др.).

В качестве обоснования своей позиции АО «ЦС «Звездочка» ссылается на то, что в проектной заказной ведомости, разработанной АО «ЦКБ МТ «Рубин», поставщик — ООО «ПО «ТОКЕМ» (г. Кемерово) не значится. Применение ионообменных смол марки Amberlite IRN‑78R и Amberlite IRN‑97H на таком же заказе проекта 667БДРМ подтверждено письмом АО «ЦКБ МТ «Рубин» № 42‑1/476 от 26.11.2010. Ионообменные смолы марки Amberlite IRN‑78R (анионит) и Amberlite IRN‑97H (катионит) применяются на кораблях ВМФ с 2008 года, отличное качество смол и увеличенный срок их хранения до загрузки в фильтры стали главной причиной массового применения данных материалов на Северном флоте.

Таким образом, по мнению Ответчика, запрос цен на поставку ионообменных смол  Amberlite не имеет признаков нарушения антимонопольного законодательства (ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

Из имеющихся материалов Архангельскому УФАС России известно, что Федеральной антимонопольной службой (центральным аппаратом) было рассмотрено дело № 1‑17‑208/00‑29‑15 по жалобе ООО «Производственное объединение «ТОКЕМ»  (Заявитель - ООО «ПО «ТОКЕМ», Ответчик — Министерство обороны РФ), аналогичной по своему содержанию с жалобой ООО «Торговый дом «ТОКЕМ».

Заявитель указывал на то, что установление Ответчиком в документации по закупочной процедуре в описании объекта закупки указания на марку товара - смолы ионообменной — катионит «ядерного» класса Amberlite IRN‑97H и смолы ионообменной анионит «ядерного» класса Amberlite IRN‑78R (Amberlite – зарегистрированный товарный знак, принадлежащий компании «Dow Chemical» (США)), не позволяет предложить к поставке иную аналогичную (взаимозаменяемую) продукцию, производимую и реализуемую на территории Российской Федерации, что может приводить к ограничению конкуренции при проведении соответствующих торгов и содержит признаки нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Из решения по указанному делу следует, что единственным предприятием‑производителем ионообменных смол на территории Российской Федерации является ООО «ПО «ТОКЕМ», у которого имеются экспертные заключения о соответствии ионообменных смол его производства требованиям ГОСТов.

По итогам рассмотрения обстоятельств дела № 1‑17‑208/00‑29‑15 Комиссия ФАС России пришла к следующим выводам:

1. Приведенные Заказчиком в документации по проведению закупки параметры и технические характеристики указывают на конкретную марку товара, являющуюся зарегистрированным товарным знаком - Amberlite производства «Dow Chemical Company», необоснованно не допускают возможности поставки аналогичной (взаимозаменяемой) продукции, в т.ч. не уступающей по своим техническим, функциональным, качественным и иным характеристикам;

2. Технические требования, установленные Заказчиком в документации по проведению закупки, необоснованно ограничивают количество потенциальных участников, фактически указывая на продукцию единственной марки Amberlite производства «Dow Chemical Company» (США).

При этом, представители Минобороны России поясняли, что включение катионита Amberlite IRN‑97H и анионита Amberlite IRN‑78R в документацию, как единственно возможного товара, обусловлено не желанием сократить количество участников, а незнанием факта наличия на рынке иных поставщиков аналогичной продукции.

Решением ФАС России от 15.04.2016 по делу № 1‑17‑208/00‑29‑15 Минобороны России признано нарушившим часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

При указанных обстоятельствах приказом № 38 от 21.02.2017 Архангельским УФАС России в отношении АО «ЦС «Звездочка» возбуждено дело № 03-17 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении Заказчиком в документации о проведении закупочной процедуры, проводимой способом открытого запроса цен № 22999965‑1, в описании объекта закупки указания на марку товара Amberlite (зарегистрированный товарный знак, принадлежащий компании «Dow Chemical Company» (США)), что не позволяет предложить к поставке иную аналогичную (взаимозаменяемую) продукцию, реализуемую на территории Российской Федерации, что может приводить к ограничению конкуренции при проведении соответствующих торгов (определение Архангельского УФАС России от 21.02.2017 № 02‑04Н/746).

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела дело с учетом следующего:

Заявителем — ООО «Торговый дом «ТОКЕМ» в материалы дела представлены следующая информация и документы (письмо от 21.04.2017 № 215):

Учитывая, что судостроительные и судоремонтные заводы относятся к компаниям с государственным участием, закупки ионообменных смол указанными предприятиями осуществляются в открытом доступе путем проведения закупок на электронных торговых площадках.

ООО «Торговый дом «ТОКЕМ», являясь официальным дилером ООО «ПО «ТОКЕМ», на указанных торгах предлагает к поставке ионообменные смолы — катионит КУ‑2‑8 ЧС по ГОСТ 20298‑74 и анионит АВ‑17‑8 ЧС по ГОСТ 20301‑74 производства ООО «ПО «ТОКЕМ», аналогами которых являются смолы зарубежного производства, указанные в Совместном решении.

ООО «Торговый дом «ТОКЕМ» неоднократно извещало Минобороны России и ОАО «ЦС «Звездочка» о производстве указанных смол, о чем свидетельствуют письма № 88/2 от 19.02.2015, № 88/3 от 19.02.2015, № 784 от 14.12.2016 в адрес ОАО «ЦС «Звездочка»; № 283 от 01.12.2015, № 19 от 25.01.2016, № 98 от 01.04.2016 в адрес Минобороны России.

Общество сообщило, что производимые ООО «ПО «ТОКЕМ» ионообменные смолы - катионит КУ‑2‑8 ЧС и анионит АВ‑17‑8 ЧС полностью соответствуют ГОСТам - ГОСТ 20298‑74 и ГОСТ 20301‑74, соответственно, что подтверждается Сертификатами соответствия № 0014491, № 0014463, Экспертными заключениями от 04.06.2013 № 77.01.03.П.005799.06.13, от 21.11.2012 № 77.01.03.П.010795.11.12, Свидетельствами о государственной регистрации от 10.06.2013 № RU.77.01.34.008.Е.004447.06.13, от 23.11.2012 № RU.77.01.34.013.Е.009802.11.12.

В соответствии с действующим законодательством РФ наличие разрешения (допуска) ООО «ПО «ТОКЕМ» на применение катионита КУ‑2‑8 ЧС по ГОСТ 20298‑74 и анионита АВ‑17‑8 ЧС по ГОСТ 20301‑74 в вооружении, военной и специальной технике не требуется, лицензия на осуществление поставок таких смол также не требуется.

Эксплуатируемый ООО «ПО «ТОКЕМ» цех по производству ионообменных смол является взрыво/пожаро/химически опасным производственным объектом. Эксплуатация таких объектов подлежит лицензированию.

Промплощадка ООО «ПО «ТОКЕМ» по производству ионообменных смол включена в реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора РФ рег. № А68‑01579‑0002 от 01.03.2005.

На эксплуатацию взрыво/пожаро/химически опасным производственных объектов, в т.ч. производство ионообменных смол у ООО «ПО «ТОКЕМ» имеются лицензии № ВП‑68‑001342 (ЖСХ) от 10.07.2009 и № ЭХ‑68‑001324 (ЖХ) от 01.07.2009 (с приложением в материалы дела).

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.2011 № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», указанные лицензии действуют бессрочно.

Общество обратило внимание на то, в 2016 году ООО «Торговый дом «ТОКЕМ» была осуществлена поставка в адрес Минобороны России ионообменных смол — катионита КУ‑2‑8 ЧС по ГОСТ 20298‑74 и анионита АВ‑17‑8 ЧС по ГОСТ 20301‑74 в рамках выполнения государственного контракта № 1616187103512412209016430 от 28.09.2016 для нужд атомного флота РФ. При этом, показатели качества ионообменных смол проверялись независимой аккредитованной лабораторией — АО «СибИАЦ (с приложением протоколов с результатами контроля качества). Также в материалы дела Заявителем представлена информация о том, что ООО «Торговый дом «ТОКЕМ» также осуществлялись поставки смол для нужд ООО «Балтийский завод — Судостроение» (для исполнения заказа № 05711 в рамках проекта 20870, 2016 год), для нужд ФГУП «Атомфлот» (2015 год). Поставленная продукция успешно прошла военную приемку по качеству, о чем свидетельствуют паспорта качества с отметкой военной приемки, представленные в материалы рассматриваемого дела.

В ходе рассмотрения дела, в соответствии с письмом Архангельского УФАС России от 16.03.2017 № 02‑04Н/1070 по вопросу производства на территории Российской Федерации смол ионообменных, Департамент химико‑технологического и лесопромышленного комплекса Минпромторга России сообщил о том, что в настоящее время производство особочистых смол ионообменных - катионита КУ‑2‑8 ЧС по ГОСТ 20298‑74 и анионита АВ‑17‑8 ЧС по ГОСТ 20301‑74 на территории Российской Федерации осуществляет ООО «Производственное объединение «ТОКЕМ» (ИНН 4205064482, г. Кемерово). Наличие производства подтверждены соответствующими документами (письмо Департамента от 05.04.2017 № 21916/13).

В свою очередь, в дополнение к своим возражениям, в ходе рассмотрения дела № 03‑17 АО «ЦС «Звездочка» представило информацию о том, что 22.02.2017 состоялось совещание по вопросам рассмотрения возможности использования ионообменных смол производства ООО «ПО «ТОКЕМ» (г. Кемерово) в ядерных энергетических установках кораблей ВМФ, отмены или продления действия Совместного решения, с участием Минобороны России, ФГБУ НИЦ «Курчатовский институт», АО «ОКБМ Африкантов», ФГУП «Крыловский ГНЦ», ФГУП «НИТИ им. А.П. Александрова», АО «ОСК», АО «ЦКБ «Лазурит», АО «ЦКБ МТ «Рубин», АО «СПМБМ «Малахит» и ООО «ПО «ТОКЕМ». На совещании было принято решение о том, что до принятия решения об использовании ионообменных смол производства ООО «ПО «ТОКЕМ» применять ионообменные смолы в соответствии с Совместным решением № 714/11‑2533 от 12.09.2008.

Для определения возможности применения ионообменных смол, ООО «ПО «ТОКЕМ» рекомендовано передать образцы ионообменных смол марок своего производства в ФГБУ НИЦ «Курчатовский институт» и ФГУП «Крыловский ГНЦ», провести испытания и представить заключения, на основании которых будет принято решение о возможности использования ионообменных смол производства ООО «ПО «ТОКЕМ» на кораблях ВМФ.

В ответ на запрос Архангельского УФАС России от 16.03.2017 № 02-03Н/1068 проектант государственного оборонного заказа Минобороны России по проекту 667БДРМ по выпуску атомных подводных лодок - АО «ЦКБ МТ «Рубин» представило следующие пояснения:

АО «ЦКБ МТ «Рубин» - проектант заказов 667БДРМ и АО «ОКБМ Африкантов» - проектант силовых энергетических установок допускают применение ионообменных смол Amberlite IRN‑78R и Amberlite IRN‑97H. В свою очередь, в ведомостях проектных норм расхода материалов в специфицированном виде, разработанных АО «ЦКБ МТ «Рубин» и направленных на заводы‑строители, указаны ионообменные смолы - АВ‑17‑8 ЧС по ГОСТ 20301‑74 и КУ‑2‑8 ЧС по ГОСТ 20298‑74. В технических требованиях ведомостей допускается возможность закупки смол «ядерного» класса иностранных аналогов, в том числе смол Amberlite IRN‑78R и Amberlite IRN‑97H.

ФГУП «Крыловский ГНЦ» были разработаны технические требования к ионитам зарубежного производства, которые являются аналогами анионита АВ‑17‑8 ЧС по ГОСТ 20301‑74 и катионит КУ‑2‑8 ЧС по ГОСТ 20298‑74 (в рамках работ по государственному контракту «Поставка ремонтной документации по переходу на ионообменные материалы зарубежного производства на заказах ВМФ» № 714/11/27/КН/0971 от 20.07.2009).

Смолы Amberlite IRN‑78R и Amberlite IRN‑97H вошли в перечень зарубежных марок ионитов‑аналогов.

Кроме того, по запросу Архангельского УФАС России от 02.05.2017 № 02‑03Н/1899 АО «ЦКБ МТ «Рубин», как лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых Управлением обстоятельствах дела, представило техническую справку о применении ионообменных смол (письмо от 12.05.2017 № 43/2‑502), согласно которой нашло свое подтверждение то, что технические характеристики, физико‑химические показатели ионообменных смол отечественного и импортного производства не имеют существенных отличий и являются аналогами; ионообменные смолы «ядерного» класса являются универсальными для подводного и надводного флота.

В материалы дела Заявителем представлено письмо Минобороны России от 28.04.2017 № 235/1/1/3929, адресованное ООО «ПО «ТОКЕМ», по вопросу исполнения правовых норм в части допуска отечественного производителя к участию в закупках для нужд Минобороны России по поручению Министра обороны Российской Федерации, в котором сообщается, что по допущенным нарушениям при организации конкурентных процедур определения поставщика технохимических материалов для нужд Минобороны России, в т.ч. ионообменных смол, приняты организационные меры и проведены мероприятия, направленные на неукоснительное соблюдение требований законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

В целях недопущения нарушения требований законодательства РФ при установленном запрете на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, заместителем Министра обороны РФ Решением от 22.03.2017 отменено требование Совместного решения «Об организации применения ионообменных материалов на кораблях ВМФ» от 12.09.2008 № 714/11‑2533 в части разрешения применения особочистых ионитов «ядерного» класса зарубежного производства.

О принятом решении заместителя Министра обороны Российской Федерации оповещены заинтересованные органы военного управления и организации (Главное командование Военно‑Морского Флота и АО «Объединенная судостроительная корпорация»).

Одновременно сообщено, что в связи с отсутствием информации о наличии ООО «ПО «ТОКЕМ» в реестре единственных поставщиков особочистых ионообменных смол, закупка ионитов в интересах Минобороны России осуществляется по результатам проведения конкурентных процедур для определения поставщиков. В случае включения ООО «ПО «ТОКЕМ» в реестр единственных поставщиков особочистых ионообменных смол, наличии потребности и спланированных лимитов бюджетных обязательств на осуществление указанной закупки, Минобороны России будет заключаться государственный контракт с ООО ПО «ТОКЕМ» в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

 

Проанализировав имеющиеся материалы по делу № 03-17 и учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия Архангельского УФАС России пришла к следующим выводам:

Заказчик при проведении запроса цен в электронной форме на поставку товаров «Ионообменные смолы марки Amberlite производства «Dow Chemical» в рамках исполнения государственного оборонного заказа для нужд обороны страны и безопасности государства указал на недопущение предложения аналогов такой продукции.

Таким образом Заказчик не допускает к участию в закупке иных поставщиков (в частности, ООО «Торговый дом «ТОКЕМ») с предложениями аналогов закупаемой продукции - катионита КУ‑2‑8 ЧС по ГОСТ 20298‑74 и анионита АВ‑17‑8 ЧС по ГОСТ 20301‑74, изначально предусмотренными проектно‑конструкторской документацией для использования в фильтрах смешанного действия ЯЭУ кораблей и подводных лодок. Своими действия АО «ЦС «Звездочка» необоснованно ограничивает количество потенциальных участников закупки, фактически указывая на продукцию единственной марки Amberlite производства «Dow Chemical» (США), а также в то время, как смолы импортного производства - Amberlite IRN‑78R и Amberlite IRN‑97H и отечественного производства - анионит АВ‑17‑8 ЧС по ГОСТ 20301‑74 и катионит КУ‑2‑8 ЧС по ГОСТ 20298‑74, являются аналогами.

При рассмотрении имеющейся информации и документов установлено, что при размещении соответствующей информации о рассматриваемой закупке, АО «ЦС «Звездочка» обладало информацией о наличии другого производителя соответствующих ионообменных смол, находящегося при этом на территории Российской Федерации.

Принимая во внимание то, что Общество является исполнителем работ по государственному оборонному заказу, заказчиком которых выступает Минобороны России, такие действия АО «ЦС «Звездочка» (закупка ионообменных смол исключительно производства «Dow Chemical»), не допуская к участию в закупках отечественного производителя, могут приводить к нарушению требований законодательства РФ при установленном запрете на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства.

 

Изложенные факты свидетельствуют о том, что ООО «ПО «ТОКЕМ» является единственным производителем ионообменных смол «ядерного» класса на территории Российской Федерации. При этом, производство ионообменных смол на ООО «ПО «ТОКЕМ» осуществляется в полном соответствии с действующим законодательством, все необходимые разрешительные и регистрационные документы на производство и на продукцию имеются.

Вместе с тем, в материалах дела присутствуют доказательства о случаях закупки Министерством обороны России ионообменных смол отечественного производства (ООО «ПО «ТОКЕМ») для нужд атомного военного флота России.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики обязаны руководствоваться основными принципами, а именно участнику закупки должны быть обеспечены равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия по отношению к участникам закупки представляет собой конкретизацию общеправового принципа равенства всех перед законом и заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.

Заказчик, разместив на сайте извещение и документацию о проведении закупки, приглашает неограниченный круг лиц, соответствующих документации, к участию в такой закупке.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции не допускаются действия заказчика или организатора торгов при проведении торгов, запроса, котировок цен на товары, запроса предложений, если такие действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, Комиссия Архангельского УФАС России считает, что доводы Ответчика об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства являются несостоятельными.

Действия АО «ЦС «Звездочка», выразившиеся в установлении Заказчиком в документации о проведении закупочной процедуры, проводимой способом открытого запроса цен № 22999965‑1, в описании объекта закупки указания на марку товара Amberlite (зарегистрированный товарный знак, принадлежащий компании «Dow Chemical Company» (США)), что не позволяет предложить к поставке иную аналогичную (взаимозаменяемую) продукцию, реализуемую на территории Российской Федерации, привели к реальному  ограничению конкуренции при проведении торгов № 31604488342, нарушают часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Договор на поставку ионообменных смол, заключенный по итогам проведения закупки № 31604488342, на момент рассмотрения настоящего дела является исполненным.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1‑4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать АО «Центр судоремонта «Звездочка» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в установлении Заказчиком в документации о проведении закупочной процедуры, проводимой способом открытого запроса цен № 22999965‑1, в описании объекта закупки указания на марку товара Amberlite (зарегистрированный товарный знак, принадлежащий компании «Dow Chemical Company» (США)), что не позволяет предложить к поставке иную аналогичную (взаимозаменяемую) продукцию, реализуемую на территории Российской Федерации, что привело к реальному ограничению конкуренции при проведении торгов № 31604488342;

2. Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела Договор на поставку ионообменных смол, заключенный по итогам проведения закупки № 31604488342, является исполненным, предписание об устранении выявленного нарушения в адрес АО «ЦС «Звездочка» не выдавать.

 

 

 

 

Председатель комиссии

 

Д.В. Бугаев

 

Члены комиссии

 

Т.В. Нестеренко

 

 

 

А.С. Куницын

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

Нестеренко Т.В. 20-78-45

Связанные организации

Связанные организации не указаны