Решение №02-10 2552 Решение 18т-16 от 27 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 18т-16

 

Заказчик/Организатор торгов:

АО «Центр судоремонта «Звездочка»

164509, Архангельская область, г. Северодвинск, Проезд Машиностроителей, 12

тел./факс: (818-4) 59-68-00, 59-68-25

info@star.ru

 

Заявитель:

ООО «Базис‑Металл»

163000, г. Архангельск, ул. Поморская, д.44, офис 1

тел./факс: (818-2) 65-43-42

info@bazis-metal.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

РЕШЕНИЕ

 

23 мая 2016 г.                                                                                                              г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

 

Председатель комиссии

-

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя управления -  начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

Члены комиссии

-

Спирина Т.А.

Заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

 

-

Нестеренко Т.В.

Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России,

в присутствии представителей:

Заявителя – ООО «Базис‑Металл»: <...> (паспорт <...> <...> (доверенность);

Заказчика/Организатора торгов - АО «Центр судоремонта «Звездочка»: <...> (доверенность), <...> (доверенность),

УСТАНОВИЛА:

12.05.2016 в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО «Базис-Металл» на действия Заказчика/Организатора торгов – АО «Центр судоремонта «Звездочка» при проведении открытого аукциона по продаже продуктов утилизации, полученных от утилизации реакторных блоков АПЛ зав. №№ 605, 606, 712 по государственному контракту от 02.03.2015 № П.2л.12.26.15.2060 (извещение о проведении аукциона размещено на сайте www.torgi.gov.ru 18.04.2016).

 

Содержание жалобы:

Заявитель считает необоснованным и несоответствующим действующему законодательству РФ требование Заказчика/Организатора торгов об обязательном наличии у участников аукциона лицензии на осуществление утилизации вооружения и военной техники и лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

 

Комиссия Архангельского УФАС России (далее – Комиссия Управления) согласно статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрела жалобу ООО «Базис‑Металл» с учетом следующего:

АО «ЦС «Звездочка» в информационном извещении сообщило о проведении  открытого аукциона по продаже продуктов утилизации, полученных от утилизации реакторных блоков АПЛ зав. №№ 605, 606, 712 по государственному контракту от 02.03.2015 № П.2л.12.26.15.2060 (далее – открытый аукцион, торговая процедура).

Основанием для проведения открытого аукциона является Постановление Правительства РФ от 28.05.1998 № 518 «О мерах по ускорению утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, выведенных из состава Военно‑Морского Флота, и экологической реабилитации радиационно‑опасных объектов Военно‑Морского Флота».

Согласно условиям Государственного контракта от 02.03.2015 № П.2л.12.26.15.2060 (далее – Контракт), реализация продуктов утилизации, если таковые образуются при выполнении работ по Контракту, кроме оборудования, содержащего драгоценные металлы и сплавы (ДМС), осуществляется Головным исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и согласно Регламенту, утвержденному Государственным заказчиком (Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом») при реализации продуктов утилизации путем проведения открытого аукциона (пункт 8.1 раздела 8 Контракта).

В части законодательного регулирования указанный аукцион проводится в соответствии со ст.ст. 447‑449 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.2001 № 178‑ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации продажи находящегося в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специальном аукционе».

Бенефициаром проведения аукциона является Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» - координатор работ по комплексной утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.1998 № 518 «О мерах по ускорению утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, выведенных из состава Военно‑Морского Флота, и экологической реабилитации радиационно‑опасных объектов Военно‑Морского Флота» и Федеральным законом от 01.12.2007 № 317‑ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Ростом».

Открытый аукцион проводится в соответствии с аукционной документацией, разработанной на основании Регламента «Реализация продуктов утилизации, получаемых при утилизации атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, реакторных блоков, судов атомного технологического обслуживания и их корпусных установок», утв. Приказом Госкорпорации «Росатом» от 04.02.2013 № 1/102‑П (далее — Регламент).

Регламент регулирует взаимоотношения между государственным заказчиком и предприятиями‑исполнителями работ в вопросах реализации продуктов утилизации, образовавшихся при выполнении работ по утилизации атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, реакторных блоков, судов атомного технологического обслуживания и их корпусных упаковок.

Аукционная документация на проведения открытого аукциона по реализации продуктов утилизации, полученных от утилизации плавучих реакторных блоков АПЛ зав. №№ 605, 606, 712 на филиале «Судоремонтный завод «Нерпа» АО «Центр судоремонта «Звездочка» согласована Госкорпорацией «Росатом» 18.04.2016 и утверждена Генеральным директором АО «ЦС «Звездочка» 06.05.2016 (далее — Аукционная документация).

Аукционная документация содержит сведения о порядке проведения аукциона и заключения договора, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе, инструкцию по подготовке заявок на участие в аукционе, проект договора, заключаемого по результатам аукциона, а также требования к участникам аукциона и другие сведения, необходимые для подготовки аукционной заявки.

Раздел 1.5 аукционной документации содержит обязательное требование к участникам аукциона о наличии лицензии на осуществление утилизации вооружения и военной техники и о наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Заявитель считает, что указанное требование Заказчика/Организатора торгов ограничивает права любого потенциального участника торгов, а создание преимущественных условий для конкретного участника является нарушением принципа обеспечения конкуренции.

Как следует из Аукционной документации, реализуемые продукты утилизации представляют собой неразделанные корпусные конструкции, а также оборудование, механизмы и устройства в неразделанном виде плавучих реакторных блоков АПЛ                зав. №№ 605, 606, 712.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежат утилизация и реализация вооружения и военной техники.

Согласно п. 3 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.06.2012 № 581 (далее — Положение о лицензировании), к военной технике относятся технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности и обучения войск (сил), а также для контроля и испытания вооружения и военной техники; вооружение означает средства, включая составные части, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, а также средства, непосредственно обеспечивающие их применение (наведение, пуск, управление и обслуживание).

Реализуемые на аукционе конструкции, оборудование, механизмы и устройства относятся к классам ЕКПС 2040, 2090 (ЕК 001‑2014 Единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд, принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.11.2014 № 7‑ек), входят в группу 20 ЕКПС — Судовое и морское оборудование и, исходя из содержания п. 3 Положения о лицензировании, являются составными частями вооружения и военной техники (ВВТ).

Реализуемые на аукционе конструкции, оборудование, механизмы и устройства как составные части ВВТ требуют разделки и дальнейшей утилизации как ВВТ, поскольку в силу отсутствия разделки на металлолом фактически не утратили своих свойств.

При этом, в письме Рособоронзаказа от 23.06.2010 № 3/3658 по вопросу реализации продуктов утилизации, получаемых при утилизации атомных подводных лодок разъяснено следующее.

Подпрограмма «Утилизация атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, судов атомного технического обслуживания и реабилитация береговых технических баз (2005‑2010)» перечнем программных мероприятий по утилизации АПЛ предусматривает выполнение работ демонтажа, разделки «чистого» оборудования и корпусных конструкций АПЛ и реализации продуктов утилизации.

Под продуктами утилизации АПЛ, согласно ГОСТ РВ 50811‑2006, понимаются черные, цветные и драгоценные металлы, части неразделанных корпусных конструкций, а также оборудование, механизмы и устройства в неразделанном виде, пригодные к реализации  на рынке товаров.

Реализация на рынке общепромышленного оборудования, механизмов и устройств в неразделанном виде, пригодных для дальнейшего использования, возможна как изделий вторичного применения по прямому предназначению по их потребительской стоимости, при условии, что они не содержат сведения, составляющие государственную тайну, и не могут быть использованы на образцах вооружения и военной техники.

В случае, когда предлагается реализация продуктов утилизации в виде неразделанных корпусных конструкций, оборудования, узлов, механизмов, устройств или систем утилизируемого корабля, являющихся составными частями ВВТ, с целью их переработки, организация‑покупатель должна иметь соответствующее специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности по утилизации ВВТ.

В данном случае на реализацию Заказчиком выставлены лоты, предметом которых является лом металла в виде корпусных конструкций, оборудования, узлов, механизмов, систем, устройств в неразделанном виде. Поскольку при приобретении на лом неразделанных корпусных конструкций и прочих составных частей АПЛ подразумевается их последующая переработка и разделка, установлено соответствующее требование о наличии лицензии на  осуществление утилизации вооружения и военной техники.

Таким образом, Комиссия Управления считает, что требование Аукционной документации о наличии у участника аукциона лицензии на осуществление утилизации вооружения и военной техники является законным и обоснованным, обусловленным спецификой реализуемого имущества и его потенциальной опасностью, как составной части ВВТ.

 

Статьей 27 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485‑1 «О государственной тайне» предусмотрено, что допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Согласно п. 1 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну…, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 333, лицензия по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях данного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации. Органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) и ее территориальные органы.

При отсутствии у организации (покупателя) лицензии ФСБ России на право проведения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, работники покупателя не будут иметь возможность для прохода на режимную территорию. Допуск по форме 3 к государственной тайне таким работникам не может быть открыт.

Для выполнения любых работ, в т.ч. по разделке, подготовке к транспортированию и иных, на территории филиала «Судоремонтный завод «Нерпа» АО «ЦС «Звездочка» покупатель должен иметь соответствующую лицензию, поскольку указанный судоремонтный завод является предприятием оборонно‑промышленного комплекса. Для выполнения работ на объектах на территории указанного предприятия требуется лицензия по соблюдению требований законодательства и иных нормативно‑правовых актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Кроме того, требование об обязательном наличии у участников аукциона лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, установлено в части 3 Регламента «Реализация продуктов утилизации», устанавливающей, что реализация продуктов утилизации на открытом аукционе осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации государственного имущества, с соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации по защите сведений, составляющих государственную тайну, и иных сведений ограниченного доступа. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий юридических лиц, в т.ч. в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, обязательны при реализации продуктов утилизации.

Реализация продуктов утилизации, образованных в результате разделки прочных корпусов утилизируемых АПЛ, осуществляется только на внутреннем рынке организациям, имеющим лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Требование о том, что утилизация корпусных материалов допустима только на внутреннем рынке Российской Федерации обусловлено тем, что такая утилизация должна обеспечиваться возвратным сырьем на предприятия‑изготовители высокопрочных корпусных материалов для подводного кораблестроения.

Поскольку при производстве АПЛ использовались, в т.ч., материалы, выпускаемые по закрытым техническим условиям, их утилизация должна осуществляться в соответствии с законодательством РФ о защите государственной тайны. Следовательно, торговые процедуры по утилизации фрагментов корпусов и др. АПЛ должны проводиться среди ограниченного числа предприятий, способных такую защиту обеспечить, а именно, если такая способность  покупателя подтверждена наличием лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Таким образом, Комиссия Управления считает, что требование Заказчика/Организатора торгов об обязательном наличии у участников аукциона лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является правомерным, обоснованным и соответствующим действующему законодательству РФ.

 

На основании изложенного, руководствуясь частями 1, 20 статьи 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела № 18т‑16

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Базис‑Металл» необоснованной.

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии                                                                                             Ю.Г. Цакулов

 

Члены комиссии                                                                                                          Т.А. Спирина

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                    Т.В. Нестеренко

Связанные организации

Связанные организации не указаны