Постановление №02 05 3383 Постановление 60-16а от 11 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Дело № 60-16а

 

 

ООО ПК «Энергия Севера»

 

Юридический адрес:

163039, г. Архангельск, ул. 3‑я линия, д.46, корп.3, офис 3

Фактический адрес:

163069, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д.81, офис 703

Тел./факс: 63-90-30

energia.severa@gmail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 60-16а

об административном правонарушении

 

21 июля 2016 г.                                                                                                           г. Архангельск

 

Я, заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) Цакулов Юрий Геннадьевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 60-16а, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью ПК «ЭНЕРГИЯ СЕВЕРА»:

ИНН: 2901248674;

Адрес (место нахождения): 163039, г. Архангельск, ул. 3‑я линия, д.46, корп.3, офис 3;

Расчетный счет: 40702810304000008714, корреспондентский счет: 30301810100000000601, БИК: 041117601, Банк: Отделение № 8637 СБ РФ;

Ф.И.О., должность руководителя: Лобзин Владимир Анатольевич, Генеральный директор ООО ПК «Энергия Севера»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Событие административного правонарушения и его квалификация:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступило заявление ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее — ОАО ТГК‑2») на действия ООО ПК «Энергия Севера» по прекращению подачи тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения жилых домов и социальных объектов, расположенных в пос. Талаги, без соответствующего уведомления об этом, что, по мнению заявителя, является злоупотреблением правом и доминирующим положением.

Как следует из заявления, в адрес Главного управления ОАО «ТГК‑2» по Архангельской области поступили жалобы от ООО «Управляющая компания «ЕвроСервис» и МДОУ «Талажская средняя школа» об отсутствии горячего водоснабжения (ГВС) в жилых домах, детском саду и школе, расположенных в пос. Талаги (письма в адрес ОАО «ТГК‑2»: от ООО «УК «ЕвроСервис» от 18.05.2015 № 130, от МДОУ «Талажская средняя  школа» от 18.05.2015 № 185).

В соответствии с заключенными договорами теплоснабжения, ОАО «ТГК‑2» осуществляет поставку тепловой энергии потребителям МО «Талажское», объекты которых подключены от котельной пос. Талаги, 21А и котельной ООО «РН Архангельскнефтепродукт» (пос. Талаги, 30).

В этих целях между ООО ПК «Энергия Севера» (Продавец) и ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (Покупатель) заключен Договор купли‑продажи тепловой энергии № 000376‑2000/ДогЭСД15 от 26 февраля 2015 г., в соответствии с которым Продавец обязуется поставлять Покупателю тепловую энергию, произведенную как на арендуемых источниках (котельная пос. Талаги, 21А), так и приобретенную у третьих лиц (котельная ООО «РН Архангельскнефтепродукт» (п. Талаги, 30)).

В соответствии с пп. 2.1.1‑2.1.3 указанного договора, ООО «ПК «Энергия Севера» обязано поставлять ООО «ТГК‑2» в точки поставки тепловую энергию и теплоноситель для нужд потребителей Покупателя:

- для нужд отопления потребителей — в течение всего отопительного сезона, сроки которого ежегодно определяются в соответствии с нормативно‑правовыми актами органа местного самоуправления;

- для нужд горячего водоснабжения потребителей — круглогодично. Допускаются перерывы в поставке тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в межотопительный сезон для проведения ремонтно‑профилактических работ, проводимых на соответствующем тепловом оборудовании и тепловых сетях Продавца и (или) третьих лиц, у которых Продавец приобретает тепловую энергию и теплоноситель для исполнения договора, в соответствии с графиком ремонтно‑профилактических работ, разработанным Продавцом и согласованным с органом местного самоуправления.

Тепловая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи горячей воды в жилые дома и социально значимые объекты, прекращение ее поставки исключает возможность надежного и качественного теплоснабжения потребителей, своевременно и добросовестно оплачивающих потребляемые ресурсы на длительный период времени. Прекращение подачи тепловой энергии со стороны ООО ПК «Энергия Севера» приводит к нарушению теплоснабжения жителей пос. Талаги, добросовестно оплачивающих потребляемые коммунальные ресурсы, в т.ч. потребителей ОАО «ТГК‑2».

Согласно ст. 10 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) не допускаются действия граждан и юридических лиц с намерением причинить вред другому лицу, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Аналогичное положение содержится в ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), запрещающей действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Вместе с тем, нормами жилищного законодательства (ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ) закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированном Конституцией Российской Федерации.

Поэтому граждане, потребляющие тепловую энергию для бытовых нужд, относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке, в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (п. 122).

По результатам рассмотрения указанного заявления Архангельским УФАС России были выявлены признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в прекращении подачи тепловой энергии для нужд ГВС жилых домов и социальных объектов, расположенных в пос. Талаги, без соответствующего уведомления, что является злоупотреблением правом и доминирующим положением и недопустимо.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условия для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения — отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в т.ч. с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Закона о защите конкуренции необходимо наличие его доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.

Федеральным законом от 17.08.1995 № 147‑ФЗ «О естественных монополиях» регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в т.ч. в сфере услуг по передаче тепловой энергии.

Следовательно, оказание услуг по передаче тепловой энергии является деятельностью, осуществляемой хозяйствующим субъектом в условиях естественной монополии, а лицо, оказывающее такие услуги, - субъектом естественной монополии.

В соответствии со сведениями о юридическом лице, опубликованными на сайте http://egrul.nalog.ru/, основным видом деятельности ООО ПК «Энергия Севера» является деятельность по обеспечению работоспособности котельных; дополнительными видами деятельности — деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей, передача пара и горячей воды (тепловой энергии), деятельность по обеспечению работоспособности тепловых электростанций, управление эксплуатацией жилого фонда, производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), управление недвижимым имуществом, управление эксплуатацией нежилого фонда, производство пара и горячей воды (тепловой энергии), производство, передача и распределение электроэнергии, деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, передача электроэнергии, деятельность по обеспечению работоспособности прочих электростанций и промышленных блок‑станций.

Вместе с тем, Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.12.2014 № 72‑т/32 Обществу установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО ПК «Энергия Севера» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Приморский муниципальный район».

Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, ООО ПК «Энергия Севера» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в силу прямого указания в законе. Следовательно, при осуществлении деятельности, связанной с производством и передачей тепловой энергии, Общество обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в т.ч. не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

При указанных обстоятельствах, Архангельское УФАС России определением от 30.10.2015 № 02‑04/6238 возбудило дело № 77‑15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО ПК «Энергия Севера».

В силу п. 1 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, применяются правила, предусмотренные статьями 539‑547 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии со ст. 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием функционированием и развитием таких систем, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, сетевых организаций, установлены Федеральным законом от 27.06.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении).

Порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров устанавливают Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее — Правила № 808).

В соответствии со ст. 3 Закона о теплоснабжении одним из основных принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

Согласно ст. 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

П. 20 Правил № 808 установлено, что по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.

Основания ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям перечислены в п. 76 Правил № 808, это, в т.ч.: неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок.

В силу п. 77 Правил № 808 порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии определяется договором теплоснабжения с учетом положений Правил № 808.

На основании п. 78 Правил № 808 предварительное направление теплоснабжающей организацией соответствующего уведомления является обязательным.

В соответствии с п. 92 в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем 1 период платежа, установленный этим договором, а также в случае нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

При этом, до введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения 2-го периода платежа или в случае неустранения нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок. При задержке платежей или неустранении нарушений в установленный срок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя не менее чем за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры (п. 93 Правил № 808).

Пунктом 95 Правил № 808 установлено, что в отношении социально значимых категорий потребителей применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. В отношении таких потребителей в обязательном порядке в договоре теплоснабжения определяются режимы введения ограничений.

К социально значимым категориям потребителей (объектам потребителей) относятся, в том числе учебные заведения начального и среднего образования (один из заявителей).

Специальный порядок ограничения (прекращения) теплоснабжения социально значимых категорий потребителей применяется в отношении тех объектов потребителей, которые используются для непосредственного выполнения социально значимых функций.

В соответствии с пунктами 95, 96 Правил № 808 в отношении объектов, принадлежащих социально значимым категориям потребителей, используемых для непосредственного выполнения социально значимых функций, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, детально урегулированный в пункте 97 Правил № 808 и предусматривающий, помимо прочего, неоднократное уведомление абонента о предстоящем введении ограничения энергопотребления. В отношении таких потребителей в обязательном порядке в договоре теплоснабжения определяются режимы введения ограничений.

В отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354).

Правила приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг обозначены в главе XI Правил № 354.

При ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

 

При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

В соответствии с п. 115 Правил № 354, Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя (п. 117 Правил № 354).

В пункте 119 Правил № 354 указано, что исполнитель приостанавливает предоставление коммунальной услуги, в случае ее неполной оплаты, после письменного предупреждения (уведомления) потребителя‑должника.

Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 Правил № 354.

Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:

а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Вместе с тем, согласно п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям‑потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно‑энергетических ресурсов, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации‑потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно‑энергетические ресурсы, организация‑потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно‑энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

В силу специфики и интересов сторон договор на поставку энергоресурсов заключается не с гражданами‑потребителями, а с обслуживающими организациями (исполнителями), однако гражданин, использующий тепловую энергию для бытовых нужд, становится абонентом энергоснабжающей организации вне зависимости от наличия между ними письменного договора. Прекращение подачи горячей воды в жилой фонд без согласия проживающих в нем граждан нарушает их права как потребителей услуг, и является неправомерным.

Действия энергоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям‑потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно‑энергетические ресурсы, ведут к нарушению прав граждан на получение коммунальных услуг.

Тепловая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи горячей воды в жилые дома и социально значимые объекты, прекращение ее поставки исключает возможность надежного и качественного теплоснабжения потребителей, добросовестно и своевременно оплачивающих потребляемые ресурсы на длительный период времени. Прекращение подачи тепловой энергии со стороны ООО ПК «Энергия Севера» приводит к нарушению теплоснабжения таких потребителей.

В силу положений ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в т.ч. в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. В силу статьи 3 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в т.ч. в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным кодексом, другими федеральными законами. Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ (ст. 40).

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» от 02.07.2009 № 14 отмечается, что принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в т.ч. в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано в правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации.

Согласно п. 121 Правил № 354, ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

Действия по ограничению или приостановлению коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 122 Правил № 354).

Следовательно, граждане, потребляющие тепловую энергию для бытовых нужд, относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке.

Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, а именно определять, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав (п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30).

Действующим законодательством закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с конституционным правом граждан на жилище.

В данном случае, ООО ПК «Энергия Севера» как субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке, неправомерно прекратив подачу тепловой энергии потребителям, действовало за пределами осуществления гражданских прав.

В письме, направленном в адрес Архангельского УФАС России (вх. № 5685 от 21.07.2015), ООО ПК «Энергия Севера» сообщило, что ОАО «ТГК‑2» имеет задолженность перед Обществом за оказанные услуги по теплоснабжению: по состоянию на 30.04.2015 такая задолженность составляла 13 602 798,83 рубля, по состоянию на 31.05.2015 — 4 088 868,17 рублей. В связи с этим Общество не имело финансовой возможности осуществлять горячее водоснабжение на территории МО «Талажское» в июне 2015 года.

После оплаты за поставленную тепловую энергию ОАО «ТГК‑2» 01 июля 2015 года, горячее водоснабжение возобновлено в пос. Талаги МО «Талажское» с 01.07.2015, а на Нефтебазе МО «Талажское» с 10.07.2015.

При этом, ссылка ООО ПК «Энергия Севера» на то, что ОАО «ТГК‑2» имеет задолженность перед Обществом за оказанные услуги по теплоснабжению не свидетельствует о правомерности осуществления действий по прекращению поставки ресурса.

В данном случае ООО ПК «Энергия Севера» был выбран ненадлежащий способ защиты права: его действия по непоставке (ограничению, прекращению поставки) ресурса не являются обоснованными, связаны с возникновением неблагоприятный последствий для потребителей. Спор хозяйствующих субъектов не должен нарушать права граждан, добросовестно оплачивающих коммунальные платежи. Данных о том, что таких граждан не имеется, ООО ПК «Энергия Севера» в Архангельское УФАС России не представлено.

 

Кроме того, в нарушение норм действующего законодательства и Договора купли‑продажи тепловой энергии № 000376‑2000/ДогЭСД15 от 26 февраля 2015 г., ООО ПК «Энергия Севера» произвело прекращение подачи тепловой энергии для нужд ГВС без соответствующего уведомления. Доказательств обратного со стороны ООО ПК «Энергия Севера» в Управление не представлено.

ООО ПК «Энергия Севера» является теплоснабжающей организацией для потребителей — жителей, проживающих в домах, находящихся под управлением ООО «УК «ЕвроСервис», а также МДОУ «Талажская средняя школа». При этом для собственных нужд тепловую энергию в виде горячего водоснабжения данная организация не использует.

На этом основании, действия ООО ПК «Энергия Севера» были расценены Комиссией Архангельского УФАС России как злоупотребление правом и доминирующим положением, что не допускается законом и противоречит действующему законодательству.

Решением от 17.03.2016 № 02-04/1211 Комиссия Архангельского УФАС России признала в действиях ООО ПК «Энергия Севера» факт нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном прекращении в июне 2015 г. подачи тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в жилых домах и социальных объектах, расположенных в пос. Талаги, без соответствующего уведомления. Предписание в адрес ООО ПК «Энергия Севера» не выдавалось по причине возобновления горячего водоснабжения в пос. Талаги МО «Талажское» и на Нефтебазе МО «Талажское».

 

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

 

Следовательно, в действиях юридического лица — ООО ПК «Энергия Севера»,  выразившихся в незаконном прекращении в июне 2015 г. подачи тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в жилых домах и социальных объектах, расположенных в пос. Талаги, без соответствующего уведомления, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения ООО ПК «Энергия Севера» подтверждается материалами дела № 60‑16а, а также протоколом № 60‑16а об административном правонарушении от 06.07.2016 № 02-05/3125, составленным главным специалистом‑экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России Нестеренко Татьяной Витальевной в отсутствие законного представителя (защитника) ООО ПК «Энергия Севера», извещенного о месте и времени его составления надлежащим образом, в соответствии со ст. 25.15 КоАП РФ.

Срок давности привлечения ООО ПК «Энергия Севера» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

На момент рассмотрения административного дела № 60‑16а от ООО ПК «Энергия Севера» в адрес Архангельского УФАС России поступили письменные пояснения (письмо № 1503 от 28.06.2016), согласно которым Общество сообщило, что позиция ООО ПК «Энергия Севера» была изложена при рассмотрении дела № 77-15 о нарушении антимонопольного законодательства, явившегося основанием для возбуждения  административного дела № 60‑16а.

При этом ООО ПК «Энергия Севера» обращает внимание на то, что горячее водоснабжение в жилых домах и социально‑значимых объектах, расположенных в пос. Талаги, возобновлено Обществом самостоятельно в июле 2015 г.

 

В силу пункта 1 статьи 2.10 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность:

Субъектом административного правонарушения является ООО ПК «Энергия Севера».

Субъективная сторона правонарушения характеризуется следующим:

У ООО ПК «Энергия Севера» имелась возможность для соблюдения установленных  законодательством РФ норм и правил при ограничении (прекращении) подачи тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в жилых домах и социальных объектах, расположенных в пос. Талаги, в т.ч. и с соответствующим уведомлением, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Согласно п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере защиты конкуренции.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, выражается в совершении субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

 

 

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

В данном случае должностное лицо Архангельского УФАС России принимает во внимание, что ООО ПК «Энергия Севера» впервые привлекается к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а также добровольное прекращение противоправного поведения (самостоятельное возобновление Обществом горячего водоснабжения в жилых домах и социально‑значимых объектах, расположенных в пос. Талаги, в июле 2015 г.).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в рассматриваемом случае не установлено.

 

Учитывая фактические обстоятельства дела, руководствуясь статьями 2.10, 3.5, 4.1, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать юридическое лицо —  Общество с ограниченной ответственностью ПК «Энергия Севера» (ИНН: 2901248674) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 147 341,26 руб. (Сто сорок семь тысяч триста сорок один рубль 26 копеек).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии счастью 5 статьи 3.5 КоАП РФ, сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 01.12.2014 № 384‑ФЗ «О федеральному бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (ред. от 13.07.2015), Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н, денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере защиты конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемых  федеральными органами государственной власти, оплачивается в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

- Получатель – Управление Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Архангельское УФАС России), ИНН 2901061919, КПП 290101001, ОКТМО 11701000, р/сч 40101810500000010003;

- Банк получателя – Отделение Архангельск, г. Архангельск, БИК 041117001, код дохода 16111602010016000140;

- Назначение платежа – административный штраф по делу об административном правонарушении № 60-16а;

- УИН плательщика: 0319805122072200000504606.

ООО ПК «Энергия Севера» рекомендуется направить копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области.

 

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу‑исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех месяцев со дня составления указанного протокола.

Согласно статье 31.5 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, должностное лицо, вынесшее постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена должностным лицом, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

 

 

Заместитель руководителя Управления

Федеральной антимонопольной службы

по Архангельской области                                                                                       Ю.Г. Цакулов

 

 

 

 

 

 

 

 

Нестеренко Т.В. 20-78-45

Связанные организации

Связанные организации не указаны