Решение №02-04Н/4465 Решение 37-15 от 27 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 37-15

 

Ответчик:

МУП «Водоочистка»

МО «Город Архангельск»

163035, г. Архангельск, ул. Зеньковича, д.18, корп.1

тел./факс: 68-21-64

 

Заинтересованное лицо:

ООО «КомСервис»

163002, Архангельская обл., Приморский район, пос. Луговой

 

Лица, привлеченные к участию в деле:

Администрация

МО «Город Архангельск»

163000, г. Архангельск, пл. Ленина, д.5

 

МУП «Водоканал»

МО «Город Архангельск»

163002, г. Архангельск, ул. Касаткиной, д.9

 

Администрация муниципального образования «Заостровское»

163515, Архангельская обл., Приморский район, д. Б.Анисимово, ул. 60 лет Октября, д.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

                                                                                                                                      г. Архангельск

Резолютивная часть решения объявлена 11.09.2017 г.

Решение изготовлено в полном объёме 22.09.2017 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Архангельского УФАС России), в составе:

Председатель комиссии

-

Бугаев Д.В.

Руководитель Архангельского УФАС России;

Члены комиссии

-

Спирина Т.А.

– заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

 

-

Нестеренко Т.В.

Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы  Архангельского УФАС России,

в присутствии представителей:

Ответчика — МУП «Водоочистка» МО «Город Архангельск»: <...> (доверенность);

Заинтересованного лица — ООО «КомСервис»: <...> (доверенность),

в отсутствие лиц, привлеченных к участию в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения настоящего дела,

рассмотрев дело № 37-15 по признакам нарушения:

МУП «Водоочистка» Администрации МО «Город Архангельск»

163035, г. Архангельск, ул. Зеньковича, д.18, корп.1, ИНН 2901243725

(наименование организации (органа), Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, адрес ответчика (ов) по делу)

п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически или технологически не обоснованном сокращении или прекращении производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, а именно: в незаконном прекращении водоснабжения с 14.00 часов 17.03.2015, что привело к прекращению водоснабжения конечных потребителей ООО «КомСервис» - жителей пос. Луговой МО «Заостровское» Приморского района,

установила:

Приморская межрайонная прокуратура обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России, Управление) с заявлением о том, что при проведении проверки исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении на территории МО «Заостровское» были выявлены нарушения прав граждан на бесперебойное получение коммунальных услуг со стороны МУП «Водоочистка» МО «Город Архангельск» (далее — МУП «Водоочистка»), а именно установлен факт прекращения водоснабжения с 14.00 часов 17.03.2015 в пос. Луговой МО «Заостровское» Приморского района, число жителей которого составляет более 300 человек.

С 01.01.2015 услуги по водоснабжению вместо МУП «Водоканал» МО «Город Архангельск» стало оказывать МУП «Водоочистка».

В соответствии с Договором аренды муниципального имущества № 1 от 31.05.2013 ООО «КомСервис» эксплуатирует сети водоснабжения и водоотведения на территории пос. Луговой МО «Заостровское» Приморского района для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению населению и иным потребителям населенного пункта. Таким образом, ООО «КомСервис» является ресурсоснабжающей организацией в пос. Луговой МО «Заостровское» Приморского района.

На момент поступления в Управление обращения Прокуратуры Договор водоснабжения между ООО «КомСервис» и МУП «Водоочистка» МО «Город Архангельск» не был заключен, оплата за потребленные ресурсы ООО «КомСервис» не произведена.

В период январь‑февраль 2015 г. МУП «Водоочистка» в отсутствие заключенного с ООО «КомСервис» договора оказывало услуги водоснабжения в пос. Луговой (ул. Зеленец), в связи с чем были предъявлены к оплате суммы за оказанные услуги. Общая сумма оказанных услуг по водоснабжению за январь‑февраль 2015 г. составила 921 659,10 руб.

Согласно Федеральному закону от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию.

Постановлением Мэрии города Архангельска № 72 от 30.01.2015 МУП «Водоочистка» МУП «Город Архангельск» наделено статусом гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения, расположенных на территории Цигломенского территориального округа МО «Город Архангельск». Иных гарантирующих организаций для указанной территории, органами местного самоуправления не определено.

МУП «Водоочистка» МО «Город Архангельск» поясняет, что не является исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению пос. Луговой и отмечает, что Предприятие наделено статусом гарантирующей организации только для централизованных систем холодного водоснабжения, расположенных в границах МО «Город Архангельск». Обязанность осуществлять водоснабжение потребителей, расположенных на территории пос. Луговой МО «Заостровское» Приморского района у Предприятия отсутствует.

Так как водопроводные сети ООО «КомСервис» подключены к централизованной системе холодного водоснабжения в пределах зоны деятельности МУП «Водоочистка», в силу Закона Общество обязано заключить с Предприятием договор холодного водоснабжения.

Тариф на холодную (питьевую) воду, установленный на дату заключения договора был определен Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18.12.2014 № 71‑в/59, как для прочих потребителей. Тариф установлен исходя из того, что точка присоединения водопроводных сетей ООО «КомСервис» расположена на границе муниципальных образований.

Таким образом, учитывая это, МУП «Водоочистка» МО «Город Архангельск» осуществляет поставку холодной (питьевой) воды Обществу до границы МО «Город Архангельск».

Учитывая наличие у Предприятия технической возможности на поставку холодной воды Обществу, в целях предоставления им услуг в сфере водоснабжения потребителям пос. Луговой, МУП «Водоочистка» считает необоснованным отказ ООО «КомСервис» от заключения договора поставки холодной воды № 3‑90.129/В от 28.01.2015 и уклонение от оплаты фактически оказанных Обществу услуг по поставке холодной (питьевой) воды, о чем свидетельствуют показания прибора учета расхода питьевой воды, установленного на границе эксплуатационной ответственности сторон.

На этом основании, 13.03.2015 МУП «Водоочистка» МО «Город Архангельск» в адрес ООО «КомСервис» направлено письмо с обоснованием неправомерности отказа Общества от заключения договора, а также уведомление о том, что в случае неоплаты предоставленных услуг в период с 01.01.2015 по 28.02.2015 в размере 921 659,10 руб. и непринятия соответствующих мер по урегулированию договорных отношений, водоснабжение ООО «КомСервис» будет прекращено без дополнительного предупреждения 17 марта 2015 года в 14.00 в точке присоединения водопроводных сетей Общества к водопроводным сетям МУП «Водоочистка» МО «Город Архангельск».

В период с 18.03.2015 по 20.03.2015 водоснабжение ООО «КомСервис» и, соответственно, потребителей пос. Луговой было прекращено.

Согласно ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц с намерением причинить вред другому лицу, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Похожее по смыслу положение содержится в ст. 10 Закона о защите конкуренции, запрещающей действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Вместе с тем, нормами жилищного законодательства (ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ) закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированном Конституцией Российской Федерации.

Согласно п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354), ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 122 Правил № 354).

При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пп. «в» п. 3 Правил № 354).

Действия организации водопроводно‑канализационного хозяйства по прекращению (ограничению) поставки ресурсов организациям‑потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные ресурсы, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.

Таким образом, граждане, потребляющие питьевую воду для бытовых нужд, относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке. МУП «Водоочистка» МО «Город Архангельск» не имеет оснований для прекращения водоснабжения абонентов, для которых введение временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения не допускается.

В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, выразившихся экономически или технологически необоснованном сокращении или прекращении производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», арбитражным судам, оценивая действие (бездействие) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Закона о защите конкуренции необходимо наличие его доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.

Согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147‑ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Следовательно, оказание услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры является деятельностью, осуществляемой хозяйствующим субъектом в условиях естественной монополии, а лицо, оказывающее такие услуги, - субъектом естественной монополии.

Таким образом, МУП «Водоочистка» МО «Город Архангельск» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

 

При указанных обстоятельствах, на основании приказа Архангельского УФАС России от 08.06.2015 № 281 определением от 08.06.2015 № 02‑04/3262 в отношении МУП «Водоочистка» МО «Город Архангельск» было возбуждено дело № 37‑15 по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в незаконном прекращении водоснабжения ООО «КомСервис» с 14.00 часов 17.03.2015, что привело к прекращению водоснабжения конечных потребителей Общества - жителей пос. Луговой МО «Заостровское» Приморского района.

В ходе рассмотрения дела № 37‑15 МУП «Водоочистка» МО «Город Архангельск» обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением о взыскании с ООО «КомСервис» задолженности за водоснабжение за январь‑февраль 2015 года в размере 921 659 руб. 10 коп. (дело № А05‑4100/2015). В свою очередь, дело № А05‑4100/2015 было приостановлено до вступления в законную силу решения Архангельского областного суда по делу № 3‑124/2015.

Поскольку для рассмотрения дела № 37‑15 о нарушении антимонопольного законодательства по существу имели правовое значение выводы суда по делу № А05‑4100/2015, определением Архангельского УФАС России от 07.09.2015 № 02‑04/5222 дело № 37‑15 было приостановлено до вступления в законную силу указанного решения суда по иску МУП «Водоочистка» МО «Город Архангельск» к ООО «КомСервис».

07.10.2016 Арбитражного судом Архангельской области принято решение по делу № А05‑4100/2015 о взыскании с ООО «КомСервис» задолженности за водоснабжение за январь‑февраль 2015 года в размере 921 659 руб. 10 коп.

В соответствии с Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 по делу № А05‑4100/2015 решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.10.2016 по делу № А05‑4100/2015 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО «КомСервис» - без удовлетворения.

Следовательно, решение по делу № А05‑4100/2015 по иску МУП «Водоочистка» МО «Город Архангельск» к ООО «КомСервис» вступило в законную силу 15.12.2016.

Постановлением Арбитражного суда Северо‑Западного округа от 06.04.2017 решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.10.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 по делу № А05‑4100/2015 оставлены без изменения, а кассационная жалоба ООО «КомСервис» - без удовлетворения.

В связи с этим, рассмотрение дела № 37‑15 было возобновлено (определение Архангельского УФАС России от 03.07.2017 № 02‑04Н/3007).

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

В связи со вступлением в силу с 05.01.2016 Федерального закона от 05.10.2015 № 275‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 275‑ФЗ), часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции изложена в следующей редакции: «Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей».

То есть, Закон уточнен нормой, предусматривающей, что положения указанного закона не распространяются на отношения, связанные с ущемлением доминирующим хозяйствующим субъектом интересов физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также не связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или ущемлением интересов неограниченного круга потребителей.

В данном деле речь идет об ущемлении интересов конечных потребителей коммунальных услуг, которые предоставляет им ООО «КомСервис», которыми являются  граждане. Круг потребителей в данном случае четко определен, это — население пос. Луговой МО «Заостровское» Приморского района.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Следовательно, с учетом новой редакции части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в отсутствие полномочий на рассмотрение отношений, связанных с ущемлением интересов граждан (физических лиц), настоящее дело подлежит прекращению.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, чч. 1‑4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Рассмотрение дела № 37-15, возбужденного в отношении МУП «Водоочистка» Администрации МО «Город Архангельск», прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия или выдачи.

 

 

 

Председатель комиссии

 

Д.В. Бугаев

Члены комиссии

 

Т.А. Спирина

 

 

Т.В. Нестеренко

Нестеренко Т.В. 20-78-45

Связанные организации

Связанные организации не указаны