Определение №03-05/4115 Определение 24-17 от 1 сентября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
|
Дело № 03-05/24-2017 |
1. Заявитель <...>
2. Якушина Оксана Николаевна <...>
3. ИП Долгирев Илья Сергеевич <...> 4. ИП Фофанов Алексей Васильевич <...>
|
Определение о прекращении производства по делу № 03-05/24-2017
«28» августа 2017 года г. Архангельск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
|
- |
Цакулов Ю.Г. |
заместитель руководителя, начальник антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
- |
Куницын А.С.
|
главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;
|
|
- |
Ипатова Т.В. |
ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России, |
рассмотрев дело № 03-05/24-2017 по заявлению гражданина <...> в отношении ИП Фофанова А.В. по признакам нарушения пунктов 1 и 4 части 2 статьи 5, пунктов 1 и 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 9 статьи 19, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии:
- представителя ИП Якушиной О.Н. по доверенности от 01.05.2017 Шептицкого Ф.С.
Лицам, участвующим в деле № 03-05/24-2017, разъяснены положения п. 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 №508).
Ходатайств, возражений, отводов не заявлено.
в отсутствие:
- ИП Фофанова А.В., надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, в заседание Комиссии не явился, представителей для участия в рассмотрении дела № 03-05/24-2017 не направил, ходатайства о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие не заявлял;
- ИП Долгирев И.С. - на 28.08.2017 отсутствуют данные о своевременном извещении о месте и времени рассмотрения настоящего дела;
- Заявитель <...> - на 28.08.2017 отсутствуют данные о своевременном извещении о месте и времени рассмотрения настоящего дела.
В соответствии с п. 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508), дело № 03-05/52-2016 рассмотрено в отсутствие сторон.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Архангельского УФАС поступило заявление гражданина «...» (вх. № 03.04.2017 от 03.04.2017), согласно которому на фасаде торгового павильона по адресу: 164500, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Карла Маркса, д. 20, стр. 2 размещена реклама следующего содержания: «Деньги на любые нужды, пожалуй, лучшая % ставка в городе 8-800-777-37-37 звонок России бесплатный www.centrfinans. ги...0% в день начни с нуля! Каждому новому клиенту неделя займа бесплатно...» с признаками нарушения, по его мнению, пунктов 1, 4 части 2 статьи 5, пунктов 1, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 9 статьи 19, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Согласно пунктам 1, 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
В соответствии с пунктом 1, 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; об изготовителе или продавце рекламируемого товара.
Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях е приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся заблуждение потребители рекламы.
Несмотря на то, что в данном случае говорится только о предположении рекламодателя относительно своего преимущества перед другими продавцами, подобная реклама вводит потребителей в заблуждение, так как слово "пожалуй" не меняет смысла используемого выражения и, по сути, содержит в себе сведения о преимуществах рекламируемых товаров и самых лучших процентных ставках в городе.
В силу части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
На основании части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
На основании части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
По мнению заявителя, в рекламе отсутствуют наименование лица, предоставляющих финансовую услугу, иные условия оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также все остальные условия, определяющие фактическую стоимость предоставления займов и влияющие на него.
Условия предоставления займов, являются нечитаемыми.
В заседании Комиссии представитель ИП Якушиной О.Н. поддержал свои позиции в том, что в размещенном баннере отсутствует какая-либо реклама методов диагностики. Данное обстоятельство подтверждается буквальным восприятием нормативных правовых актов.
Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с Федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 "Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Как сообщается письмом ФАС России от 16.03.2006 № АК/3512, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Такое обозначение может использоваться на вывесках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, по мнению специалистов ФАС России, может быть признано обычаем делового оборота.
С учетом изложенного не подпадают под понятие рекламы размещенные в месте осуществления юридическим лицом своей деятельности коммерческое обозначение, а также профиль деятельности организации и вид реализуемых товаров, оказываемых услуг.
Таким образом, согласно действующему законодательству, информация, размещенная на фасаде торгового павильона по адресу: 164500, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Карла Маркса, д. 20, стр. 2 не является рекламой.
В соответствии с абзацем «а» п. 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508) производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в течение сроков, определенных пунктом 27 настоящих Правил.
Согласно п. 27 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508) дело рассматривается антимонопольным органом в течение 1-го месяца со дня его возбуждения.
В исключительных случаях срок рассмотрения дела может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 2 месяца.
Дело № 03-05/56-16 возбуждено 02.06.2017.
Таким образом, максимальный срок рассмотрения дела 3 месяца (истекает срок 02.09.2017 с момента возбуждения дела).
На основании изложенного выше, в сроки, предусмотренные п. 27 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508), факты нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в ходе рассмотрения дела не подтверждены.
Доказательств обратному заявителем в материалы настоящего дела не представлено.
Руководствуясь абзацем «а» п. 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508),
ОПРЕДЕЛИЛА:
Производство по делу № 03-05/24-2017 прекратить.
В соответствии ст. 37 ФЗ «О рекламе» решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания. Подача заявления о признании недействительным решения, предписания антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания. Постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
|
Ю.Г. Цакулов |
Члены Комиссии: |
|
А.С. Куницын
Т.В. Ипатова |