Решение №03-05Ф/4494 Решение 03-05/22-2018 от 6 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Дело № 03-05/22-2018

 

Публичное акционерное общество

«СКБ-банк»

ул. Куйбышева, д. 75, г. Екатеринбург, 620026

тел. (343) 355-75-75, 8-800-1000-600

факс (343) 251-42-22

<...>

<...>

 

Заявителю

<...>

<...>

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-05/22-2018

 

Резолютивная часть оглашена «30» августа 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено «05» сентября 2018 года

 

«05» сентября 2018 года                                                                                      г. Архангельск

 

        

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии

 

-

Цакулов Ю.Г.

заместитель руководителя

Архангельского УФАС России;

Члены Комиссии:

-

 

 

 

-

Шестакова Н.М.

 

 

 

Футоран Н.А.

главный специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

и рекламы Архангельского УФАС России;

 

ведущий специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

и рекламы Архангельского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 03-05/22-2018, возбужденное по признакам нарушения ч.1 ст. 18, ч. 1 и ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» по заявлению гражданина  <…> от 29.05.2018 (входящий 30.05.2018 №3805),

 

в присутствии заявителя <…>;

 

в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – Публичного акционерного общества «СКБ-банк», - уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (том 1 л.д. 105-108, 109, 110, 146, том 2 л.д. 18); представителей для участия в рассмотрении дела № 03-05/22-2018 не направило; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии законного представителя Банка (том 2 л.д. 49)

До рассмотрения настоящего дела по существу ходатайств, отводов не заявлено.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (Архангельское УФАС России) из ФАС России 30.05.2018 поступило заявление гражданина <...> от 29.05.2018 по вопросу направления рекламы посредством смс-сообщения с приложением копии согласия от 29.05.2018, копии скрин-шот смс-сообщения (входящий № 3805).

Согласно заявлению, 05.04.2018 в 13:10 на номер мобильного телефона заявителя <...> (оператор мобильной связи - ПАО «МТС») с номера «SKB-BANK» (SMS-центр: +79168960390) поступило смс-сообщение следующего содержания: «<...>! Реализуйте свои планы уже сегодня. Вам предварительно одобрен кредит на сумму до 245000 руб.! Подробности по тел. 8-800-1000-600. Оформить заявку: landings.skbbank.ru/credit?ldg=sms».

По мнению заявителя, указанное смс-сообщение является рекламой; согласия на получение рекламы не давал; имеются признаки нарушения ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

Определением от 30.07.2018 возбуждено дело № 03-05/22-2018 по признакам нарушения Федерального закона «О рекламе» в отношении Публичного акционерного общества «СКБ-банк», рассмотрение дела назначено на 30.08.2018.

 

Комиссия Архангельского УФАС России полно и всесторонне изучив и проанализировав представленные в материалы настоящего дела документы установила следующее.

 

Согласно Выписки из реестра Российской системы и плана нумерации на сайте Федерального агентства связи оператором номеров <...>, +79168960390 является ПАО «МТС».

ПАО «МТС» письмом от 18.06.2018 подтвердило, что <…> является абонентом ПАО «МТС» с выделением абонентского номера <...> на основании договора о предоставлении услуг подвижной радиотелефонной связи. Пояснило, что телефонный номер <...> выделен из реестра Российской системы и плана нумерации ПАО «МТС», и используется в качестве SMS-центра, являющегося шлюзом для приема SMS-сообщений от других операторов связи и доставки указанных SMS-сообщений абонентам ПАО «МТС»; при этом SMS-центр не может быть отправителем сообщений, либо самостоятельно инициировать отправления сообщений. Сообщило, что указанное смс-сообщение отправлено заказчиком рассылки ООО «СМС сервисы» на основании договора №МТS-0112-VM/2017 от 01.12.2017, заключенного между ООО «СМС сервисы» и ПАО «МТС» (в лице ООО «АйДиджитал»). Представило сведения о доставке 05.04.2018 в 13:10 спорного SMS на номер <...> от отправителя с буквенным идентификатором «SKB-BANK».

ПАО «МТС» письмом от 29.06.2018 уточнило, что буквенный номер «SKB-BANK» выделен ПАО «СКБ-банк».

Согласно п. 2.1 договора от 01.12.2017 № МТS-0112-VM/2017, заключенному между ПАО «МТС» в лице ООО «АйДиджитал» и ООО «СМС сервисы» (Заказчик рассылки), Оператор оказывает Заказчику рассылки SMS-рассылку в соответствии с требованиями названного договора и приложениями к нему, а Заказчик рассылки обязуется оплачивать оказанные услуги SMS-рассылки в соответствии с  названным Соглашением. Как следует из п. 3.4.1. указанного договора, Заказчик рассылки имеет право привлекать третьи лица для оказания услуг Заказчика рассылки и обработки исходящих SMS-сообщений, посредством предоставления им доступа только к своему оборудованию.

 

ООО «СМС сервисы» письмом от 06.06.2018 № 0606/2018-21 сообщило, что между ООО «СМС сервисы» и ООО «АйДиджитал» заключен агентский договор №0101/2018-ТП от 01.01.2018.

Согласно п. 1.1 названного договора Принципал (ООО «АйДиджитал») поручает, а Агент (ООО «СМС сервисы») обязуется от своего имени оказывать Принципалу услуги по приему и передаче SMS-сообщений от Узла связи Оператора на Территории, а также иные услуги в порядке и объеме, согласованном Сторонами в названном договоре, приложениях и (или) дополнительных соглашениях к нему, а Принципал обязуется принимать оказание Агентом услуги и оплачивать их в соответствии с условиями названного договора.

ООО «СМС сервисы» также указывает, что ООО «АйДиджитал» направляло конкретное сообщение определенному лицу в соответствии с указаниями, поступившими от ПАО «СКБ-банк».

 

ООО «АйДиджитал» письмами от 05.06.2018 № 0506/2018-501, от 07.08.2018 № 0708/2018-656 пояснило, что является оператором телематических услуг связи, оказывающим услуги на основании лицензии № 121040 от 10.06.2014, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Указало, что между ООО «АйДиджитал» и ОАО «СКБ-банк» заключен договор возмездного оказания услуг связи от 01.06.2015 № 199.1.6-15-725, согласно условиям которого ООО «АйДиджитал» приняло на себя обязательство по оказанию услуг ОАО «СКБ-банк» по обработке и передаче сообщений связи (sms-сообщений) от оборудования ОАО «СКБ-банк» до SMS-центра операторов с целью их последующей передачи абонентам. После заключения и во исполнение вышеуказанного соглашения, ОАО «СКБ-банк» было выделено подключение к оборудованию ООО «АйДиджитал», в результате чего ОАО «СКБ-банк» получило возможность отправлять со своего оборудования сообщения через сеть связи ООО «АйДиджитал».

ООО «АйДиджитал» письмами от 05.06.2018 № 0506/2018-501, от 07.08.2018 № 0708/2018-656 с учетом письма от 16.08.2018 № 1608/2018-001 ООО«АйДиджитал» также сообщило, что данными системы статистического учета приема-передачи сообщений (ССУПС) ООО «АйДиджитал» подтверждается факт отправки sms-сообщений 05.04.2015 в 13:10 через оборудование ООО «АйДиджитал» абоненту <...>, представило справки из  ССУПС ООО «АйДиджитал» о передаче 05.04.2018 в 13:10  сообщения от отправителя «SKB-BANK» на номер <...>.

ООО «АйДиджитал»  пояснило, что именно ОАО «СКБ-банк» осуществляло выбор получателей; текст сообщения был сформирован, а само sms-сообщение было отправлено с оборудования ОАО «СКБ-банк», имеющего техническое присоединение с программным комплексом ООО «АйДиджитал», что подразумевает техническую возможность отправки sms-сообщений абонентам без участия третьих лиц; ООО «АйДиджитал» не имеет доступа к содержанию формируемых и отправляемых ОАО «СКБ-банк» sms-сообщений.

Как следует из письма ООО «АйДиджитал» от 14.06.2018 № 14/07/2018/325, инициатором рассылки и рекламораспространителем, которому выделен буквенный индентификатор «SKB-BANK», является ПАО «СКБ-банк».

 

Согласно Выписки из реестра Российской системы и плана нумерации на сайте Федерального агентства связи оператором номера 88001000600, который указан в смс-сообщении, является ПАО «Ростелеком».

ПАО «Ростелеком» письмом от 07.06.2018 № 94-09/58 сообщило, что номер  88001000600 принадлежит ПАО «СКБ-банк» (указан на официальном сайте банка www.skbbank.ru).

 

ПАО «СКБ-банк» письмом от 04.07.2018 № 7.9/17490 подтвердило заключение договора от 01.06.2015 № 199.1.6-15-725, согласно которому ООО «АйДиджитал» обязуется оказывать Банку услуги, в том числе и по передаче исходящих SMS-сообщений (SMS-сообщений Заказчика) через программно-аппаратный комплекс, используемый Исполнителем, от оборудования Заказчика до узла связи оператора (с целью последующей передачи Абонентам); в соответствии с условиями договора Банку был присвоен Идентификатор  SKB-BANK, который используется в наименовании отправителя СМС-сообщений.

Также ПАО «СКБ-банк» указало, что между Банком и ОАО «Ростелеком» заключен договор № 382/4-09-872 от 14.11.2009, согласно которому ОАО «Ростелеком» оказывает Банку на условиях, указанных в договоре, приложениях и бланках заказах к нему услугу электросвязи с предоставлением телефонного номера 8-800-1000-600; представило копию названного договора.

ПАО «СКБ-банк» сообщило, что в течение апреля 2018 указанное выше сообщение было направлено на телефонный номер заявителя один раз, дата отправки — 05.04.2018; абонентский номер <...> отключен от рассылки информации от Банка.

ПАО «СКБ-банк» указанным письмом пояснило, что текст сообщения Банк направил, руководствуясь информацией, размещенной в базе данных Банка, о наличии у данного лица согласия на получение от Банка информации в виде смс; такая информация заносится в базу данных Банка при наличии письменного согласия от гражданина на получение информации в виде смс. Исходя из базы данных Банка, такое согласие гражданин давал 27.07.2017 при обращении в Банк и получении от Банка промо-кода. С учетом того, что срок действия согласия составляет 10 лет и заявление об отзыве согласия в Банк не поступало, на момент отправки смс-сообщения Банк исходил из того, что имеется действующее согласие гражданина. Банком была проведена проверка, в ходе которой был произведен розыск документов по данному гражданину, содержащих согласие на получение информации от Банка; на сегодняшний день данные документы не обнаружены.

 

Таким образом, доставка / отправка 05.04.2018 в 13:10 спорного SMS от отправителя с буквенным идентификатором «SKB-BANK» на номер <...> подтверждается материалами, в том числе: письмом ПАО «МТС» от 18.06.2018, сведениями ПАО «МТС» о доставке 05.04.2018 в 13:10 спорного SMS на номер <...> от отправителя с буквенным идентификатором «SKB-BANK»; письмами ООО «АйДиджитал» от 05.06.2018 №0506/2018-501 и от 07.08.2018 №0708/2018-656 с учетом письма от 16.08.2018 № 1608/2018-001; справками из ССУПС ООО «АйДиджитал»; письмом ПАО «СКБ-банк» от 04.07.2018 №7.9/17490; скриншотом файла, направленного ПАО «СКБ-банк» в адрес ООО «АйДиджитал».

Публичным акционерным обществом «СКБ-банк» не оспаривается факт распространения 05.04.2018 в 13:10 на номер заявителя <...> рассматриваемой информации.

 

Буквенный номер «SKB-BANK» выделен ПАО «СКБ-банк», что подтверждается, в том числе: письмом ПАО «МТС» от 29.06.2018, письмом ООО«АйДиджитал» от 14.06.2018 №14/07/2018/325; письмом ПАО «СКБ-банк» от 04.07.2018 № 7.9/17490.

Номер «88001000600», указанный в смс-сообщении, принадлежит ПАО«СКБ-банк», что подтверждается материалами, в том числе: письмом ПАО «Ростелеком» от 07.06.2018 № 94-09/58, письмом ПАО «СКБ-банк» от 04.07.2018 № 7.9/17490, договором от 16.11.2009 № 382/4-09-872, заключенным между ОАО «СКБ-банк» и ОАО «Ростелеком».

 

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (Федерального закона «О рекламе») реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.

Кроме того, при установлении критерия неопределенности круга лиц, которому направляется информация, как основание для отнесения такой информации к рекламе, следует исходить из непосредственного содержания этой информации.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе», реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем понимается любое лицо, к которому адресуется реклама, или которая может достичь его, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торговым клиентом или пользователем.

Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

Таким образом, квалификация информации как рекламы либо иного рода информации зависит от совокупности направленности и содержания сути сведений, приведенных в такой информации.

Информация, направленная в рассматриваемом SMS-сообщении, содержащая сведения об услугах Публичного акционерного общества «СКБ-банк», обобщенного характера. Такие сведения не носят персонализированного характера, несмотря на упоминание имени абонента и отчества, представляет интерес для неопределенного круга лиц и является рекламой.

Рассматриваемая информация распространена посредством сетей электросвязи путем направления смс-сообщения, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - «кредит на сумму до 245000 руб.», «подробности» о котором «по тел. 8-800-1000-600» и заявка на который оформляется на «landings.skbbank.ru/credit?ldg=sms», - формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования и его продвижение на рынке, то есть, отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе».

 

Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Требования к рекламе, распространяющейся по сетям электросвязи, установлены статьей 18 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Как следует из п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе», в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Особенности распространения рекламы в виде смс-рассылок по сетям электросвязи регламентированы статьей 44.1 Федерального закона «О связи».

Согласно ч. 1 ст. 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также - рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

Таким образом, распространена реклама по сетям электросвязи без согласия абонента на получение рекламы.

Рассматриваемая реклама нарушает ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе».

 

В ходе рассмотрения заявления гражданина <…> также установлено, что при распространении указанной рекламы также усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», выразившиеся в отсутствии в рекламе наименования лица, оказывающего банковские услуги, а также в умалчивании об иных условиях, определяющих полную стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

 

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе не указано наименование или имя лица, оказывающего банковские и иных финансовые услуги или осуществляющего данную деятельность.

 

Как следует из ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

 

Как следует из пояснений ПАО «СКБ-банк» от 13.08.2018 № 7.9/21363, при направлении сообщения на номер мобильного телефона <…> Банк исходил из возможности предоставить физическому лицу потребительский кредит «На всё про всё».

Согласно условиям предоставления и сопровождения потребительского кредита «На всё про всё», введенным в действие приказом председателя правления ПАО «СКБ-банк» от 30.03.2018 № 198, условиями предоставления кредита являются:

- цель кредита: потребительские нужды;

- валюта кредита: рубли РФ;

- минимальная сумма кредита на одного Заемщика: 51 000 рублей;

- максимальная сумма кредита на одного Заемщика (зависит от платежеспособности Заемщика, Созаемщика (при наличии); для клиентов, являющихся индивидуальными предпринимателями, собственниками бизнеса и их близких родственников, работодателями которых они являются, максимальная сумма кредита не может превышать 650 000 рублей): 1 300 000 рублей;

- срок кредитования в зависимости от суммы кредита и предоставляемого пакета документов: до 36 месяцев - при сумме кредита от 100 000 до 299 000 рублей (включительно) и предоставлении документов, указанных в п. 5; до 60 месяцев - в иных случаях;

- процентная ставка за пользование кредитом в зависимости от суммы, срока кредита и предоставляемого пакета документов (процентная ставка в пределах диапазона определяется Банком по каждой конкретной заявке с учетом риска и кредитоспособности Заемщика, а также с учетом Дополнительных условий: при обращении Заемщиков с положительной кредитной историей и Заемщиков, являющихся работниками аккредитованных Банком компаний): базовые процентные ставки: 23,5 % годовых при сумме кредита от 100 000 до 299 000 рублей (включительно) при сроке кредитования до 36 месяцев и предоставлении документов, указанных в п. 5; 11,9 % - 20,0 % годовых - в иных случаях; базовая процентная ставка снижается на 2 процентных пункта, если Заемщик воспользовался услугой «Выбери себе ставку сам» при заключении Кредитного договора;

- дополнительные условия для Заемщиков с положительной кредитной историей: кредитование осуществляется при условии, что сумма кредита не превышает установленный Банком Заемщику лимит кредитования, без привлечения Созаемщика, а срок кредитования до 60 месяцев, для принятия решения о выдаче кредита должны быть предоставлены документы, указанные в п. 7;

- дополнительные условия для Заемщиков — работников аккредитованных Банком компаний: для работников Аккредитованных  компаний, входящих в категорию А — кредитование осуществляется при условии предоставления документов, указанных в п.8; для работников Аккредитованных компаний, входящих в категорию Б — кредитование осуществляется при условии предоставления документов, указанных в п. 9;

- дополнительные условия для Заемщиков, являющихся неработающими пенсионерами: базовая процентная ставка за пользование кредитом 20,0 % годовых, срок кредитования до 60 месяцев — для принятия решения о выдаче кредита должны быть предоставлены документы, указанные в п. 10; базовая процентная ставка снижается на 2 процентных пункта, если Заемщик воспользовался услугой «Выбери себе ставку сам» при заключении кредитного договора;

- способ выдачи кредита на выбор Заёмщика: выдача наличных в кассе; зачисление суммы кредита на счет Заемщика, открытый для расчетов с использованием банковских карт.

 

Как следует из типовой формы кредитного договора, утвержденной председателем правления ПАО «СКБ-банк» от 22.06.2017 № 290, индивидуальными условиями договора потребительского кредита (займа) являются:

- сумма кредита (займа) или лимит кредитования и порядок его изменения;

- срок действия договора, срок возврата кредита (займа);

- валюта, в которой предоставляется кредит (заём);

- процентная ставка (процентные ставки) в процентах годовых или порядок ее (их) определения;

- количество, размер и периодичность (сроки) платежей заемщика по договору или порядок определения этих платежей;

- порядок изменения количества, размера и периодичности (сроков) платежей заемщика при частичном досрочном возврате кредита (займа);

- способы исполнения заемщиком обязательств по договору по месту нахождения заемщика;

- бесплатный способ исполнения заемщиком обязательств по договору;

- обязанность заемщика заключить иные договоры;

- цели использования заемщиком потребительского кредита (займа);

- ответственность заемщика за ненадлежащее исполнение условий договора, размер неустойки (штрафа, пени) или порядок их определения;

- условие об уступке кредитором третьим лицам прав (требований) по договору;

- способ обмена информацией между кредитором и заемщиком;

- соглашение Банка и Заемщика о способах взаимодействия при просрочке исполнения обязательств по договору;

- условие о взыскании задолженности по договору по исполнительной надписи, совершаемой нотариусом;

- способ предоставления кредита.

 

В рассматриваемой рекламе указана сумма кредита — «до 245000 руб.», при этом не указаны остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), а именно в том числе в ней не были указаны срок кредитования и процентная ставка за пользование кредитом.

Подобное формулировка рекламы создает впечатление, что какие-либо иные условия, влияющие на фактическую стоимость кредита, отсутствуют.

Так как указание в рассматриваемой рекламе условий предоставления кредита направлено на формирование у потенциального заемщика желания воспользоваться финансовой услугой - кредитованием, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой информации не указаны все существенные условия, влияющие на стоимость рекламируемого кредита.

 

Рассматриваемая информация нарушает ч. 1 и ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального Закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч. 1 ст. 18, ч. 1 и ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Федерального Закона «О рекламе» несет рекламораспространитель, рекламодатель, рекламопроизводитель.

 В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального Закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как следует из п. 6 ст. 3 Федерального Закона «О рекламе»  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В силу п. 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, а также лицом, осуществляющее полностью приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, и лицом, осуществляющим распространение рекламы, является Публичное акционерное общество «СКБ-банк», следовательно, Публичное акционерное общество «СКБ-банк» является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем данной рекламы. Об этом свидетельствуют материалы дела № 03-05/22-2018, в том числе:

- заявление гражданина <...> от 29.05.2018 по вопросу направления рекламы посредством смс-сообщения с приложением копии согласия от 29.05.2018, копии скрин-шот смс-сообщения (входящий № 3805);

- выписки из реестра Российской системы и плана нумерации на сайте Федерального агентства связи в части номеров <…>, +79168960390, 88001000600;

письмо ПАО «Ростелеком» от 07.06.2018 № 94-09/58;

- письмо ПАО «МТС» от 18.06.2018 с приложением копии договора от 01.12.2017 № МТS-0112-VM/2017, письма ООО «АйДиджитал» от 14.06.2018 № 14/07/2018/325, сведений ПАО «МТС» о доставке 05.04.2018 в 13:10 спорного SMS на номер <…> от отправителя с буквенным идентификатором «SKB-BANK»;

-  письмо ПАО «МТС» от 29.06.2018;

- письмо ПАО «СКБ-банк» от 04.07.2018 № 7.9/17490 с приложением копий  договора от 16.11.2009 № 382/4-09-872, скриншота файла, направленного ПАО «СКБ-банк» в адрес ООО «АйДиджитал»;

-  письмо ООО «СМС сервисы» от 06.06.2018 № 0606/2018-21 с приложением копий договора от 01.01.2018 № 0101/2018-ТП;

-  письмо ООО «АйДиджитал» от 05.06.2018 № 0506/2018-501;

- письмо ООО «АйДиджитал» от 16.08.2018 № 1608/2018-001;

- письмо ООО «АйДиджитал» от 07.08.2018 № 0708/2018-656;

- копии договора от 01.06.2015 № 199.1.6-15-725, приложенные к  письмам ООО «АйДиджитал» от 05.06.2018 № 0506/2018-501 b от 07.08.2018 № 0708/2018-656, письму ПАО «СКБ-банк» от 04.07.2018 № 7.9/17490;

- копии лицензии № 121040 от 10.06.2014, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, приложенные к письмам ООО «АйДиджитал» от 05.06.2018 № 0506/2018-501, от 07.08.2018 № 0708/2018-656;

- копии справки из ССУПС ООО «АйДиджитал», приложенные к письмам ООО «АйДиджитал» от 05.06.2018 № 0506/2018-501, от 07.08.2018 № 0708/2018-656;

- письмо ПАО «СКБ-банк» от 13.08.2018 № 7.9/21363;

- копия приказа председателя правления ПАО «СКБ-банк» от 30.03.2018 № 198 с приложением № 1 «Условия предоставления о сопровождения потребительского кредита «На всё про всё»;

- копия типовой формы кредитного договора, утвержденной председателем правления ПАО «СКБ-банк» от 22.06.2017 № 290,

- копия Распоряжения ПАО «СКБ-банк» от 04.10.2016 № 1631/1;

- письменные пояснения гражданина <...> от 29.08.2018;

- пояснения гражданина <...> при рассмотрении дела 30.08.2018, зафиксированные в протоколе от 30.08.2018 заседания Комиссии Архангельского УФАС России по рассмотрению дела № 03-05/22-2018 по признакам нарушения законодательства о рекламе;

- выписка из ЕГРЮЛ об ПАО «СКБ-банк».

 

Документов, материалов, указывающих, что Публичное акционерное общество «СКБ-банк» приняло достаточные меры по соблюдению требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» при направлении смс-сообщения с рекламой на номер абонента <…> Архангельским УФАС России при рассмотрении дела не получено, Публичным акционерным обществом «СКБ-банк» не представлено.

 

В соответствии ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Исходя из пояснений Публичного акционерного общества «СКБ-банк» от 04.07.2018 № 7.9/17490, абонентский номер <…> отключен от рассылки информации от Банка.

Обратного в материалы дела № 03-05/22-2018 не представлено.

Таким образом, руководствуясь пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, ввиду того, что нарушение Закона о рекламе устранено в добровольном порядке, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в части нарушения ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

Вместе с тем, поскольку в материалах дела № 03-05/22-2018 отсутствуют доказательства того, что в настоящее время реклама с нарушением ч. 1 и ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не распространяется, то у комиссии имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

 

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 37 – 45, 47, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия Архангельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу: «<…>! Реализуйте свои планы уже сегодня. Вам предварительно одобрен кредит на сумму до 245000 руб.! Подробности по тел. 8-800-1000-600. Оформить заявку: landings.skbbank.ru/credit?ldg=sms», распространенную 05.04.2018 в 13:10 посредством сетей электросвязи путем направления смс-сообщения с номера «SKB-BANK» через SMS-центр: +79168960390, -  на номер заявителя <…>, без согласия абонента на её получение, ненадлежащей, поскольку нарушены требования ч. 1 ст. 18, ч. 1 и ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

 

  1.  Признать Публичное акционерное общество «СКБ-банк» (ОГРН 1026600000460, ИНН 6608003052) рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем и нарушившим требования ч. 1 ст. 18, ч. 1 и ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

  1. Выдать Публичному акционерному обществу «СКБ-банк» (ОГРН 1026600000460, ИНН 6608003052) предписание о прекращении нарушения ч. 1 и ч.3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 6 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

В соответствии с частями 1, 2 ст. 37 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

Подача заявления о признании недействительным решения, предписания антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания.

 

Председатель Комиссии:

 

Ю.Г. Цакулов

 

Члены Комиссии:

 

Н.М. Шестакова

 

Н.А. Футоран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дело № 03-05/22-2018

 

 

 

Публичное акционерное общество

«СКБ-банк»

ул. Куйбышева, д. 75, г. Екатеринбург, 620026

тел. (343) 355-75-75, 8-800-1000-600

факс (343) 251-42-22

<...>

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«05» сентября 2018 года                                                                                              г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии

 

-

Цакулов Ю.Г.

заместитель руководителя

Архангельского УФАС России

Члены Комиссии:

-

Шестакова Н.М.

 

главный специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

и рекламы Архангельского УФАС России

 

 

-

 

Футоран Н.А.

ведущий специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

и рекламы Архангельского УФАС России

 

на основании решения от 05.09.2018 по делу № 03-05/22-2018 о признании Публичного акционерного общества «СКБ-банк» (ОГРН 1026600000460, ИНН 6608003052) нарушившим требования ч. 1 ст. 18, ч. 1 и ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии со статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Публичному акционерному обществу «СКБ-банк» (ОГРН 1026600000460, ИНН 6608003052) с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы посредством сетей электросвязи путем направления смс-сообщения следующего содержания: «<...>! Реализуйте свои планы уже сегодня. Вам предварительно одобрен кредит на сумму до 245000 руб.! Подробности по тел. 8-800000-600. Оформить заявку: landings.skbbank.ru/credit?ldg=sms», - с нарушением требований ч. 1 и ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;

 

2. Публичному акционерному обществу «СКБ-банк» (ОГРН 1026600000460, ИНН 6608003052)  в срок не позднее 22 октября 2018 года с момента получения настоящего предписания представить в Архангельское УФАС России по адресу: г.Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2, - письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания.

 

В соответствии с ч. 2.4 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания. Подача заявления о признании недействительным решения, предписания антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания. Постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии:

 

 

Ю.Г. Цакулов

 

 

Члены Комиссии:

 

Н.М. Шестакова

 

 

Н.А. Футоран

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны