Определение №03-05/4051 Определение 22-17 от 29 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 03-05/22-17

 

 

1. ИП Сабадах Руслан Степанович

<...>

 

2. ООО «Издательский дом  «Северный Меркурий»

 

163061, г. Архангельск,

ул. Выучейского, д. 14

E-mail: sm@atknet.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

     ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВЫДЕЛЕНИИ ДЕЛА В ОТДЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

 

 

«29» августа 2017 года                                                                                              г. Архангельск

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии

 

-

Цакулов Ю.Г.

заместитель руководителя, начальник антимонопольного контроля и рекламы

Архангельского УФАС России;

 

Члены Комиссии:

-

Куницын А.С.

главный специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

и рекламы Архангельского УФАС России;

 

 

-

Ипатова Т.В.

 

ведущий специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

и рекламы Архангельского УФАС России,

                                                                                                                                                                

            рассмотрев дело № 03-05/22-17, возбужденное по инициативе Архангельского УФАС России по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – ФЗ «О рекламе»),

 

            в присутствии:

  • представителя ООО «Издательский дом «Северный Меркурий» по доверенности от 28.06.2017 Сидоровой Е.Н.;
  • представителя ООО «Издательский дом «Северный Меркурий» по доверенности от 10.08.2017 Ожигиной Т.В.

 

            в отсутствие:

  • лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе — ИП Сабадах Руслан Степанович (данные о своевременном извещении, о месте и времени рассмотрения настоящего дела отсутствуют).

 

            Лицам, участвующим в деле № 03-05/22-17, разъяснены положения п. 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508).

            Ходатайств, возражений, отводов не заявлено.

 

            В соответствии с п. 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508), дело № 03-05/22-17 рассмотрено в отсутствие ИП Сабадах Р.С.

 

УСТАНОВИЛА:

 

            При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе в информационно-рекламной газете «Северный Меркурий» выпуск № 16 (1148) от 13.05.2017 (учредитель ООО «Издательский дом «Северный Меркурий») на странице 1 выявлена информация следующего содержания: «ТК АрхОблГруз ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ ПО ГОРОДУ И ОБЛАСТИ. Пожалуй, самые низкие цены! 40-44-47 8-911594-44-47» с признаками нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

            Фраза, содержащаяся в рекламном тексте: «...Пожалуй, самые низкие цены!...» не подтверждена критериями достоверности, что затрудняет формирование у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

 

            Из письменных пояснений (вх. № 4058 от 15.06.2017) ООО «Издательский дом «Северный Меркурий» следует,  что информация для размещения рекламы в газете была подана ИП Сабадахом Р.С. в рукописном варианте. Низкий диапазон цен на услуги по грузоперевозкам, со слов рекламодателя, был выявлен путем мониторинга.

 

            В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

            Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.          Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

            Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

            Согласно Международному кодексу рекламной практики, под потребителем рекламы понимается любое лицо, которому адресована реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.

            Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

 

            Рассматриваемая информация распространяется посредством размещения  рекламного объявления в информационно-рекламной газете «Северный Меркурий», адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - грузоперевозкам, формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования и его продвижение на рынке, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».

            Несмотря на то, что в данном случае говорится только о предположении рекламодателя относительно своего преимущества перед другими компаниями, подобная реклама вводит потребителей в заблуждение, так как слово «пожалуй» не меняет смысла  используемого выражения и, по сути, содержит в себе сведения о преимуществах рекламируемых услуг и самых низких ценах в ТК «АрхОблГруз».

 

            Согласно ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

            Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

            Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. (п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

 

            Согласно пункту 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 года № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе" рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся, таким образом, необходимо учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускается сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.      

            В соответствии  с пунктом 29 указанного Постановления Пленума ВАС РФ, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

 

            В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучше", "первый", "номер один", "единственный", "уникальный" и т.п., должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

            Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной. В связи с этим принято подобные утверждения сопровождать ссылкой на результат соответствующих исследований и источник данных.

 

            В данном случае информация о конкретной услуге (предложение самой низкой цены) является существенной, так как может повлиять на намерение потребителей воспользоваться услугой грузоперевозки по стоимости более выгодной, чем предлагают другие компании в данной сфере услуг. При этом подтверждения оказания самых лучших цен по сравнению с другими компаниями в рассматриваемой рекламе не приводится.

            Размещенная информация о "самых низких ценах" основана на собственной субъективной оценке и может привести к общему, вводящему в заблуждение  негативному впечатлению в отношение услуг других компаний. Так, например, потребители, основываясь исключительно на размещенной информации, могут выбрать услуги ТК «АрхОблГруз» только потому, что присутствует фраза "самая низкая цена".

 

            Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

 

            Рассматриваемая информация имеет признаки п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

 

            Рекламодатель, в силу ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», несет ответственность за нарушение требований п. 1 ч. 3 ст. 5  ФЗ «О рекламе».

            На основании ч. 8 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

 

            Рекламодателем, рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ИП Сабадах Р.С.

 

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п. 33 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

                                                ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Выделить из дела № 03-05/22-17 в отдельное производство дело № 03-05/35-17 по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

 

2. Признать материалы дела № 03-05/22-17 неотъемлемым приложением к материалам дела № 03-05/35-17. 

 

3. Признать лицами, участвующими в деле:

  • лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ИП Сабадах Руслан Степанович (рекламодатель, рекламопроизводитель);
  • сторона по делу № 03-05/35-17 – ООО «Издательский дом  «Северный Меркурий».

 

4. Назначить дело № 03-05/35-17 к рассмотрению на «29» сентября 2017 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, зал 109.

 

Явка ИП Сабадах Р.С., в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе либо представителя при наличии надлежащим образом оформленной доверенности обязательна!

 

В случае неявки в назначенное время дело № 03-05/35-17 будет рассмотрено без участия сторон и без учета их мнения.

 

5. ИП Сабадах Р.С. в срок до «18» сентября 2017 года представить по адресу:       г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2 (тел./факс: 21-54-45) следующую информацию (документы и материалы):

  • объяснения, пояснения, возражения по настоящему делу с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции (в письменной форме);
  • доказательства низкого диапазона цен на услуги по грузоперевозкам в транспортной компании «АрхОблГруз»;
  • иную информацию для полного, всестороннего и объективного рассмотрения настоящего дела.

 

Информация должна быть представлена в полном объеме по каждому из пунктов запроса.

 

В случае отсутствия запрашиваемой информации по пункту запроса, указать на невозможность представления запрашиваемых сведений с пояснениями (в письменной форме).

 

Доводим до Вашего сведения, что на основании ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

Согласно п. 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508) стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе:

· знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них;

· давать устные и письменные объяснения;

· представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании;

· заявлять ходатайства;

· делать заявления;

· возражать против заявлений и доводов других лиц;

· пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

 

Примечание:

  1. С материалами дела № 03-05/35-17 можно ознакомиться в Архангельском УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2 (исполнитель – Ипатова Татьяна Витальевна, 65-30-50).
  2. Для организации допуска в помещения Архангельского УФАС России просим заблаговременно (за 1-2 дня до даты рассмотрения дела) сообщить данные (фамилия, имя, отчество) представителей лиц, которые будут принимать участие в рассмотрении дела № 03-05/35-17 для оформления пропусков  по телефону: 65-30-50.
  3. Полномочия сторон должны быть подтверждены соответствующими документами.
  4. Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела № 03-05/35-17 и не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и печатью юридического лица (подписью и печатью индивидуального предпринимателя).
  5. При направлении документов ссылка на номер дела 03-05/35-17 обязательна!

 

 

 

Председатель Комиссии:

 

Ю.Г. Цакулов

 

Члены Комиссии:

 

А.С. Куницын

 

 

               

Т.В. Ипатова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны