Определение №03-05И/1297 Определение 03-05/48-17 от 19 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 03-05/48-17

 

 

1. Рекламно-информационное издание «Независимая Звездочка Имидж»

(рекламораспространитель, заинтересованное лицо)

 

адрес: 164501, Архангельская обл.,
г. Северодвинск, ул. Индустриальная, д. 55

e-mail: nz01@list.ru

 

2. КПК «Сберзайм»

(рекламопроизводитель, рекламодатель)

адрес: 163500, Архангельская обл.,
г. Северодвинск,
пр. Ленина, 21, оф. 1

 

3. ООО «Типография Премьер»

адрес: 160011, г. Вологда,

ул. Козленская, д. 63, оф. 43

 

4. Заявитель <...>

 

 

 

 Определение о прекращении производства  по делу № 03-05/48-17

 

«16» марта 2018 года                                                                                                                                   г. Архангельск

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии

-

Цакулов Ю.Г. 

заместитель руководителя, начальник отдела

антимонопольного контроля и рекламы

Архангельского УФАС России;

 

Члены Комиссии:

-

Шестакова Н.М.

 

главный специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

 

 

-

Ипатова Т.В. 

ведущий специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России,

 

            рассмотрев дело № 03-05/48-17, возбужденное по заявлению гражданина <...>, по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – ФЗ «О рекламе»), выразившемся в размещении в рекламно-информационном издании «Независимая Звездочка Имидж», выпуск № 45 (775) от 14.11.2017 рекламы кредитного потребительского кооператива «Сберзайм» (далее по тексту — КПК «Сберзайм») с нечитаемым текстом.

 

            в отсутствие:

  • рекламно-информационного издания «Независимая Звездочка Имидж»;
  • КПК «Сберзайм» ;
  • ООО «Типография Премьер»;
  • заявителя <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

            23.11.2017 (входящий № 7973) в адрес  Архангельского УФАС России поступило заявление гражданина <...> с приложением рекламно-информационного издания «Независимая Звездочка Имидж», выпуск № 45 (775) от 14.11.2017. По мнению заявителя, на первой странице газеты размещена реклама кредитного потребительского кооператива «Сберзайм» (далее по тексту — КПК «Сберзайм») с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»), выразившимися в нечитаемости текста по нижнему краю  сообщения: «СБЕРЗАЙМ Акция «беспроцентный заём» Первые 14 дней бесплатно 0%… Стоп большие проценты. Теперь никаких 1% в день! Наверное, это самые выгодные условия? Пенсионер — от 0,5% в день!… КПК «Сберзайм» т. 8 911 683 88 83, 8 (8184) 50 34 74...». Далее текст нечитаем.

           

            15.12.2017 возбуждено дело № 03-05/48-17 в отношении рекламно-информационного издания «Независимая Звездочка Имидж» и кредитного потребительского кооператива «Сберзайм» (далее КПК «Сберзайм»).

 

            КПК «Сберзайм» письмом от 15.01.2018 № 81 сообщил следующее: рекламный модуль в рекламно-информационное издание «Независимая Звездочка Имидж» был предоставлен менеджером КПК «Сберзайм», был выполнен в надлежащем качестве и по содержанию отвечал всем требованиям ФЗ «О рекламе». Руководством рекламно-информационного издания «Независимая Звездочка Имидж» модуль был согласован и принят к исполнению для печати и дальнейшего его распространения в газете. В настоящее время руководителем КПК «Сберзайм» предприняты все меры по недопущению нарушений в сфере рекламного законодательства.

            КПК «Сберзайм» были представлены газета «Независимая Звездочка Имидж» от 10.01.2017 № 51 (781) и рекламный еженедельник «Регион29» от 24.12.2017 № 50 (794), в которых размещены аналогичные рассматриваемой рекламной информации модули с четким читаемым  текстом.

             

            В письменных пояснениях ООО «ИД Гиперборей» сообщило: рекламный модуль был предоставлен заказчиком надлежащего качества со всей необходимой по закону информацией. Текст, по мнению ООО «ИД Гиперборей», читаем, а поскольку не существует требований к размеру шрифта по высоте и ширине символа, то логично потратить оплачиваемое место на более актуальную информацию. Заказчик не знал особенностей ролевой офсетной печати за газетной бумаге, которые включают в себя плавающее качество, т. к. газетная бумага (в отличие от офисной) при прохождении через печатную машину класса «ньюс-принт» растягивается, что приводит к некоторому искажению изображения при выполнении работ неопытным оператором.

 

            Дело № 03-05/48-17 назначено к рассмотрению на 16.02.2018.

 

            КПК «Сберзайм» представило Управлению выпуски газет «Независимая звездочка» № 54 (784) от 23.01.2018 и «Регион 29» № 41 (785) от 22.10.2018 с публикациями рассматриваемого рекламного модуля с читаемым, хорошо различимым текстом и пояснение о согласовании модуля директором ООО «ИД «Гиперборей».

 

            19.02.2018 рассмотрение дела № 03-05/48-17 отложено на 16.03.2018.

 

            ООО «Типография «Премьер» письмом от 05.03.2018 (исх. № 18) сообщило: макет рассматриваемого рекламного объявления  предоставлялся заказчиком - ООО «Издательский дом «Гиперборей». Файлы, передаваемые на печать, не хранятся в типографии, объем памяти оборудования не позволяет этого делать. Правки и изменения в макеты типография не вносит. Претензий по качеству данного номера от  рекламно-информационного издания «Независимая Звездочка Имидж» и КПК «Сберзайм» не поступало.

 

            Комиссия Архангельского УФАС России всесторонне, полно и объективно изучив и проанализировав представленные материалы дела № 03-05/45-17 доказательства, установила следующее.

            В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

            Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

            Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

            Согласно Международному кодексу рекламной практики, под потребителем рекламы понимается любое лицо, которому адресована реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.

            Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

            Рассматриваемая информация распространяется посредством бесплатного рекламно-информационного еженедельного издания «Независимая Звездочка Имидж, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования -  займам, предоставляемым КПК «Сберзайм», формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования и его продвижение на рынке, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».

            Факт размещения рассматриваемой рекламы сторонами не оспаривается.

 

            В соответствии со ст. 36 Закона от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

            Согласно ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

            В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

            Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

                       

            Частями 1, 6  статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) определено, что потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим Кодексом законами о потребительских кооперативах.

            В силу п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее по тексту – ФЗ «О кредитной кооперации») кредитный потребительский кооператив граждан - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно физические лица.

            Статья 4 ФЗ «О кредитной кооперации» предусматривает, что кредитный кооператив предоставляет займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива (пайщиком).

            Кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О кредитной кооперации».

            Статья 11 ФЗ «О кредитной кооперации» предусматривает порядок приема в члены кредитного кооператива (пайщики). Таким образом, членами кредитного кооператива (пайщиками) могут быть физические лица, достигшие возраста 16 лет, и (или) юридические лица. Заявление о приеме в члены кредитного кооператива (пайщики) подается в письменной форме в правление кредитного кооператива. В указанном заявлении должно содержаться обязательство соблюдать устав кредитного кооператива. Членство в кредитном кооперативе возникает на основании решения правления кредитного кооператива со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков). Такая запись в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) вносится после уплаты обязательного паевого взноса, а также после уплаты вступительного взноса в случае, если внесение вступительного взноса предусмотрено уставом кредитного кооператива. Члену кредитного кооператива (пайщику) выдается документ, подтверждающий его членство в кредитном кооперативе.

            В рассматриваемой рекламе текст, расположенный в нижней части, выполнен в нечитаемом варианте, что позволяет сделать вывод об отсутствии части существенной информации о том, что рекламируемыми услугами могут воспользоваться только члены кооператива.

            С учетом изложенного рассматриваемая реклама является ненадлежащей, то есть нарушающей положения п. 2 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

           

            На основании свидетельства  о регистрации  ПИ № ТУ 29 — 00419 от 22.02.2013 газета  «Независимая звездочка Имидж» зарегистрирована как периодическое печатное издание; примерная тематика и (или) специализация: реклама товаров, услуг, фирм; освещение экономических и общественно значимых событий, происходящих в Архангельской области, реклама более 40 %; территория распространения: Архангельская область. Учредителем газеты «Независимая звездочка Имидж» является ООО «Издательский дом Гиперборей».

           

            Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

            Статьей 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама  и недостоверная реклама не допускаются.

 

            Ответственность за нарушение п. 2 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» несут рекламодатель (в соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе» - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо) и рекламопроизводитель (лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму — п. 6 ст. 3 ФЗ «О рекламе») - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

            Рекламораспространитель (в соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе» - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств) не несет ответственности за нарушение  требований п. 2 ч. 3 и  ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

 

            Рекламодателем и рекламопроизводителем спорной рекламы является  КПК «Сберзайм», о чем свидетельствуют: договор с ООО «Издательский дом Гиперборей» на размещение рекламы от 10.01.2017, счет № 1265 от 27.11.2017, акт № 001273 от 27.11.2017, макет рекламного модуля, представленного ООО «Издательский  дом Гиперборей».

            Рекламораспространителем является рекламно-информационное издание «Независимая Звездочка Имидж».

 

            Макет рекламы КПК «Сберзайм» был передан в ООО «Издательский дом Гиперборей» в готовой форме, с читаемым текстом и надлежащего качества. Аналогичные модули рекламы КПК «Сберзайм» в представленных рекламно-информационном издании «Независимая звездочка Имидж» от 26.12.2017 № 51 (781) и № 54 (784) (отпечатанных в типографии «Премьер»), рекламном еженедельнике «Регион 29» от 24.12.2017 № 50 (794) и № 41 (785) от 22.10.2017, отпечатанных в ООО «Северодвинская типография» так же выполнены с четким, различимым шрифтом.

            Пояснения ООО «ИД Гиперборей» так же свидетельствуют о том, что рекламный модуль КПК «Сберзайм» был представлен в надлежащем качестве, искажение изображения могло произойти в типографии в связи с особенностями  ролевой офсетной печати на газетной бумаге.

           

            Таким образом, вины рекламодателя и рекламопроизводителя не имеется.

            ООО «Типография Премьер» рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем не является.

 

            Руководствуясь статьями 33, 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 37 – 45, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508), Комиссия Архангельского УФАС России,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1.  Признать рекламу в рекламно-информационном издании «Независимая Звездочка Имидж», выпуск № 45 (775) от 14.11.2017 (учредитель ООО «ИД Гиперборей») на странице 1: «СБЕРЗАЙМ Акция «беспроцентный заём» Первые 14 дней бесплатно 0%… Стоп большие проценты. Теперь никаких 1% в день! Наверное, это самые выгодные условия? Пенсионер — от 0,5% в день!… КПК «Сберзайм» т. 8 911 683 88 83, 8 (8184) 50 34 74...» с нечитаемым текстом по нижнему краю модуля ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования  п. 2 ч. 3 и ч. 7  ст. 5  ФЗ «О рекламе».

 

2.  Производство по делу № 03-05/48-17 прекратить.

 

            В соответствии ст. 37 ФЗ «О рекламе» решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания. Подача заявления о признании недействительным решения, предписания антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания. Постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии:

 

Ю.Г. Цакулов

 

 

 

Члены Комиссии:

 

Н.М. Шестакова

 

Т.В. Ипатова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны