Уведомление №03-05Ш/1269 Определение о возбуждении 12-2017 от 27 марта 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
|
Дело № 03-05/12-2017 |
|||||
ООО «ЛЕТО»
165680, Архангельская область, Вилегодский район, село Ильинско-Подомское, ул. Зеленая, д. 8
165680, Архангельская область, Вилегодский район, село Ильинско-Подомское, ул. Советская, д. 1
|
|||||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|||||||
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
«24» марта 2017 года г. Архангельск
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Цакулов Юрий Геннадьевич, рассмотрев материалы, представленные отделом антимонопольного контроля и рекламы,
УСТАНОВИЛ:
На оборотной стороне квитанции за ЖКУ февраль 2016 размещена информация следующего содержания: «СтройДомМебель с. Ильинск ул. Советская д. 1 МЯГКАЯ И КОРПУСНАЯ МЕБЕЛЬ ...Кредит….» с признаками нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая информация распространена на оборотной стороне квитанции за ЖКУ февраль 2016, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – мягкая и корпусная мебель, формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».
Одновременно рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к финансовым услугам – к услугам по кредиту.
В соответствии со ст. 36 Закона от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.
Согласно ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Регулируемые нормами гражданского законодательства кредитные правоотношения различны по своему содержанию и субъектному составу. В частности, статья 488 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) предусматривает продажу товара в кредит, под которой понимается оплата товара через определенное время после его передачи покупателю. Параграфы 2 и 3 главы 42 ГК РФ регулируют правоотношения по предоставлению банковского, товарного и коммерческого кредита.
В соответствии со ст. 489 ГК РФ договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку. К договору о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа применяются правила, предусмотренные пунктами 2, 4 и 5 ст. 488 ГК РФ.
В силу ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
На основании п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции») под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Опубликованный текст рекламного объявления содержит условия приобретения товаров в кредит.
Рассматриваемая реклама формирует интерес к конкретным финансовым услугам: банковским услугам по предоставлению кредита. При этом в данном рекламном объявлении не указаны сведения о лице, предоставляющем кредит.
Отсутствие в рассматриваемой рекламе сведений о наименовании банка противоречит ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Поскольку указанная реклама финансовой услуги по представлению кредита направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.
Отсутствующая в рассматриваемой рекламе информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит.
В момент восприятия рассматриваемой рекламы у потребителя создается впечатление о возможности получения кредита непосредственно в магазине по указанному в рекламе адресу.
Отсутствие информации о лице, предоставляющем кредит, вводит в заблуждение потребителей рекламы, что противоречит ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Согласно ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине (ч. 8 ст. 38 ФЗ «О рекламе»).
Рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем является ООО «ЛЕТО».
На основании статей 33, 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508),
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 03-05/12-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «ЛЕТО».
3. Назначить дело № 03-05/12-2017 к рассмотрению на «24» апреля 2017 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2, кабинеты 102, 109.
Явка законного представителя ООО «ЛЕТО», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе либо представителя при наличии надлежащим образом оформленной доверенности обязательна!
В случае неявки в назначенное время дело № 03-05/12-2017 будет рассмотрено без участия сторон и без учета их мнения.
4. ООО «ЛЕТО» в срок до «21» апреля 2017 года представить по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2 (тел./факс: 21-54-45, to29@fas.gov.ru) следующую информацию (документы и материалы):
- объяснения, пояснения, возражения с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции (в письменной форме);
- информацию о рекламодателе указанной рекламы;
- копию договора на распространение указанной рекламы;
- копию заявки на размещение данной рекламы;
- макет или информацию, представленную заказчиком для создания и/или распространения рассматриваемой рекламы (распечатку рекламных материалов, представленных заказчиком в электронном виде для опубликования рекламных материалов, в том числе, материалы, показывающие поступление рекламной информации по электронной почте);
- документы, свидетельствующие об утверждении заказчиком, или лицом, уполномоченным заказчиком, макета рассматриваемого рекламного объявления;
- документы, подтверждающие оплату рекламодателем распространение указанной рекламы (копии счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ и т.п.);
- сведения о лицах, предоставляющих рассрочку и кредит, указанные в рассматриваемой рекламе: в случае если рассрочка и кредит предоставляется банками – копии соглашений (а также приложений к ним), заключенных с банками; в случае если рассрочка и кредит предоставляется непосредственно магазином – информацию обо всех условиях рассрочки и кредита, а также копию соответствующего типового договора, заключаемого с потребителями;
- иную информацию для полного, всестороннего и объективного рассмотрения настоящего дела.
Информация должна быть представлена в полном объеме по каждому из пунктов запроса.
В случае отсутствия запрашиваемой информации по пункту запроса, указать на невозможность представления запрашиваемых сведений с пояснениями (в письменной форме).
Доводим до Вашего сведения, что на основании ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно п. 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508) стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе:
- знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них;
- давать устные и письменные объяснения;
- представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании;
- заявлять ходатайства;
- делать заявления;
- возражать против заявлений и доводов других лиц;
- пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Примечание:
- С материалами дела № 03-05/12-2017 можно ознакомиться в Архангельском УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2, кабинет 102 (исполнитель – Шестакова Наталья Михайловна, 207-007).
2.Для организации допуска в помещения Архангельского УФАС России просим заблаговременно (за 1-2 дня до даты рассмотрения настоящего дела) сообщить данные (фамилия, имя, отчество) представителей лиц, которые будут принимать участие в рассмотрении дела № 03-05/12-2017 для оформления пропусков по телефону: 20-70-07.
3.Полномочия сторон должны быть подтверждены соответствующими документами.
4.Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела № 03-05/12-2017 и не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и печатью юридического лица (подписью и печатью индивидуального предпринимателя).
5.При направлении документов ссылка на номер дела 03-05/12-2017 обязательна!
Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов