Решение №03-05И/1388 Решение 03-05/55-17 от 26 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 03-05/55-17

 

 

1. ООО «Газета «Вечерний Северодвинск»

(рекламопроизводитель, рекламораспространитель)

 

164520,  Архангельская обл.,

г. Северодвинск, ул. Первомайская, д. 15

 

E-mail: reklamsn@atnet.ru

 

2. ИП Пескишев А.Н.

(рекламодатель)

 

E-mail:abw-1234@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

РЕШЕНИЕ

   по делу № 03-05/55-17

 

Резолютивная часть оглашена «21» марта 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено «23» марта 2018 года

 

«23» марта 2018 года                                                                                                                   г. Архангельск

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту – Архангельское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии

 

-

Цакулов Ю.Г.

заместитель руководителя, начальник отдела

антимонопольного контроля и рекламы

Архангельского УФАС России;

 

Члены Комиссии:

-

Шестакова Н.М.

главный специалист-эксперт

отдела  антимонопольного контроля

и рекламы Архангельского УФАС России;

 

 

-

Ипатова Т.В.

 

ведущий специалист-эксперт

отдела  антимонопольного контроля

и рекламы Архангельского УФАС России,

 

            рассмотрев дело № 03-05/55-17, возбужденное по инициативе Архангельского УФАС по признакам нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1, 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – ФЗ «О рекламе»),

 

            в отсутствие:

  • лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе — ООО «Газета «Вечерний Северодвинск»,  надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, в заседание Комиссии по рассмотрению дела № 03-05/55-17 не явилось, представителей для участия в рассмотрении дела  № 03-05/55-17 не направило;
  • лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе — ИП Пескишева А.Н.,  на 21.03.2018 отсутствуют данные о своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела № 03-05/55-17.

 

УСТАНОВИЛА:

            При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе в рекламном издании «ВС — Северная неделя» выпуск № 43 (1068) от 30.10.2017 (учредитель ООО «Газета «Вечерний Северодвинск») на странице 1 выявлена информация следующего содержания: «Деньги под залог недвижимости до 900 000 руб 8-900-911-29-25 в день обращения по договору залога» с признаками нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1, 3 ст. 28  ФЗ  «О рекламе».

 

            21.12.2017 в отношении ООО «Газета «Вечерний Северодвинск» возбуждено дело № 03-05/55-17.

 

            На определение о возбуждении дела № 03-05/55-17 от 21.12.2017 ООО «Газета «Вечерний Северодвинск» письмом от 27.12.2017 № 92 (вх. № 99 от 09.01.2018) сообщило следующее: рассматриваемая рекламная информация была размещена в газете «Северная неделя» ИП Пескишевым А.Н. в номерах с 33 по 46. Обработка и сверка текста, сдача в печать, контроль оплаты производился менеджером рекламного отдела Копыловой И.С. Текст макета передан ИП Пескишевым А.Н. посредством электронной почты, менеджером после согласования с рекламодателем в макет вносились корректировки. Первая заявка поступила от ИП Пескишева А.Н. 16.08.2017, к тексту менеджер добавила фамилию ИП и ОГРН, предварительно согласовав эти изменения с редактором и рекламодателем. В таком виде реклама в газете «Северная неделя» выходила с №№ 33 по 36. Второй измененный макет был отправлен 12.09.2017, при внесении изменений дизайнером были утрачены фамилия ИП и ОГРН, реклама без этих данных выпускалась в газете с № 37 по № 40. В макет, направленный в адрес редакции 10.10.2017, были добавлены ограничения по сумме залога, фамилия ИП и ОГРН отсутствовали. Оплата  производилась ИП Пескишевым А.Н. наличными средствами через кассу с выдачей кассового чека.

 

            Определением от 24.01.2018 рассмотрение дела № 03-05/55-17 отложено  на 15.02.2018, к участию в рассмотрении дела в качестве рекламодателя привлечен ИП Пескишев Александр Николаевич.

 

            На запрос Архангельского УФАС России от 24.01.2018 № 02-09/312 о предоставлении доступа к информации из автоматизированной системы «Российский паспорт» ФАС России направило регистрационные данные, согласно которым в период с 2016 ИП Пескишев А.Н. был зарегистрирован по двум адресам в г. Архангельске, по которым ИП Пескишеву А.Н. заказными письмами с уведомлением было направлено определение об отложении дела № 03-05/55-17 от 24.01.2018. Определение также было направлено на электронный адрес — abw-1234@yandex.ru, посредством которого ООО «Газета «Вечерний Северодвинск» осуществляло согласование с ИП Пескишевым  А.Н. печать рекламного модуля.

 

            Письмом от 25.01.2018 № 10 ООО «Газета «Вечерний Северодвинск» сообщило о прекращении нарушения.

            В соответствии с представленными ООО «Газета «Вечерний Северодвинск» документами, договор от 16.08.2017 на размещение рекламы и рекламно-информационных материалов заключался между ИП Пескишевым Александром Николаевичем и ООО «Рекламное агентство «Северная неделя». Договором от 25.12.2017 между ООО «Рекламное агентство «Северная неделя» (Покупатель) и ООО «Газета «Вечерний Северодвинск» (Продавец), предусмотрено, что Продавец обязуется передать в собственность, а Покупатель обязуется принимать и оплачивать рекламные площади в газете «Вечерний Северодвинск». При этом ответственность за содержание рекламных материалов несет Покупатель.

            В дело представлена объяснительная записка менеджера рекламного отдела ООО «Рекламное агентство «Северная неделя» Копыловой И.С. на имя директора ООО «Газета «Вечерний Северодвинск», в которой сообщается, что рекламное объявление с нарушением требований ФЗ «О рекламе» было допущено ею по невнимательности, что и привело к рассматриваемому  нарушению. Данная реклама не была согласована с директором ООО «Газета «Вечерний Северодвинск».

           

            На запрос Архангельского УФАС России от 26.02.2018 (исх. № 03-05И/921) инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Архангельску представила выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 06.03.2018, согласно которой ИП Пескишев А.Н. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 08.11.2013. На адрес, указанный в выписке, ИП Пескишеву А.Н. заказным письмом направлена копия определения от 26.12.2018.

            На день рассмотрения дела 21.03.2018 данные о своевременном извещении ИП Пескишева А.Н. о месте и времени рассмотрения дела № 03-05/55-18 отсутствовали.

           

            Комиссия Архангельского УФАС России всесторонне, полно и объективно изучив и проанализировав представленные материалы дела № 03-05/55-17 доказательства установила следующее.

            В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

            Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

            Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

            Согласно Международному кодексу рекламной практики, под потребителем рекламы понимается любое лицо, которому адресована реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.

            Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

 

            Рассматриваемая информация «Деньги под залог недвижимости до 900 000 руб 8-900-911-29-25 в день обращения по договору залога» распространялась посредством публикации рекламного объявления в газете «ВС — Северная неделя» выпуск № 43 (1068) от 30.10.2017 (учредитель ООО «Газета «Вечерний Северодвинск») на странице 1, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования — деньгам под залог недвижимости, формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования и его продвижение на рынке, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».

 

            Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

            При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации (ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

            В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

            Статьей 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

           

            В соответствии ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

            Частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

            Согласно ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

 

            Из смысла части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» следует, что реклама должна содержать всю существенную информацию о рекламируемой услуге, об условиях ее предоставления, не допускающую искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителя рекламы.

            В рассматриваемой рекламе неполнота отраженных условий создает иллюзию о рекламируемой услуге и порядке ее приобретения ввиду отсутствия в рекламе существенных условий оказания такой услуги (реклама не содержит наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность, срок предоставления займа, срок предоставления займа, условий, определяющих размер займа, условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугой лица).

            В данном случае отсутствующая информация с предложением предоставления денежной суммы по договору залога является существенной, так как может повлиять на намерение потребителя получить предлагаемый рекламой займ под залог недвижимости.

           

            С учетом изложенного, в рассматриваемой рекламе нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 и ч. 3 ст. 28  ФЗ «О рекламе».

 

            В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой № П 3835 от 07.07.1999 газета «ВС-Северная неделя» зарегистрирована как рекламное издание (частные объявления, кроссворды, анекдоты, справочные материалы, реклама), территория распространения г. Архангельск, Архангельская область.

            Издателем газеты «ВС- Северная неделя» является ООО «Газета «Вечерний Северодвинск» на основании договора подряда № 05 на выполнение полиграфических работ от 01.04.2016, заключенного с  ООО  «Север-принт».

 

            Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5, ч. 1 и 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

            Рекламодателем (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо - п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе») спорной рекламы является ИП Пескишев Александр Николаевич, о чем свидетельствуют: договор на размещение рекламы и рекламно-информационных материалов № 31 от 16.08.2017, копия кассового чека от 30.10.2017 на сумму 2 500 (Две тысячи пятьсот) рублей, скан-переписка с почтового адреса abw-1234@yandex.ru.

 

            В соответствии с ч. 8 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламопроизводитель (лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму — п. 6 ст. 3 ФЗ «О рекламе») несет ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 и 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

            Рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств — п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе») в соответствии с п.7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» несет ответственность за нарушение ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

 

            ООО «Газета «Вечерний Северодвинск» факт нарушения не оспаривает и признает, что нарушение произошло по технической ошибке и по невнимательности менеджера по рекламе Копыловой И.С.

            Таким образом, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рекламного модуля является ООО «Газета «Вечерний Северодвинск», о чем свидетельствуют: договор на размещение рекламы и рекламно-информационных материалов № 31 от 16.08.2017, договор № 05 на выполнение полиграфических работ от 01.04.2016, договор с ООО «Рекламное агентство «Северная неделя» от 25.12.2007.

 

            В соответствии ч. 1 ст. 36 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

            На основании п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508) при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

            Руководствуясь статьями 33, 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 37 – 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508), Комиссия Архангельского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

            1. Признать рекламу «Деньги под залог недвижимости до 900 000 руб 8-900-911-29-25 в день обращения по договору залога», размещенную на первой странице рекламного издания «ВС — Северная неделя» выпуск № 43 (1068) от 30.10.2017, ненадлежащей, поскольку нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 и 3 ст. 28  ФЗ «О рекламе».

 

            2. Признать ООО «Газета «Вечерний Северодвинск» рекламопроизводителем и рекламораспространителем и нарушившим требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 и 3 ст. 28  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

            3. Признать ИП Пескишева А.Н. рекламодателем и нарушившим требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 и 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

            4. Предписания  о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Газета «Вечерний Северодвинск» и ИП Пескишеву А.Н. не выдавать.

 

            5. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

            В соответствии с частями 1, 2 ст. 37 ФЗ «О рекламе» решение антимонопольного органа может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

            Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания. Постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

           

 

 

 

Председатель Комиссии:

 

Ю.Г. Цакулов

 

 

Члены Комиссии:

 

Н.М. Шестакова

 

 

 

Т.В. Ипатова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны