Решение №02-05-4380 Решение 40-15 от 24 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 40-15

 

ООО «Призма»

163002, г. Архангельск,

пр. Троицкий, д. 63, оф. 36

 

Заявители:

ОАО «Архангельская сбытовая компания»

163001, г. Архангельск,

пр. Обводный канал, д. 101

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

24 июля 2015 год                                                                                                     г. Архангельск     

 

Резолютивная часть решения объявлена 21.07.2015.

Решение изготовлено в полном объёме 24.07.2015.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель

-

Цакулов Ю.Г.

– зам. руководителя Архангельского УФАС России, начальник отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России;

Член комиссии

-

Нестеренко Т.В.

– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России;

Член комиссии

-

Воробьева Е.Н.

– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России.

 

в присутствии представителя: ОАО «Архангельская сбытовая компания» - Жабоева И.С. (доверенность от 04.02.2015 № 01-07/16-2/10), рассмотрев дело № 40-15, возбужденное в отношении:

 

ООО «Призма»

Юридический адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 17

Почтовый адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 63

 

по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступило заявление ОАО «Архангельская сбытовая компания» на действия ООО «Призма» по направлению уведомления о введении ограничения режима потребления фидера ул. Механизаторов и фидера ул. Герцена-Мирная по адресу: г. Архангельск, ул. Герцена, д. 12 корп. 1.

Из пояснений и документов, представленных ООО «Призма» письмом от 03.06.2015 № 177 установлено следующее.

Между ОАО «Архангельская сбытовая компания» (Заказчик) и ООО «Призма» (Исполнитель) действует договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2009 № 69-Э (далее - Договор). Согласно указанному договору Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по передаче электрической энергии (мощности), а Заказчик обязуется оплачивать эти услуги. Заказчик обязуется продавать электрическую энергию (мощность) для компенсации потери в электрических сетях, а Исполнитель обязуется оплатить ее.

В п. 1.2 Договора определено, что Заказчик заключает договор в интересах потребителей, которым в соответствии с заключенными договорами энергоснабжения Заказчик обязан организовать передачу электроэнергии, а также в интересах потребителей, обратившихся к Заказчику с офертой о заключении договора энергоснабжения, предусматривающего обязанность Заказчика урегулировать за счет потребителя отношения, связанные с передачей электроэнергии.

В Приложении № 6 к Договору стороны согласовали Регламент взаимодействия Исполнителя и Заказчика при ограничении режима потребления электрической энергии потребителям и при возобновлении их электроснабжения. 

У ОАО «Архэнергосбыт» перед ООО «Призма» образовалась задолженность за услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с абзацем третьим подпункта «б» пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее – Правила ограничения), ограничение режима потребления электрической энергии вводится при возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией).

Руководствуясь данной нормой, ООО «Призма» направило в адрес ОАО «Архангельская сбытовая компания» Предварительное уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления № 117 от 20.04.2015, согласно которому ограничение режима потребления в отношении фидера ул. Механизаторов и фидера ул. Герцена-Мирная по адресу: г. Архангельск, ул. Герцена, д. 12, корп. 1, планируется в связи с возникновением задолженности по оплате услуг по передаче электроэнергии, соответствующей двум периодам между установленными договором сроками платежа. Размер указанной задолженности составляет 1 463 937,38 руб.

По истечении 10 дней с даты получения ОАО «Архэнергосбыт» указанного уведомления предполагается введение частичного ограничения режима потребления. В случае невыполнения требования о погашении задолженности по истечении трех дней с даты введения частичного ограничения режима потребления может быть введено полное ограничение режима потребления.

Письмом от 23.04.2015 № 16-11п/18-01/5027 ОАО «Архэнергосбыт» сообщило                ООО «Призма», что гарантирующий поставщик в данном случае является Заказчиком, а не потребителем услуг по передаче электроэнергии.

Прекращение подачи электроэнергии на вышеуказанные фидеры повлечет за собой  невозможность поставки электроэнергии на большую часть острова Бревенник и  нарушение прав потребителей электроэнергии (ОАО «Архоблэнерго» и населения), которые присоединены к данной точке и не имеют задолженности по оплате за электроэнергию.

Кроме того, ОАО «Архэнергосбыт» проинформировало ООО «Призма», что согласно п. 8.3 Договора все споры, разногласия и требования, возникающие из настоящего договора, в том числе связанные с его заключением, изменением, исполнением, нарушением, расторжением, прекращением и действительностью, подлежат разрешению путем переговоров в соответствии с действующим законодательством РФ, а при не достижении согласия — в Арбитражном суде Архангельской области.

В ответ на вышеуказанное письмо ООО «Призма» направило уведомление от 27.04.2015 о приостановке планируемого ограничения режима потребления. Сетевая организация запросила у гарантирующего поставщика точный список подключенных от фидеров потребителей, не имеющих задолженности, с указанием их наименования, точек поставки электроэнергии и максимальной мощности по каждой точке. При получении запрошенных сведений ООО «Призма» приступит к разработке и реализации за счет гарантирующего поставщика соответствующих организационно-технических мероприятий. В противном случае сетевая организация будет считать информацию о наличии на                   о. Бревенник потребителей электроэнергии, добросовестно исполняющих обязанность по оплате, ложной и продолжит введение запланированного ограничения.

Приказом от 02.07.2015 № 346 Архангельским УФАС России в отношении                           ООО «Призма» возбуждено дело № 40-15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном введении ограничения режима потребления электроэнергии фидера ул. Механизаторов и фидера ул. Герцена-Мирная по адресу: г. Архангельск, ул. Герцена, д. 12, корп. 1, что может привести к прекращению подачи электроэнергии конечных потребителей                      ОАО «Архангельская сбытовая компания» на о. Бревенник.

Письмом от 16.07.2015 № б/н в адрес Управления ООО «Призма» представило дополнительные пояснения.

По договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2009 № 69-Э                      ООО «Призма» в феврале 2015 года оказало услуги по передаче электрической энергии               ОАО «Архэнергосбыт» на сумму 818 493,95 руб. со сроком оплаты до 25.03.2015. В установленный договором срок гарантирующий поставщик оплату не произвел, в связи с чем за ним образовалась задолженность.

Часть 2 статьи 45 Конституции РФ позволяет каждому защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Статьи 12 и 14 ГК РФ также допускают защиту гражданских прав путем самозащиты.

В целях самозащиты нарушенных прав ООО «Призма» инициировало введение ограничения режима потребления, руководствуясь Правилами ограничения.

Платежным поручением от 3.04.2015 № 224 ОАО «Архэнергосбыт» оплатило задолженность в сумме 818493,95 руб. В связи с указанным обстоятельством,                           ООО «Призма» отказалось от введения запланированного ограничения режима потребления электроэнергии.

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

ООО «Призма» является коммерческой организацией, созданной в соответствии с действующим законодательством РФ, зарегистрировано Межрайонной ИФНС по                        г. Архангельску (ОГРН 1022901004873).

Приказом Федеральной службы по тарифам России от 15.05.2012 № 319-э                             ООО «Призма», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно‑энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным № 29.1.31.

Согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Призма» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в силу прямого указания в законе.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии установлены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства от 04.05.2012.№ 442 (далее — Правила ограничения).

Согласно пункту 1 Правил ограничения, ограничение режима потребления электрической энергии вводится в отношении потребителей электрической энергии.

Потребителями электрической энергии в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Из Договора между ОАО «Архэнергосбыт» и ООО «Призма» усматривается, что гарантирующий поставщик в рассматриваемой ситуации не является потребителем электрической энергии и услуг по передаче электрической энергии. Гарантирующий поставщик выступает в роли Заказчика и действует в интересах потребителей, которым в соответствии с заключенными договорами энергоснабжения Заказчик обязан организовать передачу электроэнергии, а также в интересах потребителей, обратившихся к Заказчику с офертой о заключении договора энергоснабжения, предусматривающего обязанность Заказчика урегулировать за счет потребителя отношения, связанные с передачей электроэнергии.

В соответствии с пп. «б» п. 4 Правил ограничения, ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в третьем подпункта «б» пункта 2 Правил, - по инициативе сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления, с одновременным уведомлением о планируемом введении ограничения режима потребления гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего указанного в уведомлении потребителя.

В целях введения ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельства, указанного в абзаце третьем подпункта "б" пункта 2 Правил ограничения, в случае, если потребителем услуг по передаче электрической энергии является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан не позднее 3 рабочих дней со дня возникновения задолженности в размере, являющемся основанием для введения ограничения режима потребления, предоставить сетевой организации заявление, содержащее информацию о каждом потребителе, у которого на эту дату и время имеется задолженность по оплате услуг по передаче электрической энергии перед данным гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), и о размере такой задолженности.

Ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4  Правил ограничения, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления (далее — Исполнитель).

Ограничение режима потребления должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации (п. 8 Правил ограничения).

Исходя из системного толкования положений Правил ограничения, сетевая организация может инициировать введение ограничения режима потребления электроэнергии, только в отношении конечного потребителя и при наличии у нее договора оказания услуг по передаче электроэнергии непосредственно с потребителем электроэнергии.

 В случае же, когда потребитель электроэнергии оплачивает услуги по передаче электроэнергии в составе платы за электричество через гарантирующего поставщика и когда сетевая организация не имеет информации о том, кто из потребителей является недобросовестным плательщиком, инициатором ограничения режима потребления может быть только гарантирующий поставщик.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления отклоняет доводы ООО «Призма» о правомерности прекращения подачи электроэнергии фидера ул. Механизаторов и фидера ул. Герцена-Мирная, как основанные на неверном толковании норм Правил ограничения.

Кроме того, в Приложении № 6 к Договору ООО «Призма» и ОАО «Архэнергосбыт» согласовали Регламент взаимодействия Исполнителя и Заказчика при ограничении режима потребления электрической энергии потребителям и при возобновлении их электроснабжения.

Названный регламент предполагает только право ОАО «Архэнергосбыт» (Заказчика) направить ООО «Призма» (Исполнителю) заявку на введение частичного или полного ограничения режима потребления электроэнергии потребителям, в том числе в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем Заказчика обязанности по оплате стоимости электроэнергии и услуг, предоставление которых обеспечивает Заказчик по договору энергоснабжения.

Согласно п. 8.3 Договора все споры, разногласия и требования, возникающие из настоящего договора, в том числе связанные с его заключением, изменением, исполнением, нарушением, расторжением, прекращением и действительностью, подлежат разрешению путем переговоров в соответствии с действующим законодательством РФ, а при не достижении согласия — в Арбитражном суде Архангельской области.

            Таким образом, ни действующим законодательством, ни договором не предусмотрена возможность сетевой организации инициировать ограничение режима потребления электроэнергии гарантирующего поставщика, действующего в интересах конечных потребителей электроэнергии.

            Вопросы и споры, возникающие между контрагентами при исполнении ими договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2009 № 69-Э, должны решаться без ущерба законных прав и интересов третьих лиц.

            Ограничение режима потребления должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации (п. 8 Правил ограничения).

            Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электроэнергии и исполняющих иные обязательства.

            Инициированное ООО «Призма» ограничение режима потребления создало угрозу прекращения подачи электроэнергии потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства перед гарантирующим поставщиком по оплате за потребленную электроэнергию и услуги по передаче электроэнергии. Действиями ООО «Призма» нарушены законные права и интересы потребителей электрической энергии, а также гарантирующего поставщика — ОАО «Архангельская сбытовая компания».

            На момент рассмотрения Комиссией Архангельского УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства № 40-15 доказательств отмены ограничения режима потребления, инициированного уведомлением от 20.04.2015 № 117, не представлено.

Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 40-15

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать со стороны ООО «Призма» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в незаконном введении 17.02.2015 ограничения режима потребления электроэнергии фидера ул. Механизаторов и фидера ул. Герцена-Мирная по адресу: г. Архангельск, ул. Герцена, д. 12, корп. 1, что может привести к прекращению подачи электроэнергии конечных потребителей ОАО «Архангельская сбытовая компания» на о. Бревенник;

2. Выдать ООО «Призма» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем отмены ограничения режима потребления электроэнергии фидера ул. Механизаторов и фидера ул. Герцена-Мирная по адресу: г. Архангельск, ул. Герцена, д.12, корп.1;

3. Срок исполнения предписания – 20 августа 2015 года;

4. Срок представления в Архангельское УФАС России информации об исполнении предписания (с приложением подтверждающих документов) – 20.08.2015

5. Передать материалы дела № 40-15 должностному лицу Архангельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Призма» дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии

 

Ю.Г. Цакулов

Член комиссии

 

Т.В. Нестеренко

Член комиссии

 

Е.Н. Воробьева

 

 

Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны